Календарно-тематическое планирование по биологии. (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование.


№п.п

Дата по пл

ану

Факт.дата

Тема урока

Тип урока

Предполагаемые результаты

Характеристикака деятельности учащихся

Вид контроля

оборудование

Домашнее

задание

Базовый уровень

Продв.уровень

Введение -2часа

1



Биология-наука о жизни. Методы иссле

дования.

вводный

Дать понятие термину «биология»;дать основные понятия методов исследования


Самостоятельно формулировать определение основных понятий

Работа с учебником:

§1,2. работа в тетрадях на печатной основе

Этапы научного исследования

§1,2.

упр.1,2,5,7

в тетради на печат-

ной основе

2



Сущность жизни и свой

ства живого.

Многообразие живых орга-

низмов в РА.

Комби-

нированный

Дать определение понятию«жизнь»;назы

вать свойства живого, описывать проявление свойств живого


Выделять особен-

ности развития живых организмов

Работа с учебником:

§3.


§3.Поиск

информации в Интернете.Сообщенияучащихся.

РОСО

Раздел 1. Уровни организации живой природы.

Глава 1. Молекулярный уровень -8 часов

1(3)



Молекулярный уровень. Углеводы.

Комби-

нирован

ный

Основные понятия:

мономер, полимер,

биополимер,углеводы


Определять принад-

лежность биологичес- ких объектов к уров-

ню организации

Работа с учебником:

§1.1,1.2. работа в тетрадях на печатной основе


§1.1,1.2.упр.11.13,15 тетради на печат. основе

2(4)



Липиды.

Комби-

нированный

Основные понятия:

гормоны,липиды


Приводить примеры веществ, относящихся к липидам

Работа с учебником:

§1.3. работа в тетрадях на печатной основе


§1.3,упр.17,18 в тетради на печатной основе

3(5)



Состав и строение белков.

Комби-

нированный

Основные понятия: глобула, денатурация,

белки


Узнавать пространст-

венную структуру молекулы белка, опи- сывать денатурацию белка,называть продукты, богатые белками

Работа с учебником:

§1.4.работа в тетрадях на печатной основе

Опыт с денатурацией белка

§1.4,работа в Интерне-

те. РОСО

4(6)



Функции белков.

Комби-

нированный

Основные понятия:

гормон,фермент


Объяснять,почему белки редко исполь- зуют в качестве источника энергии

Работа с учебником:

§1.5.работа в тетрадях на печатной основе


§1.5,работа в Интерне-

те,сооб- щения учащихся

5(7)



Нуклеиновые кислоты.

Комби-

нированный

Основные понятия:

нуклеиновые кислот-биополимеры,нуклео-

тид-мономер нуклеи- новой кислоты


Сравнивать строение

молекул ДНК и РНК.

Работа с учебником:

§1.6, работа в тетрадях на печатной основе


§1.6,работа с Инте рнетом,сообщения учащихся

6(8)



АТФ и другие органические вещества.

Комби-

нированный

Основные понятия:

макроэргическая связь


Характеризовать биологическую роль АТФ, роль витаминов в организме

Работа с учебником:

§1.7, работа в тетрадях на печатной основе


Подготовить рефе раты на тему:жирорастворимые и водорастворимые витамины

7(9)



Биологичес-

кие катализа- торы.

Комби-

нированный

Основные понятия:

катализ,катализато-

ры, активный центр, фермент


Описывать механизм участия катализато-

ров в химических реакциях

Работа с учебником:

вопросы 1-3 после §1.8


§1.8,упр.32,34 в тетрадях на печат-ной осно-ве

8(10)



Вирусы.

Комби-

нированный

Основные понятия:

капсид, паразит


Приводить примеры заболеваний,вызывае-

мых вирусами

Работа с учебником:

§1.9,описа-

ние по рис.17 на стр.39


§1.9. сообщения учащих ся

Глава 2. Клеточный уровень -9 часов

1(11)



Основные положения клеточной теории.Общие сведения о клетках.

Комби-

нированный

Основные понятия:

цитология,органоиды,цитоплазма,пищеварительная вакуоль


Дать оценку значению открытия клеточной теории, описывать на таблицах клеточную мембрану

Работа с учебником:

§2.1,2.2,опи

сание рис.

19 на стр.45

Нарушения в строении и фу

нкционировании кле-ток-причина забо- леваний

§2.1,2.2.рефераты учащихся

2(12)



Органоиды цитоплазмы.

Комби-

нированный

Основные понятия:

ЭПС, рибосомы, лизосомы,аппарат Гольджи


Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот

Работа с учебником:

§2.4,2.5,2.6.описание рис.26,27,

28 на стр.53,54


§2,4.2.5,2.6.

работа с Интернетом

3(13)



Ядро.

Комби-

нированный

Основные понятия:

диплоидный и гаплои

дный набор,гаметы, прокариоты, эука

риоты,хромосомы


Анализировать содержание пред

лагаемых в тексте основных понятий

Работа с учебником:

§2.3.упр.57. 61 в тетрад.на печат- ной основе


§2.3.вопросы к па-

раграфу

4(14)



Практическая работа:

«Изучение клеток растений и животных

Урок комплексного примения ЗУН

Особенности строения растительной,животной клетки


Работать с микроско-

пом и описывать особенности клеток растений и животных

Выполнение практической

работы и

выводы к ней



5(15)



Метаболизм. Ассимиляция и диссимиля-

ция.

Комби-

нированный

Основные понятия:

метаболизм,ассимиляция,диссимиляция,ферменты


Разделять и объяснять процессы ассимиля- ции и диссимиляции

Работа с учебником:

§2.8,упр.70,71 в тетрадях

на печатной

основе

Пино- и фагоцитоз

§2.8. работа в Интернете.Сообщения

6(16)



Энергетический обмен в клетке. Пита-

ние в клетке.

Комби-

нированный

Основные понятия:

гликолиз,брожение,дыхание.автотрофы,гетеротрофы,фототрофы.


Характеризовать этапы энергетическо-

го обмена, перечис-лять способы пита-ния,использование поглощаемых клеткой веществ.

Работа с учебником:

§2.9,2.10.

ПУПЗ:воп.4 на стр.69


§2.9,2.10.сообщения учащихся

7(17)



Биосинтез белков.

Комби-

нированный

Основные понятия:

ген, генетический код,триплет,кодон,транскрипция.


Объяснять сущность генетического кода

Работа с учебником:

§2.13,описа

ние рис.35,

36 на стр.74


§2.13,описание рис.37 на стр.75

8(18)



Деление клетки. Митоз.

Комби-

нированный

Основные понятия:

жизненный цикл клетки,интерфаза,митоз,хроматиды


Объяснять биологи-

ческое значение митоза.

Работа с учебником:

§2.14.описание рис.39 на стр.80


Повторить §2.1-2.14.

подготовка к конт рольной работе

9(19)



Тестовая контрольная работа

Урок контроля,оценки знаний



Тестовые задания



Повторить матери- ал о разм-

ножении жив.ор-

ганизмов

Глава 3. Организменный уровень -13 часов

1(20)



Размножение организмов. Бесполое размножение.

Комби-

нированный

Основные понятия:

размножение, беспо-

лое и вегетативное размножение,гаметы, гермафродиты


Характеризовать сущность полового и бесполого размноже- ния

Работа учебником:

§3.1,вопросы 1,2 перед §3.1


§3.1,упр 95 в тетради с печатной основой

2(21)



Половое размножение. Развитие поло

вых клеток. Мейоз.

Генетические заболевания в РА.

Комби-

нированный

Основные понятия:

гаметогенез, мейоз,

конъюгация,перекрест хромосом


Узнавать и описывать по рис.строение поло-

вых клеток, объяснять эволюц.преимущество полового размно-

жения

Работа с учебником:

§3.2,описа-

ние схемы на стр.89

Особен

ности сперматогенеза и ово генеза

§3.2,использовать Интернет для соста

вления справки о генетичес

заболеваниях в РА.

РОСО

3(22)



Онтогенез. Эмбриональный период.

Профилактика вредных привычек.

Комби-

нированный

Основные понятия:

онтогенез,оплодот-

ворение,эмбриогенез


Оценивать факторы риска на здоровье,

использовать знания для профилактики вредных привычек.

Работа с учебником:

§3.3,3.4.вопросы 1,3 после §3.3.


§3.3,3.4.

сообщения учащихся. РОСО

4(23)



Закономерности наследова- ния, установ-

ленные Г.Мен- делем.Моно- гибридное скрещивание.

Урок изуче-

ния и первич

ного закреп

ления знаний

Основные понятия:

аллельные гены,ге-

нетика,гомозигота,гетерозигота, доминан

тный и рецессивный признаки,изменчивость, наследственность


Составлять схему моногибридного скрещивания, объяснять значение гибридологического метода Менделя.

Работа с учебником:

§3.5,упр.114,120,124 в тетрадях на печатной основе


§3.5,вопр.

1,2 на стр

104

5(24)



Неполное до- минирование. Анализирую-

щее скрещива- ние.

Урок комплексного применения ЗУН

Основные понятия:

генотип,гетерозигота,гомозигота,домини-

рование,фенотип


Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного домини- рования

Работа с учебником:

§3.6,упр.125,128 в тетрадях

на печатной основе


§3.6,вопр.

3,4 на стр.

107

6(25)



Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.

Урок комплексного применения

ЗУН

Основные понятия:

дигибридное и полиги

бридное скрещивание.


Определять по схеме число типов гамет, фенотипов, вероят-

ность проявления признака в потомстве

Работа с учебником:

§3.7,упр.

130,131 в тетрадях на печатной основе


§3.7,вопрос на стр.107


7(26)



Взаимодействие генов.Гене-

тика пола.Сце

пленное с по- лом наследова ние.

Значение гене- тики в медици не и здравоох-

ранении РА.

Комби-

нированный

Основные понятия:

локус гена,перекрест, конъюгация,сцепленные гены.


Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т. Моргана,решать простейшие генетические задачи

Работа с учебником:

§3.8,3.9,упр

139,140 в тетради на печатной основе


§3.8,3.9.Ра-бота в Интернете,сообщения учащихся

РОСО

8(27)



Практическая работа:«Решение генетичес-

ких задач»

Урок комплексного применения ЗУН

Определять по схеме число типов гамет


Решать генетические задачи

Выполнение практической работы и выводы к ней



9(28)



Модификационная и мута- ционная измен

чивость.

Опасность загрязнения природной среды мутаге нами в РА.

Комби-

нированный

Основные понятия:

изменчивость,моди

фикация,норма реак- ции, геном, мутаген,

полиплодия


Выявлять и описывать разные формы измен-

чивости организмов, характеризовать виды мутаций.

Работа с учебником:

§3.11,3.12. Роль мутации в эво-

люционном процессе


§3.11,3.12,

работа в

Интернете, сообще ния учащ.

РОСО

10(29)



Практическая работа: «Выяв

ление изменчи

вости организ мов»

Урок комплексного применения ЗУН




Выполнение практической работы и выводы к ней



11(30)



Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова

Комби-

нированный

Основные понятия:

гомологический ряд, селекция


Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных челове-

ком

Работа с учебником:

§3.13,упр.147 в

тетради на печат

ной основе


§3.13, сообщения учащихся

12(31)



Основные методы селекции.

Основные методы селекции в РА.

Комби-

нированный

Основные понятия:

гетерозис,гибридиза

ция,депрессия

мутагенез


Анализировать и оценивать значение генетики для развития различных отраслей промышленности

Работа с учебником:

§3.14,вопрос 2 на стр.130


§3.14,работа в Ин-тернете, сообщения учащихся

13(32)



Зачёт по теме: «Организменный уровень».

Урок контроля и оценки знаний




Контрольная работа. Тесты



Глава 4. Популяционно-видовой уровень-2 часа

1(33)



Критерии вида.

Комби-

нированный

Основные понятия:

вид,виды-двойники,

ареалы


Характеризовать критерии вида

Работа с учебником:

§4.1,упр.151 в тетради на печатной основе


§4.1,вопрос 2 на стр.134

2(34)



Популяции.

Биологическая классифика-

ция.

Комби-

нированный

Основные понятия:

популяция


Приводить примеры практического значе-

ния изучения

популяций

Работа с учебником:

§4.2,4.3.воп

1 на с.138


Преобразовать текст учебника в графи- ческую модель популяционной структуры вида

Глава 5. Экосистемный уровень -5 часов

1(35)



Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.

Урок изучения новых знаний

Основные понятия:

экология, популяция, биогеоценоз, экосистема


Изучать процессы, происходящие в популяции

Работа с учебником:

§5.1,вопрос 1 после параграфа


§5.1,упр.

158 в тетради на печат

ной основе

2(36)



Состав и структура сообщества.

Комби-

нированный

Основные понятия:

жизненная форма,

морфологическая и пространственная , трофическая структуры


Объяснять причины устойчивости экосистем.

Работа с учебником:

§5.2,работа в тетрадях на печатной основе


Вопросы к §5.2

3(37)



Потоки вещества и энергии в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии.

Урок комплексного применения ЗУН

Основные понятия:

автотрофы, гетеро

трофы,пищевая сеть, пищевая цепь,поток энергии


Составлять схемы пищевых цепей.

Работа с учебником:§5.3,выполнение схем пищевых цепочек

Роль человека в продуктивности ис

куственных сооб-

ществ

§5.3,работа в тетра дях на печатной основе

4(38)



Саморазвитые экосистемы.

Комби-

нированный

Основные понятия:

экологическая сукцес

сия


Находить различия между первичвной

и вторичной сукцессиями

Работа с учебником:

§5.5,работав тетрадях на печатной основе


§5.5.вопрос 2,3,4 на стр

167

5(39)



Практическая работа:«Выявление типов взаимодействия разных эко- систем в своей местности»

Урок комплексного использования ЗУН

Любая экосистема своей местности.


Применять на практике сведения о структуре экосистем.

Практическая работа и выводы к ней.


Сообщения о В.И. Вернадском,его учении о биосфере

РОСО

Глава 6. Биосферный уровень -3 часа

1(40)



Биосфера. Эволюция биосферы.

Комби-

нированный

Основные понятия:

биосфера,абиотичес

кие факторы


Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы

Работа с учебником:§6.1, описание рисун-

ков учебника


§6.1.Работа с Инте рнетом,со общения учащихся

2(41)



Круговорот веществ в биосфере.

комби-нированный

Основные понятия:

биогенные элементы,

микроэлементы,гумус, фильтрация


Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме

Работа с учебни- ком:§6.3,описа-

ние рисунков учебника

Очистка приро дных вод жи-

вотнымифильтраторами

Подготовить сооб щение о последствиях хоз деятель-ности человека

3(42)



Зачёт то теме: «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни»

Урок контроля знаний




Тестовая контрольная работа


Повторение

Раздел 2. Эволюция органического мира.

Глава 7. Основы учения об эволюции -9 часов.

1(43)



Развитие эволюцион-

ного учения. Работы Ч.Дарвина.

Урок изучения новых знаний

Основные понятия:

эволюция,искусственный отбор


Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений

Работа с учебником:

§7.1,работа в тетрадях на печатной основе


§7.1, сооб-

щения учашихся

2(44)



Генетическое равновесие в популяциях и

его наруше-

ния.

Комби-

нированный

Основные понятия:

популяционная гене-

тика, генетическое равновесие


Объяснять причину эволюционных изменений

Работа с учебником:§7.2,7.3.


§7.2,7.3,ответить на вопро сы на

с.200

3(45)



Борьба за су- ществование и естественный отбор.

Комби-

нированный

Основные понятия:

борьба за существо-

вание, естественный отбор,наследствен-

ная изменчивость


Сравнивать по предложенным критериям естествен-

ный и искусственный отборы

Работа с учебником:

§7.4,работа в тетрадях на печатной основе


§7.4.Описание рисунка учебни-

ка

4(46)



Формы естественного отбора.

Комби-

нированный

Основные понятия:

естественный отбор


Характеризовать фор- мы естественного отбора

Работа с учебником:

§7.5,работа в тетрадях на печатной основе


§7.5,описание рисунков учебни-

ка,работа в Интер- нете

5(47)



Практическая работа: «Выяв

ление приспо-

собленности к среде

обитания»

Урок комплексного применения ЗУН

Основные понятия:

адаптация


Описывать разные способы приспособ- ленности живых организмов к среде обитания

Практическая работа и выводы к ней



6(48)



Изолирующие механизмы.

Комби-

нированный

Основные понятия:

репродуктивная изоляция


Описывать гибриды различных видов организмов

Работа с учебником:

§7.6,описа-

ние рис.на с.212


§7.6. Сооб-

щения учащихся

7(49)



Видообразование.

Комби-

нированный

Основные понятия:

микроэволюция


Доказывать зави-

симость видового разнообразия от условий жизни

Работа с учебником:

§7.7,работа в тетрадях на печатной основе


§7.7,опи-

сать рис.на стр.215

8(50)



Макроэволюция.

Комби-

нированный

Основные понятия:

макроэволюция


Анализировать понятие макро-

эволюция

Работа с учебником:

§7.8,описание рис.на с.219


§7.8.работа в Инте рнете,со-общения учащихся

9(51)



Общие законо мерности эволюции.

Комби-

нированный

Основные понятия:

ароморфоз,идиоадап

тация, дегенерация


Отличать примеры проявления направлений эволюции

Работа с учебником:

§7.9,работа в тетрадях на печатной основе


Сообщения учащихся

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле -6 часов.

1(52)



Развитие пред ставлений о происхождении жизни. Гипо теза Опарина-Холдейна.

Урок изучений новых знаний

Основные понятия:

коацерваты,пробион-

ты


Высказать свою точку о сложности вопроса возникновения жизни

Работа с учебником:

§8.1,8.2, работа в тетрадях на печатной основе

Гипотеза био- химиче

ской эволюции


§8.1,8.2,рис на стр.234

2(53)



Современные теории проис- хождения жизни.

Урок изучения и закрепления знаний

Основные понятия:

гипотеза


Выделить наиболее сложную проблему в вопросе происхожде-

ния жизни

Работа с учебником:

§8.3,работа в тетрадях на печатной основе


§8.3,отве-

тить на вопросы, сообщения учащихся

3(54)



Основные этапы разви-

тия жизни на Земле.Эра древнейшей жизни.

Урок комплек.примения знаний

Основные понятия:

автотрофы,гетеро-

трофы,палеонтология,прокариоты,эуакариоты,эволюция


Объяснить взаимосвя

зи организмов и окружающей среды

Работа с учебником:

§8.4,8.5.ра-

бота с рис.

На с.239


§8.4,8.5,рис

на с.244

4(55)



Развитие жизни в про

терозое и палеозое.

Урок комплекного

примения знаний

Основные понятия:

ароморфоз


Называть приспособ-

ления растений и животных в связи с выходом на сушу.

Работа с учебником:§8.6,работа в тетрадях на печатной основе


§8.6,описание рисун-

ков учеб-

ника

5(56)



Развитие жизни в мезозое.

Урок комплекного

примения знаний

Основные понятия:

триас,юра,мел,дино-

завры,сумчатые животные


Объяснить причины заселения динозавра- ми различных сред обитания

Работа с учебником:

§8.7,работа в тетрадях на печатной основе


§8.7,описание рис. учебника

6(57)



Развитие жизни в кайнозое.

Урок комплекного

примения знаний

Основные понятия:

палеоген,неоген,антропоген


Закономерности усложнения растений и животных в процессе эволюции

Работа с учебником:

§8.8,работа в тетрадях на печатной основе


§8.8.повторить всю главу

Раздел 3. Основы экологии.

Глава 9. Организм и среда -5 часов.

1(58)



Экологические факторы. Ус

ловия среды.

Экологические факторы в РА.

Комби-

нированный

Основные понятия:

абиотические,биоти-

ческие,антропогенные факторы,вторичные климатические фак-

торы


Объяснять влияние антропогенных факторов.

Работа с учебником:

§9.1,работа в тетрадях на печатной основе


§9.1. Сообще-

ния уча-

щихся.

РОСО

2(59)



Общие законо мерности влия

ния экологи-

ческих факто- ров на организ мы.

Комби-

нированный

Основные понятия:

толерантность,эко-типы,лимитирующиефакторы.закон минимума


Объснять как различные факторы среды могут взаимо-

действовать друг с другом

Работа с учебником:

§9.2,изучить рис.на с.

269


§9.2. Сообщения учащихся

3(60)



Адаптация организмов к различным ус-

ловиям сущес- твования.

Адаптация ор

ганизмов в РА.


Комби-

нированный

Основные понятия:

жизненные формы,

ритмы жизни.


Объяснять как сезон-

ные изменения могут влиять на жизнедея-

тельность организмов

Работа с учебни-

ком:§9.4,коммен

тарии к рис.105


§9.4.сооб

щения учащихся

РОСО

4(61)



Межвидовые отношения ор-

ганизмов.

Комби-

нированный

Основные понятия:

нейтрлизм,аменсализм

комменсализм,симбиоз

протокооперация,мутуализм,конкуренция, хищничество,паразитизм.


Объяснять типы био-

тических взаимоотно-

шений.

Работа с учебни-

ком:§9.5


§9.5.

Сообщения учащихся

5(62)



Колебания чис

ленности орга

низмов. Эколо

гическая регу-

ляция.

Комби-

нированный

Основные понятия:

динамика популяций,

регуляторные механиз

мы,циклические коле-

бания численности


Объяснять как проис-

ходит адаптация.

Работа с учебни-

ком:§9.6,изучить рис.106


§9.6.Сооб

щения учащихся

Глава 10. Биосфера и человек -3 часа

1(63)



Эволюция биосферы.

Комби-

нированный

Основные понятия:

биосфера,первичная атмосфера планеты.


Объяснить как проте-

кает взаимосвязь раз-

вития органического мира и эволюции биосферы

Работа с учебни-

ком:§10.1,изучить рис.на с.290,

291


§10.1.сообщения учащихся

2(64)



Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рацио

нального при-

родопользова-

ния

Комби-

нированный

Основные понятия:

природные ресурсы


Приводить примеры исчерпаемых и неис-

черпаемых природ-

ных ресурсов, агросис

тем,предлагать пути преодоления экологи-

ческого кризиса.

Работа с учебни-

ком:§10.2,10.3,рис. На с.295


§10.2.

Рефераты

3(65)



Экологические проблемы в на

шем регионе.

Анализ и оцен-

ка деятельнос

ти человека в экосистеме.

Комби-

нированный

Основные понятия:

экологические проблемы


Объяснять необходи-

мость защиты окружа

ющей среды; предла-

гать пути решения эко

логических проблем.

Работа с Интернетом


Рефераты

РОСО

Обобщение -3 часа

1(66)



Взаимодействие организма и среды обитания.

Урок обобщения

Основные понятия:

биосфера и человек


Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в эко-

системах

Работа в Интернете


Сообще-

ния уча-

щихся

2(67)



Итоговая контрольная работа

Урок контро

ля зна-

ний




Тестовая контрольная работа



3(68)



Обобщение курса биоло-

гии за 9 класс

Урок контро

ля знаний








© 2010-2022