- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование по биологии. (9 класс)
Календарно-тематическое планирование по биологии. (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Айвазова О.Р. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование.
№п.п
Дата по пл
ану
Факт.дата
Тема урока
Тип урока
Предполагаемые результаты
Характеристикака деятельности учащихся
Вид контроля
оборудование
Домашнее
задание
Базовый уровень
Продв.уровень
Введение -2часа
1
Биология-наука о жизни. Методы иссле
дования.
вводный
Дать понятие термину «биология»;дать основные понятия методов исследования
Самостоятельно формулировать определение основных понятий
Работа с учебником:
§1,2. работа в тетрадях на печатной основе
Этапы научного исследования
§1,2.
упр.1,2,5,7
в тетради на печат-
ной основе
2
Сущность жизни и свой
ства живого.
Многообразие живых орга-
низмов в РА.
Комби-
нированный
Дать определение понятию«жизнь»;назы
вать свойства живого, описывать проявление свойств живого
Выделять особен-
ности развития живых организмов
Работа с учебником:
§3.
§3.Поиск
информации в Интернете.Сообщенияучащихся.
РОСО
Раздел 1. Уровни организации живой природы.
Глава 1. Молекулярный уровень -8 часов
1(3)
Молекулярный уровень. Углеводы.
Комби-
нирован
ный
Основные понятия:
мономер, полимер,
биополимер,углеводы
Определять принад-
лежность биологичес- ких объектов к уров-
ню организации
Работа с учебником:
§1.1,1.2. работа в тетрадях на печатной основе
§1.1,1.2.упр.11.13,15 тетради на печат. основе
2(4)
Липиды.
Комби-
нированный
Основные понятия:
гормоны,липиды
Приводить примеры веществ, относящихся к липидам
Работа с учебником:
§1.3. работа в тетрадях на печатной основе
§1.3,упр.17,18 в тетради на печатной основе
3(5)
Состав и строение белков.
Комби-
нированный
Основные понятия: глобула, денатурация,
белки
Узнавать пространст-
венную структуру молекулы белка, опи- сывать денатурацию белка,называть продукты, богатые белками
Работа с учебником:
§1.4.работа в тетрадях на печатной основе
Опыт с денатурацией белка
§1.4,работа в Интерне-
те. РОСО
4(6)
Функции белков.
Комби-
нированный
Основные понятия:
гормон,фермент
Объяснять,почему белки редко исполь- зуют в качестве источника энергии
Работа с учебником:
§1.5.работа в тетрадях на печатной основе
§1.5,работа в Интерне-
те,сооб- щения учащихся
5(7)
Нуклеиновые кислоты.
Комби-
нированный
Основные понятия:
нуклеиновые кислот-биополимеры,нуклео-
тид-мономер нуклеи- новой кислоты
Сравнивать строение
молекул ДНК и РНК.
Работа с учебником:
§1.6, работа в тетрадях на печатной основе
§1.6,работа с Инте рнетом,сообщения учащихся
6(8)
АТФ и другие органические вещества.
Комби-
нированный
Основные понятия:
макроэргическая связь
Характеризовать биологическую роль АТФ, роль витаминов в организме
Работа с учебником:
§1.7, работа в тетрадях на печатной основе
Подготовить рефе раты на тему:жирорастворимые и водорастворимые витамины
7(9)
Биологичес-
кие катализа- торы.
Комби-
нированный
Основные понятия:
катализ,катализато-
ры, активный центр, фермент
Описывать механизм участия катализато-
ров в химических реакциях
Работа с учебником:
вопросы 1-3 после §1.8
§1.8,упр.32,34 в тетрадях на печат-ной осно-ве
8(10)
Вирусы.
Комби-
нированный
Основные понятия:
капсид, паразит
Приводить примеры заболеваний,вызывае-
мых вирусами
Работа с учебником:
§1.9,описа-
ние по рис.17 на стр.39
§1.9. сообщения учащих ся
Глава 2. Клеточный уровень -9 часов
1(11)
Основные положения клеточной теории.Общие сведения о клетках.
Комби-
нированный
Основные понятия:
цитология,органоиды,цитоплазма,пищеварительная вакуоль
Дать оценку значению открытия клеточной теории, описывать на таблицах клеточную мембрану
Работа с учебником:
§2.1,2.2,опи
сание рис.
19 на стр.45
Нарушения в строении и фу
нкционировании кле-ток-причина забо- леваний
§2.1,2.2.рефераты учащихся
2(12)
Органоиды цитоплазмы.
Комби-
нированный
Основные понятия:
ЭПС, рибосомы, лизосомы,аппарат Гольджи
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот
Работа с учебником:
§2.4,2.5,2.6.описание рис.26,27,
28 на стр.53,54
§2,4.2.5,2.6.
работа с Интернетом
3(13)
Ядро.
Комби-
нированный
Основные понятия:
диплоидный и гаплои
дный набор,гаметы, прокариоты, эука
риоты,хромосомы
Анализировать содержание пред
лагаемых в тексте основных понятий
Работа с учебником:
§2.3.упр.57. 61 в тетрад.на печат- ной основе
§2.3.вопросы к па-
раграфу
4(14)
Практическая работа:
«Изучение клеток растений и животных
Урок комплексного примения ЗУН
Особенности строения растительной,животной клетки
Работать с микроско-
пом и описывать особенности клеток растений и животных
Выполнение практической
работы и
выводы к ней
5(15)
Метаболизм. Ассимиляция и диссимиля-
ция.
Комби-
нированный
Основные понятия:
метаболизм,ассимиляция,диссимиляция,ферменты
Разделять и объяснять процессы ассимиля- ции и диссимиляции
Работа с учебником:
§2.8,упр.70,71 в тетрадях
на печатной
основе
Пино- и фагоцитоз
§2.8. работа в Интернете.Сообщения
6(16)
Энергетический обмен в клетке. Пита-
ние в клетке.
Комби-
нированный
Основные понятия:
гликолиз,брожение,дыхание.автотрофы,гетеротрофы,фототрофы.
Характеризовать этапы энергетическо-
го обмена, перечис-лять способы пита-ния,использование поглощаемых клеткой веществ.
Работа с учебником:
§2.9,2.10.
ПУПЗ:воп.4 на стр.69
§2.9,2.10.сообщения учащихся
7(17)
Биосинтез белков.
Комби-
нированный
Основные понятия:
ген, генетический код,триплет,кодон,транскрипция.
Объяснять сущность генетического кода
Работа с учебником:
§2.13,описа
ние рис.35,
36 на стр.74
§2.13,описание рис.37 на стр.75
8(18)
Деление клетки. Митоз.
Комби-
нированный
Основные понятия:
жизненный цикл клетки,интерфаза,митоз,хроматиды
Объяснять биологи-
ческое значение митоза.
Работа с учебником:
§2.14.описание рис.39 на стр.80
Повторить §2.1-2.14.
подготовка к конт рольной работе
9(19)
Тестовая контрольная работа
Урок контроля,оценки знаний
Тестовые задания
Повторить матери- ал о разм-
ножении жив.ор-
ганизмов
Глава 3. Организменный уровень -13 часов
1(20)
Размножение организмов. Бесполое размножение.
Комби-
нированный
Основные понятия:
размножение, беспо-
лое и вегетативное размножение,гаметы, гермафродиты
Характеризовать сущность полового и бесполого размноже- ния
Работа учебником:
§3.1,вопросы 1,2 перед §3.1
§3.1,упр 95 в тетради с печатной основой
2(21)
Половое размножение. Развитие поло
вых клеток. Мейоз.
Генетические заболевания в РА.
Комби-
нированный
Основные понятия:
гаметогенез, мейоз,
конъюгация,перекрест хромосом
Узнавать и описывать по рис.строение поло-
вых клеток, объяснять эволюц.преимущество полового размно-
жения
Работа с учебником:
§3.2,описа-
ние схемы на стр.89
Особен
ности сперматогенеза и ово генеза
§3.2,использовать Интернет для соста
вления справки о генетичес
заболеваниях в РА.
РОСО
3(22)
Онтогенез. Эмбриональный период.
Профилактика вредных привычек.
Комби-
нированный
Основные понятия:
онтогенез,оплодот-
ворение,эмбриогенез
Оценивать факторы риска на здоровье,
использовать знания для профилактики вредных привычек.
Работа с учебником:
§3.3,3.4.вопросы 1,3 после §3.3.
§3.3,3.4.
сообщения учащихся. РОСО
4(23)
Закономерности наследова- ния, установ-
ленные Г.Мен- делем.Моно- гибридное скрещивание.
Урок изуче-
ния и первич
ного закреп
ления знаний
Основные понятия:
аллельные гены,ге-
нетика,гомозигота,гетерозигота, доминан
тный и рецессивный признаки,изменчивость, наследственность
Составлять схему моногибридного скрещивания, объяснять значение гибридологического метода Менделя.
Работа с учебником:
§3.5,упр.114,120,124 в тетрадях на печатной основе
§3.5,вопр.
1,2 на стр
104
5(24)
Неполное до- минирование. Анализирую-
щее скрещива- ние.
Урок комплексного применения ЗУН
Основные понятия:
генотип,гетерозигота,гомозигота,домини-
рование,фенотип
Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного домини- рования
Работа с учебником:
§3.6,упр.125,128 в тетрадях
на печатной основе
§3.6,вопр.
3,4 на стр.
107
6(25)
Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.
Урок комплексного применения
ЗУН
Основные понятия:
дигибридное и полиги
бридное скрещивание.
Определять по схеме число типов гамет, фенотипов, вероят-
ность проявления признака в потомстве
Работа с учебником:
§3.7,упр.
130,131 в тетрадях на печатной основе
§3.7,вопрос на стр.107
7(26)
Взаимодействие генов.Гене-
тика пола.Сце
пленное с по- лом наследова ние.
Значение гене- тики в медици не и здравоох-
ранении РА.
Комби-
нированный
Основные понятия:
локус гена,перекрест, конъюгация,сцепленные гены.
Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т. Моргана,решать простейшие генетические задачи
Работа с учебником:
§3.8,3.9,упр
139,140 в тетради на печатной основе
§3.8,3.9.Ра-бота в Интернете,сообщения учащихся
РОСО
8(27)
Практическая работа:«Решение генетичес-
ких задач»
Урок комплексного применения ЗУН
Определять по схеме число типов гамет
Решать генетические задачи
Выполнение практической работы и выводы к ней
9(28)
Модификационная и мута- ционная измен
чивость.
Опасность загрязнения природной среды мутаге нами в РА.
Комби-
нированный
Основные понятия:
изменчивость,моди
фикация,норма реак- ции, геном, мутаген,
полиплодия
Выявлять и описывать разные формы измен-
чивости организмов, характеризовать виды мутаций.
Работа с учебником:
§3.11,3.12. Роль мутации в эво-
люционном процессе
§3.11,3.12,
работа в
Интернете, сообще ния учащ.
РОСО
10(29)
Практическая работа: «Выяв
ление изменчи
вости организ мов»
Урок комплексного применения ЗУН
Выполнение практической работы и выводы к ней
11(30)
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова
Комби-
нированный
Основные понятия:
гомологический ряд, селекция
Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных челове-
ком
Работа с учебником:
§3.13,упр.147 в
тетради на печат
ной основе
§3.13, сообщения учащихся
12(31)
Основные методы селекции.
Основные методы селекции в РА.
Комби-
нированный
Основные понятия:
гетерозис,гибридиза
ция,депрессия
мутагенез
Анализировать и оценивать значение генетики для развития различных отраслей промышленности
Работа с учебником:
§3.14,вопрос 2 на стр.130
§3.14,работа в Ин-тернете, сообщения учащихся
13(32)
Зачёт по теме: «Организменный уровень».
Урок контроля и оценки знаний
Контрольная работа. Тесты
Глава 4. Популяционно-видовой уровень-2 часа
1(33)
Критерии вида.
Комби-
нированный
Основные понятия:
вид,виды-двойники,
ареалы
Характеризовать критерии вида
Работа с учебником:
§4.1,упр.151 в тетради на печатной основе
§4.1,вопрос 2 на стр.134
2(34)
Популяции.
Биологическая классифика-
ция.
Комби-
нированный
Основные понятия:
популяция
Приводить примеры практического значе-
ния изучения
популяций
Работа с учебником:
§4.2,4.3.воп
1 на с.138
Преобразовать текст учебника в графи- ческую модель популяционной структуры вида
Глава 5. Экосистемный уровень -5 часов
1(35)
Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.
Урок изучения новых знаний
Основные понятия:
экология, популяция, биогеоценоз, экосистема
Изучать процессы, происходящие в популяции
Работа с учебником:
§5.1,вопрос 1 после параграфа
§5.1,упр.
158 в тетради на печат
ной основе
2(36)
Состав и структура сообщества.
Комби-
нированный
Основные понятия:
жизненная форма,
морфологическая и пространственная , трофическая структуры
Объяснять причины устойчивости экосистем.
Работа с учебником:
§5.2,работа в тетрадях на печатной основе
Вопросы к §5.2
3(37)
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии.
Урок комплексного применения ЗУН
Основные понятия:
автотрофы, гетеро
трофы,пищевая сеть, пищевая цепь,поток энергии
Составлять схемы пищевых цепей.
Работа с учебником:§5.3,выполнение схем пищевых цепочек
Роль человека в продуктивности ис
куственных сооб-
ществ
§5.3,работа в тетра дях на печатной основе
4(38)
Саморазвитые экосистемы.
Комби-
нированный
Основные понятия:
экологическая сукцес
сия
Находить различия между первичвной
и вторичной сукцессиями
Работа с учебником:
§5.5,работав тетрадях на печатной основе
§5.5.вопрос 2,3,4 на стр
167
5(39)
Практическая работа:«Выявление типов взаимодействия разных эко- систем в своей местности»
Урок комплексного использования ЗУН
Любая экосистема своей местности.
Применять на практике сведения о структуре экосистем.
Практическая работа и выводы к ней.
Сообщения о В.И. Вернадском,его учении о биосфере
РОСО
Глава 6. Биосферный уровень -3 часа
1(40)
Биосфера. Эволюция биосферы.
Комби-
нированный
Основные понятия:
биосфера,абиотичес
кие факторы
Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы
Работа с учебником:§6.1, описание рисун-
ков учебника
§6.1.Работа с Инте рнетом,со общения учащихся
2(41)
Круговорот веществ в биосфере.
комби-нированный
Основные понятия:
биогенные элементы,
микроэлементы,гумус, фильтрация
Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме
Работа с учебни- ком:§6.3,описа-
ние рисунков учебника
Очистка приро дных вод жи-
вотнымифильтраторами
Подготовить сооб щение о последствиях хоз деятель-ности человека
3(42)
Зачёт то теме: «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни»
Урок контроля знаний
Тестовая контрольная работа
Повторение
Раздел 2. Эволюция органического мира.
Глава 7. Основы учения об эволюции -9 часов.
1(43)
Развитие эволюцион-
ного учения. Работы Ч.Дарвина.
Урок изучения новых знаний
Основные понятия:
эволюция,искусственный отбор
Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений
Работа с учебником:
§7.1,работа в тетрадях на печатной основе
§7.1, сооб-
щения учашихся
2(44)
Генетическое равновесие в популяциях и
его наруше-
ния.
Комби-
нированный
Основные понятия:
популяционная гене-
тика, генетическое равновесие
Объяснять причину эволюционных изменений
Работа с учебником:§7.2,7.3.
§7.2,7.3,ответить на вопро сы на
с.200
3(45)
Борьба за су- ществование и естественный отбор.
Комби-
нированный
Основные понятия:
борьба за существо-
вание, естественный отбор,наследствен-
ная изменчивость
Сравнивать по предложенным критериям естествен-
ный и искусственный отборы
Работа с учебником:
§7.4,работа в тетрадях на печатной основе
§7.4.Описание рисунка учебни-
ка
4(46)
Формы естественного отбора.
Комби-
нированный
Основные понятия:
естественный отбор
Характеризовать фор- мы естественного отбора
Работа с учебником:
§7.5,работа в тетрадях на печатной основе
§7.5,описание рисунков учебни-
ка,работа в Интер- нете
5(47)
Практическая работа: «Выяв
ление приспо-
собленности к среде
обитания»
Урок комплексного применения ЗУН
Основные понятия:
адаптация
Описывать разные способы приспособ- ленности живых организмов к среде обитания
Практическая работа и выводы к ней
6(48)
Изолирующие механизмы.
Комби-
нированный
Основные понятия:
репродуктивная изоляция
Описывать гибриды различных видов организмов
Работа с учебником:
§7.6,описа-
ние рис.на с.212
§7.6. Сооб-
щения учащихся
7(49)
Видообразование.
Комби-
нированный
Основные понятия:
микроэволюция
Доказывать зави-
симость видового разнообразия от условий жизни
Работа с учебником:
§7.7,работа в тетрадях на печатной основе
§7.7,опи-
сать рис.на стр.215
8(50)
Макроэволюция.
Комби-
нированный
Основные понятия:
макроэволюция
Анализировать понятие макро-
эволюция
Работа с учебником:
§7.8,описание рис.на с.219
§7.8.работа в Инте рнете,со-общения учащихся
9(51)
Общие законо мерности эволюции.
Комби-
нированный
Основные понятия:
ароморфоз,идиоадап
тация, дегенерация
Отличать примеры проявления направлений эволюции
Работа с учебником:
§7.9,работа в тетрадях на печатной основе
Сообщения учащихся
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле -6 часов.
1(52)
Развитие пред ставлений о происхождении жизни. Гипо теза Опарина-Холдейна.
Урок изучений новых знаний
Основные понятия:
коацерваты,пробион-
ты
Высказать свою точку о сложности вопроса возникновения жизни
Работа с учебником:
§8.1,8.2, работа в тетрадях на печатной основе
Гипотеза био- химиче
ской эволюции
§8.1,8.2,рис на стр.234
2(53)
Современные теории проис- хождения жизни.
Урок изучения и закрепления знаний
Основные понятия:
гипотеза
Выделить наиболее сложную проблему в вопросе происхожде-
ния жизни
Работа с учебником:
§8.3,работа в тетрадях на печатной основе
§8.3,отве-
тить на вопросы, сообщения учащихся
3(54)
Основные этапы разви-
тия жизни на Земле.Эра древнейшей жизни.
Урок комплек.примения знаний
Основные понятия:
автотрофы,гетеро-
трофы,палеонтология,прокариоты,эуакариоты,эволюция
Объяснить взаимосвя
зи организмов и окружающей среды
Работа с учебником:
§8.4,8.5.ра-
бота с рис.
На с.239
§8.4,8.5,рис
на с.244
4(55)
Развитие жизни в про
терозое и палеозое.
Урок комплекного
примения знаний
Основные понятия:
ароморфоз
Называть приспособ-
ления растений и животных в связи с выходом на сушу.
Работа с учебником:§8.6,работа в тетрадях на печатной основе
§8.6,описание рисун-
ков учеб-
ника
5(56)
Развитие жизни в мезозое.
Урок комплекного
примения знаний
Основные понятия:
триас,юра,мел,дино-
завры,сумчатые животные
Объяснить причины заселения динозавра- ми различных сред обитания
Работа с учебником:
§8.7,работа в тетрадях на печатной основе
§8.7,описание рис. учебника
6(57)
Развитие жизни в кайнозое.
Урок комплекного
примения знаний
Основные понятия:
палеоген,неоген,антропоген
Закономерности усложнения растений и животных в процессе эволюции
Работа с учебником:
§8.8,работа в тетрадях на печатной основе
§8.8.повторить всю главу
Раздел 3. Основы экологии.
Глава 9. Организм и среда -5 часов.
1(58)
Экологические факторы. Ус
ловия среды.
Экологические факторы в РА.
Комби-
нированный
Основные понятия:
абиотические,биоти-
ческие,антропогенные факторы,вторичные климатические фак-
торы
Объяснять влияние антропогенных факторов.
Работа с учебником:
§9.1,работа в тетрадях на печатной основе
§9.1. Сообще-
ния уча-
щихся.
РОСО
2(59)
Общие законо мерности влия
ния экологи-
ческих факто- ров на организ мы.
Комби-
нированный
Основные понятия:
толерантность,эко-типы,лимитирующиефакторы.закон минимума
Объснять как различные факторы среды могут взаимо-
действовать друг с другом
Работа с учебником:
§9.2,изучить рис.на с.
269
§9.2. Сообщения учащихся
3(60)
Адаптация организмов к различным ус-
ловиям сущес- твования.
Адаптация ор
ганизмов в РА.
Комби-
нированный
Основные понятия:
жизненные формы,
ритмы жизни.
Объяснять как сезон-
ные изменения могут влиять на жизнедея-
тельность организмов
Работа с учебни-
ком:§9.4,коммен
тарии к рис.105
§9.4.сооб
щения учащихся
РОСО
4(61)
Межвидовые отношения ор-
ганизмов.
Комби-
нированный
Основные понятия:
нейтрлизм,аменсализм
комменсализм,симбиоз
протокооперация,мутуализм,конкуренция, хищничество,паразитизм.
Объяснять типы био-
тических взаимоотно-
шений.
Работа с учебни-
ком:§9.5
§9.5.
Сообщения учащихся
5(62)
Колебания чис
ленности орга
низмов. Эколо
гическая регу-
ляция.
Комби-
нированный
Основные понятия:
динамика популяций,
регуляторные механиз
мы,циклические коле-
бания численности
Объяснять как проис-
ходит адаптация.
Работа с учебни-
ком:§9.6,изучить рис.106
§9.6.Сооб
щения учащихся
Глава 10. Биосфера и человек -3 часа
1(63)
Эволюция биосферы.
Комби-
нированный
Основные понятия:
биосфера,первичная атмосфера планеты.
Объяснить как проте-
кает взаимосвязь раз-
вития органического мира и эволюции биосферы
Работа с учебни-
ком:§10.1,изучить рис.на с.290,
291
§10.1.сообщения учащихся
2(64)
Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рацио
нального при-
родопользова-
ния
Комби-
нированный
Основные понятия:
природные ресурсы
Приводить примеры исчерпаемых и неис-
черпаемых природ-
ных ресурсов, агросис
тем,предлагать пути преодоления экологи-
ческого кризиса.
Работа с учебни-
ком:§10.2,10.3,рис. На с.295
§10.2.
Рефераты
3(65)
Экологические проблемы в на
шем регионе.
Анализ и оцен-
ка деятельнос
ти человека в экосистеме.
Комби-
нированный
Основные понятия:
экологические проблемы
Объяснять необходи-
мость защиты окружа
ющей среды; предла-
гать пути решения эко
логических проблем.
Работа с Интернетом
Рефераты
РОСО
Обобщение -3 часа
1(66)
Взаимодействие организма и среды обитания.
Урок обобщения
Основные понятия:
биосфера и человек
Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в эко-
системах
Работа в Интернете
Сообще-
ния уча-
щихся
2(67)
Итоговая контрольная работа
Урок контро
ля зна-
ний
Тестовая контрольная работа
3(68)
Обобщение курса биоло-
гии за 9 класс
Урок контро
ля знаний