Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географии

Цель моей работы: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии. В ходе работы над проблемою я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся. Работая по проблеме "Активи...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках биологии и географии

учитель биологии и географии Маковская Н.С.

Зыбинская СШ ,Республика Крым

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Цель моей работы: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

В ходе работы над проблемою я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Работая по проблеме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географии", я разработала конкретно программные пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, который является источником активизации познавательной деятельности учеников.

В области обучения - придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в этом направлении предлагаю:

Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения - предлагаю всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности: Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому курсу наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

Ставить задачи, требующие исследовательского подхода; Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли;

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой цель: решить проблему активизации познавательной активности на уроках географии путем использования нетрадиционных форм обучения. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Решению этой проблемы способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, "мозговой штурм", постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.

Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению биологии и географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и иллюстраций "Природа Южных материков", "По Северным материкам", "Россия - Родина моя", «Растительный и животный мир Крыма», «Красная книга России» и др.

Выставка горных пород и минералов "Полезные ископаемые Крыма" позволяет ребятам наглядно познакомиться с минеральными ресурсами родного края, а учебные пособия больше узнать об их составе и размещении по территории полуострова. В состав выставки "Путешествие к Чёрному морю" входят раковины морских моллюсков, поделки из них, крабы разных размеров, шишки крымской сосны и гималайского кедра из Никитского ботанического сада. В организации этой выставки активное участие принимали ребята ,

С целью расширения кругозора школьников, систематизации их работы с дополнительной литературой, различными источниками биологической и географической информации в кабинете создана библиотечка художественной, научно-популярной, справочной литературы по биологии, географии и охране окружающей среды, , большая видеотека о природе Земли и родного края.

. Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагаю:

Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

Использовать всестороннее воздействие средств искусства; Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся; Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы; Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других; Рекомендовать дополнительную литературу;

В области внеклассной работы деятельность должна быть направлена на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтому предлагаю поставленные во внеклассной работе задачи решать самыми различными формами, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:

а) Вечера вопросов и ответов;

б) Конкурсы смекалки;

в) КВН;

г) Вечер веселой викторины;

д) Диспуты;

е) Школьные издательства;

ж) Исследования, наблюдения с определенным заданием или без него;

з) Познавательные игры, игры - путешествия.

Перед индивидуальной работой с учащимися ставлю две задачи:

а) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;

б) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление познавательных процессов и склонностей учащихся;

в) активизация познавательной деятельности учащихся. С целью изучения природы родного края , культурных и исторических объектов я организую экскурсии . За последние три года мы с учащимися посетили биосферный заповедник « Аскания Нова» , Никитский ботанический сад ,город-герой Севастополь и археологические раскопки древнего городища в районе скалы Ак-Кая .

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.

Приёмы и методы интерактивного обучения на уроках биологии и

географии.

Учителя Маковской Н.С.

  1. Работа в группах.

  • В каждой группе выступает руководитель с объяснением темы, которую он готовил дома.

  • Другие члены группы, с помощью руководителя, изучают указанную тему и готовят выступления перед классом. В ходе выступления используется иллюстрированный материал, картографический материал, рисунки, сочинения, стихи и инсценировки по своей теме.

  • Данный приём используется на этапе обобщения и закрепления знаний.

    1. Составление «ассоциативного» куста.

  • На доске написано ключевое слово. Например «воздух», учитель предлагает учащимся вспомнить всё, что они знают о воздухе. Все ответы в сокращённом виде записываются на доске вокруг ключевого слова.

  • Данный вид работы может проводиться на этапе актуализации опорных знаний или мотивации учебной деятельности.

  1. Тест - эстафета.

  • Работа выполняется по вариантам (количество вариантов определяет учитель).Учащиеся сидящие на первой парте, получают карточку заданиями, выполняют задание 1, передают карточку на вторую парту и т. д. После хождения карточки через все парты в ряду подводится итог, обсуждения правильности выполнения заданий.

  • Данный вид работы уместен на этапе повторения.

4» Игра «Почемучка»

  • Игра проводится в три этапа. На первом этапе учитель объединяет учащихся в группы по 4-5 человек и раздаёт карточки с вопросами. На втором этапе учитель предлагает группам самостоятельно составить по одному вопросу по определённой теме. Каждый вопрос должен начинаться со слов «Почему...». На третьем этапе группы обмениваются вопросами и ответами на них.

  • Данный приём может быть использован на этапе актуализации опорных знаний или закрепления изученного материала.

5, Составление логической цепочки.

  • Данный вид работы предлагается учащимся на этапе закрепления полученных знаний на уроке или в виде домашнего задания.

  • ПРИМЕР:

  • Спрогнозируйте возможные изменения климата в результате названных ниже видов деятельности человека. Ответ представьте в виде схемы:

  • А) вырубка лесов ->

  • Б) распахивание полей

  • В) сжигание топлива >

6. Биологический кросс,

  • Проводится на этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений.

  • Учитель зачитывает ее законченные предложения и предлагает учащимся дополнить их необходимой информацией.

  • ПРИМЕР:

  • Отдел Покрытосеменных растений состоят из классов.....

  • Тело пресмыкающихся состоит из....

  • К железам внутренний секреции относятся....

7» Приём «Пять предложений»

  • Данный приём используется на этапе подведения итогов урока.

  • Учащимся даётся задания с помощью пяти предложений сформулировать выводы урока. Учитель отмечает самые лучшие варианты.

8, Приём «Проблемный вопрос»

- В начале урока учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос по теме урока. В ходе изучения нового материала, самостоятельной работы, учащиеся должны найти ответ на поставленный вопрос.

9. Приём «учитель-учащийся»

(работа в парах)

  • Данный приём применяется на этапе изучений нового материала.

  • Учащиеся в парах самостоятельно изучать материал и по очереди объясняют его друг другу.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географии



Экологическое воспитание на уроках биологии и географии.

Учитель биологии и географии Маковская Н.С.

География и биология - одни из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Главный объект исследований - окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия. Школьный курс географии и биологии обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников. При планировании уроков я усиливаю экологическую направленность за счет более глубокого анализа и осмысления с позиций современной экологии всех процессов и явлений, происходящих в окружающей природной среде. Именно сейчас цели изменились, и мы обязаны готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве, осознавая всю серьезность влияния на окружающую среду.

Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя биологии и географии творческий подход к организации учебной деятельности.

В процессе формирования экологических знаний на уроках использую следующие методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:

- наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических компонентов природных систем и влияние на них деятельности человека;

- экспериментирование: формулирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов;

- мониторинг за состоянием окружающей среды: взятие проб, учет биологического разнообразия, формулирование выводов;

-владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;

- моделирование проектов решения экологических проблем;

- анкетирование, опрос, беседы.

По форме проведения уроки экологической направленности применяю самые разнообразные: уроки заочного путешествия, семинары, ролевые и деловые игры, практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты. При изучении курса уделяю большое внимание экологически проблемам своего города, района, края.

Обсуждение экологических проблем планирую в следующей последовательности:

На уроке по теме «Этапы и методы географического изучения территории»в 8 и 9 классах происходит знакомство с нормами экологической морали (составление памяток, буклетов);

На уроке «Водные ресурсы и человек» проводится конференция «Экологические проблемы Черного и Азовскоко морей» «Экологические проблемы реки Биюк-Карасу»

На уроке «Почвенные ресурсы» проводится дискуссия проблемного характера по теме «Урожайность черноземов»;

На уроке «Биологические ресурсы» - составление прогноза видового и количественного состава растительного и животного мира Белогорского района;

После изучения темы «Природное районирование» на уроке повторения и обобщения проводится групповая работа «Моделирование процессов влияния хозяйственной деятельности человека на природную зону степи. Составление экологического паспорта природного объекта»;

На уроках биологии и географии я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся. На мой взгляд, только при этом условии удастся изменить систему моральных ценностей молодежи, перевести ее с хищническо-потребительской эгоистической позиции на пути совершенствования экологического сознания и нравственного развития личности.

Отношение человека к окружающей среде воспитывается с первых лет обучения его в школе. Экологическое воспитание носит межпредметный характер и рассматривается под углом зрения различных предметов. Однако лишь курсы географии и биологии рассматривают экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и на основе краеведческого подхода - локальном.

Экологическая тропа.

Одним из эффективных методов экологического воспитания учащихся является экологическая тропа. Важное значения имеют работы на местности с оцениванием влияния человека на окружающую среду. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно и критично оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, выбирать линию поведения, которая отвечает законам сосуществования природы и общества.

В экономическом воспитании вместе с моральным большое значение имеет эстетическое воспитание. Увидеть прекрасное в природе, жизни и деятельности людей, правильно понять красоту труда человека по освоению окружающей среды помогает составление географических и

художественных описаний, написание творческих работ по литературе и языку. Большое значение имеет изучение памяток истории, культуры, народных обычаев и традиций.

В Зыбинской школе создана экологическая тропа. Важная роль в изучении экологической ситуации в окрестностях села отведена учениками, особенно десятиклассниками. Маршруты экологической тропы начинается у школы и протекает через село вдоль реки Биюк-Карасу. Экскурсии по биологии с учащимися 6; 7; 8-х классов, а также практические работы на местности по географии, биологии проводятся по маршруту экологической тропы.

Первая остановка экологической тропы - школа, которая находится на улице Ленина. Школу окружают различные растения; каштаны и туя, акации и клёны, буксусы и множество цветов (ирисы, хризантемы, тюльпаны, нарциссы и др.). рассказывается о биологических особенностях данных растений, Учащиеся ухаживают за насаждениями, высаживают новые растения.

Второй остановкой парк в центре села. Он расположен на берегах реки Биюк-Карасу. На территории парка находится плотина через реку, это излюбленное место отдыха жителей села Зыбины. Очень часто берега реки в этих местах загрязнены бытовым мусором (бутылки, пакеты, бумаги). Во время остановки учащиеся собирают мусор и сжигают его. Кроме того, в этих местах часто проводятся походы одного дня с целью очистки территории от мусора. Активное участие в этом нужном деле принимают учащиеся старших классов.

Третей остановкой экологической тропы является участок реки, который в народе называют «Крюча». Правый берег в этом месте довольно крутой, поэтому здесь можно наблюдать выход твёрдых горных пород и срез почвы. Учащиеся рассматривают строение крутого берега и определяют виды растений, покрывающих берега реки.

Четвёртой остановкой является самый мелкий участок реки - переезд. Здесь очень хорошо можно наблюдать особенности речной долины. Xарактеризуются виды растений и животных, обитающих в данном месте. Часто ученики собирают растения для составления гербария.

Пятой остановкой является канал - это ответвление реки Биюк-Карасу, которое несёт воды на поля, окружающие село. Как правило, воды канала прозрачные, и хорошо видны водоросли, покрывающие берега. Можно увидеть здесь и речных рыбок: карасей, ершей, марину и др. учащиеся наблюдают за рыбами, определяют их название. Обязательным условием каждой стоянки является очистка местности от мусора. Кроме того, обязательно подсчитывается количество спиленных деревьев вдоль реки. Данные о срубленных деревьях мы передаём в сельский совет.

Посетив последнюю стоянку учащиеся возвращаются в школу, где подводят итоги и обсуждают проведённую экскурсию. Очень эффективной является работа на экологической тропе со старшеклассниками. Она способствует углублению и расширению знаний и кругозора в процессе проведения нестандартных уроков и внеклассной работе. Она может стать важным элементом в системе социальных ценностей будущего гражданина и хозяина, способствовать преодолению потребительского подхода к природе. .

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географииАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и географии

© 2010-2022