Образовательная программа дополнительного образования детей

Современная школа предъявляет высокие требования к знаниям и умениям, которые необходимо усвоить обучающимся в жестко определенные временные рамки. Очень часто родители задают такие  вопросы: «Как научить его жить в коллективе? Как научить любить и беречь родную природу?». В соответствии с муниципальным проектом «Развитие предшкольного образования в образовательных учреждениях г. Сургута в.», учитывая социальный заказ (образовательные потребности родителей, невозможность посещения ребенком други...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации г. Сургута

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

станция юных натуралистов

Образовательная программа дополнительного образования детей

«ЛЮБОЗНАЙКА»

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Направление: эколого-биологическое

Автор: Британова Маргарита Александровна,

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа предъявляет высокие требования к знаниям и умениям, которые необходимо усвоить обучающимся в жестко определенные временные рамки. Очень часто родители задают такие вопросы: «Как научить его жить в коллективе? Как научить любить и беречь родную природу?». В соответствии с муниципальным проектом «Развитие предшкольного образования в образовательных учреждениях г. Сургута в.», учитывая социальный заказ (образовательные потребности родителей, невозможность посещения ребенком других ДОУ), была разработана образовательная программа «Любознайка».

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности воспитанника.

Обучение по программе «Любознайка» учитывает диапазон интересов и потребностей воспитанников старшего дошкольного возраста, возрастные особенности детей, ориентировано на решение проблем адаптации в коллективе, знакомство с окружающим миром.

Смысловые связи между разделами способствуют интеграции практической и теоретической частей программы при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяются представления юннатов о природе: воспитывается гуманное отношение к живому; побуждает их к эстетическим переживаниям, связанным с природой; решаются задачи развития речи; юннаты овладевают соответствующими практическими и познавательными умениями, учится отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой творческой деятельности. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности воспитанника.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

(значимость)

Актуальность программы: заключается в создании системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста в сфере дополнительного образования в соответствии «Стратегии развития муниципальной образования города Сургута до 2020»

Новизна программы состоит в том, что при знакомстве с миром природы у воспитанников формируются, в том числе, математические представления и развивается речь, которая тесно связана с основными психическими процессами, кроме того родители принимают непосредственное участие в занятиях, помогая ребенку познавать окружающий мир, открывая его тайны и закономерности, а так же раскрывая для себя с новой стороны.

Педагогической целесообразностью программы является обогащение положительного, гуманного взаимодействия обучающегося с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы, укрепление познавательного интереса, любви к природе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе ее реализации используются технологии сотрудничества, сотворчества и содружества педагога, детей и родителей. Различные формы деятельности позволяют всем субъектам образовательного процесса почувствовать себя в разных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным.

Общие сведения о программе

Программа ориентирована на обучающихся 6 - 7 лет и рассчитана на два года обучения. Частота занятий в первый год обучения - 1 раз в неделю, по 2 академических часа, количество часов в год - 72, во второй год - 2 раза в неделю, по 2 часа, количество часов за год 144, всего часов - 216. Количество детей в группе в соответствии с Уставом СЮН 10 - 12 человек (первый год обучения) и 8-10 человек (второй год обучения). В программе учитываются возрастные, психологические особенности воспитанников.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях.


Цель образовательной программы: формирование экологической культуры у обучающихся дошкольного возраста; создание условий для подготовки к обучению в общеобразовательных учреждениях неохваченных дошкольным образованием детей.

Основные задачи программы:

  • Формирование основных представлений и понятий о живой и неживой природе ХМАО-Югры;

  • развитие творческих способностей, заложенных в каждом воспитаннике;

  • воспитание духовности и нравственности воспитанников;

  • овладение элементарными умениями ухода за живыми существами;

  • воспитание гуманного отношения к природе;

  • выявление способностей и возможностей личности воспитанника.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии,

на которых базируется программа

Программа «Любознайка» является пропедевтической в отношении подготовки ребенка для обучения в образовательном учреждении. По окончании обучения по данной программе, воспитанники могут продолжить экологическое образование по программам «Зоопарк на ладони», «Натуралист - эколог» и др. Программа разработана в соответствии с основными документами: «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании РФ», Уставом станции юных натуралистов.

В соответствии с целями и задачами программы, ориентируясь на возрастные особенности воспитанников старшего дошкольного возраста, в обучении используются технологии личностно - ориентированного обучения, которые способствуют становлению, развитию воспитанника, обеспечивают условия для расширения и углубления объема знаний; игровые технологии (Никитин Б.П., С.А. Шмаков, Г.П. Щедровицкий, В.В. Воскобович), формирующие воображение, готовность к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности; технология витагенного образования (Тюмасева З.И., Белкин А.С.), позволяющая заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих; эвристические технологии (И.Я. Лернер), развивающие творческое мышление.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст - очень важный период в развитии ребенка. Считают, что как психическое, так и физическое развитие в это время является определяющим для дальнейшей жизни. Основы здоровья, культура отношения к своему телу и здоровью, пищевые привычки - все это старший дошкольник получает в семье. Сформировать правильные и здоровые привычки по отношению к себе и окружающему миру пока ребенок - дошкольник, проще, чем потом, уже в подростковом возрасте или в зрелости, пытаться что-то изменить и начать "жить правильно».

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания и образования происходит дальнейшее развитие психики ребенка.

Содержание и общая логика программы выстроена по принципам от простого к сложному и в соответствии с принципом проблемного и концентрического обучения.

Обоснование отбора содержания и общей логики в

последовательности его изучения

Данная программа предназначена для обучающихся 6-7 лет. Курс обучения состоит из 21 раздел и включает вопросы, посвященные природным циклам, животным заповедников и природных парков, лекарственным растениям, а так же развитию речи и математическому развитию.

Содержание данной программы способствует формированию экологической и социальной культуры обучающихся, что является ведущими задачами современного процесса обучения. Для этого предусмотрены следующие разделы программы «В гостях у осени», «Мои домашние любимцы», «Животные родного края», «Вода вокруг нас», «Зеленая аптека», «Пушистая азбука», «Поможем доктору Айболиту», «О чем поют воробушки…», «Путешествие по карте», где обучающиеся учатся различать природные циклы по приметам, заботиться о домашних животных, узнают о животных родного края.

В первый год реализации программы обучающиеся овладевают основными знаниями о природе и явлениях природы.

Во второй год сфера знаний обучающихся расширяется, кроме экологических знаний они знакомятся с литературными произведениями экологического содержания, учатся самостоятельно рассказывать о повадках животных мини-зоопарка, знакомятся с элементарными математическими представлениями.

Задачи на первый год обучения:

  • усвоить понятия: природа, живая природа, неживая природа;

  • научиться устанавливать взаимозависимость человека и природы;

  • сравнивать предметы между собой и находить аналоги в природе;

  • ориентироваться в пространстве;

  • различать времена года по приметам и их взаимосвязь;

  • решать задачи на сообразительность, внимание, память.

Задачи на второй год обучения:

  • формирование экологической культуры

  • развитие речи на основе народных и авторских сказок;

  • развитие математических способностей;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • развитие познавательной активности;

  • развитие мелкой моторики по средствам оригами, пальчиковых игр, перчаточных и пальчиковых кукол.

Ожидаемые педагогические результаты, методы их оценки. Формы

подведения итогов реализации образовательной программы

В конце обучения воспитанники должны обладать знаниями по экологии, охране природы, уходу за домашними животными и растениями необходимые для дальнейшего изучения природы и социализации. Освоить азы исследовательской деятельности, азы природосберегающей деятельности. Обладать достаточным багажом знаний по экологии для самостоятельного составления рассказов о природе, составлению и решению задач и упражнений.

Одним из основных результатов можно считать успешную адаптацию в образовательных учреждениях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный план первого года обучения

Содержание программы

Всего часов

Из них часов

Формы контроля

Теория

Практика

1

В гостях у осени

10

5

5

Тест - игра

2

Мои домашние любимцы

8

4

4

Графическое тестирование

3

Волшебница - зима

10

5

5

Тест - игра

4

Животные родного края

8

4

4

Тест - игра

5

Экология моего дома

6

3

3

Творческая работа

6

Когда приходит весна

8

4

4

Тест - игра

7

Вода вокруг нас

6

3

3

Творческая работа

8

Зеленая аптека

6

3

3

Графическое тестирование

9

Мы сажаем огород

10

5

5

Тест - игра

Итого:

72

36

36


Содержание изучаемого курса программы

первый год обучения

1. В гостях у осени - 10 час.

Осень золотая. Где зимуют насекомые. Осенние хлопоты животных и птиц. Осенние заботы человека. С чем приходит поздняя осень.

Практическая работа:

  • Составление календаря примет.

  • Игра - лепка «Грибочки для белочки».

  • Учимся различать овощи и фрукты

2. Мои домашние любимцы - 8 час.

Кошки и собаки в моем доме. Мои пернатые друзья. Любимые черепахи. Кто живет в аквариуме.

Практическая работа:

  • Наблюдения за котом.

  • Учимся ухаживать за собаками.

  • Наблюдение за попугайчиками.

  • Игра «Мой аквариум».

3.Волшебница - зима - 10 час.

Зимовка зверей. Покормите птиц зимой. Когда приходит Новый год. Елочка - красавица на праздник к нам пришла.

Практическая работа:

  • Наблюдение за зимующими птицами.

  • Изготовление листовок «Бережем лесную красавицу».

  • Изготовление игрушек для елки.

4. Животные родного края - 8 час.

Животные ХМАО. «Нелюбимые» животные. Что такое заповедник? Для чего нужна Красная книга?

Практическая работа:

  • Игра «Кто живет в заповеднике».

  • Рассказ о «нелюбимых» животных.

  • Оригами «Сохраним животных Красной книги».

  • Игра «Как маскируются животные».

5. Экология моего дома - 6 час.

Мой любимый дом. Растения в моем доме. Непрошеные гости нашего дома.

Практическая работа:

  • Ухаживаем за комнатными растениями.

  • Учимся убирать свою комнату.

6. Когда приходит весна - 8 час.

Весна - красна. Кто больше всех радуется весне? Первоцветы. О чем поют весной птицы.

Практическая работа:

  • Составление календаря наблюдений за природой.

  • Рассматриваем первоцветы.

  • Наблюдение за перелетными птицами.

  • Игра «Отгадай птицу».

7. Вода вокруг нас - 6 час.

Круговорот воды в природе. Свойства воды. Кому нужна вода.

Практическая работа:

  • Игра «Ходят капельки по кругу».

  • Игра «Мы водные животные».

  • Выращивание хлорофитумов, проращивание семян пшеницы.

8. Зеленая аптека - 6 час.

Растения - наши помощники. Знакомство с лекарственными и ядовитыми растениями. Как лечиться растениями.

Практическая работа:

  • Игра «Узнай растение».

  • Учимся правильно собирать растения.

9. Мы сажаем огород - 10 час.

Зачем людям огород. Семена растений. Где растет рассада. Помощники растений. Что растет на нашей грядке.

Практическая работа:

  • Проращивание семян растений.

  • Посев семян.

  • Экскурсия в теплицу.

  • Наблюдение за прорастанием семян.

  • Высадка рассады в грунт.


Учебный план второго года обучения

Содержание программы

Всего часов

Из них часов

Формы контроля

теория

Практика

1

Сказки осени

12

6

6

Игра - тест

2

«Ай, заинька, ай, серенький»

8

4

4

Творческая работа

3

Путешествие по народным сказкам

18

9

9

Творческая работа

4

«Мохнатая азбука»

24

12

12

Тестирование

5

«Синичкин календарь»

10

5

5

Игра - тест

6

В гостях у Винни - Пуха

8

4

4

Графическое тестирование

7

Помогите доктору Айболиту

8

4

4

Игра - тест

8

«О чем поют воробушки…»

12

6

6

Творческая работа

9

Путешествие по карте

18

9

9

Графическое тестирование

10

«С голубого ручейка начинается река…»

12

6

6

Творческая работа

11

Встречи на лесных тропинках

6

3

3

Игра тес

12

Сочиняем сказки сами…

8

4

4

Творческая работа

Итого:

144

72

72

Содержание изучаемого курса программы

второго год обучения

  1. Сказки осени - 12 час.

«Травы в поле пожелтели…» Новинки из корзинки. Где зимует уточка? Домик для божьей коровки. Считаем листья красные, считаем листья желтые. Братцы осенние месяцы.

Практическая работа

  • Экскурсия на экологическую тропу.

  • Экскурсия на огород.

  • Экскурсия в зал водоплавающих птиц мини-зоопарка.

  • Оригами божья коровка.

  • Устный счет.

  • Составляем экологический календарь.

  1. «Ай, заинька, ай, серенький…» - 8 час.

«Сорока - ворона кашу варила…» Всех скороговорок не переговоришь… Любимые зверушки в песенках - потешках. Колыбельные песенки.

Практическая работа

  • Иллюстрируем потешку «Сорока - ворона», считаем птенцов.

  • Экскурсия в мини - зоопарк «Потешные животные».

  • Лепка из глины «Кот».

  1. Путешествие по народным сказкам - 18 час.

Народные сказки. Жили - были в нашем крае… Русская народная сказка «Колобок». Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». «Маша и Медведь». Хантыйская сказка «Медведь и мышонок». «Сказка о кедре». Сравнение украинской сказки «Лиса и кувшин» русской сказки «Лиса и журавль». Котик в сказку прибежал…

Практическая работа

  • Теневой театр зверей.

  • Пальчиковый спектакль «Колобок».

  • Посчитаем мы зверят…

  • Спектакль - оригами «Медведь и мышонок».

  • Сравниваем шишки хвойных деревьев.

  • Лепка из глины «Кувшин»

  • Рисуем и считаем котят.

  1. «Мохнатая азбука» - 24 час.

«В азбуке этой, увидите сами! Буквы живые…». «Аист азбуку учил…». «Бобры добры». «Что не весел воробей…». «Что ж ты ёж такой колючий…» Жаба серая, жаба зеленая. Зайка - зазнайка. У кого дети полосатые. Северный олень. Рысь - лесная кошка. Почему сова днем спит. Ящерица.

Практическая работа

  • Делим слова на слоги.

  • Звуки разные нужны.

  • Где мы встретим букву Ё.

  • Сказка о жабе златоглазке.

  • Как заяц лису обманул.

  • Откуда у бурундука полоски (знакомство с понятием «больше», «меньше»)

  • Сколько оленей в стаде.

  • Делает ли рысь запасы.

  • Режим дня совы.

  • Почему ящерица зимой спит.

  1. «Синичкин календарь» - 10 час

Синичкин календарь - зима. Сколько месяцев зимой. Кто поможет зимующим птицам. Гости у кормушки. Птичье лакомство. Чудо птица - клест.

Практическая работа

  • Наблюдение за зимующими птицами.

  • Мастерим кормушку.

  • Готовим угощение для птиц, знакомимся с измерение массы предметов.

  • Чем питаются клесты.

  1. В гостях у Винни - Пуха - 8 час.

Чтение глав из книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все». В гости к Пяточку. Заглянем в зимний лес, в берлогу… Винни - Пух рассказывает сказку.

Практическая работа

  • Рисунки к сказке «Винни - Пух и все-все-все»

  • Лепка из соленого теста «Посуда», устный счет.

  • Рассказ по картине.

  1. Помогите доктору Айболиту - 8 час.

Сказка «Доктор Айболит». Доктор для зверей. Как измерим мы микстуру (знакомство с понятием - объем) Как помочь котенку.

Практическая работа

  • Экскурсия в кабинет ветеринарного врача

  • Игра «Аптека Айболита»

  • Спектакль - оригами «Наш котенок»

  1. «О чем поют воробушки…» - 12 час.

Можем ли мы весной помочь птицам. «Где обедал воробей…» Синичкин календарь - весна. Путешествие вороны. Хоровод - круглый год, неделя, месяц, год.

Практическая работа

  • Наблюдение за городскими птицами.

  • Экскурсия по мини - зоопарку.

  • Игра «Весенние месяцы»

  • Кукольный спектакль «Путешествие вороны»

  1. Путешествие по карте - 18 час.

Где начинается весна. Подымаемся на самую высокую гору. Мы живем на равнине. Где ни когда не кончается зима. Край родной. Наш город на карте. Как измерить наш маршрут.

Практическая работа

  • Карта нашей Родины.

  • Игра - путешествие «Кто - где живет».

  • Экскурсия по городу.

  • Измерение длины маршрута.

  1. «С голубого ручейка начинается река…» - 12 час.

Как в лесу речка родилась. Где ночуют дождики. Реки и озера нашего края. Сколько речек в нашем крае, какая из рек длиннее? Как просыпается река. Капелька воды - капелька жизни.

Практическая работа

  • Игра - сказка «Лесные ключики»

  • Игра - путешествие по рекам и озерам нашего края.

  • Спектакль - оригами «Путешествие карасика »

  • Измеряем реки на карте (знакомство с понятием волнистая линия)

  1. Встречи на лесных тропинках - 6 час.

Муравьи - проснулись первыми. Гуси - лебеди на озере. Мишка вышел из берлоги.

Практическая работа

  • Теневой театр.

  • Экскурсия в зал водоплавающих птиц мини - зоопарка.

  • Игра «Что найдет в лесу медведь» (счет предметов)

  1. Сочиняем сказки сами… - 8 час.

Сказки вокруг нас. Узелки на память. Сказочная радуга. Наша сказочная книга.

Практическая работа

  • Сочиняем сказки.

  • Кукольный спектакль.

  • Составляем сказочный альбом.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Для определения уровня усвоения знаний по программе у воспитанников используются общепринятые методики: наблюдения за поведением воспитанников в различных видах деятельности; итоговые беседы; тестирования (игровые и интерактивные); графические тестирования; интеллектуальные игры; творческие работы; итоговые экскурсии; а так же электровикторины «В мире животных», «Подготовка к школе». Тестовые экологические задания построены таким образом, что вызывают у воспитанников положительные эмоции, связанные с игрой и желание продолжать изучать мир природы.

В общем мониторинге результатов обучения используются методики Ш.А. Амонашвили, В.А. Ясвина, М.Д Маханевой, Г.А Васильевой, С.В. Николаевой, В.В. Зотова, И.В. Цветковой.

В процессе обучения у воспитанников формируется система экологических знаний, которые могут быть использованы в их дальнейшей деятельности. Система экологических знаний будет способствовать правильному отношению к природным объектам, умению познакомить с ними окружающих, обосновать бережное отношение к ним.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы и приемы формирования знаний:

В качестве основного метода, определяющего особый деятельно - творческий характер программы, выступает игра, которая помогает сформировать внутренний ценностный мир ребенка, а так же методы:

- метод формирования мотиваций на ценностное отношение к природе;

- методы формирования мотивации на здоровый образ жизни;

- метод формирования самостоятельности в поведении;

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядно - действенный;

- наглядные методы: наблюдения, демонстрация.

Среди средств обучения немаловажную роль играют:

- игрушки, карточки, книги;

- экологические игры и упражнения;

- познавательные игры;

- дидактические игры;

- инсценирование сказок, стихов, рассказов;

В программе «Любознайка» используются разнообразные формы работы:

- занятия;

- сюжетно - ролевые игры;

- экскурсии;

- игра - конкурс;

- практическая деятельность в природе;

- занятие - праздник;

- творческие мастерские

- практические работы;

- работа на учебно-опытном участке и в теплице;

- практическая деятельность по уходу за животными.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебные принадлежности:

- карандаши цветные, простые;

- кисти беличьи №1, №2, №3;

- краски акварельные, гуашь;

- цветная бумага двусторонняя;

- бумага для принтера А 4;

- альбомы для рисования;

- ножницы;

- природный материал: глина, песок, ракушки, камни, шишки, мох.

Дидактический материал:

  • перчаточные куклы;

  • пальчиковый театр; конструкторы;

  • счетный материал;

  • настольные игры;

  • дидактические игры;

  • игры для развития речи.



Литература необходимая для освоения курса

  1. Азбука краеведенья. - Екатеринбург. «СВ - 96» . 2001

  2. Акимушкин И.И. Мир животных. - М. «Мысль», 1995. - 463с.

  3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. - Воронеж. ТЦ «Учитель», 2006. - 189 с.

  4. Ванин С. А. Зоосад - в детский сад. - Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2005 - 110 с.

  5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2004 - 153 с.

  6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Воронеж. ТЦ «Учитель», 2005. - 126 с.

  7. Джон Уокер Мир вокруг нас от А до Я. - М. «РОСМЭН», 2005. - 123 с.

  8. Зайцева О. В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. - Ярославль. «Академия развития», 1997 - 188 с.

  9. Зоопарк в твоей книжке. Составители: Никишина В. В., Башарин В,Н,, Башарина А.Г. - Харьков. «Услуга», 1992. - 156 с.

  10. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М. Творческое объединение «Сфера», 2005. - 216с.

  11. Малаханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2009 - 224с. (Синяя птица)

  12. Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. шк./Л.П. Молодова - Мн.: ООО «Современная школа», 2005 - 512.; ил.

  13. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. Мир животных и растений. - Ярославль. «Академия развития», 1998. - 314 с.

  14. Цветкова И. В., Заярская Г. В., Клемяшова Е. М., Мурашова А. Г. Радуга над экландией. - М. Педагогическое общество России, 2005. 156 с.


© 2010-2022