Рабочая программа по биологии для 5 класса в соответствии с ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Усть-Портовская средняя школа-интернат»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор ТМКОУ «Усть-Портовская

Средняя школа-интернат» Зам.директора по УВР на заседании МО

_________Сучкова Е.А. _______Кукарева З.В. протокол _____

«__»_______________2015 «__»____________2015 «__»____________2015



Р А Б О Ч А Я П Р О Г РА М М А

по учебному курсу

«Биология. Введение в биологию»

5 класс







Учитель биологии и географии

Кукарева Зинаида Валентиновна

1 квалификационная категория,











2015-2016 учебный год



Аннотация

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику курса, место предмета в учебном плане, требования к результатам освоения программы, тематический план, основное содержание предмета, учебно-методическое обеспечение, планируемые результаты обучения, поурочное планирование.

В поурочном планировании отражены темы курса, последовательность изучения, типы занятий, основной понятийный материал, предметные результаты обучения, универсальные учебные действия, виды деятельности учащихся, формы контроля, домашнее задание, творческая и проектно-исследовательская деятельность, ресурсы обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.

Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим материалом. В основу программы положен принцип компетентностного подхода. Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа рассчитана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю, всего 34 недели..

Результаты обучения соответствуют требованиям к уровню подготовки обучающихся и соответствуют ФГОС. Формы контроля: уроки-зачеты, опрос, тестирование и т.д.

Основные требования к оформлению рабочей программы выполнены. Структура рабочей программы выдержана.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минборнауки РФ №1897 от 17.12.2010); Примерной программы основного общего образования по биологии. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011; Авторской программы - С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2012 и ориентирована на работу по следующему УМК:

Концентрический курс «Сфера жизни»:

  1. Сонин Н.И. , Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. - М.: Дрофа,2015.

  2. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс Рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2015.

  3. Сонин Н.И. , Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Электронное приложение к учебнику. М: Дрофа, 2012

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний живой природы, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений для ухода за растениями, животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и другим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному здоровью, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи обучения:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными являются:

  • Приемы элементарной исследовательской деятельности.

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерно­стей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна вели­чина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Способы работы с естественнонаучной информацией.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных но­сителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таб­лиц).

  • Коммуникативные умения.

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюст­ративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступле­ния); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

  • Способы самоорганизации учебной деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-воспитательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в биологию» 5 класс. - М.: Дрофа, 2015. - 80 с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе форме лабораторных работ, схем, немых рисунков, тестовые задания. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьсберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникативные, развивающего обучения, проектные, личностно-дифференцированного, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования.

Формы контроля: стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый в форме тестов. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, устного опроса, работы по карточкам.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ, выполнения проектов.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения биологии в 5 классе основной школы из рас­чета 1 час в неделю.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  1. Формирование ответственного отношения к обучению;

  2. формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  3. формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  4. осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  5. формирование основ экологической культуры

Метапредметные результаты:

  1. проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  2. ставить учебную задачу под руководством учителя;

  3. систематизировать и обобщать разные виды информации;

  4. составлять план выполнения учебной задачи.

  5. проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

  6. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.

  7. находить и использовать причинно-следственные связи;

  8. формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

  9. выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

  10. работать в соответствии с поставленной задачей;

  11. составлять простой и сложный план текста;

  12. участвовать в совместной деятельности;

  13. работать с текстом параграфа и его компонентами;

  14. узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Предметные результаты:

  1. в ценностно-ориентационной сфере - формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

  2. в познавательной сфере - расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

  3. в трудовой сфере - формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

  4. в эстетической сфере - приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;

  5. в сфере физической культуры - расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния.

Учащиеся должны знать:

- основные признаки живой природы;

- устройство светового микроскопа;

- основные органоиды клетки;

- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

- основные среды обитания живых организмов;

- природные зоны нашей планеты, их обитателей.

- предков человека, их характерные черты, образ жизни;

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

- характеризовать методы биологических исследований;

- работать с лупой и световым микроскопом;

- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;

- приводить примеры обитателей морей и океанов;

- наблюдать за живыми организмами.

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей

Основное содержание курса

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Демонстрации

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов: увеличительные приборы (лупа, микроскоп), измерительные приборы (весы, термометр, мерный цилиндр).

Лабораторное оборудование (колбы, пробирки, штатив, спиртовка).

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Лабораторные и практические работы

Л.р.1.Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Л.р.2.Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

Л.р.3. Строение клеток (на готовых микропрепаратах)*. Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Л.р.4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Демонстрации

Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез коры, срез стебля, срез корня.

Влажные препараты животных.

Коллекции насекомых.

Рисунки с изображением животных.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии)

Лабораторные и практические работы

Л.р.5. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

П.р.1.Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Портреты путешественников-первооткрывателей и маршруты их экспедиций.

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы

Л.р.6.Измерение своего роста и массы тела.

П.р.2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Обобщение (1 ч).

Темы проектной и исследовательской деятельности

  1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

  2. Исследование удивительных свойств воды «Вода и жизнь».

  3. Подготовка презентации «Бактерии в моей жизни».

  4. Создание экспозиции «Ядовитые грибы моего края».

  5. Исследование «Кто живет в почве?» .

  6. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).

  7. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т. д.) по результатам собственного опыта.

  8. Описание жизни конкретного животного или сообщества общественных насекомых (по результатам собственных наблюдений в природе).

  9. Информационно-исследовательский проект «Они обитают только в Австралии».


Тематическое планирование

Название раздела

Всего часов

В том числе

Содержание темы

Характеристика видов учебной деятельности обучающихся

П

К

1

Живой организм: строение и изучение

8

4

1

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук

2

Многообразие живых организмов

14


1

Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

3

Среда обитания организмов

6

2

1

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред

4

Человек на Земле

5

2

1

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни

Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

5

Резерв

1





Итого:

34

8

4




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Основная литература:

  1. Сонин Н.И., Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. - М.: Дрофа,2015.

  2. Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс. - М.: Дрофа, 2015.

Методическая литература:

  1. Константинова И.В. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков. - Волгоград: Учитель, 2014.

  2. Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. - СПб.: «Паритет», 2002.

  3. Сонин Н.И., Козлова Т.А. Природоведение. Тесты . - М.: Дрофа, 2005.

Научно-популярная литература:

  1. Большой справочник. Биология. - М.Дрофа, 2000..

  2. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. / Под ред. Аксенова М.Д. - М.: Аванта+, 1998.

Мультимедиа:

  1. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. М: Дрофа, 2009;

  2. 1С: Образование. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (1 и 2 четверть), 2007.

  3. 1С: Естествознание. 5 класс (3 и 4 четверть), 2007.

  4. Сайт Федерального центра информационных образовательных ресурсов. fcior.edu.ru

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.

Наглядные пособия:

Таблицы и плакаты на печатной основе по биологии, портреты, рисунки.

Технические средства:

Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска,


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Живой организм: строение и изучение

Обучающийся научится:

  • Называть основные признаки живой природы;

  • Знает устройство светового микроскопа;

  • Работать с лупой и световым микроскопом;

  • Называют главные части клетки, основные органоиды клетки;

  • Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • Называют основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

  • Объясняют роль органических и неорганических веществ в клетке;

  • Характеризовать основные методы биологических исследований;

  • Объяснять понятия: опыт, гипотеза, наблюдение;

  • Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях;

  • Называть признаки тел дивой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, использующие соответствующие признаки;

  • Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • Пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени;

Многообразие живых организмов

Обучающийся научится:

  • Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • Называть основные признаки представителей царств живой природы;

  • Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

  • Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

  • Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

  • Различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Получит возможность научиться

  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.;

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Среда обитания организмов

Обучающийся научится:

  • Называть основные среды обитания живых организмов;

  • Сравнивать различные среды обитания;

  • Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;

  • Характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

  • Перечислять природные зоны нашей планеты, их обитателей;

  • Сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

  • Называть сообщества морей и океанов;

  • Приводить примеры обитателей морей и океанов;

Получит возможность научиться:

  • Наблюдать за живыми организмами;

  • Определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • Осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

Человек на Земле

Обучающийся научится:

  • Называть этапы происхождения человека;

  • Характеризовать предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • Объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • Различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

  • Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • Соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • Демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

  • Называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

Получит возможность научиться

  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.




Календарно-поурочное планирование


Дата


Тема урока

(Тип урока)

Элементы минимального содержания, базовые понятия

Предметные результаты обучения

Метапредметные результаты


Личностные результаты

Виды деятельности обучающихся,


форма контроля

Домашнее задание

Творческая, проектно-исследоват.. деятельность

Ресурс

П

Ф


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч)




1

Введение. Живой организм

(формирование новых знаний)

Биология, живой организм, признаки живого.

Научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; постановка проблемы; вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения, составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проявление любознательности , формирование стартовой мотивации к изучению предмета

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями.

Фронтальный опрос

§1, задания параграфа, раб.тетрадь

Составление вопросов по теме



2

Наука о живой природе. Лабор.работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (комплексное применение ЗУН)

Биология, свойства живых организмов, лупа, микроскоп, ихтиология, цитология, физиология, бактериология, микология, орнитология, зоология, ботаника, анатомия

Научаться называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, пользоваться лабораторным оборудова-нием; делать выводы по результатам работы; объяснят значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний; определять основные методы биологических исследований.

Познавательные: преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу), подводить итоги и делать выводы;

Регулятивные: применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места; выполнять лабораторную работу;

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива); участвовать в дискуссии.

Смыслообразование -Понимание значения знаний для человека и принимают его

Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Участья организовать свое рабочее место, выполняют лабораторную работу под руководством учителя.

Письменный отчет о проделанной работе

§2, задания параграфа, раб.тетрадь

Составление плана работы

Электронное приложение к учебнику



3

Методы изучения природы. Лабор.работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы (комплексное применение ЗУН)

Микроскоп, лупа, микропрепарат, наблюдение, эксперимент, опыт, проба, измерение.

Научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени.

Познавательные: преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу), подводить итоги и делать выводы; формулировать проблему;

Регулятивные: составлять план работы, выполнять задания согласно намеченному плану; сверять свои действия с целью; выполнять лабораторную работу;

Коммуникативные: проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции

Устойчивая мотивация к исследо-вательской деятельности

Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Участья организовать свое рабочее место, выполняют лабораторную работу под руководством учителя.

Письменный отчет о проделанной работе

§3, задания параграфа, раб.тетрадь

Составление плана работы

Электронное приложение к учебнику



4

Увеличительные приборы. Освоение новых знаний)

Лупа, клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма, электронный микроскоп, световой микроскоп, штатив, зрительная трубка, окуляр.

Познакомятся с устрой-ством светового микрос-копа; научатся называть основные органоиды клет-ки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основ-ные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила рабо-ты с биологическими при-борами и инструментами.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием, владеть приемами исследовательской работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять лабораторную работу, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать информацию учителя;

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности,

Смыслообразование - сориентированы на качествен-ное получе-ние образо-вания

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Участья организовать свое рабочее место, выполняют лабораторную работу под руководством учителя.

§4, задания параграфа, раб.тетрадь

.Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологичес-кие объекты, доступные для изучения с их помощью».

Электронное приложение к учебнику



5

Живые клетки. Лабор.работа №3 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) (комплексное применение ЗУН)

Лупа, клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма, электронный микроскоп, световой микроскоп, штатив, зрительная трубка, окуляр.

Познакомятся с устрой-ством светового микрос-копа; научатся называть основные органоиды клет-ки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основ-ные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила рабо-ты с биологическими при-борами и инструментами.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием, владеть приемами исследовательской работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять лабораторную работу, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать информацию учителя;

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности,

Смыслообразование - сориентированы на качествен-ное получе-ние образо-вания

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Участья организовать свое рабочее место, выполняют лабораторную работу под руководством учителя.

§5, задания параграфа, раб.тетрадь

.Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологичес-кие объекты, доступные для изучения с их помощью».

Электронное приложение к учебнику



6

Химический состав клетки. Лабор.работа №4 «Определение состава пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» (комплексное применение ЗУН)

Неорганические вещества, органические вещества. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием, владеть приемами исследователь-ской работы;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять лабораторную работу, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать информа-цию учителя; контроль, коррекция и самооценка своей деятельности.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследова-тельской деятельности,

Ответственное отноше-ние к при-роде, пони-мают необ-ходимость защиты окружающей среды

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя.

Письменный отчет о проделанной работе

§6, задания параграфа, раб.тетрадь

Составление плана работы

Электронное приложение к учебнику



7

Вещества и явления в окружающем мире (комбинированный)

Тела, вещества, смеси, химические элементы, физические явления, химические явления, простые и сложные вещества

Научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить при-меры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома.

Познавательные: выявлять причины и следствия простых явлений, преобразование информации из одного вида в другой, систематизировать информацию, дискутировать и аргументировать свою позицию;

Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, выдвигать версии решения проблемы, отвечать на вопросы.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества входе индивидуальной работы, строить сообщения,

Нравственно-этическое оценивание усваивае-мого содержания

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Изучают и описывают свойства различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Терминологический диктант

§7, задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в дополнительной литературе

Электронное приложение к учебнику



8

Великие естествоиспытатели (формирование новых знаний)

Естествоиспытатели, естественные науки

Научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Познавательные: составлять тезисы, выделять из текста главную и второстепенную информацию,

Регулятивные: применять методы информационного поиска, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, отвечать на вопросы;

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, строить сообщения в соответствии с поставленной целью,

Самоопределение - - Проявление любознательности и интереса к изучению природа методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Фронтальный опрос

§8, задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в научно-популярной литературе

Электронное приложение к учебнику

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)




9

Как развивалась жизнь на Земле (формирование новых знаний)

Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период, динозавр

Научатся выделять признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения.

Познавательные: преобразовать текстовую информацию в форму таблицы, осуществлять постановку проблемы и искать ответ на проблему, выдвигать простейшие гипотезы;

Регулятивные: применять методы информационного писка с помощью компьютерных средств, адекватно воспринимать информацию учителя, отвечать на поставленные вопросы;

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, сотрудничать с учителем и сверстниками, выстраивать речевые высказывания в соответствии с нормами речевого этикета.

Самоопределение -Имеют адекватную позитивную самооценку, чувство само-уважения и смопринятия, понимают необходи-мость учения, осознают свои возможности

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.). Находят дополнитель-ную информацию в научно-популярной литературе, справоч-никах, мульти-медий-ном приложении, интернете.

Работа с таблицей

§9, задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в научно-популярной литературе, справочнике

Электронное приложение к учебнику



10

Разнообразие живого (комбинированный)

Систематика, классификация, Царства природы, вид

Научатся называть основ-ные признаки представи-телей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обита-ния различных живых существ; определять при-надлежность биологичес-ких объектов к одному из царств; устанавливать чер-ты сходства и различия у представителей основных царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных.

Познавательные: составлять план и составлять рассказ по алгоритму рассуждения, поиск и систематизация информации, формулировать проблему и находить ответ;

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать цель, искать и выделять необходимую информацию, давать оценку ответам одноклассников, оценивать правильность выполнения действий соответствию результатов требованиям данной задачи;

Коммуникативные: слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличитель-ные признаки предста-вителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы.

Работа по карточкам

§10, задания параграфа, раб.тетрадь


Электронное приложение к учебнику



11

Бактерии (комбинированный)

Бактерии, ворсинки, жгутики, оболочка, споры

Научатся различать изученные объекты в природе

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, отбирать и систематизировать информацию, осуществлять постановку и решение проблемы;

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы,

Смыслообразование - понимают социальную роль и нравственную позицию ученика

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строеия и жизнедеятельности изучаемых организов. Находят дополнитель-ную информацию в научно-популярной литературе, справоч-никах, мульти-медий-ном приложении, интернете.

Терминологический диктант

§11, задания параграфа, раб.тетрадь

Подготовка презентации «Бактерии в моей жизни».

Электронное приложение к учебнику



12

Грибы (формирование новых знаний)

Грибы, плодовое тело, грибница, почкование, ядовитые, грибы-паразиты

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, отбирать и систематизировать информацию, осуществлять постановку и решение проблемы;

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

Коммуникативные: формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний,

Имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Разли-чают изученные объек-ты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Находят дополнитель-ную информацию в научно-популярной литеатуре, справочниках, мульти-медийном приложении, интернете

Индивидуальный опрос

§1, задания параграфа, раб.тетрадь

Сообщение о съедобных и ядовитых грибах

Электронное приложение к учебнику



13

Растения. Водоросли. (контроль и коррекция знаний)

Растения, фотосинтез, водоросли, слоевище, побег, корень, стебель

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, отбирать и систематизировать информацию, осуществлять постановку и решение проблемы;

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, сотрудничать с учителем и сверстниками, выстраивать речевые высказывания в соответствии с нормами речевого этикета.

Самоопределение - Проявление любознательности и интереса к изучению природа методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание

усваиваемо-го содержа-ния

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Разли-чают изученные объек-ты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Находят дополнитель-ную информацию в научно-популярной литературе, справоч-никах, мульти-медий-ном приложении, интернете

Тестирование

§13, задания параграфа, раб.тетрадь

Составление вопросов по данной теме

Электронное приложение к учебнику



14

Мхи. Папоротники. (формирование новых знаний)

Мхи, ризоиды, торф, папоротники, каменный уголь

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, преобразовать текстовую информацию в схему; поиск информации для сообщения;

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы,

Самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Разли-чают изученные объек-ты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Находят дополнитель-ную информацию в научно-популярной литературе, справочни-ках, мульти-медийном приложении, интернете

Индивидуальный опрос

§14, 15, задания параграфа, раб.тетрадь

Сообщение о мхах, папоротниках

Электронное приложение к учебнику



15

Голосеменные растения (комбинированный)

Голосеменные растения, пихта, лиственница, сибирская сосна

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей, поиск и систематизация информации, формулировать проблему;

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий в сотрудничестве с одноклассниками и учителем

Самоопределение - Проявление любознательности и интереса к изучению природа методами естественных наук, нрав-ственно-этическое оценивание

усваиваемого содер-жания

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедея-тельности изучаемых организмов. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мульти-медийном приложении, интернете

Работа по карточкам

§16, задания параграфа, раб.тетрадь

Сообщение о сосне, лиственнице

Электронное приложение к учебнику



16

Покрытосеменные растения (контроль и коррекция знаний)

Семя, цветок, покрытосеменные растения

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей, поиск и систематизация информации, формулировать проблему;

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

Коммуникативные: : добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий в сотрудничестве с одноклассниками и учителем

Проявляют любознательность и интерес к изучение природы методами

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строе-ния и жизнедеятель-ности изучаемых организмов. Оценива-ют представителей живой природы с эстетической точки зрения.

Тестирование

§17, задания параграфа, раб.тетрадь

Презентация «Цветковые растения моей местности»

Электронное приложение к учебнику



17

Значение растений в природы и жизни человека (комбинированный)

Культурные, дикорастущие, пищевые, кормовые, технические, декоративные, лекарственные растения,

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль растений в жизни человека; приводить простейшую классификацию живых организмов;

Познавательные: уметь выделять особенности различных групп растений, проводить классифика-цию растений, приводить примеры по памяти из личного практического опыта;

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, строить понятное монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Самоопределение - Проявление любознательности и интереса к изучению природа методами естественных наук, нрав-ственно-этическое оценивание

усваиваемого содер-жания

Осваивают навыки выращивания расте-ний и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетичес-кой точки зрения. Наблюдают и описы-вают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и форму-лируют выводы. Рабо-тают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Индивидуальный опрос

§18, задания параграфа, раб.тетрадь

Нахождение сведений в справочниках, научно-популярной литературе




18

Животные. Простейшие. (формирование новых знаний)

Простейшие, одно-клеточные, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, малярийный плазмодий

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей в жизни человека

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, преобразовать текстовую информацию в схему; поиск и систематизация информации;

Регулятивные: составлять план работы с учебником, изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы,

Проявляют любознательность и интерес к изучение природы методами

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строе-ния и жизнедеятель-ности изучаемых организмов. Оценива-ют представителей живой природы с эстетической точки зрения.

Индивидуальный опрос

§19, задания параграфа, раб.тетрадь


Электронное приложение к учебнику



19

Беспозвоночные (формирование новых знаний)

Беспозвоночные, многоклеточные, иглокожие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах

Познавательные: уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных, ставить проблему и решать ее, овладеть приемами работы с информацией;

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

Смыслообразование - проявляют интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строе-ния и жизнедея-тельности изучаемых организмов Наблю-дают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и форму-лируют выводы. Рабо-тают с учебником (текстом, иллюстра-циями).

Индивидуальный опрос по карточкам

§20, задания параграфа, раб.тетрадь

Презентация «Беспозвоночные»

Электронное приложение к учебнику



20

Позвоночные (комбинированный)

Позвоночные, рыбы, земноводные, прес-мыкающиеся, пти-цы, млекопитаю-щие, звери

Научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия

Позвоночные: уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника;

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий

Проявляют любознательность и интерес к естественным наукам, демонстрируют эстети-ческое отно-шение к жи-вым объектам

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строе-ния и жизнедеятель-ности изучае-мых организмов Наб-людают и описывают внешний вид природ-ных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют резуль-таты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Фронтальный опрос

§21, задания параграфа, раб.тетрадь

Составление вопросов по данной теме

Электронное приложение к учебнику



21

Значение животных в природе и жизни человека (комбинированный)

Обитатели почвы, насекомые, домашние животные, ядовитые насекомые

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи

Познавательные: уметь преобразовать текстовую информацию в схему, осуществлять поиск и отбор необходимой информации;

Регулятивные: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий

Осознают необходимость ответс-твенного отношения к природе, защиты окружающей среды, проявляют любознательность к естественным наукам

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существен-ные признаки строе-ния и жизнедеятель-ности изучаемых организмов.

Фронтальный опрос

§22, задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в научно-популярной литературе, энциклопедии




22

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» (контроль знаний)

Царство природы, бактерии, грибы, растения животные

Научатся объяснять роль бактерий в природе и жизни человека; применять полученные знания в самостоятельной работе

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания для решения биологических задач.

Регулятивные: принимать учебную задачу, мобилизовать свои силы для решения оставленной задачи, оформлять ответы в соответствии с принятыми нормами,

Осознают потребность и готовность к самообра-зованию, в том числе и в рамках самостоятельной дея-тельности

Выполняют контрольную работу в тестовой форме из заданий разного вида (установление соотношений, выбор одного правильного ответа, сравнение, нахождение ошибки, представление развернутого ответа)




Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)




23

Три среды обитания живых организмов (формирование новых знаний)

Наземная, водная, почвенная среда

Научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Познавательные: уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм, извлекать информацию из услышанного, формулировать ответы на вопросы учителя;

Регулятивные: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива)

Осознают необходимость ответс-твенного отношения к природе, защиты окружающей среды, проявляют любознательность к естественным наукам

Характеризуют и срав-нивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выяв-ляют особенности строения живых орга-низмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания.

Индивидуальный опрос

§23, задания параграфа, раб.тетрадь

Исследование «Кто живет в почве?»

Электронное приложение к учебнику



24

Жизнь на разных материках (комбинированный)

Материки, представители флоры и фауны

Научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть материки, их обитателей; сравнивать условия обитания на различных материках

Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков, поиск информации для решения проблемы;

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Коммуникативные: добывать информацию и других источников, а также использовать межпредметные связи (география), использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Осознают и демонстрируют ответ-ственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; про-являют лю-бознательность и инте-рес к изуче-нию природы

Приводят примеры типичных обитателей материков. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимо-связь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Участвуют в коллективной беседе.

Терминологический диктант

§24, задания параграфа, раб.тетрадь

Информационно-исследо-вательский проект «Они обитают только в Австралии».

Электронное приложение к учебнику



25

Природные зоны Земли (формирование новых знаний)

Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, влажный лес

Научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определенным условиям

Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных природных зон, формулировать и решать проблему, находить в тексте ответы на вопросы,

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Коммуникативные: добывать информацию и других источников, а также использовать межпредметные связи (география), использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Осознают и демонстрируют ответ-ственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; про-являют лю-бознательность и инте-рес к изуче-нию природы

Приводят примеры типичных обитателей природных зон. Назы-вают природные зоны Земли, характеризуют их основные особен-ности и выявляют закономерности расп-ределения организмов в каждой из зон.

Индивидуальный опрос

§25, задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в научно-популярной литературе, справочнике

Электронное приложение к учебнику



26

Жизнь в морях и океанах. Лабор.работа №5 «Определение наиболее распространенных растений и животных» (комплексное применение ЗУН)

Сообщество поверхности воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Фотографии, атлас-определитель, чучела, гербарий.

Научатся называть сообщества морей и океанов (приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных по атласу-определителю, наблюдать за живыми организмами; сравнивать условия жизни в различных средах обитания

Познавательные: уметь сравнивать, объяснять условия существования, осваивать приемы исследовательской деятельности;

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; выполнять лабораторную работу по инструкции, выполнять учебную задачу на основе того, что известно и неизвестно.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы,

Осознают и демонстрируют ответ-ственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; про-являют лю-бознательность и инте-рес к изуче-нию природы

Выявляют особеннос-ти строения живых организмов и объяс-няют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей океанов и морей разных сообществ. Объясняют необходи-мость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологи-ческих объектов.

Письменный отчет по проделанной работе

§26, задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в научно-популярной литературе, справочнике

Электронное приложение к учебнику



27

Практическая рабо-та №1 «Исследо-вание особенностей строения растений и животных, связан-ных со средой обитания. Экологи-ческие проблемы местности и доступные пути их решения» (применение знаний)

Экология, экологические проблемы (кислотные осадки, озоновые дыры, опустынивание, уменьшение биологического разнообразия)

Научатся сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами.

Познавательные: соблюдать правила при проведении практической работы, владеть приемами исследовательской деятельности, систематизировать ранее полученные знания.

Регулятивные: составлять план работы, проводить практическую работу согласно инструкции,

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы,

Осознают и демонстрируют ответ-ственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; про-являют лю-бознательность и инте-рес к изуче-нию приро-ды, готовность к самообразованию

Выявляют особен-ности строения живых организмов и объяс-няют их взаимосвязь со средой обитания. Называют природные зоны Земли, характе-ризуют их основные особенности и выяв-ляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и делают выводы.

Письменный отчет по проделанной работе

§26, задания параграфа, раб.тетрадь

. Поиск информации в научно-популярной литературе, справочнике




28

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» (контроль знаний)

Наземная, водная, почвенная среды обитания живых организмов

Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания для решения биологических задач.

Регулятивные: принимать учебную задачу, мобилизовать свои силы для решения оставленной задачи, оформлять ответы в соответствии с принятыми нормами,


Нравственно-этическая ориентация - ориенти-руются на моральную норму трудо-любия и уме-ния в любом деле; смыс-лообразование - делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему

Выполняют контрольную работу в тестовой форме из заданий разного вида (установление соотношений, выбор одного правильного ответа, сравнение, нахождение ошибки, представление развернутого ответа)




Раздел 4. Человек на Земле (5ч)




29

Как человек появился на Земле. Лабор.работа №6. «Измерение своего роста и массы тела» (комплексное применение ЗУН)

Антропогенез, предки человека, эволюция, дриопитеки, австралопитеки

Научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений в живой и неживой природе.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей, поиск и отбор необходимой информации,

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, планировать работу и действовать по заданному алгоритму,

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных технологий, обмениваться мнениями в паре, активно слушать и понимать их позицию.

Осознают ответственное отноше-ние к приро-де, прояв-ляют любоз-нательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особен-ности предковых форм человека разумного. Планируют и органи-зуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и система-тизируют знания. Делают выводы.

Письменный отчет по проделанной работе

§27, задания параграфа, раб.тетрадь

Составление плана работы

Электронное приложение к учебнику



30

Как человек изменил Землю (комбинированный)

Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.

Научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях; объяснять причины негативного влияния человека на природу; различать на живых объектах, таблицах опасные для человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками; приводить примеры изменений в живой и неживой природе.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей, поиск и отбор необходимой информации;

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных технологий, обмениваться мнениями в паре, активно слушать и понимать их позицию.

Демонстрируют ответс-венное отно-шение к при-роде, осоз-нают необ-ходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к ЗОЖ, любоз-нательность к изучению природы

Анализируют послед-ствия хозяйственной деятельности чело-века в природе. Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Индивидуальный опрос

§28, задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в научно-популярной литературе, справочнике

Электронное приложение к учебнику



31

Жизнь под угрозой. (комбинированный)

Красная книга, биологическое разнообразие, питомники, ботанические сады, заповедники, национальные парки, опустынивание

Научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей, поиск и отбор необходимой информации; приводить примеры из личного опыта;

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Коммуникативные: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе (распределять роли), строить высказывания , находить ответы на вопросы.

Демонстрируют ответс-венное отно-шение к при-роде, осоз-нают необ-ходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к ЗОЖ, любоз-нательность к изучению природы

Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек.

Фронтальный опрос

§29 , задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в научно-популярной литературе, справочнике

Электронное приложение к учебнику



32

. Не станет ли Земля пустыней? (комбинированный)

Красная книга, биологическое разнообразие, питомники, ботанические сады, заповедники, национальные парки, опустынивание

Научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей, поиск и отбор необходимой информации; приводить примеры из личного опыта;

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Коммуникативные: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе (распределять роли), строить высказывания , находить ответы на вопросы.

Демонстрируют ответс-венное отно-шение к при-роде, осоз-нают необ-ходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к ЗОЖ, любоз-нательность к изучению природы

Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек.

Фронтальный опрос

§ 30, задания параграфа, раб.тетрадь

Поиск информации в научно-популярной литературе, справочнике

Электронное приложение к учебнику



33

Здоровье человека и безопасность жизни. Лабор.работа №7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи» (применение знаний)

Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные

Научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными своих товарищей.

Познавательные: преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу), соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии, осваивать приемы исследовательской деятельности;

Регулятивные: составлять план работы, работать по плану, сверять свои действия с целью;

Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе, слушать и понимать других,

Демонстрируют ответс-венное отно-шение к при-роде, осоз-нают необ-ходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к ЗОЖ, смыслообразование - хорошо учиться

Обосновывают необ-ходимость соблюде-ния правил поведения в природе и выпол-нения гигиенических требований и правил поведения, направ-ленных на сохранение здоровья

Письменный отчет по проделанной работе

§31, задания параграфа, раб.тетрадь

Составление плана работы

Электронное приложение к учебнику

Обобщение (1 ч)




34

Повторение по теме «Многообразие живых организмов» (систематизация знаний)

Биология, живой организм, признаки живого. Клетка, органоиды, оболочка, ядро, цитоплазма, микроскоп, здоровый образ жизни, тела, вещества, химические элементы

Научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях,; наблюдать за живыми организмами; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы,

Владеют способами самоорганизации учеб-ной деятель-ности, про-водят само-оценку уровня личных учебных достижений

Участвуют в коллек-тивной беседе, обме-ниваются мнениями. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существен-ные признаки живых организмов. Сравнива-ют химический состав живой и неживой природы. Характери-зуют среды обитания, называют обитателей. Обосновывают необ-ходимость соблюде-ния правил поведения в природе.

Фронтальный опрос,

Тестирование


Поиск информации в научно-популярной литературе, справочнике





© 2010-2022