• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)



Методическая разработка

практического занятия


«Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)»


Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)


ПМ.05 «Проведение лабораторных гистологических исследований»


МДК.05.01 Теория и практика Лабораторных гистологических исследований



Тема 2.3 Изучение морфофункциональной характеристики крови


Для специальности 031.02.03 Лабораторная диагностика

Базовая подготовка


Курс_2_, семестр 4

Рассмотрено

На заседании Методического совета

ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Протокол № ____

«___» ______________________ 2016 г









Одобрено

Предметной цикловой комиссией

Протокол № __

от «_____»____2016 г.

Председатель ПЦК №4

________ Кочерыжкина Н.А.



Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности

031.02.03 Лабораторная диагностика











Утверждаю

Заведующий учебным отделом

____________Е.В.Власова

«___ » ______________ 2016 г.









Автор-составитель:

Кочерыжкина Н.А. к.м.н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Рецензенты:

Пономарева Е.А., к.м.н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Рогов К.А., д.м.н., профессор, врач высшей квалификационной категории, заведующий ПАО ГБУЗ «ГКБ №4 ДЗМ»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Клинический анализ крови - наиболее массовое исследование, которое используется и как скрининг-тест, и как показатель для выявления заболеваний различных систем организма. Медицинский лабораторный техник должен в полной мере владеть всеми методами исследования крови.

Данная методическая разработка являются составной частью комплекта методических разработок для проведения теоретических и практических занятий по теме 2.3. «Изучение морфофункциональной характеристики крови».

Целью написания данной методической разработки является попытка обеспечить студентов 2 курса отделения Лабораторная диагностика полным объемом современные сведения о нормальном кроветворении, структуре и физиологии клеток, методах окрашивания гематологических препаратов.

В методической разработке по теме 2.3.3 «Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)» большое внимание уделяется общей характеристике, нормальным показателям крови, дается подробное описание структуры и функции эритроцитов и тромбоцитов, методов их исследования.

Методические рекомендации будут полезны студентам для организации самостоятельной работы во время проведения практического занятия. Выполнение практических занятий позволит студентам не только изучить строение и функцию эритроцитов, но и научиться узнавать эти клетки под микроскопом при различных методах окрашивания.

Методические рекомендации также будут полезны для преподавателей, так как помогут организовать проведение практического занятия. Провести контроль первичной проверки понимания и усвоения полученных знаний.



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Содержание

4

Введение

5

1. Методический блок

6-15

1.1 методические рекомендации для студентов по работе с методической разработкой

6

1.2 Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов на занятии

9

1.3 Домашнее задание

10

1.4 Технологическая карта занятия

12-20

2. Информационный блок

16

2.1 общая характеристика крови

16

2.2 плазма крови

18

2.3 форменные элементы

19

3. Блок контроля знания и сформированных компетенций

21-25

3.1 Контроль исходного уровня знаний

21

3.2 Первичная проверка понимания

21

3.3 Контроль усвоения полученных знаний

22

Заключение

27

Список литературы

28

Приложения

29-33

  1. иллюстрации

29

  1. эталоны ответов

31

  1. критерии оценки

33





ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка посвящена изучению системы крови, которая участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма. Практически любой патологический процесс отражается на состоянии системы крови. При этом в периферический кровоток могут попадать клетки крови различной степени зрелости. Исследование количества форменных элементов крови и их тинкториальных признаков широко применяется в клинической практике, поэтому лаборанту необходимо знание морфологии клеток крови и методов их окрашивания.

Тема методической разработки соответствует рабочей программе ПМ. 05 «Проведение лабораторных гистологических исследований» МДК.05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований для студентов 2 курса, специальности 031.02.03 Лабораторная диагностика.

Последовательное выполнение заданий по подготовке к практическому занятию и во время самостоятельной работы на занятии поможет студентам овладеть всем объемом необходимой информации о морфофункциональных особенностях тромбоцитов, эритроцитов различной степени зрелости, изучить особенности окрашивания клеток крови.

Полученные студентами знания помогут им в освоении материала ПМ.02 Проведение лабораторных гематологических исследований.



1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО РАБОТЕ С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ


  1. Организационный момент:

  • проверьте свой внешний вид;

  • подготовьте свое рабочее место;

  • сдайте преподавателю тетрадь с домашним заданием.


  1. Проверка исходного уровня знаний:

    • Ответьте на вопросы исходного тестового компьютерного контроля знаний

    • Выслушайте комментарии преподавателя по поводу данных Вами ответов.

3. Изучение нового материала:

  • Внимательно прослушайте разъяснения преподавателя и рассмотрите мультимедийную презентацию иллюстративного материала

  • Для закрепления нового материала постарайтесь ответить на вопросы преподавателя по «немым» слайдам


  1. Самостоятельная работа студентов

► работа с методическим пособием

  • Ознакомьтесь с содержанием раздела «ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ», изучите, представленные в разделе «ПРИЛОЖЕНИЕ» иллюстрации и выполните следующие задания для самостоятельной работы на занятиях:

  • Дайте сравнительную характеристику строения и функций эритроцитов и тромбоцитов; заполните таблицу.

  • Сравните методы и условия окрашивания эритроцитов и ретикулоцитов; заполните таблицу.

►микроскопирование и зарисовка препаратов:

  • подготовьте свое рабочее место для микроскопирования гистологических препаратов и их зарисовки

  • получите у преподавателя гистологический препарат «Мазок крови человека»

  • используя рекомендации, приведенные в разделе «МИКРОПРЕПАРАТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ЗАРИСОВКИ», изучите препараты под микроскопом

  • зарисуйте строение эритроцитов и тромбоцитов; сделайте обозначения

  • рассмотрите под микроскопом демонстрационный препарат «Ретикулоциты»;

  • покажите преподавателю оформленный рисунок

  • если Ваш результат соответствует строению изучаемого органа, что позволяет оценить его на «5» или несколько отличается, что позволяет оценить Вашу работу на «3», «4», переходите к следующему этапу самостоятельной работы

  • если Ваш результат оценен ниже, чем на «3», выслушайте замечания и рекомендации преподавателя, затем переделайте работу


  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы

  • выслушайте замечания преподавателя, касающиеся выполнения практической части самостоятельной работы, задайте возникшие у Вас вопросы

  • задайте преподавателю вопросы, возникшие у Вас при изучении теоретического материала и во время самостоятельной работы на занятии


  1. Итоговый контроль знаний

  • Выполните на компьютере задания итогового тестового контроля (на выполнение Вам дается 10 мин)

  • если Вы получили оценку «2», Вам необходимо после повторения, пройденного материала выполнить другой вариант тестовых заданий

  • при получении оценок «3», «4», «5» выслушайте комментарии преподавателя по поводу выполненной Вами работы и переходите к заключительному этапу занятия.

  • Откройте раздел методички «Ситуационные задачи» ознакомьтесь с условием, подумайте и дайте ответ на вопросы задачи.

  • Если Вы быстро и правильно справились с решением ситуационных задач, Вы можете получить у преподавателя дополнительные задания повышенного уровня сложности и выполнить их, пока остальные студенты выполняют задания итогового тестового контроля.


  1. Подведение итогов занятия, задание на дом

  • узнайте у преподавателя оценку, полученную Вами за работу на занятии

  • получите у преподавателя материалы для выполнения домашнего задания

  • приведите в порядок рабочее место


1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИМетодическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

1.2.1 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1

Изучите особенности строения и функции эритроцитов и тромбоцитов; систематизируйте свои знания заполнив таблицу (см. раздел «Информационный блок» , Учебник с. 48, 51 [5])

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

РАЗМЕРЫ

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ФУНКЦИЯ

Эритроциты

Тромбоциты


Задание № 2

Изучите материал «Информационного блока» и запишите в тетрадь методы и условия окрашивания эритроцитов и ретикулоцитов. Заполнить таблицу.

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

МЕТОДЫ ОКРАШИВАНИЯ

УСЛОВИЯ ОКРАШИВАНИЯ

Эритроциты

Ретикулоциты

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)


1.2.2 МИКРОПРЕПАРАТЫ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ЗАРИСОВКИ


  1. Мазок крови человека

Окраска азур-эозином. Увеличение 10Х8, 10х40, 10х 90

На малом увеличении рассмотреть препарат. Большинство клеток, видимых в поле зрения - эритроциты. Они не имеют ядра, окрашены эозином в розовый цвет. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, и поэтому центральная часть этих клеток имеет более светлую окраску.

Среди эритроцитов видны лейкоциты. Их можно узнать по наличию ядра. Эти клетки Вы будите изучать на следующем занятии.

Тромбоциты имеют небольшие размеры (в 3 раза меньше эритроцита), имеют слабо-фиолетовую окраску и располагаются небольшими группами между другими форменными элементами.

Зарисовать и обозначить: 1) эритроцит; 2) тромбоцит


Демонстрационные препараты


  1. Ретикулоциты.

Окраска бриллиантовым крезиловым синим. Увеличение 10х40.

Найти на большом увеличении ретикулоциты. Отметить наличие в цитоплазме гранулярноретикулофиламентарной субстанции, окрашенной базофильно.



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ 1.

Ознакомьтесь с содержанием видеоролика «Из чего состоит кровь», изучите иллюстрации фотоальбома «Кровь» . Смотри материалы, опубликованные в группе «Гистология 2 курс» vk.com/histologymu4

ЗАДАНИЕ 2.

Изучите состав и функцию плазмы крови и лимфы. Дайте их сравнительную характеристику, заполнив таблицу (см. Учебник с. 48, 51)

СОСТАВ

ФУНКЦИЯ

Плазма крови

Лимфа

ЗАДАНИЕ 3.

Дайте определение и запишите в тетради нормальные значения гемограммы. (см. Учебник с.48-51, материалы занятий ОП.02 Анатомия и физиология человека. Раздел 2. Кровь).

ЗАДАЧИ

  1. Характеризуя тромбоциты, студенты дали следующие ответы: 1- высоко-специализированная клетка без ядра, 2- клетки с овальным ядром и узким ободком цитоплазмы, 3- фрагмент цитоплазмы мегакариоцита, 4- клетки с гранулами в цитоплазме и сегментированным ядром. Кто из них прав? (см. Учебник с.51).



1.4 Технологическая карта занятия

  1. Дисциплина ПМ.05 Проведение лабораторных гистологических исследований

2. Курс 2 Семестр 4

3. Тема: 2.3. Изучение морфофункциональной характеристики крови.4. Тема занятия: 2.3.3 Эритроциты и тромбоциты (строение и функция).

5. Вид занятия: урок

6. Тип урока: комбинированный

7. Место проведения занятия и время проведения занятия: кабинет №51

8. Мотивация темы:

Кровь является тканью, быстро реагирующей на отклонения в физиологическом состоянии организма. Исследование количества форменных элементов крови и их тинкториальных признаков широко применяется в клинической практике, поэтому лаборанту необходимо знание морфологии клеток крови и методов их окрашивания.

9. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 2.

Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Согласно методическим рекомендациям организовать самостоятельную работу на занятии

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

При выполнении заданий внеаудиторной самостоятельной работы использовать компьютерные технологии

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Проведение сравнительного анализа различных методов окрашивания эритроцитов

Профессиональные компетенции

ПК 5.1

Готовить рабочее место для проведения лабораторных гистологических исследований.

Подготовка рабочего места для микроскопирования препаратов

ПК 5.2

Готовить препараты для лабораторных гистологических исследований биологических материалов и оценивать их качество.

Изучение методов окрашивания препаратов крови

Конкретные цели (задачи):

Дидактические цели:

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:

  • методики изготовления гистологических препаратов;

  • критерии качества гистологических препаратов;

  • морфофункциональную характеристику клеток крови (эритроцитов и тромбоцитов)

  • правила работы и микроскопом на разных увеличениях

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

  • микроскопировать приготовленные препараты,

  • выявлять в приготовленных гистологических препаратах морфологические особенности клеток крови;

Развивающие цели:

  • развивать умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии

Воспитательные цели:

  • формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности в зависимости от строения, анализировать результаты различных методов исследования клеток

10. Уровень освоения 2

11. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи:

ОП. 02

Анатомия и физиология человека

Тема 2.1. Гомеостаз. Состав, свойства, функции плазмы крови.

Тема 2.2. Форменные элементы. Группы крови. Резус фактор.

ПМ.02 Проведение лабораторных гематологических исследований

Тема 1.1.2 Состав, свойства и функции крови.

Тема 1.1.3 Физиологическая роль форменных элементов крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Тема 1.1.4 Нормальные показатели периферической крови

взрослого человека

Тема 1.3.2 Изучение морфологии эритроцитов в окрашенных препаратах крови.

Тема 2.2 Определение числа тромбоцитов и время свертывания

Тема 2.3 Определение числа ретикулоцитов

Тема 2.4. Дополнительные исследования эритроцитов


Внутридисциплинарные связи :

МДК 05.01

Теория и практика лабораторных гистологических исследований

Тема 2.1.1 Морфология клетки.

Тема 2.3.1 Кровь: состав, функция. Лейкоцитарная формула. Гемограмма.

Тема 2.3.2 Кроветворение.

УП. 05

Учебная практика

Тема 4.5. Общие принципы и методы окрашивания гистологических препаратов.

12. Обеспечение занятия:

А. Методическое обеспечение: Учебно-методическое пособие, мультимедийная презентаций нового материала

Б. Материально- техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер, микроскопы.

В. Раздаточный материал: Микропрепараты: мазки крови в окраске азур-эозином, бриллиановым крезиловым синим; цветные иллюстрации

Г. Наглядные пособия Таблица «Кроветворение»

13. Литература:

Основная: Юрина Н.А., Радостина А.И. Гистология: Учебник.- М.: Медицина, 1995.- 256 с.; ил.- (учеб. лит. Для мед. училищ).

Дополнительная литература:

  1. Гунин А.Г. Гистология в таблицах и схемах. - Изд.: Практическая медицина, 2011. - 216 с.

  2. Лабораторная гематология / С.А. Луговская, В.Т. Морозова, М.Е. Почтарь, В.В. Долгов.- М.-Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2006, 224 с.

14. Хронологическая карта занятия (ход занятия)

п/п

Этап занятия

Вре

мя

в мин.

Методы, приемы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент.

5

Беседа

приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида, готовности студентов к занятию,

заполнение журнала

Слушают преподавателя,

готовятся к занятию

2.

Сообщение цели занятия, мотивация изучения темы.

5

Беседа

Сообщает студентам тему, цели и основные этапы занятия. Объясняет значимость темы для будущей профессиональной деятельности.

Записывают в тетради тему и цели занятия.


3.

Актуализация знаний по предыдущей теме:

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы по смежным дисциплинам и ранее изученным темам ПМ.05

Слушают, отвечают на вопросы тестового контроля

4.

Первичное усвоение новых знаний

25

Пояснительно - иллюстративный

Излагает новый материал с использованием мультимедийной презентации

Слушают, конспектируют в тетради.

5.

Первичная проверка понимания

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы с использованием «немых» микрофотографий

Слушают, отвечают на вопросы

6.

Первичное закрепление знаний

25

Обобщение

Дает инструктаж по выполнению заданий и микроскопированию препаратов, наблюдает

Выполняют задания методических рекомендаций, проводят микроскопирование препаратов

7.

Контроль усвоения полученных знаний

15

Решение задач, тестирование

Проводит тестирование, разъясняет правила, критерии оценки

Выполняют задания тестового контроля, решают задачи

8.

Итоги занятия.


5

Рефлексия.


Анализирует свою работу и работу студентов

Слушают, обсуждают итоги

9.

Домашнее задание.

5

Беседа

Сообщает домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению

Записывают домашнее задание


ИТОГО:

90




15. Содержание учебного материала (дидактические единицы темы):

  • Изучение морфофункциональной организации крови. Состав плазмы крови.

  • Изучение морфофункциональных особенностей лимфы.

  • Форменные элементы крови: эритроциты, тромбоциты.

  • Понятие о гемограмме и лейкоцитарной формуле.

  • Методы окрашивания препаратов крови

16. Домашнее задание: учебник стр.48, 51, 56, Лекция № 5

17. Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение заданий - заполнение таблиц, решение ситуационных задач

18. Ориентировочное время выполнения ВСР: 1час



2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОКМетодическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)


2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРОВИ


Кровь относятся к тканям внутренней среды организма для которых характерно[1,2]:

  • мезенхимальное происхождение;

  • большое количество межклеточного вещества;

  • большое разнообразие структурных компонентов.


Функции крови [1,2]:

  • транспортная - доставляет к органам и тканям:

    • питательные вещества, гормоны, белки, электролиты и т. д. - трофическая

    • газы (кислород, углекислый газ) - дыхательная

  • терморегуляторная - регулирует температуру тела

  • гомеостатическая - участвует в регуляции осмотического и кислотно-основного равновесия;

  • экскреторная удаляет из тканей продукты метаболизма и выделяет их с мочой из организма;

  • защитная - нейтрализует чужеродные антигены, обезвреживает микроорганизмы за счет неспецифических и специфических (иммунных) механизмов.

Качественный состав крови (анализ крови) определяется такими понятиями, как гемограмма и лейкоцитарная формула [3].

Гемограмма - количественное содержание форменных элементов в единице объема - 1 л крови:

  • Эритроциты :

    • У женщин - 3,7 - 4,9 х 1012

    • У мужчин - 3,9 - 5,5 х 1012

  • Лейкоциты - 3,8 - 9,0 х 109

  • Тромбоциты - 200 - 400 109

Лейкоцитарная формула - процентное отношение различных форм лейкоцитов к общему числу лейкоцитов

  • зернистые (гранулоциты)

    • нейтрофилы:

      • юные нейтрофилы (0-0,5%);

      • палочкоядерные нейтрофилы (3-5%);

      • сегментоядерные нейтрофилы (60-65%);

    • эозинофилы (1-5%);

    • базофилы (0,5-1,0%);

  • незернистые (агранулоциты):

    • лимфоциты (20-35%);

    • моноциты (6-8%).

2.2 ПЛАЗМА КРОВИ

Состоит из:

  • воды (90-93%)

  • содержащихся в ней веществ (7-10%):

    • белки

      • альбумины - поддерживают постоянное осмотическое давление крови,

      • глобулины - формируют антитела, нейтрализующие возбудителей инфекции,

      • фибриноген - играет важную роль в процессе свертывания крови. Плазма, лишенная фибриногена, называется сывороткой.

      • белки-ферменты

    • аминокислоты, нуклеотиды,

    • глюкоза,

    • минеральные вещества,

    • Промежуточные продукты обмена - мочевина, креатинин и т.д..

Функции плазмы: транспорт растворимых веществ.

2.3 ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ЭРИТРОЦИТЫ - клетки, имеющие форму двояковогнутого диска, не содержат ядра и большинства органелл; цитоплазма заполнена пигментным включением - гемоглобином [3,4] При окраске по методу Романовского - Гимзы имеют розовато-оранжевый цвет (Рис. 2.3.1)

Функции эритроцитов:

  • дыхательная - транспорт газов (О2и СО2);

  • транспорт других веществ, абсорбированных на поверхности цитолеммы, - гормонов, иммуноглобулинов, лекарственных веществ, токсинов и др.

Анизоцитоз - присутствие в мазке крови эритроцитов различных размеров (Рис. 2.3.2)

  • Нормоциты - имеют диаметр 7,2-7,9 мкм - это 75% всех клеток

  • Микроциты - эритроциты диаметром < 7,2 мкм

  • Макроциты - эритроциты диаметром > 7,9 мкм

Пойкилоцитоз - присутствие в мазке крови эритроциты различной формы

Пойкилоциты - эритроциты различной формы (Рис.2.3.3)

  • Сфероциты

  • Эхиноциты

  • Овалоциты

  • Серповидноклеточные

  • Мишеневидные


Ретикулоциты - молодые эритроциты, образующиеся после потери клетками ядер [3]. Характерной особенностью ретикулоцитов является наличие в их цитоплазме зернисто-нитчатой субстанции (ретикулума), представляющей агрегированные рибосомы и митохондрии (рис.2.3.4).

Особенность окраски: ретикулоцит воспринимают краску только в момент, пока клетка еще жива. Такая окраска называется суправитальной (прижизненной). В высохшем, а тем более в зафиксированном мазке крови выявить ретикулоциты уже невозможно[4].

Для окраски ретикулоцитов можно использовать один из следующих красителей:

  1. Насыщенный раствор бриллиантового крезилового синего в абсолютном спирте .

  2. Раствор азура I

  3. Раствор азура II

Окраску ретикулоцитов можно проводить на стекле, либо в пробирке.


ТРОМБОЦИТЫ

представляют собой фрагменты цитоплазмы особых клеток красного костного мозга - мегакариоцитов [3,4]. Вид тромбоцитов может меняться в зависимости от стадии зрелости и состояния организма. Нормальные зрелые пластинки имеют размеры от 1 до 4 мкм, четкие границы, округлую или овальную форму, сиреневый гиаломер и центрально расположенный грануломер, состоящий из 5 - 20 азурофильных гранул (Рис. 2.3.5). Могут встречаться и гигантсике формы тромбоцитов (рис.2.3.6)


Функция тромбоцитов: участие в механизмах свертывания крови путем:

  • склеивания пластинок и образования тромба,

  • выделения фактора, способствующего превращению фибриногена в фибрин.


3. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ


3.1 КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ (ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС)


  1. Дайте определение понятию «ткань».

  2. Перечислите виды тканей.

  3. Из каких компонентов состоят ткани?

  4. Назовите источник развития крови как ткани.

  5. Как называют клетки крови? Перечислите их виды.

  6. Как называют межклеточное вещество крови?

  7. Что такое гемоглобин?

  8. Чем отличаются венозная и артериальная кровь?

  9. Какую форму имеют эритроциты?


3.2 ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ (ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС)

  1. Какими понятиями характеризуется качественный состав крови?

  2. Гемограмма - дайте определение и укажите нормальные значения

  3. По каким признакам можно узнать эритроцит под микроскопом?

  4. Назовите метод окраски для выявления эритроцитов и тромбоцитов.

  5. Анизоцитоз - дайте определение и укажите виды.

  6. Пойкилоцитоз - дайте определение и укажите виды

  7. Как называют незрелые формы эритроцитов?

  8. Какие красители используют для выявления ретикулоцитов?

  9. Назовите клетки, представленные на рисунках:

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)


  1. Изучите микрофотографии и найдите изображение: 1)гигантского тромбоцита, Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

2) нормального тромбоцита,

3) ретикулоцитов,

4) скопления тромбоцитов.








3.3 КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ


ИНСТРУКЦИЯ: выберите один правильный ответ

  1. Кровь и лимфа относятся к тканям внутренней среды, для которых не характерно:

1) мезенхимальное происхождение

2) большое разнообразие структурных компонентов

3) большое количество межклеточного вещества

4) преобладание клеточного компонента над межклеточным веществом

  1. К белкам плазмы не относят:

1) альбумины

2) глобулины

3) гемоглобин

4) фибриноген

  1. Количество форменных элементов крови в единице объема (1 литр) называют:

1) лейкоцитарной формулой

2) гемограммой

3) лейкоцитозом

4) лейкопенией

  1. Если при микроскопическом изучении мазка крови обнаруживаются клетки разной формы, такое состояние называют:

1) анизоцитоз

2) пойкилоцитоз

3) микроцитоз

4) макроцитоз

  1. Если при микроскопическом изучении мазка крови обнаруживаются клетки различных размеров, такое состояние называют:

1) анизоцитоз

2) пойкилоцитоз

3) эритремия

4) эритроцитоз

  1. Для получения сыворотки из плазмы удаляют:

1) альбумины

2) глобулины

3) фибриноген

4) все перечисленные белки

  1. К морфофункциональным свойствам тромбоцитов не относят:

1) представляют собой фрагменты цитоплазмы мегакариоцитов;

имеют диаметр 2 - 5 мкм

2) состоят из гиаломера и грануломера

3) представляют собой безъядерные клетки, имеющие форму

двояковогнутого диска

4) участвуют в механизмах свертывания крови

  1. К функциям лимфы относят:

1) регуляция оттока тканевой жидкости и метаболитов от всех органов

2) обмен кислорода и углекислого газа в тканях

3) транспорт питательных веществ из кишечника к тканям

4) все перечисленное верно

  1. Для выявления ретикулоцитов мазок крови следует окрасить:

1) реактивом Шиффа

2) метиленовым синим

3) прочным зеленым

4) бриллиантовым крезиловым синим

  1. Для выявления зрелых эритроцитов и тромбоцитов мазок крови следует окрасить:

1) реактивом Шиффа

2) азур-эозином по Романовскому

3) железным гематоксилином

4) бриллиантовым крезиловым синим

  1. Эритроциты содержат дыхательный пигмент:

1) миоглобин

2) биливердин

3) гемоглобин

4) гемосидерин

  1. Гемоглобин в соединении с кислородом называют:

1) гемоксиглобин

2) оксигемоглобин

3) карбоксигемоглобин

4) карбгемоглобин

  1. Гемоглобин в соединении с углекислым газом называют:

1) гемоксиглобин

2) оксигемоглобин

3) карбоксигемоглобин

4) карбгемоглобин

  1. Суправитальную окраску проводят для выявления:

1) ретирулоцитов

2) тромбоцитов

3) пойкилоцитов

4) лейкоцитов

  1. Нормальное содержание эритроцитов у женщин составляет:

1) 3,7 - 4,9 х 1012

2) 3,7 - 4,9 х 109

3) 3,9 - 5,5 х 1012

4) 200 - 400 109

  1. Нормальное содержание тромбоцитов составляет:

1) 3,7 - 4,9 х 1012

2) 3,7 - 4,9 х 109

3) 3,9 - 5,5 х 1012

4) 200 - 400 109

ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотрите представленные иллюстрации и ответьте на вопросы

  1. Укажите, на каком рисунке представлен сфероцит

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)



  1. Укажите на каком рисунке представлен эхиноцит

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)


Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

  1. Клетка, на которую указывает стрелка, называется:

1) ретирулоцит

2) гигантский тромбоцит

3) эритроцит

4) лейкоцит





Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

  1. На микрофотографии представлены:

1) только эритроциты

2) эритроциты и ретикулоциты

3) эритроциты и тромбоциты

4) только тромбоциты


ИНСТРУКЦИЯ: выберите несколько правильных ответов

  1. При анизоцитозе в мазке можно обнаружить:

1) ретирулоциты

2) макроциты

3) микроциты

4) пойкилоциты




  1. Для выявления ретикулоцитов используют красители

1) азур I

2) азур II

3) гематоксилин

4) бриллиантовый крезиловый синий

  1. К особенностям окрашивания ретикулоцитов относят

1) окрашивают только фиксированные

2) окрашивают только живые

3) окрашивают только в мазке

4) можно окрашивать как в мазке, так и в пробирке

ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотрите представленные иллюстрации и ответьте на вопросы

  1. Укажите, на каких микрофотографиях представлены тромбоциты.


Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

  1. Укажите микрофотографии на которых представлены пойкилоциты


Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы по составлению методических рекомендаций на тему «Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)» была:

  • Обоснована необходимость изучения данной темы

  • Изложен теоретический материал

  • Составлен алгоритм диагностики гранулоцитов в мазке крови

  • Разработаны различные формы контроля процесса усвоения нового материала на различных этапах проведения занятия.

Использование различных форм и методов обучения, а именно чередование беседы, фронтального опроса с пояснительно - иллюстративным методом и обобщением, во время которого студенты самостоятельно проводят микроскопическое изучение и зарисовку препаратов, позволяет удерживать внимание и активизировать деятельность студентов на протяжении всего занятия. При этом задействуются различные анализаторные системы и виды запоминания нового материала.

Проведение итогового компьютерного тестирования в режиме «обучение», позволяет студентам в случае неправильного ответа сразу получать информацию о том, где они ошиблись.

Таким образом, использование всего комплекса мероприятий позволяет обеспечить студентам достаточный уровень усвоения нового материала.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гарстукова Л.Г., Кузнецов С.Л., Деревянко В.Г. Наглядная гистология (общая и частная).- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 204 с.

  2. Гунин А.Г. Гистология в таблицах и схемах. - Изд.: Практическая медицина, 2011. - 216 с.

  3. Лабораторная гематология / С.А. Луговская, В.Т. Морозова, М.Е. Почтарь, В.В. Долгов.- М.-Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2006, 224 с.

  4. Лабораторная диагностика. Гемоцитология [электронный ресурс] URL: clinlab.info/Hemocytology.shtml (обращения 20.01.2016)

  5. Юрина Н.А., Радостина А.И. Гистология: Учебник.- М.: Медицина,

1995.- 256 с.; ил.- (учеб. лит. Для мед. училищ).



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Б

АМетодическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Рис. 2.3.1 Строение эритроцитов: двояковогнутые диски. А) электронная микроскопия; Б) световая микроскопия, окраска по Романовскому.Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)


Рис. 2.3.2 Анизоцитоз - эритроциты различных размеров: А- нормоцит,

Б- микроцит, В- макроцит.

Окраска по Романовскому,

Аувеличение 10х40

В

Б



Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

А

БРис. 2.3.3 Пойкилоциты - эритроциты различной формы: А) мазок крови, окраска по Романовскому; Б) схематическое изображение пойкилоцитов.

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Рис. 2.3.4 Ретикулоциты. Суправитальное окрашивание бриллиантовым крезиловм синим. В цитоплазме клеток видна зернисто-нитчатая субстанция. Увеличение 10х40

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Б

А

БМетодическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

АРис. 2.3.5 Тромбоциты - мелкие кровяные пластинки округлой формы. Состоят из грануломера (азурофильная зернистость в центре) и гиаломера.

А) световая микроскопия- мазок крови, окраска по Романовскому;

Б) электронная микроскопия,



Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Рис. 2.3.6 Гигантский тромбоцит. Мазок крови в окраске по Романовскому, увеличение 10х40



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

2.1 ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

РАЗМЕРЫ

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ФУНКЦИЯ

Эритроциты

7.2 - 7.9 мкм

Двояковогнутый диск, нет ядра и основных органелл, цитоплазма содержит гемоглобин

Дыхательная, транспорт других веществ (гормоны, лекарства)

Тромбоциты

1-4 мкм

Округлая или овальная форма, в центре грануломер

Участие в свертывании крови

Задание № 2

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

МЕТОДЫ ОКРАШИВАНИЯ

УСЛОВИЯ ОКРАШИВАНИЯ

Эритроциты

Азур II - эозином по Романовскому

Фиксированные в мазке

Ретикулоциты

  • бриллиантовый крезиловый синий

  • Раствор азура I

  • Раствор азура II

Только живые;

на стекле и в пробирке


2.2 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РИСУНКА

Рис.1 Мазок крови человекаМетодическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Окраска азур-эозином.

Увеличение 10Х8, 10х40, 10х 90

Обозначения: 1) эритроцит;

2) тромбоцит

1

2

Методическая разработка практического занятия Эритроциты и тромбоциты (строение и функция)

Демонстрационный препарат


  1. Ретикулоциты.

Окраска бриллиантовым крезиловым синим. Увеличение 10х40.


2.3 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

  1. Ткань - система клеток и неклеточных структур, сложившаяся в процессе эволюции для выполнения определенных функций

  2. Эпителий, нервная, мышечная, ткани внутренней среды (кровь и соединительные)

  3. Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Которое включает волокна и матрикс

  4. Кровь развивается из мезенхимы.

  5. Клетки крови называют форменными элементами. Различают: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты

  6. Межклеточное вещество крови называют плазмой.

  7. Гемоглобин - это дыхательный пигмент.

  8. Венозная кровь содержит карбоксигемоглобин, а артериальная - оксигемоглобин.

  9. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска


  1. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ

  1. Гемограмма и лейкоцитарная формула

  2. Гемограмма - количественное содержание форменных элементов в единице объема - 1 л крови: Эритроциты :у женщин - 3,7 - 4,9 х 1012

у мужчин - 3,9 - 5,5 х 1012/л; Лейкоциты - 3,8 - 9,0 х 109/л; Тромбоциты - 200 - 400 109

  1. Безядерная клетка диаметром около 7.5 мкм, цитоплазма розовая с просветлением в центре

  2. Азур II - эозином по Романовскому

  3. Анизоцитоз - присутствие в мазке крови эритроцитов различных размеров. Различают: макроциты, микроциты. нормоциты.

  4. Пойкилоцитоз - присутствие в мазке крови эритроциты различной формы. Различают: сфероциты, овалоциты, мишеневидные, серповидно клеточные и т.п.

  5. Ретикулоциты

  6. Для выявления ретикулоцитов используют: бриллиантовый крезиловый синий, раствор азура I, раствор азура II

  7. А- нормоцит, Б- сфероцит, В- овалоцит, Г- мишеневидный эритроцит, Д- эхиноцит

  8. 1) Г, 2) А, 3) В, 4) Б


2.5 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

4

1

3

1

2

4

2

Б

1

Г

3

2

3

3

1

2-3

4

1-2-4

2

2-4

3

Б,В

2

А,В

3






ПРИЛОЖЕНИЕ 3


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Критерии оценки различных форм тестовых заданий:

  • тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа - 1 балл

  • тестовые задания закрытого типа с выбором нескольких правильных ответов - 2 балла

  • тестовые задания на установление соответствия - 2 балла

  • тестовые задания «открытого» типа с кратким ответом - 2 балла

  • тестовые задания с использованием иллюстративного материала - 2 балла

Максимальное количество баллов - 30


Критерии оценки

30 - 26 баллов - «5» (отлично);

25 - 21 балла - «4» (хорошо);

20 - 16 баллов - «3» (удовлетворительно);

15 баллов и меньше - «2» (неудовлетворительно).

Критерии оценок практической деятельности студента

  1. Требуемая форма медицинской одежды.

  2. Выполнение домашнего задания.

  3. Своевременное, аккуратное и правильное ведение рабочей тетради и альбома.

  4. При выполнении практических манипуляций (микроскопирование) оцениваются способность выполнять работу по инструкции, точность, дисциплинированность, качество выполненной работы.

Критерии оценки при подведении итогов занятия:

Оценка 5 (отлично) выставляется студенту в случае, если он:

Демонстрирует отличные знания содержания материала в пределах изученного материала;

Правильно организует рабочее место, проводит манипуляции контроля качества стерилизации без ошибок.

Оценка 4 (хорошо) выставляется студенту в случае, если он:

Уверенно излагает основное содержание изученного материала;

При организации рабочего места и проведении микроскопирования, а также в ходе итогового тестирования испытывает незначительные затруднения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется студенту в случае, если он:

Фрагментарного излагает содержание изученного материала;

Допускает ошибки при организации рабочего места и проведении микроскопирования, которые исправляет после разъяснения преподавателя, испытывает затруднения в ходе итогового тестирования,

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется студенту в случае, если он:

Не раскрывает основное содержание материала;

Организует рабочее место с ошибками и проведении микроскопирования допускает принципиальные ошибки, которые не может исправить даже после объяснения преподавателя. Не справляется с тестовыми заданиями.


41


© 2010-2022