- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии в 9 классе
Рабочая программа по биологии в 9 классе
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ашинова А.А. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рекомендовано»
МО учителей естественно - математического цикла
_________ Э.А. Хут
Протокол № ___ от
«____»____________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР
_____________ С.Ю. Теучеж
«____»____________2015г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №11 х. Шевченко
_____________А.И. Чич
Приказ № ___ от «___»______________2015г.
Рабочая программа учебного курса
Биология
для 9 класса
Учебник: Биология. Введение в общую биологию и
Экологию.
Автор(ы) учебника: А.А. Каменский,Е.А. Криксунов
В. В. Пасечник.
Количество часов в 9 классе: в год -68 ч.
в неделю-2 ч.
Преподаватель : Ашинова Асиет Аскеровна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №11 х. Шевченко
2015-2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 9 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова 2010 год и учебника «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2013 г.
Рабочая программа для 9 класса соответствует требованиям базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации, программе основного общего образования (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.-Дрофа, 2010 г.).
Учебник включен в перечень учебных изданий рекомендуемых Министерством Образования РФ на 2014- 2015 учебный год.
В программе на изучение данного курса отводится 70 часов по 2 часа в неделю.
Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.
Задачи:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выделяются часы на лабораторные работы, экскурсии.
В данном курсе рассматривается 8 часов с региональным компонентом:
1. «Эукариоты и прокариоты» (при выполнении Л/р «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом»)
2. «Генетика пола»
3. «Закономерности изменчивости. Норма реакции» (при выполнении Л/р «выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»)
4. «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Селекция местных сортов растений и животных»
5. Л/р №3 «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры»
6. Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой»
7. «Экологические кризисы. Экология Адыгеи»
8. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры »
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.
Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Тематика и количество часов соответствует программным требованиям. В тематическом планировании указан и материал регионального компонента, но не отдельными часами, а дополнительно к основным темам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Наименование раздела
Всего часов
Кол-во часов теории
Кол-во часов практики
Введение
2
2
1
Уровни организации живой природы
54
Тема 1.1 Молекулярный уровень
10
10
Тема 1.2 Клеточный уровень
15
14
1
Тема 1.3 Организменный уровень
14
13
1
Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень
3
2
1
Тема 1.5 Экосистемный уровень
8
7
1
Тема 1.6 Биосферный уровень
4
4
2
Эволюция
7
6
1
3
Возникновение и развитие жизни
5
5
Итого
68
63
5
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)
ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.
-
Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
-
Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости организмов
ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
-
Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.
ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.
-
Экскурсия в биогеоценоз.
ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
-
Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».
РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
знать/понимать:
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Календарно-тематическое планирование по курсу
« Введение в общую биологию и экологию »
9 класс ( 68 ч, 2 ч в неделю) А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник /программа В.В.Пасечника/
Нумерация тем
Наименование
разделов, тем
Планируемое кол-во часов
Фактически
Д/з
По разделам
По темам
Дата проведения урока по расписанию
Кол-во проведенных часов
Причина отставания
Коррекция даты
1. Введение
2
Тема 1
Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.
1
04.09.2015г.
1
П.1-2,стр.4-9.
Тема 2
Сущность жизни и свойства живого.
1
08.09.
1
П.3.,стр.10-13.
2.Уровни организации живой природы.
54
1.1. Молекулярный уровень
10
Тема 3
Молекулярный уровень: общая характеристика.
11.09.
П.1.1.,стр.16-18.
Тема 4
Углеводы.
1
15.09.
1
П.1.2.,стр.18-21.
Тема5
Липиды.
1
18.09.
1
П.1.3.,стр.21-23.
Тема 6
Состав и строение белков.
1
22.09.
1
П.1.4.,стр.23-27
Тема 7
Функции белков.
1
25.09.
1
П.1.5.,стр.28-29.
Тема 8
Нуклеиновые кислоты.
1
29.09.
1
П.1.6.,стр.29-32.
Тема 9
АТФ и другие органические соединения клетки.
1
02.10.
1
П.1.7.,стр.33-35.
Тема 10
Биологические катализаторы.
1
06.10.
1
П.1.8.,стр.35-37.
Тема 11
Вирусы.
1
09.10.
1
П.1.9,стр.37-39
Тема 12
Контрольно - обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»
1
13.10.
1
Стр.16-39.
1.2.Клеточный уровень
15
Тема 13
Клеточная теория
1
16.10.
1
П.2.1.стр.42-43.
Тема 14
Клетка - структурная и функциональная единица жизни.
1
20.10.
1
П.2.2.,стр.43-45.
Тема 15
Ядро.
1
23.10.
1
П.2.3.,стр.46-49.
Тема 16
ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
1
27.10.
1
П.2.4.,стр.49-51.
Тема 17
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
1
30.10.
1
П.2.5.,стр.52-55.
Нумерация тем
Наименование
разделов, тем
Планируемое кол-во часов
Фактически
Д/з
По разделам
По темам
Дата проведения урока по расписанию
Кол-во проведенных часов
Причина отставания
Коррекция даты
Тема 18
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
1
13.11.
1
П.2.6.,стр.56-58.
Тема 19
Различия в строении клеток эукариот и прокариот.(Р.К. ) Л/р. №1
1
17.11.
1
П.2.7.,стр.58-60.
Тема 20
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
1
20.11.
1
П.2.8.,стр.60-61.
Тема 21
Энергетический обмен в клетке.
1
24.11.
1
П.2.9.,стр.62-63.
Тема 22
Питание клетки, его типы.
1
27.11.
1
П.2.10.,стр.64-65
Тема 23
Фотосинтез и хемосинтез.
1
01.12.
1
П.2.11.,стр.65-69
Тема 24
Гетеротрофы.
1
04.12.
1
П.2.12.,стр.69-70
Тема 25
Синтез белков в клетке.
1
08.12.
1
П.2.13.,стр.70-76
Тема 26
Деление клетки. Митоз.
1
11.12.
1
П.2.14.,стр.77-81
Тема 27
Контрольно - обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»
1
15.12.
1
Стр.42-81
1.3. Организменный уровень
14
Тема 28
Бесполое размножение организмов.
1
18.12.
1
П.3.1.,стр.84-86
Тема 29
Половое размножение организмов. Оплодотворение.
1
22.12
1
П.3.2.-3.3., стр.87-93
Тема 30
Онтогенез. Биогенетический закон.
1
25.12.
1
П.3.4.,стр.93-99
Тема 31
Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание.
1
29.12.
1
П.3.5.,
стр.100-104
Тема32
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание
1
14.01.2015г.
1
П.3.6.,
стр.105-107
Тема 33
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
1
19.01.
1
П.3.7.,
стр.107-110
Тема 34
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.
1
22.01.
1
П.3.8.,
стр.110-112
Тема 35
Взаимодействие генов.
1
26.01.
1
П.3.9.,
стр.112-114
Тема 36
Генетика пола.
(Р.К.) Роль генотипа и усложнения в формировании среды
1
29.01.
1
П.3.10.,
стр.115-117
Тема 37
Закономерности изменчивости. Норма реакции. ( Р.К.) Л/р № 2
1
02.02.
1
П.3.11.,
стр.117-118
Тема 38
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.
1
05.02.
1
П.3.12.,
стр.119-122
Нумерация тем
Наименование
разделов, тем
Планируемое кол-во часов
Фактически
Д/з
По разделам
По темам
Дата проведения урока по расписанию
Кол-во проведенных часов
Причина отставания
Коррекция даты
Тема 39
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилов.
(Р.К.) Селекция местных сортов растений и пород животных.
1
09.02.
1
П.3.13.,стр.122-126
Тема 40
Основные методы селекции.
1
12.02.
1
П.3.14.,стр.126-130
Тема 41
Контрольно - обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого»
1
16.02.
1
Стр.84-130
1.4. Популяционно - видовой уровень
3
Тема 42
Критерии вида
1
19.02.
1
П.4.1.,стр.134-137
Тема 43
(Р.К.) Л/р № 3«Изучение морфологи- ческого критерия на примере растений местной флоры.»
1
23.02.
1
П.4.1.,стр.134-137
Тема 44
Популяции. Биологическая классификация.
1
26.02.
1
П.4.2.-4.3.,
стр.138-143
1.5. Экосистемный уровень
8
Тема 45
Сообщество, экосистема, биогеоценоз
1
01.03.
П.5.1.,стр.146-149
Тема 46
Состав и структура сообщества.
1
04.03.
1
П.5.2.,стр.149-157
Тема 47
Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме.
1
11.03.
1
П.5.3.,стр.158-160
Тема 48
Продуктивность сообщества.
1
15.03.
1
П.5.4.,стр.161-163
Тема 49
Саморазвитие экосистемы.
1
18.03
1
П.5.5.,стр.164-168
Тема 50
Экологическая сукцессия
1
22.03.
1
П.5.5.,
стр.168-170
Тема 51
(Р.К.) Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой».
1
25.03.
1
П.5.5.,стр.164-170
Тема 52
Обобщение по теме «Экосистемный уровень»
1
01.04.
1
стр.146-170
1.6. Биосферный уровень
4
Тема 53
Биосфера. Среды жизни
1
05.04.
1
П.6.1.,стр.172-177
Тема 54
Средообразующая деятельность организмов
1
08.04.
1
П.6.2.,стр.178-180
Тема 55
Круговорот веществ и энергии в биосфере.
1
12.04.
1
П.6.3.,стр.180-184
Тема 56
Экологические кризисы
(Р.К) Экология Адыгеи
1
15.04.
1
П.6.3.,стр.180-184
3. Эволюция
7
Тема 57
Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин.
1
19.04.
1
П.7.1.,стр.188-193
Нумерация тем
Наименование
разделов, тем
Планируемое кол-во часов
Фактически
Д/з
По разделам
По темам
Дата проведения урока по расписанию
Кол-во проведенных часов
Причина отставания
Коррекция даты
Тема 58
Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.
1
22.04.
1
П.7.2.-7.3.,
стр.193-200
Тема 59
Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.
1
26.04.
1
П.7.4.-7.5,
стр.201-209
Тема 60
Изолирующие механизмы.
1
39.04.
1
П.7.6,стр.210-213
Тема 61
Видообразование. Макроэволюция.
1
03.05.
1
П.7.7.-7.8.
стр. 213-220
Тема 62
Основные закономерности эволюции
1
06.05.
1
П.7.9.,стр.220-225
Тема 63
Р.К. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны»
1
10.05.
1
П.7.9.,стр.220-225
4. Возникновение и развитие жизни
5
Тема 64
Гипотезы возникновения жизни
1
13.05.
1
П.8.1.,стр.228-232
Тема 65
Современные гипотезы о происхождении жизни.
1
17.05.
1
П.8.2.-8.3.,
стр.232-238
Тема 66
Основные этапы развития жизни.
1
20.05.
1
П.8.4.,стр.238-242
Тема 67
Доказательства эволюции.
1
24.05.
1
П.8.5.,стр.243-246
Тема 68
Обобщающий урок.
1
24.05.
1
Итого:
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.
Список литературы для учителя
-
«Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2010 г..
-
Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост.С.Б.Циклов. - Ярославль: Академия развития, 2010.
-
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. М.: ВАКО, 2009. - 464с. - (В помощь школьному учителю)
-
Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.
-
Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» - М.: Дрофа, 2009.
-
Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А.Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2009
-
СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение
Список литературы для обучающегося
-
«Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2009 г
-
СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение
-
Энциклопедии по биологии
-
Интернет ресурсы: allend.ru и др.
11