- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии Пищеварение в ротовой полости
Урок по биологии Пищеварение в ротовой полости
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайдар Л.Н. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Краткосрочный план проведения открытого урока по биологии в 8
Тема урока: « Пищеварение в ротовой полости»
Цель: Создать условия для изучения новой темы, стимулировать развитие познавательного интереса.
Образовательная: учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия - слюнные железы, слюна, глотание, зубы , лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости, свойства ферментов слюны. Раскрывают механизм пищеварения в ротовой полости.
Развивающая: учащиеся смогут сравнивать условия протекания процессов пищеварения в ротовой полости. Развиваются навыки работы в группе. Выделяют главное в увиденном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.
Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу.
Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы: 1. словесные 2. наглядные 3.практические
Средства обучения: 1. учебно-материальные (компьютер, ИД, карточки);
2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).
Оборудование: демонстрационное - видеофильм «Действие слюны на крахмал», ИД, компьютер.
Ссылки: Учебник биология Е.А. Очкур изд. «Мектеп».
Видое фильм- «Действие слюны на крахмал»
Этапы урока и стратегии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
( ожидаемый результат)
1.Организационный момент
Организационный момент: 1-2 мин. приветствие;
учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).
Приветствие- «Доброе слово»
Настраиваются на урок.
Учащиеся говорят, встав в круг по часовой стрелке добрые слова пожелания
2. СТ. Вызова
Прием «Да -Нетка»
Логическая цепочка
Деление на группы
Горячий стул
1 ЗАДАНИЕ «Полезное повторение»
«Ответьте на мой вопрос»
-
Пищеварение - …
-
Значение пищеварения - …
-
Питательные вещества - …
-
Перечислите питательные вещества - …
-
Пищевые продукты - …
-
Перечислите пищевые продукты, содержащие белки - …
-
Перечислите пищевые продукты, содержащие углеводы - …
-
Перечислите пищевые продукты, содержащие жиры - …
-
Назовите функции пищеварительной системы - …
-
Секреторная - …
-
Двигательная - …
-
Всасывающая - …
-
Пищеварительный канал состоит из …
14. Перечислить пищеварительные железы …
2. задание «Логическая цепочка»
Учащимся двух групп раздаются идентичные карточки с названиями органов пищеварения: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка; и предлагается выстроить в логическую цепочку по типу "Что за чем?".
Делит класс на группы для игры Проводит плавный и нестандартный вход в изучение нового материала урока
3. задание «Горячий стул». Работа в группе
Вызывает одного ученика к доске. На доске записано слово, связанное с темой урока. Группа должна объяснить с помощью ассоциации данное слово но не называть его вслух а участник на стуле угадать тем самым принесет группе дополнительные смайлы
Слайд со словом «Слюна», «Зубы», «Язык», «Зубная щетка», «Пища»
Записывают в тетради и осуществляют взаимопроверку и за 1-правильный ответ получают веселый смайлик
Записывают в тетради и осуществляют взаимопроверку
Проверяют правильность своего ответа по образцу на Слайде
За правильный ответ получают смайлы-зубы
Делятся по названию любимых фруктов.
Ученики делятся на группы и предлагают свои ассоциации для своего участника.
Ученик отвечает и тем самым переходит класс к изучению новой темы.
3.СТ.
Осмысления
Проблемный вопрос
физминутка
Мозговой штурм
Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения.
Учитель предлагает мотивацию к учебному процессу
Мотивация к учебному процессу: Проблемный вопрос: «Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»
(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)
Первый отдел пищеварительного канала - это ротовая полость. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости».
Прежние группы обсуждают заданную проблемную задачу, учитель просит высказать своё мнение группам.
Задание для 1 группы.
Составьте связанный и краткий рассказ по теме «Строение и функции ротовой полости». В рассказе должны быть точные ответы на следующие вопросы:
1.Каково строение ротовой полости?
2. Какие функции выполняет ротовая полость?
3. Какую роль играет язык?
4. Почему необходимо ухаживать за ротовой полостью?
Составьте синквэйн на слово «Язык».
Задание для 2 группы.
Составьте связанный и краткий рассказ по теме «Зубы человека, их строение и значение». В рассказе должны быть точные ответы на следующие вопросы:
1. Каково внешнее строение зуба?
2. Какие типы зубов различают у человека?
3.В чем заключается правильный уход за зубами?
4.Назовите некоторые заболевания зубов.
Составьте синквэйн на слово «Зубы»
Задание для группы 3.
Составьте связанный и краткий рассказ по теме «Изменение пищи в ротовой полости». В рассказе должны быть точные ответы на следующие вопросы:
1. Какова роль ферментов в пищеварении ротовой полости?
2. Как действует слюна на крахмал?
3. Какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны?
4. Объясните значение пословицы «Кто долго жует, тот долго живет»
Составьте синквэйн на слово « Слюна»
Первичное закрепление материала
Организуется работа учащихся «Вопросы на засыпку»
1. Где образуется слюна?
2.Как называются три пары крупных слюнных
желёз?
3. Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
5.При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости? (t 36-37С во рту и измельчение пищи)
6.Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желёз? (в продолговатом мозге)
7. - Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).
8. - Что происходит с пищей в ротовой полости?
( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)
Ученики записывают в тетрадях
группа, которая отвечает правильно получает смайлы.
Учащиеся внимательно слушают и делают короткие записи в тетрадях по мере необходимости
Ученики смотрят видео и отвечают на вопросы учителя тем самым приходя к ответу на проблемный вопрос если не смогли ответить самостоятельно
Ответы учеников
У человека пищеварение начинается в ротовой полости, где пища пережёвывается. Этот процесс стимулирует экзокринные железы, выделяющие фермент амилазу . На этом этапе происходит расщепление полисахаридов." Измельчение пищи и обвалакивание слюной
никотин снижает активность ферментов.
4. Закрепление
Выполнение лабораторной работы
-
Смочите гигиеническую ватную палочку слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
-
Зажмите марлю в ладони на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.
Наблюдайте, как окрасился кусочек марли, Объясните результаты опыта.
5.СТ Рефлексия
«РАЙТИНГ»
Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему виновный человек не мог съесть сухой рис? Можно ли быть совершенно уверенным, что данный человек виновен?
1.Я сегодня узнала много нового.
2.Мне это пригодится в жизни.
3.На уроке было много интересного.
4. На все вопросы я получил (а) ответы.
5.На уроке я работал (а) добросовестно.
Прием «Райтинг» по критериям, по количеству смайликов учащихся , учитывая активность учащихся на уроке выставляет оценку в бланк
Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока
Ученики выставляют себе оценку за урок рядом с оценкой учителя
6. Домашнее задание - 2 мин.
Учитель подводит итоги урока:
1.Изучить параграф 46 , Ответить на вопросы в конце параграфа
2.Индивидуальное задание:
Составить памятку « Как я ухаживаю за зубами»
Оценки выставляются по количеству смайлов заклеенными учениками, напротив своей фамилии
Записывают задание в дневник