Рабочая программа природоведение 5 класс

«Согласовано»Заместитель руководителя поУВР МБОУ « Старо-Казеевская СОШ» Приказ № 96/ 1 от« 29 » августа 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МБОУ «Старо- Казеевская средняя общеобразовательная школа»Камско- Устьинского муниципального района РТГабидуллина Ильяса ИсмагиловичаIквалификационная категория по учебному курсу «Природоведение» 5 класс.Базовый уровень. ...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

естественно-математических предметов

__________/Сагьдиева Т.Х./

Протокол № 1 от

« 28 » августа 2014г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя поУВР МБОУ « Старо-Казеевская СОШ»

_____________ / Юсупов Р.А./

«28 » августа 2014 г.


«Утверждено»

Руководитель МБОУ «Старо-Казеевская СОШ»

______/Гильмутдинов Х.Б/.

Приказ № 96/ 1 от

« 29 » августа 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Старо- Казеевская средняя общеобразовательная школа»

Камско- Устьинского муниципального района РТ

Габидуллина Ильяса Исмагиловича

I квалификационная категория

по учебному курсу «Природоведение» 5 класс.

Базовый уровень.



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

« 28 » августа 2014г.



Пояснительная записка


На 2014-2015 учебный год учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Староказеевская общеобразовательная школа Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе Базисного и примерных учебных планов, «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» утвержденного приказом МО и Н РТ № 1743/10 от 28.04.10 года и регионального базисного учебного плана «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования», утвержденного приказом МО и Н РТ № 1746/10 от 28.04.10 года.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Базисной и Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования для 5 класса «Природоведение» автора А.А.Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, на превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведении в объёме 2 часа в неделю, нагрузка 70 часов в год

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей

программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Базисной и Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа,2008;

а также методических пособий для учителя:

1) Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина / авт.-сост. Т.В.Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127с.

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138с.;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.






Основное содержание

  1. Введение. Изучение природы (6 часов).

Введение. Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование. Великие естествоиспытатели Карл Линей, Чарльз Дарвин, В.И.Вернадский. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия).

Демонстрации

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов:

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп.

Измерительные приборы: весы, термометр, мерный цилиндр.

Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, спиртовка. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых- естествоиспытателей.

Практические работы.

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарем, справочником, определителем, картами, сетью интернет.


  1. Вселенная (17 часов).

Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля, Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета - карлик Плутон. Спутники планет. Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце - ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты, свехргиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.

Демонстрации

Модель Солнечной системы. Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус.

Практические работы.

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.



  1. Земля (19 часов).

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, чистые тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества.

Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные); химические явления.

Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность. Вулканы. Извержение вулкана. Действующие и потухшие вулканы. Суша планеты. Материк, континент, часть света, архипелаг.

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова.

Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, атлантический, Южный. Воды суши. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники.

Уникальность планеты Земля. Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли.

Демонстрации

Образцы гонных пород (магматические, осадочные, метаморфические). Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и серы). Разделение магнитом смеси серы и железа. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого света при прохождении через призму). Нагревание смеси железа и серы, нагревание стеклянной трубки, прокаливание медной проволоки.

Практические работы

Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

Наблюдение признаков химической реакции ( изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости). Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.


  1. Жизнь на Земле (14 часов).

Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда.

Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора и фауна на материках. Природные зоны Земли.

Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов: поверхности воды (планктон), толщи воды (нектон), донное, глубоководное (бентос).

Демонстрации

Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез коры, срез стебля, срез корня. Влажные препараты животных. Коллекции насекомых. Рисунки с изображением животных. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Практические работы

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации.


  1. Человек на Земле (14 часов).

Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники - первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на природу.

Демонстрации

Портреты путешественников - первооткрывателей и маршруты их экспедиций.

Практические работы

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, растяжении связок, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии)


Цели изучения предмета


Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);

  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);



  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или



  • при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • Ответ самостоятельный;

  • Наличие неточностей в изложении материала;

  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей,

первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • Не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

  • Не дает ответа.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

  • Не дает ответа.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6,

«2» - менее 5, «1» - нет правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13,

«2» - менее 10, «1» - нет правильных ответов.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

  • В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений/ рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов



Тематическое планирование



темы

Название темы

Количество часов

Тема 1

Изучение природы.

6

Тема 2

Вселенная.

17

Тема 3

Земля.

19

Тема 4

Жизнь на Земле.

14

Тема 5



Всего

Человек на Земле.

14 70



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Тема урока

Тема: ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (6 часов)

1-2

Введение.

Науки о природе

3

Методы изучения природы. Наблюдение

4

Эксперимент, измерение - методы познания природы

5

Оборудование для научных исследований

6

Ученые, изучающие природу.

Тема: ВСЕЛЕННАЯ (17 часов)

7

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную

8

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

9

Николай Коперник и его модель Вселенной

10

Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника

11

Солнечная система и её состав. Планеты земной группы

12

Планеты- гиганты.

13

Спутники планет

14

Астероиды. Кометы

15

Метеоры. Метеориты

16

Звёзды. Солнце - ближайшая к нам звезда

17

Многообразие звёзд

18

Созвездия

19

Галактики. Световой год

20

Многообразие галактик

21

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

22

Проверочная работа по теме «Вселенная»

23

Работа над ошибками,допущенными по теме «Вселенная»

Тема: ЗЕМЛЯ (19часов)

24

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли

25

Возникновение Земли

26

Внутреннее строение Земли

27

Вещества и явления

28-29-

Горные породы,

минералы, полезные ископаемые

30

Землетрясения

31

Вулканы

32

Суша

33

Суша

34

Атмосфера Земли

35

Погода

36

Климат

37

Ураганы. Смерчи

38

Гидросфера Земли. Её части.

38

Мировой океан.

39

Воды суши.

40


Уникальность планеты Земля.

41

Обобщающий урок по теме «Земля».

42

Проверочная работа по теме «Земля».

Тема: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (14 часов)

43

Развитие жизни на Земле.

44

Животные прошлого.

45

Живые клетки.

46

Разнообразие клеток.

47

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

48

Беспозвоночные и позвоночные животные

49

Среды обитания организмов. Наземно- воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней

50

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней

51

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней


52

Жизнь на разных материках

53

Природные зоны Земли

54

Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах

55

Обобщающий урок по теме

«Жизнь на Земле»

56

Контрольный урок по теме «Жизнь на Земле»

Тема: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (14 часов =10ч.+4ч.)

57

Происхождение человека. Древние предки человека.

58

Первые люди.

59

История географических открытий. Открытие Америки.

60

Открытие Австралии и Антарктиды.

61

Великие путешественники-первооткрыватели новых земель.

62

Как человек изменил Землю.

63

О кислотных дождях, озоновой дыре, парниковом эффекте.

64

Жизнь под угрозой.

65

Меры сохранения жизни на Земле.

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

66

Обобщающий урок по теме «Человечество на Земле»

67

Здоровый образ жизни.

Правила безопасности в различных ситуациях. Профилактика вредных привычек.

68

Основы первой медицинской помощи.

69

Ядовитые животные и растения.

70

Урок-практикум «Аксиомы здоровья».










Календарно- тематическое планирование уроков в 5 классе по курсу «Природоведение» по учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина

Тема урока

Задачи урока

Тип урока

Форма

Образоват.

продукт

Оборудование

Практичес-кие работы

Номенклатура

Д/з

Дата

план

фак

Тема: ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (6 часов)

1-2

Введение.

Науки о природе

Дать учащимся знания о естественных науках, об объектах их изучения и значении их в познании природы; учить логическому мышлению и оформлению результатов мыслительной деятельности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельное изучение текста, заполнение таблицы

Таблица

Схема «Естественные науки»

Заполнение таблицы о науках

Номенкла-тура по теме

«Науки о природе». Задания на стр. 3-14.

3.09.

6.09.

3

Методы изучения природы. Наблюдение

Дать представление о методах изучения при-роды; показать роль наблюдений, их использование в прак-тической деятельности; обучать вести неслож-ные наблюдения. Составлять рассказы природоведческого содержания. Используя результаты наблюдений

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, рассказ учителя с элементами беседы

Записи по ходу работы

Приборы и ин-струменты, с помощью ко-торых изучают природные те-ла, процессы и явления(ли-нейка, термо-метр, часы, лупа, микро-скоп), картины с изображе-ниием косми-ческой ракеты, телескопа, электронного микроскопа

Начать выполнение практической работы по заданию 1 на с. 156

Номенкла-тура по теме

Стр. 15-16.

10.09.

4

Эксперимент, измерение - методы познания природы

Дать представление о сути таких способов изучения природы как эксперимент и измерение

Урок- практикум

Рассказ учителя с элементами беседы, вы-полнении практической работы

Запись выводов

Приборы и инструменты для измерения (линейка, термометр, секундомер); для постановки опыта (магнит, различные тела неживой природы)

Выполнение практической работы. П.2 и 3 на с. 156

Номенкла-тура по теме

Статья «Методы изучения природы» Задание, Стр. 16-17.

13.09.

5

Оборудование для научных исследований

Показать назначение увеличительных и измерительных приборов.; лаборатор-ного оборудования, используемого в прак-тической деятельности человека; научить пользоваться световым микроскопом, лупой, работать со спиртовкой, знать правила работы с колбами, штативами.

Урок- практикум

Беседа, практичес-кая работа

Выводы по изученному

Лупы, микро-скоп, весы, тер-мометр, линей-ка, часы спир-товка, штатив, колбы, пробир-ки, таблицы с изображением телескопа, космической ракеты, электронного микроскопа

Практикум по изуче-нию прин-ципа ра-боты с пере-численными приборами и обору-дованием

Названия приборов

Стр.18-20 Повто-рить статью «Методы изучения природы»

17.09.

6

Ученые, изучающие природу.

Дать представление об ученых, изучающих природу.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа учащихся под руководством учителя: беседа, рассказ

Портреты ученых.

Повто-рить 1-ю тему.

20.09.


Тема: ВСЕЛЕННАЯ (17 часов)

7

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную

Знать современное определение Вселенной; как представляли Вселенную в древности; суть моделей Вселенной по Птолемею и Аристотелю

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа учащихся под руко-водством учителя: беседа, рассказ

Глобус Земли, рисунки с представлениями древних людей о Вселенной

Записать в словарик слова, предложен-ные на с.9

Стр. 24-25 сообщения об Аристо-теле и Птолемее

24.09.

8

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей; уметь сравнивать модели Вселенной, использовать дополнительную литературу, оформлять сообщения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

Беседа, сообщения учащихся

Формулирование вопросов

Портреты учёных. Выполненные учащимися таблицы «Система мира по Аристоте-лю» и «Система мира по Птолемею»

Стр . 26-28.

27.09.

9

Николай Коперник и его модель Вселенной

Знать особенности строения Вселенной по Н. Копернику. Уметь сравнивать модель Коперника с моделями Птолемея и Аристотеля

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

Рассказ учителя, самостоятельное чтение статьи, беседа

Письменное сравнение моделей Вселенной по Копернику и Птолемею

Портреты Аристотеля и Птолемея; Выполненные учащимися таблицы «Система мира по Аристотелю» и «Система мира по Птолемею», карта полушарий

Письменная сравнительная характеристика моделей Вселенной по Копернику и Птолемею

Стр. 29-30 Подготовить сооб-щение о Коперни-ке

1.10.

10

Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника

Знать заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение Вселенной, внесённый Г. Галилеем; современные представления о строении Вселенной

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельная работа учащихся с текстом, беседа

Запись выводов

Портреты учёных

Записать в словарик имена учёных на с.15

Стр. 30-33 задания

4.10.

11

Солнечная система и её состав. Планеты земной группы

Знать состав Солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа по тексту с. 34-36

Сравнительная характеристика планет земной группы

Схема Солнечной системы; таблица «Планеты»

Сравнительная характеристика планет земной группы в форме таблицы

Названия планет земной группы

Стр. 34-36

Задание 1 в рубрике «Подумайте»- письмен-но

8.10.

12

Планеты- гиганты.

Знать планеты- гиганты. Развивать умение работать с учебником, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельная работа, беседа, практическая работа

Запись основных характеристик планет

Схема Солнечной системы; таблица «Планеты»

Заполнение таблицы «Планеты- гиганты»

Названия планет

Стр. 39-42

11.10.

13

Спутники планет

Знать спутник Земли Луну; спутники других планет Солнечной системы. Учить работе с текстом, извлекать нужную информацию

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа с текстом

Основные выводы по теме урока

Фотографии Луны, глобус Луны

Составление краткого конспекта

Названия планет, спутников планет

Изучить статью «Луна», стр. 36. Зарисо-вать Луну вечером

15.10.

14

Астероиды. Кометы

Знать, что астероиды и кометы- небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; их характеристики

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с демонстрацией рисунков и фотографий, самостоятельная работа учащихся с текстом

Основные выводы по теме урока

Схема Солнечной системы, фотографии комет и астероидов

Обучение конспектированию

«астероид», «комета»;

названия комет

Стр. 43-44

18.10

15

Метеоры. Метеориты

Знать, что представляют собой метеоры и метеориты. Учить самостоятельной работе с текстом, извлекая из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Объяснение учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом

Основные выводы по теме урока

Схема Солнечной системы, фотографии и рисунки метеоритов

Нахождение в тексте нужной информации

Метеор,

метеорит

Стр. 45-47

22.10.

16

Звёзды. Солнце - ближайшая к нам звезда

Знать, что такое звезда, размеры и природу Солнца как центра Солнечной системы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы

Запись в тетрадях ответов на вопросы по теме

Таблица «Сравнительная величина Солнца и планет Солнечной системы». Фотографии звёзд

Нахождение в тексте нужной информации

Понятие «звезда»,

Названия наиболее значимых звёзд Вселенной

Стр48-49, до слов: «Если Солнце»

25.10.

17

Многообразие звёзд

Знать, что звёзды- это гигантские пылающие шары, многообразие звёзд и их характеристики

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельная работа учащихся с текстом

Запись в тетрадях ответов на вопросы по теме

Карта звёздного неба

Проверка самостоятельной работы учащихся

Названия звёзд, выписать слова на с. 39

Стр.49-51 подобрать дополнительный материал о звёздах

29.10.

18

Созвездия

Дать представление о созвездиях; научить находить созвездия на карте звёздного неба и на небе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы

Зарисовка в тетрадях основных созвездий

Карта звёздного неба

Выполнение рисунка

Полярная звезда

Большая медведица

Кассиопея и т.д.

С.35 до конца. Изучить фигуры созвездий на с. 36-37(по старой книге)

1.11.

19

Галактики. Световой год

Дать представление о том, что представляет собой Галактика Млечный Путь, её характеристики; понятие «световой год»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы

Ответы на вопросы в тетрадях

Схема Солнечной системы, рисунки и фотографии галактик

Практическая работа по описанию на с.44

Галактика

Световой год

Млечный Путь

Текст до слов «Кажется, как огромна…»(по старой книге)

12.11.

20

Многообразие галактик

Дать представление о множестве галактик; о методах изучения галактик

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся

Ответы на вопросы в тетрадях

Схема Солнечной системы, рисунки и фотографии галактик

Изобразить схемы галактик

Большое и Малое Магеллановы облака

Изучить статью «Галактики» до конца(по старой книге)

15.11.

21

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Повторить материал о том, как складывались представления о строении Вселенной; как устроена Солнечная система

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельное чтение текста;

Повторение понятий;

Беседа

Запись в тетрадь ответов на поставленные вопросы

Таблицы «Система мира по Птолемею» и «Система мира по Копернику»; схема Солнечной системы, карта звёздного неба; фотографии небесных тел

Повторить выводы на стр. 28, 33, 38, 42, 47, 51-52. подготовиться к проверочной работе

19.11.

22

Проверочная работа по теме «Вселенная»

Выявить степень и глубину усвоения темы «Вселенная»

Урок проверки и оценки знаний учащихся по теме;

Работа по вариантам

Оформление проверочной работы

22.11.

23

Работа над ошибками,допущенными по

теме»Вселенная»



26.11.

Тема: ЗЕМЛЯ (19часов)

24

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли

Дать понятие «гипотеза»; познакомить с гипотезами возникновения Земли; учить добывать нужную информацию, пользоваться ею для решения небольших проблем

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельная работа с учебником, обсуждение прочитанного

Ответы на вопросы в тетрадях

Портреты учёных , рисунки основных гипотез происхождения Земли в учебнике

И. Кант

П.Лаплас

Ж.Бюффон

Д.Джинс

О.Шмидт

Стр. 54-56

Подготовить сообщения, рефераты, доклады об учёных

29.11.

25

Возникновение Земли

Знать основные гипотезы возникновения Земли

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Заслушивание докладов, сообщений, рефератов

Фиксация гипотез возникновения Земли в тетрадях

Портреты учёных , рисунки основных гипотез происхождения Солнечной системы в учебнике

гипотеза

Стр.54-59 вопросы на стр.59

3.12.

26

Внутреннее строение Земли

Дать представление о внутреннем строении Земли; учить логически мыслить; работать с учебником с картой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоя-тельное чтение текста, обсуждение прочитанного

Запись о внутреннем строении Земли в виде логического конспекта

Физическая карта полушарий; схема внутреннего строения Земли

Выполнение схематического рисунка внутреннего строения Земли

Мантия

Земная кора

ядро

Стр. 60 до слов» Земная кора состоит из горных пород», устно задание на с.63 (вопросы 1-4)

6.12.

27

Вещества и явления

Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы» методы изучения окружающей действительности; учить сравнивать, анализировать, обобщать

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа учащихся под руководством учителя: беседа, рассказ

Заполнение таблицы

Таблицы, рисунки, изображающие явления природы; микроскоп, лупа, термометр, линейка, секундомер, колбы, пробирки, держатель, спиртовка, штатив

Таблица «Тела, вещества, явления»

Тело

Вещество

Явление природы

Стр. 64-71

10.12.

28-29-

Горные породы,

минералы, полезные ископаемые

Дать представление о горных породах и

минералах, слагающих земную кору. Показать отличие горных пород и минералов. Уяснить суть термина «полезные ископаемые»

Урок

изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостояте

льное чтение текста, обсуждение прочитанного, работа с коллекциями

Условные

знаки полезных ископаемых

Названия горных пород и минералов, полезных ископаемых

Физическая

карта России, коллекция минералов, горных пород и полезных ископаемых

Заполнение

таблицы «Горные породы»

Ядро

Мантия

Земная кора

Рельеф

Горная порода

Минерал

Стр.61-63

13.12.

17.12.

30

Землетрясения

Знать причины землетрясений; уметь использовать материалы учебника

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Терминологический диктант, рассказ учителя с элементами беседы

Схема очага и эпицентра

Физическая карта полушарий, рисунки на с. 62

Очаг землетрясения

эпицентр

Стр.72 задание 1-2 на стр.77

20.12.

31

Вулканы

Дать представление о причинах вулканической деятельности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельное чтение текста, обсуждение прочитанного

Схема строения вулкана

Физическая карта полушарий; рисунки, иллюстрации, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

Практическая работа по карте. Показ мест на Земном шаре, где происходят извержения вулканов

Элементы строения вулкана

Стр 73-76, ответить на вопросы

24.12.

32

Суша

Познакомить учащихся с общей характеристикой материков; научить учащихся показывать материки;

Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний

Обсуждение ряда вопросов под руководством учителя, работа над текстом, самостоятельная работа, беседа

Таблица

Физическая карта полушарий; картины из серии «Материки»

Заполнение таблицы «Материки»

В течение 2-х уроков

Континент

Материк

Часть света

Названия материков, гор, рек, пустынь, равнин, озёр;

Стр.78-81 задания на стр. 84 устно

27.12.




33

Суша

14.01.

34

Атмосфера Земли

Познакомить учащихся с составом воздуха, типами облаков, с закономерностями нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью; учить работе с разными источниками информации

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы, проведение опытов

Запись основных выводов

Таблица «Составные части воздуха»; пробирки с кислородом, углекислым газом, лучина, источник огня

Изобразить схему строения атмосферы

Терминология по теме

Стр. 85, вопросы 1-3 на стр.90

17.01.

35

Погода

Дать понятие о погоде, о её влиянии на состояние живых организмов, здоровье людей

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы,

Запись основных выводов

Физическая карта полушарий;

погода

Изучить статью «Воздушная одежда Земли»-погода

21.01.

36

Климат

Дать понятие о климате, о его влиянии на состояние живых организмов, здоровье людей и хозяйственную деятельность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы,

Запись основных выводов

Физическая карта полушарий;

климат

Изучить статью «Воздушная одежда Земли»-климат подготовить сообщения «Значение воды в природе», «Роль воды в жизни растений, животных человека»

24.01.

37

Ураганы. Смерчи

Дать понятие о причинах и результатах ураганов и смерчей; продолжить формировать умение извлекать нужную информацию из различных источников знаний, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц схем и т.д.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельно чтение текста, оформление таблицы

Оформление таблицы

Физическая карта полушарий; картины, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей

Заполнениетаблицы

«Ураганы и смерчи»

Терминология по теме

Стр.87-88 Статья «Беспокойная атмосфера»

28.01.

38

Гидросфера Земли. Её части.


Дать представление о гидросфере, её составных частях; учить

выполнять несложные практические работы

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Прослушивание сообщений. Самостоятельное чтение учащимися текста, обсуждение прочитанного

Запись фраз- схем

Физическая карта полушарий; таблица «Круговорот воды в природе»

Части гидросферы

Изучить статью «Вода на Земле» на стр.91

31.01.


Мировой океан

Дать представление о Мировом океане, круговороте воды в природе и его значении; учить выполнять несложные практические работы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы

Запись фраз- схем

Физическая карта полушарий; таблица «Круговорот воды в природе»; карта океанов

Схема Мирового круговорота воды

Названия океанов и морей

Подготовить сообщение «Вода- «жидкая руда». «Полезные ископемые Мирового океана». стр.91-93

39

Воды суши






Дать знания об источниках пресной воды, о роли каждого из них в круговороте воды, о том, как используется пресная вода человеком, о проблемах ; учить логически мыслить, делать выводы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сообщения учащихся, рассказ учителя с элементами беседы

Запись основных выводов по изученному

Физическая карта полушарий;

таблица «Круговорот воды в природе»;

Названия рек, озёр;

Айсберг

Ледник

Подземные воды

Изучить статью «Вода на Земле» до конца, ответить на в.1-6 (подумайте)

4.02.

40


Уникальность планеты Земля

Повторить вопрос о местоположении Земли в Солнечной системе; о значении Солнца для жизни на Земле; изучить вопрос о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; о значении атмосферы для сохранения и поддержания жизни на планете; о роли гидросферы и атмосферы.

Развивать умение работать с текстом , совершать мыслительные операции и оформлять результаты работы

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Выполнение заданий, самостоятельная работа с текстом учебника

Заполнение таблиц по ходу выполнения заданий

Глобус Земли; фотография Земли из космоса; физическая карта полушарий

Запись выводов об уникальности планеты Земля

Озон

Озоновый слой

Озоновая дыра

Стр.97-99, выводы на стр.100.

7.02.

41

Обобщающий урок по теме «Земля»

Повторить основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы; поговорить о сущности землетрясений, извержений вулканов, смерчей, ураганов; их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях; особенности Земли, обусловившие существование на ней жизни; учить отвечать на вопросы устно и письменно, извлекать из разных источников нужную информацию

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с терминами, самостоятельная работа с учебником

Запись ответов на вопросы

Глобус Земли; фотография Земли из космоса; физическая карта полушарий, макет вулкана

Подготовиться к проверочной работе, повторить все выводы, текст на с.100, повторить все термины

11.02.

42

Проверочная работа по теме «Земля»

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Земля; выявить пробелы в знаниях с целью ликвидировать их на последующих занятиях

Урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся

Выполнение работы по вариантам

Глобус Земли; физическая карта полушарий

Номенкла-тура по всей теме

14.02.


Тема: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (14 часов)


43

Развитие жизни на Земле

Познакомить с историей развития жизни на Земле, о воде как колыбели жизни, о происхождении растений и животных. Продолжить обучение работе с дополнительной литературой

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельная работа по учебнику, составление таблицы по прочитанному материалу

Систематизирующая таблица

Таблицы и картины, иллюстрирующие господство определённых групп растений и животных в различные периоды жизни на Земле

Формулирование вывода

Названия животных и растений

С.102-103

Подготовить сообщения о древних ящерах и млекопитающих

18.02.

44

Животные прошлого


Дать знания о б историческом развитии растений и животных на

Земле, об их

постепенном усложнении; продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Самостоятельная работа по

учебнику, беседа

Поиск дополнительной

информации по теме

Таблицы и картины с изображением

древних животных; ископаемые остатки; коллекция «Формы сохранности ископаемых животных и растений»

Заполнение таблицы

Диплодок и названия других

вымерших животных

Прочитать статью «Динозав

ры», прочитать выводы на с.106

21.02.

45

Живые клетки

Дать знания об истории открытия клетки; о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения; о главных частях клетки; научить выполнять несложные

практические задания, оформлять их результаты

Урок- практикум

Самосто-ятельное изучение текста, обсуждение прочитанного,

практическая работа, формулирование вывода

Изображение схемы строения клетки

Микроскопы, луковица, пипетка, иглы для препарирования, стакан с водой, йод, предметное и

покровное стёкла.

Практическая работа по изучению строения микроскопа и клетки растений на живых

объектах

Оболочка

Цитоплазма

Ядро

Жизнедеятельность клетки

С.107 до слов «И, наконец…»

25.02.

46

Разнообразие клеток

Дать представление о разнообразии клеток, их строении и жизнедеятельности; учить работе с микроскопом

Комбинированный урок

Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельное чтение текста, работа с микроскопом

Вывод о разнообразии клеток

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», готовые

Практическая работа с микроскопом: рассматривание растительных и животных клеток, заполнение таблицы

Номенклатура по теме

С.108-111, ответить на вопросы, выполнить практическое задание на

28.02.

47

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Многоклеточные организмы (грибы, растения)

Дать представление о царствах живой природы; продолжить работу с микроскопом, выполнять несложные практические работы, работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения

Дать представление о многоклеточных организмах; показать отличие грибов от растений; о многообразии растений. Учить выполнять несложные практические задания, работать с дополнительной литературой

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Самостоятельное чтение, обсуждение прочитанного

Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельное чтение, работа с гербарным материалом

Выводы по изучаемому вопросу

Выводы по изученному материалу

Таблицы с изображением организмов различных царств природы, комнатные цветы; гербарии; коллекции. Влажные препараты, муляжи, микроскопы

Заполнение таблицы

Муляжи грибов, таблицы, гербарии

Амёба

Инфузория- туфелька

Эвглена зелёная

Одноклеточные организмы

Многоклеточные организмы

Статья «Разнообразие живого» до слов «В отличие от бактерий…» на стр.114

Статья «разнообразие живого» до слов «Животные- самое…» на стр.114

4.03.

48

Беспозвоночные и позвоночные животные

Познакомить учащихся с многообразием позвоночных животных, отличительных признаках. Показать связь животных с растениями и другими организмами. Учить правильному выражению мыслей, оформлению выводов в

виде схем, таблиц

Комбинированный урок

Рассказ учителя с элементами беседы;

Соревнование по схеме на с. 112

Выводы по изученному материалу

Картины с изображением животных, таблицы различных групп животных; коллекции, влажные препараты

Номенклатура по теме

Статья «разнообразие живого» до конца; уметь характеризовать животных, с.113-117

7.03.

49

Среды обитания организмов. Наземно- воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней

Дать представление о многообразии сред обитания и их роли в жизни организмов; познакомить с особенностями наземно- воздушной среды и приспособленностью растений и животных к ней; учить выполнению несложных практических заданий

Комбинированный урок

Самостоятельное изучение учащимися текста; выполнение практической работы

Выводы по изученному материалу

Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции

Практическая работа по определению обитателей наземно- воздушной среды

Названия растений и животных

Статья «три среды обитания» до слов «В водной среде»; провести наблюдение в природе водного растения

11.03.

50

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней

Познакомить учащихся с отличительными особенностями водной среды от наземно- воздушной; о водных животных и растениях и их особенностях

Комбинированный урок

Самостоятельное изучение учащимися текста; выполнение практической работы

Выводы по изученному материалу

Таблицы с изображением водных растений и животных в природе; гербарии; коллекции

Определение обитателей водной среды ; обоснование выбора

Названия растений и животных

С.119 и 121. Подготовить сообщение о приспособленности живых организмов к жизни в водной среде

14.03.

51

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней

Дать знания о почве- среде обитания, о приспособленности организмов к почвенной среде; учить выполнению несложных практических заданий

Комбинированный урок

Самостоятельное изучение учащимися текста; выполнение практической работы

Выводы по изученному материалу

Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; коллекции

Определение обитателей почвенной среды. Выводы о приспособленности к среде

Номенклатура по теме;

Среда обитания

Статьи «Три среды обитания», «Кто где живёт», вопросы, с.122

18.03.

52

Жизнь на разных материках

Познакомить учащихся с особенностями растительного и животного мира Евразии на примере

Китая; со своеобразным животным миром Африки и Северной Америки, Южной Америки, Австралии и Антарктиды; продолжить развивать умение работать с текстом и рисунками, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы

Комбинированный урок

Самостоятельное изучение учащимися текста;

выполнение практической работы

Заполнение таблицы

Географическая карта полушарий; таблицы из серий «Растительный мир материков» и «Животный мир материков»

Заполнение таблицы «Жизнь на разных материках»

Названия растений и животных разных материков

Статья «Жизнь на разных материках» , с. 123-124, 126-

127, задание 1-3 на с.128 учебника

21.03.

Жизнь на разных материках

(продолжение)

Комбинированный урок

Самостоятельное изучение учащимися текста; выполнение практической работы

Заполнение таблицы

Географическая карта полушарий; таблицы из серий «Растительный мир материков» и «Животный мир материков»

Заполнение таблицы «Жизнь на разных материках»

Названия растений и животных разных материков

Статья «Жизнь на разных материках» , с. 123-127, задания на с.128 учебника

53

Природные зоны Земли

Дать знания о природных зонах Земли, их расположению на планете и об особенностях растительного и животного мира ; учить показывать природные зоны на карте, работать с гербарным материалом, делать выводы

Комбинированный урок

Беседа, рассказ учителя с элементами беседы и работа по карте «Природные зоны Земли»

Выводы по изученному

Таблицы с изображением растений и животных природных зон, гербарии, карта «Природные зоны Земли»

Практическая работа с гербарными экземплярами растений различных природных зон по заданию на с. 134 учебника

Название природных зон, представителей животного и растительного мира природных зон

Статья «Природные зоны Земли»,

задание на с.129-134, ответить на вопросы

1.04.

54

Жизнь в морях и океанах

Познакомить учащихся с разнообразием растений и животных морей и океанов; дать знания о распространении их в

воде, о приспособлении к жизни в разнообразных условиях; учить выполнять практические работы, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в форме схем, таблиц ;

Комбинированный урок

Беседа, практическая работа

Выводы по изученному

Картины, таблицы, слайды, коллекции, влажные препараты

Практическая работа с коллекциями морских животных и влажными

препаратами с морскими организмами, с.136

Номенклатура по теме

Статья «Жизнь в морях и океанах», задание на сю135-136;

4.04.

Жизнь в морях и океанах




Комбинированный урок

Беседа, практическая работа

Выводы по изученному

Картины, таблицы, слайды, коллекции, влажные препараты

Практическая работа с коллекциями морских животных и влажными препаратами с морскими организмами, с.136

Номенклатура по теме

Повторить материал темы «Жизнь на Земле», повторить выводы на стр.139

55

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»

Обобщить знания об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении, о средах обитания и приспособленности к жизни в них, о распределении

растений и животных на материках и в океанах, а также в природных зонах Земли; продолжить обучать детей логически мыслить, анализировать,

сравнивать, обобщать

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальная беседа по вопросам, терминологический диктант

Запись ответов на вопросы, терминологический диктант

Физическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, гербарии, коллекции,

влажные препараты, микроскоп, микропрепараты

Практическая работа по оцениванию ответов учащихся (перекрёстная проверка)

Повторение номенклатуры по теме

Подготовиться к контрольному уроку, повторить всю тему, повторить понятия

на стр.140

8.04.

56

Контрольный урок по теме «Жизнь на Земле»








Оценить степень усвоения учащимися темы

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся

Проверка теоретических знаний, умений работать с микроскопом, описывать среды обитания растений и животных

Ответы на вопросы по ходу выполнения работ

Физическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, гербарии, коллекции, влажные препараты, микроскоп, микропрепараты




Повторение номенклатуры по теме

11.04.

Тема: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (14 часов =10ч.+4ч.)

57

Происхождение человека. Древние предки человека

Познакомить учащихся с предками человека, их средой обитания и образом жизни4 учить работе с разными источниками информации, проявлять творчество и логически мыслить

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельное чтение, беседа по вопросам

Ответы на вопросы по ходу изучения темы

Картины и таблицы из серии «Происхождение человека»; муляжи и коллекции, отражающие облик человекообразных обезьян

Практическая работа по сравнению человекообразной обезьяны с человеком

Австралопитеки

Статья «Как человек появился на Земле», с 142 до слов «Впоследствии австралопитеки»; подготовить сообщени

и

я о жизни древних людей

15.04.

58

Первые люди

Дать представление о первых людях, их образе жизни, усложнении в их поведении в процессе исторического развития

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Заслушивание сообщений, рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся

Запись по ходу изучения

Картины и таблицы с изображением древних людей

Составление рассказа о жизни первых людей, с. 142-143

Дриопитеки

Австралопитеки

Неандертальцы

Кроманьонцы

Статья « Как человек появился на Земле", ответить на вопросы на стр.148

18.04.

59

История географических открытий. Открытие Америки

Дать представление об открытии материков нашей планеты; учить детей характеризовать заслуги путешественников- первооткрывателей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя, сообщения учащихся, самостоятельная работа с учебником

Выводы по изученному

Физическая карта полушарий Земли, портреты путешественников- первооткрывателей Земли

Показ на контурной карте маршрутов путешественников

Номенклатура по теме

( имена путешественников)

Сообщения об открытии Австралии и Антарктиды; с. 149-150

22.04.

60

Открытие Австралии и Антарктиды

Дать знания об открытии Австралии и Антарктиды; продолжить формирование умения составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя учебник и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя, сообщения учащихся, самостоятельная работа с учебником

Выводы по изученному

Физическая карта полушарий Земли, портреты путешественников- первооткрывателей Земли

Показ на контурной карте маршрутов путешественников

Номенклатура по теме

( имена путешественников)

С.150 до конца, подготовить сообщения о путешественниках,

25.04.

61

Великие путешественники-первооткрыватели новых земель

Показать учащимся, как открывались новые земли; дать знания о заслугах первооткрывателей

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, заслушивание докладов и сообщений

Выводы по изученному

Физическая карта полушарий Земли, портреты путешественников- первооткрывателей Земли

Показ на карте маршрутов путешественников

Номенклатура по теме

С.152-153

29.04.

62

Как человек изменил Землю

Дать знания о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах современности; продолжить развитие навыка работы с текстом, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельное чтение текста, беседа, выводы

Выводы по изученному

Физическая карта полушарий Земли, картины, иллюстрирующие последствия человеческой деятельности на живую природу

С.155-157, подготовить сообщения о кислотных дождях, озоновой дыре, парниковом эффекте

2.05.

63

О кислотных дождях, озоновой дыре, парниковом эффекте

Показать учащимся естественные и вызванные человеческой деятельностью источники загрязнения атмосферы, виды опасности, таящиеся в загрязнении атмосферы; учить составлять рассказы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ учителя с элементами беседы, заслушивание сообщений

Выводы по изученному

Картины, иллюстрирующие последствия человеческой деятельности на живую природу

Парниковый эффект

Озоновая дыра

Кислотные дожди

С.157-159 В.1-4;

«подумайте»; сообщения о редких и исчезающих видах растений и животных РФ и РТ

6.05.

64

Жизнь под угрозой

Дать знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; показать конкретные примеры

негативной деятельности человека; учить составлять рассказы природоведческого содержания

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Заслушивание выступлений учащихся,

беседа

Выводы по изученному

Таблицы и картины с изображением редких и исчезающих

видов растений и животных;

Номенклатура по теме

С.160; сообщения об охраняемых территор.

РФ и мира, о редких и исчезающих животных и растениях

13.05.

65

Меры сохранения жизни на Земле

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания

Дать знания об основных мерах сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ; учить составлению рассказы по дополнительным источникам

Дать знания о сущности понятия «опустынивание»; продолжить формирование умения работать с учебником и оформлять результаты логических операций устно и письменно

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Заслушивание выступлений учащихся, беседа

Фронтальная беседа, самостоятельная работа по учебнику

Выводы по изученному

Выводы по изученному

Слайды по ОП, таблицы по ОП

Таблицы и картины с изображением пустынь

Номенклатура по теме

Номенклатура по теме

С.161, задание 1-2 на с.162

«Не ста-нет ли Земля пустыней?» з.1,2 на с.165

16.05.

66

Обобщающий урок по теме «Человечество на Земле»





Систематизировать знания учащихся по курсу «Природоведение»






Здоровье человека и безопасность жизни (4 часа)

Урок оценки и коррекции знаний за год

Проверка ЗУН






Письменные ответы на вопросы

Физическая карта полушарий Земли, таблицы, картины, приборы, инструменты

Практическая работа

Номенклатура по всему курсу

20.05.

67

Здоровый образ жизни.

Правила безопасности в различных ситуациях.Профилактика вредных привычек


Дать знания о правилах безопасности в различных ситуациях.

Урок изучения новых знаний.

беседа

Выводы по изученному.

Материалы из книги ОБЖ

Материалы на 166-169 стр. подготовить материалы.

23.05.

68

Основы первой медицинской

помощи.

Дпть знания р первой медицинской помощи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя с элементами беседы,заслуживание

сообщений.

Запись по ходу изучения.

Материалы из книги ОБЖ.

Материалы на 168-169 стр.

27.05.

69

Ядовитые животные и растения.

Дать знания о ядовитых животных и растениях. Различать их виды

Изучение нового материала

беседа

Выводы по изученному.

Материалы из интернета

Страницы:170-173,конспект

30.05

70

Урок-практикум «Аксиомы здоровья»

Дать знания о здоровье человека.

беседа

Запись в тетрадях.

Материалы из интернета

Практическая работа

Повторить пройденный материал.

30.05.


© 2010-2022