- Преподавателю
- Биология
- Конспект по биологии на тему Строение бактериальной клетки
Конспект по биологии на тему Строение бактериальной клетки
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Т.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель: Волкова Татьяна Викторовна
Класс: 5В
Тема: «Строение бактериальной клетки»
Цель урока: создать условия для формирования представлений об отличительных особенностях бактерий, их значении в природе и жизни человека.
Задачи:
-
развить представления об особенностях строения прокариотов, их роли в природных сообществах, о значении бактерий в практической деятельности человека;
-
развить умения анализировать, сравнивать;
-
обратить внимание на необходимость соблюдения правил личной гигиены с целью профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Выделять основную особенность бактериальной клетки - отсутствие оформленного ядра;
-
Описывать строение бактериальной клетки, называть ее компоненты;
-
Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.
Метапредметные:
-
Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности;
-
Акцентирование внимания на необходимости работы с тетрадью-тренажером и электронным приложением для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании.
Формирование УУД
Личностные:
-
Формирование познавательной мотивации на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов:
-
Приобщение к ценностям биологического познания;
Познавательные:
1. Выявлять существенные признаки бактерий;
2. Извлекать нужную информацию;
3. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
4. Устанавливать причинно-следственные связи;
5. Уметь формулировать и решать проблему
Регулятивные:
1. Целеполагание
2. Контрольно-оценочная деятельность
3. Рефлексия
Коммуникативные:
1. Уметь слушать
2. Уметь работать с информацией
3. Высказывать свои мысли
4. Работать в диалоге
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Тип урока: урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний)
Учебни : 5- 6 « Биология. Живой организм». Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я. Колесникова
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск новой информации и начнем наш урок. Садитесь.
Настраиваются на работу.
2. Проверка домашнего задания
- Наш урок мы проведем под девизом. (Слайд 1)
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
- Как вы понимаете девиз урока?
- С чего начнём урок?
- Из чего состоят все живые организмы?
-На столах у вас лежат карточки, возьмите карточку зелёного цвета, выполните задание - 2 мин.
- Обменяйтесь с соседом по парте карточкой и проверьте, если кто-то затрудняется проверить работу соседа - проверьте по эталону (слайд 2)
- Оцените работу
- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.
Фронтальный опрос:
- В клетках, каких организмов содержит ядро?
- В клетках, каких организмов отсутствует оформленное ядро?
ответы детей
с повторения пройденного материала
клеток
( карточка №1)
взаимопроверка
эталон
эукариоты
прокариоты
3.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
Демонстрируется испорченного яблоко
- Какое изменение произошло с яблоком?
- Под действием чего произошло такое изменение?
Демонстрация кефира
- Зачем я принесла кефир? Как получают кефир?
- А что вам известно об этих удивительных организмах?
- Почему мы не видим бактерий невооруженным глазом?
- Какое строение имеют бактерии? Хотели бы вы узнать?
- Сформулируйте тему урока. «Строение бактериальной клетки» (слайд 3)
- Ребята, сформулируйте свое предположение, гипотезу
(клетки бактерии имеют особое строение, они очень малы) (слайд 4)
- Чтобы подтвердить гипотезу нужно сформулировать цели урока.
гнилое
бактерии
молоко
содержатся бактерии
ответы детей
Не знаем
Клетки бактерии имеют особое строение, они очень малы.
4. Восприятие и усвоение теоретического учебного материала
- Чтобы более подробно познакомиться с бактериями, давайте поработаем в группах.
- У каждой группы задание, инструкция, на выполнение которого отводится 7 минут. В конце указанного времени вы должны предоставить, отчет о проделанной работе.
- Давайте вспомним правила работы в группе
- Время вышло, рассаживаемся по своим местам. Представители от каждой группы выступают, все остальные учащиеся возьмите на столе карточку желтого цвета и заполняйте схемы по ходу выступления группы.
- Итак, давайте выслушаем первую группу. «Форма и размеры бактерий» работая через документ - камеру
-
-Есть дополнение вашей группы? Есть вопросы класса?
- Все учащиеся, оцените работу группы, достаточно ли материала вам по данной теме?
- Слушаем выступление второй группы, пожалуйста, а мы заполняем карточку задание №2 «Строение бактериальной клетки»
Работа через документ - камеру
-Есть дополнение группы?
- Все учащиеся оцените работу группы, достаточно ли материала вам по данной теме?
«Распространение бактерий»
Работа через документ - камеру
-Есть дополнение группы?
- Все учащиеся оцените работу группы, достаточно ли материала вам по данной теме?
Выступление 4 группы «Значение бактерий»
Работа через документ - камеру
- Есть дополнение группы?
- Все учащиеся оцените работу группы, достаточно ли материала вам по данному вопросу
Рассаживаются в 4 группы
Вспоминают правила
Работают -7 минут
Карточки с выполненными заданиями вывешиваются на доску
5. Первичное закрепление.
-А у меня к вам есть вопрос, объясните слайд - 5, 6 , 7, 8
Работают с презентацией учителя
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Проверим полученные знания, выполним тест, возьмите карточка розового цвета, на выполнение теста - 3 минуты
- Проверяем по эталону
- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки?
- Кто одну ошибку?
Слайд 9
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Домашнее задание
- Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь?
- Каким образом мы можем обнаружить существование бактерий?
- Наша гипотеза подтвердилась или нет?
- Если очистить кожуру яблока, мы избавимся от бактерий? Почему?
- Какие меры борьбы помогут яблоку подольше оставаться свежим?
- Чем кефир отличается от гнилого яблока?
- Возьмите карточки синего цвета, оцените свою работу на уроке.
- Поднимите руку, кому комфортно было на уроке.
- Поднимите руку, кто понял тему урока.
- Поднимите руку, кто имеет прочные знания по данной теме
- Карточки с выполненными заданиями, дома приклейте в тетрадь.
- Давайте запишем домашнее задание.
Обязательно: параграф учебника
-
По выбору : подготовить мини-сообщение «Эти удивительные бактерии» ,
-
Ответить на вопрос «Существуют ли среди бактерий - хищники?»
по изменениям среды обитания : прокисание молока и тд.
слайд10
ответы детей
полезные и вредные бактерии
самооценка - слайд 11
Слайд 12
Карточка №1
Подпишите части клеток
Карточка №2
Задание №1
Форма бактерий
Задание №2
Задание №3
Распространение бактерий
Задание №4
Значение бактерий
Карточка №3
Проверьте свои знания
1.Бактерии - это организмы:
а) только одноклеточные
б) только многоклеточные
в) и одноклеточные, и многоклеточные.
2.В клетке бактерий есть:
а) оболочка, цитоплазма, ядро
б) цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота
в) оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
3.Когда в кабинете больше бактерий?
а) до урока
б) после урока
в) количество не меняется
4. Как называются шарообразные бактерии?
а) бациллы
б) кокки
в) спириллы
5. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии:
а) цисты;
б) споры;
в) активного организма.
6. Бактерии относят к прокариотам, так как они:
а) имеют ядро
б) не имеют ядро
в) размножаются делением надвое
Оценочный лист
№
Оцените работу на уроке
Оцени себя сам
1
Комфортно ли вам было на уроке?
2
Поняли ли вы тему урока?
3
Теперь я имею прочные знания по данной теме
БАКТЕРИИ