Конспект по биологии на тему Строение бактериальной клетки

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиУчитель: Волкова Татьяна Викторовна

Класс: 5В

Тема: «Строение бактериальной клетки»

Цель урока: создать условия для формирования представлений об отличительных особенностях бактерий, их значении в природе и жизни человека.

Задачи:

  • развить представления об особенностях строения прокариотов, их роли в природных сообществах, о значении бактерий в практической деятельности человека;

  • развить умения анализировать, сравнивать;

  • обратить внимание на необходимость соблюдения правил личной гигиены с целью профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Выделять основную особенность бактериальной клетки - отсутствие оформленного ядра;

  2. Описывать строение бактериальной клетки, называть ее компоненты;

  3. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.

Метапредметные:

  1. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности;

  2. Акцентирование внимания на необходимости работы с тетрадью-тренажером и электронным приложением для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании.

Формирование УУД

Личностные:

  1. Формирование познавательной мотивации на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов:

  2. Приобщение к ценностям биологического познания;

Познавательные:

1. Выявлять существенные признаки бактерий;

2. Извлекать нужную информацию;

3. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

4. Устанавливать причинно-следственные связи;

5. Уметь формулировать и решать проблему

Регулятивные:

1. Целеполагание

2. Контрольно-оценочная деятельность

3. Рефлексия

Коммуникативные:

1. Уметь слушать

2. Уметь работать с информацией

3. Высказывать свои мысли

4. Работать в диалоге

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Тип урока: урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний)

Учебни : 5- 6 « Биология. Живой организм». Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я. Колесникова

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск новой информации и начнем наш урок. Садитесь.

Настраиваются на работу.

2. Проверка домашнего задания

- Наш урок мы проведем под девизом. (Слайд 1)

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

- Как вы понимаете девиз урока?

- С чего начнём урок?

- Из чего состоят все живые организмы?

-На столах у вас лежат карточки, возьмите карточку зелёного цвета, выполните задание - 2 мин.

- Обменяйтесь с соседом по парте карточкой и проверьте, если кто-то затрудняется проверить работу соседа - проверьте по эталону (слайд 2)

- Оцените работу

- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

Фронтальный опрос:

- В клетках, каких организмов содержит ядро?

- В клетках, каких организмов отсутствует оформленное ядро?

ответы детей

с повторения пройденного материала

клеток

( карточка №1)

взаимопроверка

эталон

эукариоты

прокариоты

3.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.



3. Постановка учебной задачи.

Демонстрируется испорченного яблоко

- Какое изменение произошло с яблоком?

- Под действием чего произошло такое изменение?

Демонстрация кефира

- Зачем я принесла кефир? Как получают кефир?

- А что вам известно об этих удивительных организмах?

- Почему мы не видим бактерий невооруженным глазом?

- Какое строение имеют бактерии? Хотели бы вы узнать?

- Сформулируйте тему урока. «Строение бактериальной клетки» (слайд 3)

- Ребята, сформулируйте свое предположение, гипотезу

(клетки бактерии имеют особое строение, они очень малы) (слайд 4)

- Чтобы подтвердить гипотезу нужно сформулировать цели урока.

гнилое

бактерии

молоко

содержатся бактерии

ответы детей

Не знаем

Клетки бактерии имеют особое строение, они очень малы.

4. Восприятие и усвоение теоретического учебного материала

- Чтобы более подробно познакомиться с бактериями, давайте поработаем в группах.

- У каждой группы задание, инструкция, на выполнение которого отводится 7 минут. В конце указанного времени вы должны предоставить, отчет о проделанной работе.

- Давайте вспомним правила работы в группе

- Время вышло, рассаживаемся по своим местам. Представители от каждой группы выступают, все остальные учащиеся возьмите на столе карточку желтого цвета и заполняйте схемы по ходу выступления группы.

- Итак, давайте выслушаем первую группу. «Форма и размеры бактерий» работая через документ - камеру

  1. -Есть дополнение вашей группы? Есть вопросы класса?

- Все учащиеся, оцените работу группы, достаточно ли материала вам по данной теме?

- Слушаем выступление второй группы, пожалуйста, а мы заполняем карточку задание №2 «Строение бактериальной клетки»

Работа через документ - камеру

-Есть дополнение группы?

- Все учащиеся оцените работу группы, достаточно ли материала вам по данной теме?

«Распространение бактерий»

Работа через документ - камеру

-Есть дополнение группы?

- Все учащиеся оцените работу группы, достаточно ли материала вам по данной теме?

Выступление 4 группы «Значение бактерий»

Работа через документ - камеру

- Есть дополнение группы?

- Все учащиеся оцените работу группы, достаточно ли материала вам по данному вопросу

Рассаживаются в 4 группы

Вспоминают правила

Работают -7 минут

Карточки с выполненными заданиями вывешиваются на доску

5. Первичное закрепление.

-А у меня к вам есть вопрос, объясните слайд - 5, 6 , 7, 8

Работают с презентацией учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Проверим полученные знания, выполним тест, возьмите карточка розового цвета, на выполнение теста - 3 минуты

- Проверяем по эталону

- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки?

- Кто одну ошибку?

Слайд 9

7. Рефлексия деятельности (итог урока)





Домашнее задание

- Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь?

- Каким образом мы можем обнаружить существование бактерий?

- Наша гипотеза подтвердилась или нет?

- Если очистить кожуру яблока, мы избавимся от бактерий? Почему?

- Какие меры борьбы помогут яблоку подольше оставаться свежим?

- Чем кефир отличается от гнилого яблока?

- Возьмите карточки синего цвета, оцените свою работу на уроке.

- Поднимите руку, кому комфортно было на уроке.

- Поднимите руку, кто понял тему урока.

- Поднимите руку, кто имеет прочные знания по данной теме

- Карточки с выполненными заданиями, дома приклейте в тетрадь.

- Давайте запишем домашнее задание.

Обязательно: параграф учебника

  1. По выбору : подготовить мини-сообщение «Эти удивительные бактерии» ,

  2. Ответить на вопрос «Существуют ли среди бактерий - хищники?»

по изменениям среды обитания : прокисание молока и тд.

слайд10

ответы детей

полезные и вредные бактерии

самооценка - слайд 11



Слайд 12

Карточка №1

Подпишите части клеток

Конспект по биологии на тему Строение бактериальной клеткиКонспект по биологии на тему Строение бактериальной клетки





Карточка №2

Задание №1

Форма бактерий

Конспект по биологии на тему Строение бактериальной клетки

Задание №2

Конспект по биологии на тему Строение бактериальной клетки





Задание №3

Распространение бактерий





Задание №4

Значение бактерий














Карточка №3

Проверьте свои знания

1.Бактерии - это организмы:

а) только одноклеточные

б) только многоклеточные

в) и одноклеточные, и многоклеточные.

2.В клетке бактерий есть:

а) оболочка, цитоплазма, ядро

б) цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота

в) оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.

3.Когда в кабинете больше бактерий?

а) до урока

б) после урока

в) количество не меняется

4. Как называются шарообразные бактерии?

а) бациллы

б) кокки

в) спириллы

5. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии:

а) цисты;

б) споры;

в) активного организма.

6. Бактерии относят к прокариотам, так как они:

а) имеют ядро

б) не имеют ядро

в) размножаются делением надвое

Оценочный лист

Оцените работу на уроке

Оцени себя сам

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Теперь я имею прочные знания по данной теме





БАКТЕРИИ

© 2010-2022