Обобщение опыта работы ИНформационные технологии в обучении

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт инновационной деятельности


Тема инновационного опыта « Развитие творческой личности на уроках биологии через формирование информационной культуры школьника»

Автор опыта Герасимова Светлана Сергеевна, учитель биологии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13

города Александрова.

Тема инновационного опыта « Развитие творческой личности на уроках биологии через формирование информационной культуры школьника» определяется через базисные знания и умения в области поиска и обработки информации, обеспечивающие эффективную познавательную деятельность. Формирование и совершенствование этих знаний и умений развивают компетенции, без которых невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, а так же развитие творческой индивидуальной многогранности у отдельно взятой личности. Информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, составляющая процесса формирования культуры человечества.

Цель опыта: Создание условий для развития творческой личности на уроках биологии через формирование информационной культуры школьника.

Ведущая идея: Учащийся не должен в готовом виде принимать знания, деятельность на уроке должна требовать от него усилия, размышления, поиска.

На основании цели сформулированы следующие задачи:

  1. Научить учащихся работать с информацией и медиасредствами; сформировать умения находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами.

  2. Через умения ориентироваться в мире информации ( информационная компетентность) стимулировать развитие творческого потенциала личности школьника.

  3. Формировать навыки адекватной самооценки результата собственной деятельности.

  4. Создать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся на уроках биологии через использование информационных технологий.

  5. Формировать творчески мыслящую личность, способную адаптироваться к условиям новой жизни, способной к самообразованию, самоконтролю и самосовершенствованию.

Чтобы выйти на конкретный результат в работе используются различные виды информации и выходом являются формы творческих работ: презентации, проекты, сообщения, рефераты, исследования. Вся это творческая работа невозможна без осмысленного изучения источников информации, которым может служить как книга, так и информационные ресурсы.

На своих уроках использую ИКТ, что позволяет сделать сотворчество учителя и деятельность школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, воплотить принципы наглядности, отразить существующие стороны биологических объектов, обратить внимание и выделить наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Это удается сделать, используя ресурсы интернета:

- электронные учебники и учебные курсы,

- обучающие и развивающие программы,

- электронные энциклопедии,

- дидактические материалы : сборники задач, тестов, диктантов( подготовка к ГИА и ЕГЭ), упражнений, использование индивидуальных заданий для учащихся, а так же

через создание учащимися при работе с материалом учебника определенных «мыслеобразов» как например:

- «слайд- шоу» с дикторским сопровождением

-анимации «ожившие картинки» ( флэш- анимация)

-создание презентаций к различным этапам урока или обобщение по теме, разделу

- создание проектов как ступень овладения этапами творческих действий.

Это позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. Дает возможность

1) создать библиотеку учебных программ с дальнейшим использованием на уроках,

2) показать значимость работы ученика, степень его творчества при обработке информации,

3) осуществить идею индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику,

4) повысить качество обучения через активизацию творческого потенциала учащихся, повышение интереса к предмету,

5) интегрировать с другими областями знаний,

6) экономит время при поиске информации в нужном разделе при подготовке домашнего задания.

Условия возникновения и становления опыта

В современном обществе сложились следующие условия:

1) стремительное развитие средств массовой коммуникации,

2) радикальная смена приоритетов порастающего поколения,

3)смена модели традиционного чтения: предпочтение отдается медиатекстам в электронном формате,

4) постепенное снижение интереса к печатному слову,

5) преобладание « делового» чтения над « свободным»,

6) снижение интереса к предмету за счет перегруженности учебника материалом и уменьшение времени на его проработку.

Все эти условия натолкнули на необходимость формирования информационной культуры школьника, повышение его творческой активности на уроке биологии через методы и приемы, более привычные современному ученику.

Повлиял на выбор соответствующей темы и опыт коллег района, компьютерные курсы, изучение методов работы методистов ВИПКРО: Ловковой Т.А., Дебердеевой Т.Х.

МОУ СОШ № 13 располагается в спальном районе г. Александров. В ней обучается 1221 учащийся, работает- 61 педагог. В школе открыты профильные классы: гуманитарного и естественно-научного направления( химико-биологический класс).Имеется ШНО « Навигатор»,ежегодно проводятся школьные научные конференции и интеллектуальный марафон.

Актуальность опыта

С 90 -х годов ХХ века медиаобразование стало обязательным компонентом обучения во всех средних школах Канады и Австралии с 1-12 класс, а потом в Великобритании.

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе « Наша новая школа» в качестве приоритетных напрвлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний , умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения , работать с разными источниками информации, оценивать их на основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

В современном мире медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации, с целью формирования культуры общения с медиаресурсами творческих, коммуникативных способностей, критического мышления , умений полноценного восприятия, интерпритации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаобразование выполняет важную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве:

1) Обучает восприятию и переработке информации, передаваемой СМИ.

2) Развивает критическое мышление, умение понимать скрытый смысл текста.

3) Включает внешкольную информацию в общее базовое образование, в систему

формируемых в предметных областях знаний и умений.

4) Формирует умения находить, готовить, передавать и принимать требуемую

информацию, в том числе с помощью средств ТСО: компьютера, мультимедиа.

В ситуации постоянных изменений учащийся способен проявить и активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе способности соответствовать действительности жизни. Для этого необходимо развивать особенные личные качества, такие как гибкость мышления, ответственность за принятые решения, отстаивание собственной точки зрения, толерантности, коммуникабельности, проявление творчества.

В современных условиях важна педагогика сотрудничества, она становится приоритетной.

Информационная эпоха отличается интегративной культурой, гибкостью, конвергентностью мышления, диалогичностью, коммуникативностью. Культура информационного общества указывает на уникальность человека, на его способность самосовершенствоваться. Следовательно, ученик лишь усваивающий знания, а не пропускающий их через собственное мышление и приобретаемый жизненный опыт, теряет самостоятельность, способность к творчеству. Поэтому одно из направлений развитие потенциальных способностей и самостоятельности через формирование его информационной культуры.

Идейность опыта

В основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития в РФ на период до 2020 года лежит переход от массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию, обеспечивающему формирование социально- ответственной личности , способной к участию в инновационном преобразовании общества. Это закреплено в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

- План действий Правительства РФ по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.

- Долгосрочной целевой программе развития образования Владимирской областм на 2009-2012 гг.

Переход на образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, изменение школьной инфраструктуры невозможно без развития и совершенствования информационной компетентности.

Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия, взаимный и индивидуальный поиск нужной информации, переживание радости познания мира, развития подлинного интереса к изучаемому предмету. Это решается через:

  1. Построение обучения на основе формирования коммуникабельности, толерантности в процессе общения, через интерактивные умения: вести беседу, диалог, умение задавать вопросы, избегать конфликтных ситуаций, управляя своим поведением.

  2. Стремление не к наращиванию информационного объема учебного материала, а направленность учебной деятельности на проявление творчества, усиление значимости информации.

  3. Помощь учащимся в возможности увидеть и осознать индивидуальные возможности и развивать их, принимая во внимание личные интересы, цели и способности, как основы выбора траектории развития.

  4. Необходимость в том, чтобы ученик сам определял результативность своей деятельности, воспринимая знания как нужные ему, слышал оценку окружающих, умел выслушивать и принимал критику.

  5. Соответствие целям опережающего развития, учитывая возрастные особенности ученика.

  6. Работа с информацией и медиасредствами, умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами.

  7. Создание условий для воспитания патриотизма, ответственности за свои поступки, уважение к культуре Отечества и труду людей, составляющих общество, предприимчивость и сопереживание.

Теоретическая база.

Основные термины, которые прослеживаются в теме:

  • Творчество- форма деятельности человека

направленная на создание качественно новых для него ценностей.

  • ИКТ- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

  • Информационная культура личности- это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединении в общий опыт человечества.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных, так и новых технологий. Информационная культура- залог успешной профессиональной деятельности.

В школе успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а так же программы - тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы. Высокая эффективность таких программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик. При использовании принципа мультимодальности у школьников задействованы различные каналы восприятия и переработки информации - аудильный, визуальный.

Использование мультимедийных средств на уроке позволяет объединить в единое целое информацию разной природы- текст, звук, графику, фотографии, видео. Это создает мультисенсорную среду, которая более глубоко и разностороннее воздействует на школьника.

Во время создания презентаций в проектной деятельности учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, повышая интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Данный вид работ учащимися воспринимается с удоволетворением, при подготовке защиты проектов у ребят активизируются мыслительные процессы, что способствует развитию творческой активности.

В теоретической базе заложены общеметодологические принципы организации информационного образования :

- Принцип культурологического подхода.

Неразрывность образования и культуры обеспечивает мировоззренческие установки и ценности ориентации личности школьника.

- Принцип системного подхода.

Это совокупность знания разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью современных информационно-коммуникативных технологий, умения оценивать и интерпретировать информацию.

- Принцип деятельностного подхода.

Ведется с позиции конкретного человека, тех задач, которые он должен решать в ходе своей учебной деятельности. Особое значение уделяется творчеству в реализации различных проектов.

- Принцип мультимодальности.

Задействует различные каналы восприятия и переработки информации- аудильный, визуальный.

- Принцип интерактивности.

Обеспечивает синтез различных наук.

- Принцип непрерывности.

Обеспечивает принцип «Образование в течение всей жизни».

Теоретической базой опыта являются идеи:

  • Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Развитие СУД (способы умственных действий).

  • Г.К. Селевко Развитие СУМ (самоуправляющие механизмы личности).

  • И.С. Якиманской Развитие СДП (деятельностьно-практическая сфера).

  • Л.И. Лернера, А.М.Матюшкин, М.И. Махмутова Организация проблемного обучения в школе

  • Л.И.Лернера Развивающее обучение

  • Г.С. Альтшуллера Развитие творческих качеств личности.

  • И.Д. Фумина, А.В. Хуторского Компетентностный подход в образовательном процессе.

Новизна опыта

В концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе « Наша новая школа» обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное суждение, оценку.

По современным стандартам образования новизна опыта в том, что доля умственного труда почти во всех профессиях растет, а значит творческие способности - это существенная часть интеллекта и главная задача - их развитие, так как культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. Необходима адаптация в условиях средней общеобразовательной школы. Комбинация методов, средств обучения и воспитания способствует формированию информационной культуры личности. Умения применять общие правила в нестандартной ситуации, находить нестандартные решения.

Использование мультимедийных средств на уроке позволяет объединить в единое целое информацию разной природы - текст, звук, графику, фотографии, видео. Это создает мультисенсорную среду, которая более глубоко и разностороннее воздействует на школьника.

Во время создания презентаций в проектной деятельности учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, повышая интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Данный вид работ учащимися воспринимается с удоволетворением, при подготовке защиты проектов у ребят активизируются мыслительные процессы, что способствует развитию творческой активности.

Организую свою педагогическую деятельность так, чтобы повысить эффективность обучения и развить творческие способности, используя ИКТ, формируя информационную культуру школьника.

1) Использование ИКТ на уроках.

2) Работа с различными источниками информации :

- дополнительным материалом,

- учебником,

-энциклопедиями.

3) СМИ.

Сочетание различных источников информации дает положительный результат.

На своих уроках реализую одну из важных целей, стоящих перед школой: не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с разными источниками информации, в то числе и с книгой, добывать знания не только в школе, но и за ее стенами, проявляя творчество в представлении найденной и переработанной информации, смогли заинтересовать ей товарищей, повышая интерес к материалу, предмету.

Применяемые ИКТ различны: при проведении внеклассных мероприятий

в конце года делаем коллаж из накопившихся фотографий; при изучении нового материала на уроке биологии для лучшего закрепления материала перед опросом или зачетом использую презентации, которые создают учащиеся.

Стараюсь развить у детей оба полушария головного мозга, особенно правое, отвечающее за развитие образного мышления , способствующее развитию и тренировке памяти, формируя навыки вариативного мышления, что способствует развитию критичности и самостоятельности мышления.

Использование ИКТ на уроке и внеурочной деятельности развивает не только творчество, но и рассеивает ученические страхи, избавляет от враждебной настороженности и нежелания работать, а через формирование информационной культуры помогает воспитать творческую личность.

Технология опыта

Цель опыта - научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации, данные таблиц, научиться их анализировать, делать выводы, дополнять фактами, решать проблемные ситуации, но главное при этом - не «перегружаться» информацией.

На своих уроках использую ИКТ, что позволяет сделать сотворчество учителя и деятельность школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, воплотить принципы наглядности, отразить существующие стороны биологических объектов, обратить внимание и выделить наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Ведущая идея: учащийся не должен в готовом виде принимать знания, деятельность на уроке должна требовать от него усилия, размышления, поиска.

Это удается сделать, используя ресурсы

1) интернета:

- электронные учебники и учебные курсы,

- обучающие и развивающие программы,

- электронные энциклопедии.

2) Ресурсы библиотеки кабинета биологии:

- дидактические материалы : сборники задач, тестов, диктантов (подготовка к ГИА и ЕГЭ), упражнений, использование индивидуальных заданий для учащихся.

3) Использование библиотечного фонда.

А так же через создание учащимися при работе с материалом учебника определенных «мыслеобразов» как например:

- «слайд- шоу» с дикторским сопровождением

-анимации «ожившие картинки» ( флэш- анимация)

-создание презентаций к различным этапам урока или обобщение по теме, разделу

- создание проектов как ступень овладения этапами творческих действий.

Это позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. Дает возможность

1) создать библиотеку учебных программ с дальнейшим использованием на уроках, выйти на конкретный результат.

2) показать значимость работы ученика, степень его творчества при обработке информации,

3) осуществить идею индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику,

4) повысить качество обучения через активизацию творческого потенциала учащихся, повышение интереса к предмету,

5) интегрировать с другими областями знаний,

6) экономит время при поиске информации в нужном разделе при подготовке домашнего задания.

Чтобы выйти на конкретный результат в своей работе использую различные виды творческих работ: презентации, проекты, сообщения, рефераты, исследования. Вся эта творческая работа невозможна без осмысленного изучения источников информации, которым может служить как книга, так и информационные ресурсы.

В своей инновационной деятельности применяю следующие методы и приемы:

1) творческая работа с учебной литературой (так как учебник остается главным носителем информации на уроке),

Составление вопросов творческого характера. Например, задание на установление соответствий:

Эпителий- ткань, а аорта?

а)сердце, б)внутренний орган, в) артерия, г) вена, д)кровь.

2) задания на отражение последовательности событий:

«Установите последовательность реакций биосинтезе белка, выписав цифры в нужном порядке:

а).снятие информации с ДНК,

б). узнавание антикодоном т-РНК своего кодона на и-РНК,

в). отщепление аминокислоты от т-РНК,

г). поступление И-РНК на рибосомы,

д) присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.

Ответ: а,б,в,г,д.

3) составление рассказа с биологическими ошибками (требует хорошего знания теоретического материала, умения работать с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей),

4) составление текстов с пропущенными словами (способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциации обучения),

5) составление различного вида тестовых заданий (традиционные6 с выбором одного правильного ответа),

6) составление кроссвордов, ребусов, синквейнов (способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся).

Комбинирование этих приемов и методов позволяют работать не только с текстом, но и с другими источниками информации) словарями, определителями, электронными учебниками

и виртуальными энциклопедиями).

Разумное сочетание перечисленных источников информации, интернет- ресурсов позволяют:

- мотивировать ученика к активной учебной деятельности,

- проявлять личностные индивидуальные качества,

- обеспечить вариативное повторение понятийного аппарата, включая его в разные темы курса биологии в различных вариантах,

- формировать большинство учебных навыков, в том числе творческих,

- организовать учебную деятельность ученика.

Результативность опыта

По своему предмету имею устойчивые показатели усвоения учебного материала у учащихся. Число учащихся, занимающихся на «4» и «5» имеет стабильную динамику роста на 4-6 человек в год, количество учащихся, сдающих итоговую аттестацию возросло с предыдущим годом в 1.5 раза.

При выборе курса предпрофильной подготовки 29 учащихся 9 класса выбрали профиль предмета биологии, где на изучение предмета отводится 3 часа в неделю.

Сложно проследить результативность творческой деятельности, но в кабинете создана медиатека из презентаций и проектов учащихся, используемых в дальнейшей деятельности.72% учащихся владеют методам оформления в виде презентаций, 29% учащихся представили на суд аудитории интеллектуального марафона свои проекты, успешно их защитив.

Учащиеся 9 классов в этом году показали отличные результаты в районной олимпиаде по биологии: 1 победитель , 2 призера.

Информационная культура школьника

Изменение параметров в динамике по годам

параметры

8"а" 18 человек 2008г.

9"а"18 человек 2009г.

10"а" 29 человек 2010г.

1)умение подготовить сообщение

6

12

24

2)умение подготовить доклад

5

10

24

3)создать и защитить презентацию

3

11

21

4)работа с дополнительным материалом

16

18

29

а)умение выделить главное

8

14

20

б)умение сформулировать вывод

6

13

20

в)умение составлять план

9

15

26

5)работа с учебником

14

17

29

Результаты ЕГЭ

учебный год

количество учеников

средний балл

2008-2009

8

47,6

2009-2010

9

49,7

8

© 2010-2022