• Преподавателю
  • Биология
  • Урок в форме викторины на тему «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»

Урок в форме викторины на тему «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»

Тема урока - викторины: «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»            (или «Если хочешь быть здоров») Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей. Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни. Задачи: - воспитать у детей ответственное отношение к своему здоровью в...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» Калачинского района Омской области













Урок в форме викторины на тему

«Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»





Разработала:

Цыбулько Оксана Ивановна,

учитель биологии

МОУ «Воскресенская СОШ»














.


Тема урока - викторины: «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»

(или «Если хочешь быть здоров»)

Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей.

Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения.

Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни.

Задачи:

- воспитать у детей ответственное отношение к своему здоровью в противовес нарастающей в среде школьников табако-, нарко- и алкогольной зависимости;

- сформировать навыки безопасного поведения в природе и быту;

- сформировать понимание, что здоровье - это бесценный дар.

Ход урока- викторины:

Эпиграф: Человек может жить до 100 лет, мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры» И. П. Павлов.

Первый ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим урок- викторину «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека» (или «Если хочешь быть здоров»)

Второй ведущий. Диспансеризация последних лет показывает, что здоровы лишь 30% опрошенных ребят, 51% имеют отклонения в здоровье, у 16%- хронические патологии .(опрос 30 млн. детей России)

Среди множества болезней, которыми страдает человек, особое место занимают болезни поведения, или вредные привычки, к которым относят: курение. Пьянство, токсикоманию, половую распущенность и даже пристрастие к некоторым пищевым продуктам, например, чаю, кофе, шоколаду.

Мы приглашаем всех присутствующих к обсуждению темы о здоровом образе жизни.

Первый ведущий. Оценивать ответы участников конкурса будет компетентное жюри. (представляют членов жюри). В викторине 4 тура, которые мы условно обозначили:

- Табакокурение

- алкоголизм

- наркомания и СПИД

- экология и здоровье.

Второй ведущий. Ежегодно от различных болезней, связанных с курением умирает 5 млн человек. Ожидается, что 2030 г. эта цифра вырастет до 10 млн. в России курят 70% мужчин, 27% женщин и 42 % подростков.

Первый ведущий. Предлагаем командам вопросы 1 тура- «Табакокурение». На обдумывание дается 30 сек. Максимальная оценка ответа 5 баллов.

(Ведущие по очереди зачитывают вопросы 1 тура, жюри оценивает правильность ответов и выставляет баллы.)

Второй ведущий. Слово жюри для оглашения результатов 1 тура.

В Древнем мире люди проявляли большую заботу о своем физическом и психическом здоровье. К употреблению вина они относились с большей осторожностью: в древней Греции пили лишь разбавленное вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось только с 30 летнего возраста.

Алкогольные напитки были известны и в Древней Руси. Они изготовлялись из меда и хлебных продуктов, но содержали небольшое количество алкоголя и были очень дороги. Поэтому они употреблялись лишь по большим праздникам.

Первый ведущий. Современное развитие технологий производства крепких напитков, вина, пива, свободная продажа в любое время суток, низкая экологическая культура населения в этом вопросе способствует массовому формированию алкогольных привычек в разных возрастных группах. Особенно опасно такое пристрастие к алкоголю для здоровья молодых людей, подростков, многие из которых считают, что выпить бутылку, другую пива, причем у всех на виду, да еще и « из горла», это стильно. Результаты мониторинга показали, что наши дети выпивают в год до 1 млрд литров спиртного!

Второй ведущий. Русский писатель Ф. М. Достоевский так характеризует людей, пристрастившихся к употреблению спиртного: «Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей…, а главное, неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность».

Предлагаем вопросы командам второго тура: «Алкоголизм» (Ведущие зачитывают вопросы, а жюри подводит после итоги).

Первый ведущий. Слово жюри. 3 тур включает вопросы о наркомании и СПИДе- чуме XX и XXI вв. по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2003 г.:

- количество всех ВИЧ- инфицированных на нашей планете перешагнуло 50- млн. отметку;

- около 3 млн человек в этом году умерли от СПИДа. Среди них примерно 500 тыс детей моложе 15 лет;

- сегодня в России зарегистрировано почти 260 тыс ВИЧ- инфицированных граждан.

Как это ни печально, наркотизация молодежи и число заболевших СПИДом в России растет с каждым днем. Насколько хорошо осведомлены участники нашей викторины об этой проблеме, мы узнаем, услышав их ответы. (Ведущие по очереди зачитывают вопросы 3 тура).

Второй ведущий. Жюри подводит итоги 3 тура викторины.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей на 20% зависит от генетических факторов, на 7-10%- от уровня здравоохранения, на 19% - от состояния окружающей среды, 50% от образа жизни человека, в том числе питания, социальных факторов, стабильности экономики, экологосоообразного поведения каждого человека.

VI тур викторины - «Экология и здоровье». (ведущие зачитывают вопросы 4 тура викторины)

Первый ведущий. Пока жюри подводит окончательные итоги и определяет победителей, давайте попробуем выразить свое отношение к услышанному следующим образом. Перед началом конкурса все болельщики получили черно- белые круги.

У древних народов было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определенных нашей темой. Это Янус двуликий. Одно его лицо - темное- обращено в прошлое (там много печального, негативного, неприемлемого), другое- светлое- смотрит в будущее.

Ваша задача сейчас выразить свое отношение к проблеме сохранения своего здоровья.

Второй ведущий. Для этого проголосуем:

- если вы равнодушны к проблеме сохранения своего здоровья, не осуждаете болезни поведения, т.е . вредные привычки, голосуйте черной стороной круга;

- если вы считаете, что не стоит идти на поводу у вредных привычек, что вы за здоровый образ жизни, голосуйте белой стороной круга. (все сидящие в классе голосуют двухцветными кружками).

Первый ведущий. Выбор сделали! Все присутствующие проголосовали за здоровый образ жизни! Мы благодарим участников, болельщиков, учителей, жюри за участие в нашей викторине.

Просим жюри огласить окончательные результаты. (проходит награждение победителей, участников, ведущих медальками, грамотами победителей).

Второй ведущий. Желаем всем присутствующим здоровья и здравомыслия, ясного неба, свежего воздуха, чистой воды, отличного настроения. До свидания!

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1 тур. Табакокурение.

1) Горящая сигарета содержит 4720 различных веществ, и все вредные, в их числе 40 канцерогенов и 12 коканцерогенов. Что означает термин канцероген и коканцероген? (канцероген- ракообразовывающее вещество, коканцероген- вещество, усиливающее его воздействие)

2) Почему про курильщика говорят, что он сидит на голодном кислородном пайке? (окись углерода (угарный газ), образующаяся при курении, связывает дыхательный белок крови- гемоглобин в 240 раз быстрее, чем кислород, лишая красные кровяные тельца возможности переносить его по всему организму.)

3) Назовите вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме? (никотин, окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная, синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные вещества, формальдегид и др).

4) Какова смертельная доза никотина для человека? (80-120 мг)

5) Виновником развития, каких заболеваний может стать курение?

6) Почему так называемые легкие сигареты не спасают от рака легких?

7) В одной семье от рака легких умерла некурящая жена. Ваши предложения на этот счет.

8) Как отражается курение на здоровье и внешности девушки?

9) Почему бросить курить очень трудно?

2 тур. Алкоголь.

1) Что в переводе с арабского означает «алкоголь»? (одурманивающий)

2) Почему подростки начинают употреблять спиртное?

3) Почему с давних времен алкоголь называют похитителем рассудка?

4) Исследователи в области медицины открыли очевидную истину: «Алкоголь и табак- несовместимы». Почему?.

5)Какова связь между бутылкой водки и демографическим кризисом в России7

6) Что такое алкогольная кома?

7) Как влияет на формирование плода хроническое употребление спиртных напитков беременной женщиной?

8) Что означает надпись на этикетке бутылки 5 градусов? Так ли безвредно пиво, как считают некоторые люди?

9) Какие процессы происходят в организме человека при приеме спиртного?

10) К каким заболеваниям организма приводит алкоголизм?

3 тур. Наркомания и СПИД.

1) Если в малознакомой компании тебе предложат покурить «травки», принять «дозу», как ты поступишь?

2) говорят, что есть безобидные наркотики типа «травки», «таблеток». Так ли это?

3) Чем рискует человек, пристрастившихся к наркотикам?

4) Что, на твой взгляд, надо сделать в России, чтобы предотвратить распространение наркоторговли и наркомании?

5) Врачи- наркологи отмечают, что в настоящее время среди наркоманов практически отсутствуют лица в возрасте старше 30 лет. Чем это можно объяснить?

6) Когда был открыт вирус СПИДа? (СПИД- 1980 г, ВИЧ- 1983 г)

7) Что означают аббревиатуры СПИД? ВИЧ?

8) Чем отличается ВИЧ- инфицированный от больного СПИДом?

9) Каковы первые признаки заболевания СПИДом7

10) что надо делать, чтобы не заразится СПИДом?

4 тур. Экология и здоровье.

1) Какое влияние на общее состояние здоровья оказывает недостаток двигательной активности- гиподинамия?

2) Почему не рекомендуется покупать молоко в уже использованные полиэтиленовые бутылки?

3) Американские медики никак не могли избавить 33-летнию стюардессу от диареи и болей в животе, пока не выяснили, что она каждый день поглощает до 60 пластинок жвачки. Как правильно жевать жевательную резинку?

4) Чем иногда опасны батончики «Сникерс», «Шок», «Пикник», содержащие арахис? (арахис у некоторых людей вызывает тяжелую аллергию- анафилаксию, развивающуюся моментально и нередко приводящую к смерти)

5) Как можно снизить влияние вредных экологических факторов в наших квартирах?

6) Для русского человека баня не просто гигиеническое средство. Какой смысл заключен в пословице: «помылся, как вновь народился»?

7) Какие вредные вещества выделяются при сжигании полиэтиленовых бутылок, пакетов, пищевых отходов. Какое влияние они оказывают на организм человека?

Список литературы.

  1. Александров А. А. Наркотики: как сказать «нет»// Биология в школе.- 1999.-№5

  2. Гранкин А. В. СПИД: Сущность и проблемы. Беседы с одиннадцатиклассниками // Биология в школе. - 2002.- №7.

  3. Деларю В. В. Губительная сигарета.- М.: Медицина, 1987.

  4. Дегтяренко О. В. Мы живем в мире, где есть СПИД // Биология в школе. -2002.\№7.

  5. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 1986.

  6. Биология в школе, №5 , 2005.



© 2010-2022