Рабочая программа для 11 класс электив

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области




Принята

на педагогическом совете

от .08.2014 года протокол №

Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ № 39

от .09.2014 года №


Рабочая программа

элективного курса «Основы медицинской генетики» в 11 классе



Разработала

учитель биологии

Фурычева Е. Г.


2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программа Дряхловой И.Н. «Основы медицинской генетики»( см.Сборник элективных курсов образовательной области «Естествознание» автор-составитель к.п.н. Алексеева Е.В. г. Нижний Новгород .НИРО 2008 г.)

Генетика занимает особое место среди фундаментальных биологических дисциплин .Она изучает универсальные для всех живых организмов существ законы наследственности и изменчивости. Без знаний современной генетики невозможно понять сущность жизни и главные свойства живого.

Достижения генетики используются при изучении проблем иммунитета, трансплантации органов и тканей; в онкологии, генной инженерии и биотехнологии; при гигиенической оценки окружающей среды, определении устойчивости микроорганизмов к лекарственным препаратам.

Знания генетики необходимы врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней.

Бурное развитие в последние десятилетия медицинской генетики с вязано с развитием науки, запросами клиники и широким распространением сети медико-генетических консультаций.

Программа представленного курса предназначена для учащихся 10 и 11 классов естественнонаучного профиля и рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).

Особенность курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики, поднимает проблемы познавательные и репродуктивные. Данный курс позволяет учащимся получить целостное представление о генетической и биологической науках и решить для себя вопрос определения выбора профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки(медицинской, агрономией, экологией, микробиологией). Курс основан как на классических, так и на современных достижениях генетической науки и отражает сложность и многогранность её.

Формированию познавательного интереса значительно способствует связь содержания изучаемого материала с практической значимостью тех или иных сведений для учеников. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, который исследуется в современной науке и широко освящается в средствах массовой информации. Например, проблема наследственных заболеваний и их лечение.

Программа курса состоит из семи основных разделов, которые рассматривают вопросы наследственности, изменчивости на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом. Такое построение программы логично и соответствует индуктивному мышлению учащихся. Программа устанавливает межпредметные связи с химией, экологией, медициной.

Курс построен таким образом, что в начале каждой главы даются теоретические знания в форме лекций, беседы, демонстрации видеофильма либо с опережающих заданий учащимся по теме. Затем следует практическая часть учебной деятельности с применением инструкций, которая включает практические работы, экскурсии, защиту проектов, ролевую игру, тестовые задания.

Все формы работы направлены на усвоение, а также дополнение и углубление базовых знаний учащихся по генетике, развитие логического мышления, формирование здорового образа жизни. Организация практической деятельности учащихся в рамках курса реальна в условиях современной школы, так как применяемые средства обучения доступны каждому учителю.

Новизна курса заключается в большом объеме практических работ, а актуальность его состоит в том, что эти знания востребованы учащимися и отвечают запросам их родителей.

Цель курса:

- расширить и углубить знания учащихся по изучению генетики человека;

- помочь ученику сориентироваться в выборе профессии, связанной с биологическими знаниями;

-продолжить формирование практических умений учащихся.

Задачи курса:

1.Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний основ генетики.

2.Развитие генетического мышления, гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов развития.

3.Воспитание у школьников сознательного отношения к здоровью, пониманию его значимости для полноценной жизнедеятельности.

Формы проведения занятий: лекции, беседы, демонстрация видеофильмов, выступления учащихся, защита проектов ролевая игра, экскурсии, практические работы, тестирование (входящее, промежуточное, итоговое ).

Средства обучения:

-приборы : микроскоп, микропрепараты.;

-динамическое пособие на магнитах: митоз мейоз;

-модель ДНК;

-видеофильм;

-таблицы: «Строение клетки», «Схема строения хромосом и хромосомный набор человека», «Схема клеточного цикла и фаз митоза»,

«Схема гаметогенеза и схема мейоза», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Наследование групп крови человека»,»Наследовани е признаков сцепленных с полом», «Вариационный ряд и вариационная кривая», «Родословные схемы».

-инструктаж по выполнению практических работ;

-дмаграммы,

-схемы,

-рисунки,

-микрофотографии,

-учебник «Общая биология» профильный уровень авт-сост. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин.

-научно-популярная литература,

-справочники, словари,

-интернет-ресурсы,

-тестовые задания.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-Методы изучения генетики человека;

-строение и функции клеточных структур;

-виды деления клеток: митоз, мейоз;

-строение и функции нуклеиновых кислот;

-морфологические типы эукариотических хромосом;

-закономерности моно-,ди-, полигибридного скрещивания, взаимодействия генов, сцепленного наследования;

-причины и механизмы изменчивости;

-Виды генных и хромосомных аномалий.

Учащиеся должны уметь:

-пользоваться световым микроскопом;

-самостоятельного готовить микропрепараты;

-применять теоретические знания на практике;

-пользоваться таблицами, микрофотографиями, рисунками, схемами, диаграммами.

-делать выводы, анализировать;

-грамотно оформлять практические работы;

-решать генетические задачи;

-составлять и анализировать родословные схемы семей человека;

-уметь составлять схемы, диаграммы.

-пользоваться научно-популярной литературой;

-писать рефераты;

-выступать с сообщениями;

- рецензировать ответы учащихся;

-бережно относиться к своему здоровью.

Оценивание результатов обучения

Промежуточное оценивание: оценка выставляется за практические работы, выполнение тестов, проектов, отчеты по экскурсиям, выступления.


Содержание программы

Тема 1. Цитологические основы наследственности (6 часов).

Клетка- элементарная биологическая система. Метаболизм. Кариотип и кариограмма. Транспорт веществ в клетку и выведение из клетки. Отличие растительных и животных клеток.

Морфологические типы эукариотических хромосом. Гомологичные, гетерологичные хромосомы, аутосомы, половые хромосомы.

Основные этапы клеточного цикла. Биологическое значение митоза и мейоза.

Практические работы

  1. Изучение строения клеток растений и животных под микроскопом.

  2. Составление кариограммы нормального хромосомного набора человека.

  3. Составление схемы клеточного цикла.

  4. Изучение митоза в клетках корешка лука.

  5. Составление схемы мейоза.

Тема 2 Молекулярные основы наследственности (4 часа).

Химическое строение молекул ДНК и РНК.. Их роль в процессах жизнедеятельности клетки. Репликация ДНК. Принцип записи генетической информации в молекулах ДНК и РНК.

Определение гена. Типы молекул РНК, их функции. Сущность транскрипции и трансляции генетической информации. Принцип «мозаичного» строения генов. Процессинг РНК.

Практические работы

  1. Анализ нуклеотидного состава и нуклеотидных последовательностей фрагментов молекул нуклеиновых кислот.

  2. Определение степени гомологии нитей из различных молекул ДНК при денатурации и ренатурации.

  3. Решение генетических задач по моделированию этапов реализации наследственной информации( процессов транскрипции и трансляции).

Тема 3 Закономерности наследования. Гены в семьях.(8 часов)

Аллельные гены. Типы взаимодействия генов. Моногибридное скрещивание. Доминантный и рецессивный признаки. Особенности наследования, сцепленного с полом.

Неаллельные гены. Типы взаимодействия неаллльных генов. Полигенные признаки, полигенное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Независимое перераспределение признаков, контролируемых неаллельными генами негомологичных хромосом.

Сцепленные гены. Группы сцепления.

Определение частоты кроссинговера. Генетическое картирование. Сущность клинико-геналогического метода изучения наследственности человека., его значение для медицины.

Практические работы

1.Решение генетических задач на наследование признаков, контролируемых аллельными генами аутосом.

2.Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

3. Решение генетических задач на наследование признаков, контролируемых неаллельными генами негомологичных хромосом (несцепленными генами).

4. Решение генетических задач на наследование признаков, контролируемых неаллльными генами одной пары гомологичных хромосом(сцепленными генами).

5.Принцип генетического картирования хромосом.

6.Принцип составления и анализа родословных схем.

7.Защита проектов «Наследование признаков в моей семье».

Тема 4. Наследственность и среда, Изменчивость организмов.(3 часа).

Роль генотипа и факторов среды в изменчивости. Определение изменчивости. Классификация форм изменчивости, их характеристика.

Определение мутаций, типы мутаций. Классификация мутационных факторов, Мехвнизмы возникновения полиплоидии, анеуплодии, и хромосомных аберраций.

Практические работы

  1. Наследственность и влияние среды на рост человека.

  2. Моделирование различных мутационных изменений в структуре кодирующей нити ДНК.

Тема 5.Наследственная патология человека (4 час).

Классификация форм наследственной патологии человека. Характеристика генных. Геномных, хромосомных болезней.

Роль факторов среды в клиническом проявлении наследственных заболеваний. Мультифакториальные болезни.

Методы исследований заболеваний: клинико-генеалогический, близнецовый метод, составление и анализ кариограмм индивидуумов.

Практические работы

1.Анализ родословных схем при различных типах наследования заболеваний.

2.Составление и анализ кариограмм индивидуумом с различными хромосомными болезнями.

3.Решение генетических задач с использованием близнецового метода.

Тема 6 Лабораторные методы диагностики наследственных заболеваний (2часа)

Основные принципы применения лабораторных методов для диагностики и прогнозирования наследственных болезней человека. Использование цитогенетических, биохимических. Молекулярно-генетических методов в диагностике наследственных заболеваний.

Экскурсия

В лабораторию медико-генетической консультации.


Тема 7 Профилактика Наследственных заболеваний (4 часа)

Принципы профилактики наследственных патологий. Методы проведения профилактических мероприятий: медико-генетическое консультирование, пренатальная диагностика, неонатальный скрининг наследственных заболеваний, преконцепционная профилактика, улучшение состояния окружающей среды.

Ролевая игра

Моделирование практических вопросов медико -генетического консультирования.

Экскурсия

В анатомический музей при Нижегородской областной больнице им Н.А. Семашко

Учебный план


№п/п

Название тем курса

Всего часов

теории

практ.занятия

экскурсии


Введение в медицинскую генетику

1

1



1.

Цитологические основы наследственности

6

1

5


2.

Молекулярные основы наследственности

4

1

3


3.

Закономерности наследования. Гены в семьях.

8

1

7


4.

Наследственность и среда. Изменчивость организмов.

3

1

2


5.

Наследственная патология человека

4

1

2


6.

Лабораторные методы диагностики наследственных заболеваний

3

1

2


7.

Профилактика наследственных патологий

4

1

1

2

8.

Итоговый контроль знаний

1





Всего часов

34

8

21

4












Глава, тема занятия

Цели и задачи

Кол-во часов

Основные понятия урока

Форма проведения занятия

Задание на дом

Дата

Корректировка

1.

Введение в медицинскую генетику.

Дать понятие медицинской генетики; показать ее возрастающее значение в настоящее время; раскрыть достижения генетики для профилактики и лечения наследственных заболеваний

1

Генетика, медицинская генетика, цитогенетика, молекулярная и биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика развития, популяционная генетика, клиническая генетика.

Выучить определения понятий.

Глава 1. Цитологические основы наследственности

6


1(2)

Цитологические основы наследственности

Освоить технику световой микроскопии, изучить строение клеток разных организмов

Клетка, органоиды клетки, хромосомы, ДНК, анаболизм, катаболизм, кариотип, хроматиды, митоз, мейоз, интерфаза, гаметы

Беседа,

групповая работа

Выполнить рисунки

2(3)

Изучение строения клеток растений, животных и человека с помощью микроскопа

Научиться находить и различать на препарате основные компоненты клетки, сравнивать строение отдельных клеток, узнать их морфологические особенности

Клеточная оболочка, ядро, ядрышко. Цитоплазма, хлоропласты, цитоплазматическая мембрана

Практическая работа

Выполнить рисунки

3(4)

Составление кариограммы нормального хромосомного набора человека

Выявить морфологические отличия между отдельными хромосомами и группами хромосом, определить число хромосом в каждой группе.

Кариотип, кариограмма, хроматиды, центромера

Практическая работа

Выучить определения понятий

4(5)

Составление схемы клеточного цикла

Уметь составлять схему клеточного цикла и анализировать генетический смысл его этапов, изучить роль митотического деления клеток как цитологической основы

бесполого размножения и роста организмов

Клеточный цикл, фазы митоза, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор, диплоидный набор хромосом

Практическая работа

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ»

5(6)

Изучение митоза в клетках корешка лука

Уметь находить на микропрепарате делящиеся клетки и определять отдельные фазы митоза

Практическая работа

Выполнить рисунки

6(7)

Составление схемы мейоза

Уметь составлять схему двух делений мейоза и анализировать генетический смысл их этапов, изучить роль мейоза

Фазы мейоза, кроссинговер, кроссоверные некроссоверные гаметы, конъюгация, оплодотворение

Практическая работа

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ

Глава 2 Молекулярные основы наследственности

4


1(8)

Молекулярные основы наследственности

Рассмотреть химическое строение м, их роль в хранении и передаче наследственной информации молекул ДНК,РНК

ДНК, нуклеотиды, модель ДНК Уотсона-Крика, принцип комплементарности , РНК, виды РНК, функции ДНК, код ДНК, ген, экзоны, интроны, сплайсинг

Беседа

Выучить записи в тетради.

2(9)

Анализ нуклеотидного состава и нуклеотидных последовательностей фрагментов молекул нуклеиновых кислот

Проанализировать нуклеотидный состав и нуклеотидную последовательность разных фрагментов молекул ДНК и РНК, научиться составлять диаграммные изображения фрагментов молекул

Нуклеотидную последовательность, суммарный нуклеотидный состав ДНК,триплет

Практическая работа

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ

3(10)

Определение степени гомологии нитей из различных молекул ДНК при денатурации и ренатурации.

Ознакомиться с принципами денатурации, ренатурации молекул ДНК, научиться анализировать степень гомологии отдельных нитей этих молекул

денатурации, ренатурации степень гомологии отдельных нитей ДНК

Практическая работа

4(11)

Решение генетических задач на наследование признаков, контролируемых аллельными генами аутосом.

Научиться решать задачи по моделированию процессов транскрипции и трансляции с использованием таблицы генетического кода

Транскрипция, трансляция, генетический код, аминокислоты, стоп- и пуск- триплеты

Практическая работа

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ

Глава 3 Закономерности наследования. Гены в семьях.

8


1(12)

Закономерности наследования

Усвоить Закономерности наследования потомками признаков родителей и цитологические основы разных типов наследования

Гибридологический метод, моно-ди-полигибридное скрещивание,

генотип, фенотип, генный локус, аллельные,

неаллельные гены, гомологичные хромосомы,

множественный аллелелизм,

доминантный, рецессивный признаки, гомо-гетерозиготные организмы, полное и неполное доминирование, кодоминирование, сцепленное наследование, группы сцепления, признаки, сцепленные с полом, закон независимого расхождения признаков, генетические карты, морганида, дифференцирование длинного и короткого плеча хромосомы, группа крови. Резус-фактор, наследование признаков в аутосомно-доминантных, аутосомно- рецессивных, сцепленных с полом.

Лекция, с элементами беседы

Выучить записи в тетради

2(13)

Решение генетических задач на наследование признаков, контролируемых аллельными генами аутосом

Научиться составлять схемы моногибридных скрещиваний, познакомиться с действиями закона расщепления и его цитологическими основами при решении задач.

Практическая работа

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ

3(14)

Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом

Усвоить правила символической записи генотипов и гамет индивидуумов, а также составление схем наследования моногенных признаков, сцепленных с полом, изучить особенности наследования таких признаков у человека при решении задач.

Практическая работа

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ

4(15)

Решение генетических задач на наследование признаков

Научить составлять схемы дигибридных скрещиваний и наследования соответственных признаков у человека, изучить действие закона независимого распределения признаков и его цитологические основы при решении задач

Практическая работа

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ

5(16)

Решение генетических задач на наследование признаков, контролируемых неаллельными генами одной пары гомологичных хромосом(сцепленными генами)

Научиться составлять генотипические схемы сцепленного наследования, изучить закономерности наследования и его цитологические основы при решении задач.

Практическая работа

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ

6(17)

Принцип генетического картирования хромосом

Ознакомиться с принципами составления и анализа хромосомных карт, научиться определять положение отдельных генов на схеме дифференциально окрашенных хромосом человека

Хромосомные карты, частота кроссинговера, дифференциация участков хромосом, координаты гена

Практическая работа

7-8

(18-19)

Принципы составления и анализа родословных

Познакомиться с клинико-генеалогическим методом и возможностями его использования в генетике человека, научиться составлять и анализировать родословные

Родословные, схемы, символы, пробанд, сибсы, моно-дизиготные близнецы, носитель мутантного гена

Практическая работа, зашита проектов

Решить задачи с сайта «Решу ЕГЭ

Глава 4

Наследственность и среда. Изменчивость организмов

3


1(20)

Изменчивость организмов, ее виды

Получить представление о роли генотипа и факторов среды в формировании мультифакториальных признаков человека; изучить основные виды изменчивости и их возможные механизмы

Эксперессия, изменчивость, фенотипическая,(модификационная и онтогенетическая), генотипическая(комбинативная, мутационная), модифицирующие факторы, пенетрантность, норма реакции, мутации, мутагены(физические, химические, биологические, классификация мутаций.

Лекция

Выучить записи в тетради

2(21)

Наследственность и влияние среды на рост человека

Познакомиться с принципами биометрической обработки материала и ее использование при анализе количественных признаков человека

Генотипическая неоднородность, вариационный ряд, вариационная кривая

Практическая работа

3(22)

Моделирование различных мутационных изменений в структуре кодирующей нити ДНК

Изучить молекулярные механизмы генных мутаций

Мутантные гены, серповидноклеточная анамея

Практическая работа

Подготовить сообщение

Глава 5

Наследственная патология человека

5


1(23)

Формы наследования патологии человека и методы ее изучения

Получить представление о формах наследованой патологии человека и методах ее изучения

Генные болезни: фенилкетонурия, альбинизм, галактоземия, алкаптонурия, муковисцидоз,

аходроплазмия, гемофилия, талассемия

Беседа, выступления учащихся

Выучить записи в тетради,
подготовить сообщение

2(24)

Анализ родословных схем при различных типах наследования генных заболеваний

Научиться использовать клинико-генеалогический метод для определения типа наследования моногенных болезней и расчета риска появления больных в потомстве

Хромосомные болезни: синдром Патау, синдром Эдвардса, синдром Дауна, синдром «кошачьего крика»,синдром Орбели, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера

Практическая работа

Выучить записи в тетради

3(25)

Составление и анализ кариограмм индивидуумов с различными хромосомными

болезнями

Научиться составлять и анализировать кариограммы больных с хромосомной патологией

Практическая работа

Закончить схему

4(26)

Решение генетических задач с использованием близнецового метода

Научиться анализировать соотношение ролей факторов наследственности и среды в развитии патологических признаков человека

Близнецовый метод. Конкордантность, аномалии развития, моно- дизиготные близнецы

Практическая работа


Глава 6

Лабораторные методы диагностики наследственных заболеваний

3


1(27)

Лабораторные методы диагностики наследственных заболеваний

Усвоить основные принципы применения лабораторных методов для диагностики и прогнозирования наследственных болезней человека; ознакомиться с отдельными лабораторными методами, используемыми в диагностике наследственной патологии

Цитогенетические, биохимические, молекулярно-генетические методы, массовый и селективный скрининг, клонирование генов

Лекция

2-3

(28-29)

Использование лабораторных методов в работе врачей практиков медико-генетической консультации

Ознакомиться с отдельными методами, использующимися в диагностике наследственной патологии

Экскурсия


Глава 7

Профилактика наследственных патологий

4


1(30)

Профилактика наследственной патологии

Изучить принципы наследственной патологии человека и методы проведения профилактических мероприятий

Медико-генетическая консультация, пренатальная диагностика, УЗИ, инвазионные(а мниоцентез ) хорионбиопсия, кородоцентез) и неинвазионные методы исследования, периконцепционная профилактика

Лекция

2(31)

Моделирование практических вопросов медико-генетического консультирования

Научиться решать ситуационные задачи,

Моделировать практические вопросы медико-генетического консультирования

Ролевая игра

3-4

(32-33)

Роль наследственных и ненаследственных факторов в возникновении болезней

Выяснить влияние среды и нарушений в наследственном аппарате на возникновение болезней.

Наследственные и ненаследственные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью, факторы патологии, канцерогенных, вредные привычки, загрязнение окружающей среды

Экскурсия

(34)

Итоговый контроль знаний

Выяснить усвоение учащимися основных понятий медицинской генетики

Учет контроля знаний


Список литературы

1. Учебник «Общая биология» профильный уровень авт-сост. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин.М.: Дрофа-2013 г.

2.Ватти К.В..Руководство к практическим занятиям по генетике/. К.В. Ватти, М.М. Тихомирова.- М: Просвещение,1972.-179 с.

3.Заяц Р.Г. Общая медицинская генетика. Лекции и задачи/. Р.Г.Заяц. В.Э Бутвиловский, И.В. Рачковская В.В. Давыдов -Ростов -на -Дону: Феникс, 2002 -320 с.

4.Киселева З.С. Генетика/ З.С. Киселева, А.Н. Мягкова.- М: просвещенин,1977.-175 с.

5. Топорнина Н.А.Генетика человека. Практикум для вузов./Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская.- М: Владос, 2003.Е. Умнов 93 с.

6.Умнов Д.Е. Медицинская генетика /Д.Е. Умнов. - М, 2005.- 112 с.

7.Щипков В.П. Практикум по медицинской генетике./В.П. Щипков, Г.Н. Кривошеина. -М: Академия, 2003.- 11 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Bio. reshy ege.ru Сайат обучающая система Дмитрия Гущина..

  2. ФИПИ открытый банк заданий ЕГЭ биология.

© 2010-2022