Рабочая программа по биологии в 9 классе

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рекомендовано»

МО учителей естественно - математического цикла

_________ Э.А. Хут

Протокол № ___ от

«____»____________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ С.Ю. Теучеж

«____»____________2015г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №11 х. Шевченко

_____________А.И. Чич

Приказ № ___ от «___»______________2015г.



Рабочая программа учебного курса

Биология

для 9 класса


Учебник: Биология. Введение в общую биологию и

Экологию.

Автор(ы) учебника: А.А. Каменский,Е.А. Криксунов

В. В. Пасечник.



Количество часов в 9 классе: в год -68 ч.

в неделю-2 ч.



Преподаватель : Ашинова Асиет Аскеровна,

учитель высшей квалификационной категории





МБОУ СОШ №11 х. Шевченко

2015-2016учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 9 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова 2010 год и учебника «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2013 г.

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованиям базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации, программе основного общего образования (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.-Дрофа, 2010 г.).

Учебник включен в перечень учебных изданий рекомендуемых Министерством Образования РФ на 2014- 2015 учебный год.

В программе на изучение данного курса отводится 70 часов по 2 часа в неделю.

Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выделяются часы на лабораторные работы, экскурсии.

В данном курсе рассматривается 8 часов с региональным компонентом:

1. «Эукариоты и прокариоты» (при выполнении Л/р «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом»)

2. «Генетика пола»

3. «Закономерности изменчивости. Норма реакции» (при выполнении Л/р «выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»)

4. «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Селекция местных сортов растений и животных»

5. Л/р №3 «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры»

6. Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой»

7. «Экологические кризисы. Экология Адыгеи»

8. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры »

Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.

Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Тематика и количество часов соответствует программным требованиям. В тематическом планировании указан и материал регионального компонента, но не отдельными часами, а дополнительно к основным темам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Введение

2

2

1

Уровни организации живой природы

54

Тема 1.1 Молекулярный уровень

10

10

Тема 1.2 Клеточный уровень

15

14

1

Тема 1.3 Организменный уровень

14

13

1

Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень

3

2

1

Тема 1.5 Экосистемный уровень

8

7

1

Тема 1.6 Биосферный уровень

4

4

2

Эволюция

7

6

1

3

Возникновение и развитие жизни

5

5

Итого

68

63

5








СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)

ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (15 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятель­ности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и ана­эробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.

  • Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетиче­ская непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонст­рация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

  • Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости организмов

ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма сущест­вования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

  • Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.

ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.

  • Экскурсия в биогеоценоз.

ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволю­ции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

  • Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».

РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая ис­тория развития органического мира. Доказательства эволюции.














































Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Календарно-тематическое планирование по курсу

« Введение в общую биологию и экологию »

9 класс ( 68 ч, 2 ч в неделю) А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник /программа В.В.Пасечника/


Нумерация тем

Наименование

разделов, тем

Планируемое кол-во часов

Фактически

Д/з

По разделам

По темам

Дата проведения урока по расписанию

Кол-во проведенных часов

Причина отставания

Коррекция даты

1. Введение

2


Тема 1

Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.

1

04.09.2015г.

1

П.1-2,стр.4-9.

Тема 2

Сущность жизни и свойства живого.

1

08.09.

1

П.3.,стр.10-13.

2.Уровни организации живой природы.

54


1.1. Молекулярный уровень

10


Тема 3

Молекулярный уровень: общая характеристика.

11.09.

П.1.1.,стр.16-18.

Тема 4

Углеводы.

1

15.09.

1

П.1.2.,стр.18-21.

Тема5

Липиды.

1

18.09.

1

П.1.3.,стр.21-23.

Тема 6

Состав и строение белков.

1

22.09.

1

П.1.4.,стр.23-27

Тема 7

Функции белков.

1

25.09.

1

П.1.5.,стр.28-29.

Тема 8

Нуклеиновые кислоты.

1

29.09.

1

П.1.6.,стр.29-32.

Тема 9

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

02.10.

1

П.1.7.,стр.33-35.

Тема 10

Биологические катализаторы.

1

06.10.

1

П.1.8.,стр.35-37.

Тема 11

Вирусы.

1

09.10.

1

П.1.9,стр.37-39

Тема 12

Контрольно - обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

13.10.

1

Стр.16-39.

1.2.Клеточный уровень

15


Тема 13

Клеточная теория

1

16.10.

1

П.2.1.стр.42-43.

Тема 14

Клетка - структурная и функциональная единица жизни.

1

20.10.

1

П.2.2.,стр.43-45.

Тема 15

Ядро.

1

23.10.

1

П.2.3.,стр.46-49.

Тема 16

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

27.10.

1

П.2.4.,стр.49-51.

Тема 17

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

30.10.

1

П.2.5.,стр.52-55.



Нумерация тем

Наименование

разделов, тем

Планируемое кол-во часов

Фактически

Д/з

По разделам

По темам

Дата проведения урока по расписанию

Кол-во проведенных часов

Причина отставания

Коррекция даты

Тема 18

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

13.11.

1

П.2.6.,стр.56-58.

Тема 19

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.(Р.К. ) Л/р. №1

1

17.11.

1

П.2.7.,стр.58-60.

Тема 20

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

20.11.

1

П.2.8.,стр.60-61.

Тема 21

Энергетический обмен в клетке.

1

24.11.

1

П.2.9.,стр.62-63.

Тема 22

Питание клетки, его типы.

1

27.11.

1

П.2.10.,стр.64-65

Тема 23

Фотосинтез и хемосинтез.

1

01.12.

1

П.2.11.,стр.65-69

Тема 24

Гетеротрофы.

1

04.12.

1

П.2.12.,стр.69-70

Тема 25

Синтез белков в клетке.

1

08.12.

1

П.2.13.,стр.70-76

Тема 26

Деление клетки. Митоз.

1

11.12.

1

П.2.14.,стр.77-81

Тема 27

Контрольно - обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

1

15.12.

1

Стр.42-81

1.3. Организменный уровень

14


Тема 28

Бесполое размножение организмов.

1

18.12.

1

П.3.1.,стр.84-86

Тема 29

Половое размножение организмов. Оплодотворение.

1

22.12

1

П.3.2.-3.3., стр.87-93

Тема 30

Онтогенез. Биогенетический закон.

1

25.12.

1

П.3.4.,стр.93-99

Тема 31

Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание.

1

29.12.

1

П.3.5.,

стр.100-104

Тема32

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

1

14.01.2015г.

1

П.3.6.,

стр.105-107

Тема 33

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

19.01.

1

П.3.7.,

стр.107-110

Тема 34

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

1

22.01.

1

П.3.8.,

стр.110-112

Тема 35

Взаимодействие генов.

1

26.01.

1

П.3.9.,

стр.112-114

Тема 36

Генетика пола.

(Р.К.) Роль генотипа и усложнения в формировании среды

1

29.01.

1

П.3.10.,

стр.115-117

Тема 37

Закономерности изменчивости. Норма реакции. ( Р.К.) Л/р № 2

1

02.02.

1

П.3.11.,

стр.117-118

Тема 38

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

1

05.02.

1

П.3.12.,

стр.119-122


Нумерация тем

Наименование

разделов, тем

Планируемое кол-во часов

Фактически

Д/з

По разделам

По темам

Дата проведения урока по расписанию

Кол-во проведенных часов

Причина отставания

Коррекция даты

Тема 39

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилов.

(Р.К.) Селекция местных сортов растений и пород животных.

1

09.02.

1

П.3.13.,стр.122-126

Тема 40

Основные методы селекции.

1

12.02.

1

П.3.14.,стр.126-130

Тема 41

Контрольно - обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого»

1

16.02.

1

Стр.84-130

1.4. Популяционно - видовой уровень

3


Тема 42

Критерии вида

1

19.02.

1

П.4.1.,стр.134-137

Тема 43

(Р.К.) Л/р № 3«Изучение морфологи- ческого критерия на примере растений местной флоры.»

1

23.02.

1

П.4.1.,стр.134-137

Тема 44

Популяции. Биологическая классификация.

1

26.02.

1

П.4.2.-4.3.,

стр.138-143

1.5. Экосистемный уровень

8


Тема 45

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

1

01.03.

П.5.1.,стр.146-149

Тема 46

Состав и структура сообщества.

1

04.03.

1

П.5.2.,стр.149-157

Тема 47

Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

11.03.

1

П.5.3.,стр.158-160

Тема 48

Продуктивность сообщества.

1

15.03.

1

П.5.4.,стр.161-163

Тема 49

Саморазвитие экосистемы.

1

18.03

1

П.5.5.,стр.164-168

Тема 50

Экологическая сукцессия

1

22.03.

1

П.5.5.,

стр.168-170

Тема 51

(Р.К.) Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой».

1

25.03.

1

П.5.5.,стр.164-170

Тема 52

Обобщение по теме «Экосистемный уровень»

1

01.04.

1

стр.146-170

1.6. Биосферный уровень

4


Тема 53

Биосфера. Среды жизни

1

05.04.

1

П.6.1.,стр.172-177

Тема 54

Средообразующая деятельность организмов

1

08.04.

1

П.6.2.,стр.178-180

Тема 55

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

12.04.

1

П.6.3.,стр.180-184

Тема 56

Экологические кризисы

(Р.К) Экология Адыгеи

1

15.04.

1

П.6.3.,стр.180-184

3. Эволюция

7


Тема 57

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин.

1

19.04.

1

П.7.1.,стр.188-193

Нумерация тем

Наименование

разделов, тем

Планируемое кол-во часов

Фактически

Д/з

По разделам

По темам

Дата проведения урока по расписанию

Кол-во проведенных часов

Причина отставания

Коррекция даты

Тема 58

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

1

22.04.

1

П.7.2.-7.3.,

стр.193-200

Тема 59

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.

1

26.04.

1

П.7.4.-7.5,

стр.201-209

Тема 60

Изолирующие механизмы.

1

39.04.

1

П.7.6,стр.210-213

Тема 61

Видообразование. Макроэволюция.

1

03.05.

1

П.7.7.-7.8.

стр. 213-220

Тема 62

Основные закономерности эволюции

1

06.05.

1

П.7.9.,стр.220-225

Тема 63

Р.К. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны»

1

10.05.

1

П.7.9.,стр.220-225

4. Возникновение и развитие жизни

5


Тема 64

Гипотезы возникновения жизни

1

13.05.

1

П.8.1.,стр.228-232

Тема 65

Современные гипотезы о происхождении жизни.

1

17.05.

1

П.8.2.-8.3.,

стр.232-238

Тема 66

Основные этапы развития жизни.

1

20.05.

1

П.8.4.,стр.238-242

Тема 67

Доказательства эволюции.

1

24.05.

1

П.8.5.,стр.243-246

Тема 68

Обобщающий урок.

1

24.05.

1


Итого:

68




















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

2. Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.

Список литературы для учителя


  1. «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2010 г..

  2. Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост.С.Б.Циклов. - Ярославль: Академия развития, 2010.

  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. М.: ВАКО, 2009. - 464с. - (В помощь школьному учителю)

  4. Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.

  5. Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» - М.: Дрофа, 2009.

  6. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А.Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2009

  7. СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение

Список литературы для обучающегося


  1. «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2009 г

  2. СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение

  3. Энциклопедии по биологии

  4. Интернет ресурсы: allend.ru и др.


11

© 2010-2022