Методическя разработка викторин по биологии

Данные методические разработки - викторина "В мире растений" и "День птиц" могут применяться педагогами, работающими в коррекционных классах и школах-интернатах как внеклассная работа. Также как классные часы для детей 5-8 классов. Эти разработки можно использовать как дополнительный материал для подготовки уроков по биологии. Эти разработки напрвлены на формирование  представления о многообразии растительного  и животного мира; уточнение  и расширение кругозора учащихся. Развиватие  воображения...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В мире растений.

( Игровая программа)

Цели: 1. Формировать представление о многообразии растительного мира; уточнять и расширять кругозор учащихся.

2. Развивать воображение, внимание, мышление, память, восприятие.

3.Воспитывать стремление беречь и охранять природу.

Ход игры.

Воспитатель. - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растений. Поиграем и узнаем много нового о растениях, растущих рядом с нами.

Дети делятся на 2 группы (команды). Придумывают название каждая команда.

Сегодня мы будем путешествовать по миру растений. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в мире растений.

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах и в лесах, в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах, Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках всех стран мира. Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. А какие растения вы знаете? Отгадаем загадки.

1 ЗАДАНИЕ

1 команда:

1) Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

2) Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит, Никому не говорит. (Ива)

3) Стоит он задумчивый В жёлтом венце, Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнух)

4) Колосится в поле рожь.. Там, во ржи,' цветок найдёшь: Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.

(Василёк)

2 команда:

1) Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

2) Никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

3) Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке, Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

4) Только тронь - отдёрнешь Ладонь: Обжигает трава, как огонь.

(Крапива)

3 команда:

1) Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель)

2) Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан. (Берёза)

3) Кто ни прикасается, За того цепляется. Привязчивый и колкий -Кругом торчат иголки. (Репей)

4) Я шариком пушистым

Белею в поле чистом, . А дунул ветерок-

Остался стебелёк. (Одуванчик)

Ребята, а на какие группы разделим все растения? Как отличить дерево от кустарника? Травы от кустарника? А что вы знаете о деревьях?

(Выступления детей - сообщения о растениях.)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса).

1- Ученик. Зверобой.

Это растение встречается в светлых лесах, на солнечных косогорах и лугах, на вырубках. Его полное название - зверобой продырявленный. Было подмечено, что если домашние животные едят зверобой, то у них воспаляются лимфатические узлы и животные могут погибнуть. А «продырявленный» он потому, что на листьях и цветках этого растения имеются темные точки. Если растение растереть, то пальцы окрасятся в кроваво-красный цвет. Потому в народе его часто называют - заячья кровь, кровавик, Иванова кровь. Последнее название связано с гибелью Иоанна Крестителя. Есть легенда, что когда палач нес голову Иоанна Крестителя во дворец, на землю упало несколько капель его крови. И на этом месте вырос зверобой - Иванова кровь. А еще наши предки верили в магические свойства зверобоя и использовали его для защиты детей от страхов и приведений.

Настой зверобоя используют как антисептическое средство при заболеваниях желудка и кишечника, а также как кровоостанавливающее и успокоительное средство. Широко используется зверобойное масло, которое применяют при лечении ожогов, гнойных ран, язв.

2-Ученик. Крапива.

Крапива известна каждому с детства. Она может обжигать. Вонзаясь в тело, её жгучие волоски, находящиеся на листьях и стебле, как бы «впрыскивают» муравьиную кислоту, которая вызывает жжение.

В народной медицине из листьев крапивы изготавливали настои и отвары, принимая их при «ломоте в теле», ревматизме, авитаминозе, как тонизирующее средство. На Руси крапива широко использовалась как пищевое растение. Крапиву сушили, засаливали, готовили крапивные щи.

О крапиве говорят: «Хоть и не огонь, а жжется»; «Стоит зелена, дотронешься - ошпаришься, а свинья съест - не подавится»; «Крапиву и слепой знает».

В крапиве много витаминов (например С, В, К) и органических кислот. Очень полезно крапивное молоко. Сделать его просто: один стакан рубленой крапивы залить тремя стаканами кипятка, довести до кипения, затем отвар процедить и добавить в него стакан кипяченого молока.

2. ЗАДАНИЕ

Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы - жёлтым: какая команда выполнит первой , та получит больше очков.

Берёза, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина, крапива, дуб, рябина, ромашка,

подорожник, осина, медуница, липа, сирень.

3. ЗАДАНИЕ «ФИТОДОКТОР»

Назовите лекарственные растения по очереди.

4. ЗАДАНИЕ «НАЙДИ ПО ЗАПАХУ»

1. Чеснок

2. Смородина

3. Укроп

4. Лимон

5. Лавровый лист

6. Ель.

(Жюри подводит итоги 4 конкурса.)

5.Задание. Филворд.


X

Ш

Ы

Д

Н

А

Л

А

Н

И

Р

У

О

С

М

Е

Р

Е

З

Ж

К

А

П

Д

К

О

Б

П

И

Н

Е

Т

С

О

У

И

Р

А

А

В

С

Н

Е

Л

Л

В

Ч

О

Н

Р

А

Д

И

П

И

А

Н

Д

И

К

П

О

Я

А

1. Как в народе называют репей? (Лопух)

2. Стоят белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

3. Первый весенний цветок. (Подснежник)

4. Трава, которую знают и слепые. (Крапива)

5. Дерево - символ нашей Родины. (Берёза)

6. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (Смородина)

7. Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)

8. Какое дерево в наших лесах зацветает позже всех? (Липа)

9. Как можно назвать одним словом деревья, травы, кустарники? (растения).

7. ЗАДАНИЕ

1 команда:

1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?

2. Как называются заросли малины?

3. Какие хищные растения вы знаете?

4. Какой вред деревьям наносит сбор сока?

5. Назовите растения, у которых в пищу используются листья?

6. Убери лишнее: берёза, осина, ива, ель.

2 команда:

1. Какие растения использовали во время войны вместо ваты?

2. Какие съедобные дикорастущие растения вы знаете?

3. Что можно использовать в лесу для заварки чая?

4. Какой вред деревьям наносит сбор сока?

5. Назовите растения, у которых в пищу используются листья?

6. Убери лишнее: берёза, осина, ива, ель.

3 команда:

1. Какие деревья и кустарники цветут до распускания листьев?

2. Что можно использовать в лесу для заварки чая?

3. Чем можно почистить зубы в лесу, не имея зубного порошка?

4. Какой вред деревьям наносит сбор сока? у

5. Назовите растения, у которых в пищу используются листья?

6. Убери лишнее: берёза, осина, ива, ель.

Природа, как израненная птица кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесённая природе. А если одну такую рану нанесёшь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то ещё. Что станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Красная книга; в настоящее время под угрозой исчезновения оказались сейчас 25 тысяч видов растений.

(Дети читают стихи об охране природы.)





Викторина «Знатоки птичьего мира». 1 АПРЕЛЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПТИЦ

Цели: - способствовать воспитанию любви к родной природе; - углублять знания детей в области природоведения; -содействовать развитию речи и познавательной активности учащихся; - научить проявлять смекалку и эрудицию учащихся; - развивать память.

Ход мероприятия -Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на дворе 1 апреля, а какие праздники отмечают в этот день? Ответы детей.

Да, вы молодцы, знаете, что в этот день отмечают сразу два праздника - День смеха (День дурака) и Международный день птиц. Сегодня наш вечер мы посвятим Дню птиц.

Ребята, как вы думаете, откуда пошел этот праздник и для чего его проводят? Ответы детей.

Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В 40-е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году восстановлена. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 - полевой жаворонок, в 1998 -серый журавль, в 1999 -деревенская ласточка, в 2000 - большая синица, в 2001 - скворец, в 2002 -пустельга, в 2003 - кроншнеп, в 2004 - белый аист, в 2005 году - сова. В ходе нашего сегодняшнего мероприятия мы выявим, кто же из нашего класса является знатоком птичьего мира, для этого я прошу всех учащихся класса разделиться на небольшие группы по 4-5 человек. Класс делится на группы.

Раз вы разделились, теперь необходимо каждой команде придумать название и девиз. Но, ребята, не забывайте, что наш вечер посвящен Международному дню птиц, поэтому ваши названия должны быть как-то связаны с этим праздником.

Ребята совещаются, придумывают название команд. Если готовы, тогда, мы начинаем!

1. Проводится конкурс - приветствие команд. Команды выходят, читают свое название, девиз.

Отлично, этот конкурс был творческий. А сейчас проверим, хорошо ли вы, ребята, знаете названия птиц. В таком случае я предлагаю каждой команде решить кроссворд.

2. Ведущий раздает каждой команде листок с кроссвордом.

В течении 5 мин. отгадывают его. «Пернатый кроссворд».

По горизонтали:

1.Эту птицу называют птицей мира.

2.Хищная птица.

3. В сказке Г.Х.Андерсена в него превратился гадкий утёнок.

4. И петь не поёт, и летать не летает

«За что же тогда его птицей считают?»

5.Эта птица живёт в Антарктиде.

6. Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

По вертикали:

7.Красивая птица с розовым оперением.

8. Крупная морская птица. Вьёт гнёзда на скалах.

9. Угадайте, что за птичка-

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

10. Длинноногая птица по болоту бродит.

Лягушек ловит.

11. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это...

3. Конкурс «Отгадайте птицу по описанию».

Задание 1. Эти красногрудые птицы летом живут далеко на севере, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу - как красные яблоки, рассыпанные у дорог, сидят они под деревьями.

Задание 2. Перья на хвосте у этой птицы прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им только там, где под корой сидит гусеница. Проделает клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.

Задание 3. Эти птицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу, они прилетают к домам людей подкормиться. Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок.

Задание 4. Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме неё. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

Ответы: Снегирь, дятел, синица, кукушка.

4.Конкурс «Собери пословицу». Раздаются слова из них надо очень быстро сложить пословицу, где встречается название птицы, и зачитать её.

Например: - Сорока на хвосте принесла;

- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

- Ворон ворону глаз не выклюет

- Дятел своим носом кормится.

5.Конкурс « Птичий филворд». Найти в нём названия птиц, соединив буквы стрелочками.

С

У

З

Л

О

В

Г

Ы

С

К

И

Я

О

И

Х

О

А

Е

О

Е

Т

А

Л

С

Р

Д

Я

С

В

Й

У

Б

Р

Н

Е

Т

О

Ь

Т

Ъ

О

Ф

В

Ь

А

У

П

Р

К

А

Е

Л

С

И

Л

И

Н

С

Б

Е

6.Конкурс « Что за птица?» На рисунке изображены птицы, необходимо их назвать.

Методическя разработка викторин по биологии

7. Конкурс «Загадочный». Предлагается отгадать загадки .

1. Вокруг ствола большой сосны щепки на снегу видны. Здесь на кузнице затратил много сил проворный... (дятел).

2. Хоть я не молоток - по дереву стучу, в нем каждый уголок обследовать хочу (дятел).

3. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. Тук-тук-тук-тук! Как твое здоровье, друг? С зари до поздней ночи я стволы дубов долблю. Гусениц, жучков и прочих беспощадно я клюю (дятел).

4.Угадайте, что за птица Света белого боится. Клюв крючком, Глаза пятачком, Ушастая голова. Это... (сова).

5. На деревьях по утрам оживленье, шум и гам. Птицы раньше всех встают, солнцу песенки поют. Лишь одна из них спешит утром спрятаться в дупло. И, нахохлившись, ворчит: "Не люблю, когда светло!" (сова).

6. В лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих, мыши прячутся, дрожа! Очень уж суровы филины и ...(совы).

7. Сидит пернатая Вся сероватая, Вперед смотрящая, Впотьмах кричащая (сова). Сидит столбом С широким лбом. Лупоглазый мышеед В шубу серую одет (сова).

8. Трещала с самого утра: Пора! Пора!

А что пора? такая всем морока, Когда трещит... (сорока).

9. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. Знает новости двора и трещит она с утра, очень шустрая старушка-непоседа и болтушка (сорока).

10. Верещунья, белобока, а зовут её... (сорока).

1. Все хлопочет, все вертится, суетится. Ей на месте не сидится, называется... (синица).

2. Птица черная кружится, не боится к нам садиться поклевать мою еду. Я не ем в саду, а жду. Вдруг не хватит макарон для прожорливых... (ворон).

3. Не боится он простуды, северянин красногрудый. Выпал снег и он опять прилетел к нам зимовать (снегирь).

4. Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка - как начнутся холода - прямо с севера сюда каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой ярко-красный галстук мой (снегирь).

5. Кривлен нос - зелен хвост... (клест).

6. Не страшны ему метели, Гнезда вьет зимой на ели, Крик его отрывист, прост, Кривоносый красный... (клест).

7.Сизая одежка, Красненькая ножка. Поет он со стонами, Танцует с поклонами. Летит почта скорая, Почта сизо-пёрая. И приносит вести

Верст за сто, за двести. Он по крышам, по балкона( Голубь.)

8. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец.

Темно-бронзовый …. (скворец)

9. По стволу он ловко

Ходит вниз головкой. (поползень).

10.Спереди шильце, сзади вильце

На груди белое полотенце. (ласточка)

11. Он ходит бережком.

А рот с большим мешком

Рыбаком на свет родился

А нырять не научился. ( пеликан).

12. Он серенький на вид

Но пеньем знаменит. (соловей).

8.Конкурс «Угадай-ка». Если вы сложите соответствующими образом слова, буквы и слоги или переставите буквы в слове, то у вас получатся названия всем известных птиц.

веорбой-------

гакла----------

чкаласто------

нушрок-------

ровона --------

ляпца----------

ёрло-----------

сугь-----------

дебель--------

хутеп---------

суартс--------

ликбяз--------

9.конкурс «Соедини правильно слоги». Соединив правильно слоги, ты найдёшь названия трёх птиц, которых можно встретить в наших местах.

СИ ВО ГАЛ СОЙ

РО НИ КА

ЦА БЕЙ

10.конкурс. «Стихи о птицах». Предлагается прочитать стихотворения о птицах.

Сова

У совы глаза, как плошки,

А не видит днем ни крошки -

Ни со свечкой, ни с огнем,

Ни с горячим фонарем...

Зато ночью эти плошки

Видят все в лесу густом:

И ежонка на дорожке,

И зайчонка под кустом,

И травинку на пригорке,

И хвоинку на земле

Свиристель

К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких свиристелей.

Прилетели, свиристелям

Заготовил можжевельник.

Есть крушина, есть калина,

А в совхозе у овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели свиристели,

Заскрипели, засвистели...

Все до ягодки поели.

Голуби

Опуская головы, пьют из лужи голуби

Воду снеговую, воду голубую.

Кажутся мне голуби сказочными, гордыми.

Тает снег и тает. Пар под ним витает.

Кружат, кружат голуби, льет вода из желоба.

Вверх взлетают брызги - рыжие пронизки.

Сыты птицы крошками, вьются за окошками.

Крыльями не машут! Нет картины краше!

Ворона

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит тучку темную,

Взлетит на ель зеленую.

И смотрит, словно с трона - ворона.

Сорока

Я веселая, я проворная,

Крылья черные, спинка черная.

И зовут меня все сорокою,

Величают все белобокою.

Облечу весь лес я без робости,

Соберу я в лес все новости.

Разнесу я их всему свету,

А потом спою песню эту:

- Быстрокрылая сорока я,

Стрекотунья, белобока я.

10

7

2








8


3

9





1


4


11






5





12

6



«ПЕРНАТЫЙ КРОССВОРД»



© 2010-2022