Конспект занятия на тему: Леса России

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ЗАВОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КЕМЕРОВО»





Конспект открытого занятия





Тема занятия: «Леса России»

Образовательная деятельность: природоохранная

Возраст детей: 9 - 10 лет

Ф. И. О. педагога: Трофимова Светлана Васильевна

Отдел: эколого-биологический







Кемерово 2014

Конспект занятия на тему: Леса России

Учащиеся творческого объединения «Живая природа» на открытом занятии по природоохранной деятельности «Леса России» 2 год обучения

План - конспект открытого занятия


Тема: «Леса природы»


Цель: дать представление о разнообразии лесов России, как важной составляющей части природы нашей Родины.

Задачи:


  1. Образовательные:

  1. Сформировать представление о лесе, как о равновесной хрупкой экологической системе;

  2. Познакомить с основными причинами глобальной экологической проблемы - уничтожение лесов, мерами ее предупреждения;

II. Развивающие:

1. Развитие логического мышления, наглядно- образного мышления, речи, памяти;

III. Воспитательные:

1. Воспитание потребностей бережного и ответственного отношения к лесу.

Оборудование занятия:

I. Презентация «Леса России», «Значение леса», «Причины уничтожения лесов»:

План занятия:

I.Сообщение темы и цели занятия.

II.Знакомство с новой темой.

*Что такое лес?

*Значение леса.

*Экологическая проблема «Отчего горят леса?

III.Закрепление. Конкурс «Один против всех».

IV.Подведение итогов.

V.Домашнее задание.

VI.Награждение.

II. Дидактический материал для воспитанников:

1. Конверт с заданиями, вопросы и загадки для каждого ребенка, рабочие листы, ручки, волшебный сундучок, фишки, кедровые орехи.

III. Материально - техническое оснащение занятия:

1. Ноутбук, таблица «Смешанный лес», карта мира «Удивительный мир животных и растений», распечатанная информация о причинах уничтожения лесов, школьная доска, ветки ели, сосны обыкновенной, сибирской.

IV. Тип занятия: изучение нового материала

VI.Форма занятия: самостоятельно-поисковое

Ход занятия.

1.Игровой момент.

Обучающиеся входят в кабинет. Здороваются с гостями. Педагог приглашает детей на свои места.

Обучающиеся проходят на свои места. На столах разложены рабочие листы, педагог предлагает записать дату занятия и свою фамилию.

Педагог обращает внимание детей на свой стол. На столе лежит конверт синего цвета. Что это такое? Переворачивает. Дети это не простой конверт, а с адресом и оно адресовано нам, Это письмо с какими - то заданиями.

Сейчас мы прочитаем, что в нем написано. Первое задание. Необходимо отгадать загадку. Читает загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем.

Отгадайте загадку. Молодцы, правильно, сегодня мы будем говорить о лесах нашей родины - России.

Тема нашего занятия «Леса России» Запишите тему на рабочем листе.

(запись на рабочем листе) Педагог пишет тему занятия на доске.

Наша цель на занятии - получить представление о разнообразии лесов нашей родины - России.

Но сначала мы должны выполнить второе задание. И мы узнаем, что вы знаете о лесе сами.

(В конверте лежат распечатанные вопросы и загадки, которые педагог раздает всем детям и предлагает зачитывать свою загадку или вопрос по очереди друг другу)

За каждый правильный ответ получает фишку в виде наклейки со смайликами, которые потом ребенок может забрать с собой.

2.Отгадать загадки (Дети загадывают загадки с места)

1.Ни кто не пугает, а вся дрожит. (осина)

2.Сидит - зеленеет, летит пожелтеет, падает почернеет.(листва)

3.Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воды не замутил. (лист с дерева)

4.Какое дерево цветет последним среди лесных деревьев? (липа)

5.Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябины, осины)

6.Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (гнезда птиц)

7.Что такое «Кузница дятла»?

8. Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)

9.Почему заготовленные зимой, дрова ценятся больше, заготовленных летом? (в зимних деревьев нет избытка воды)

10.Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (по кольцам)

11 Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (лес)

12.Есть у этой чудо - елки неколючие иголки. Но в отличие от елки, опадают те иголки.(лиственница)

Молодцы. Много вы знаете о лесе. Ответьте мне на вопрос «Что такое лес?».

Выслушивает ответы детей. Затем предлагает посмотреть слайды из презентации «Леса России»

3.Просмотр Презентации «Леса России»

4.Рассказ педагога о видовом составе лесов России.

Информация о древесных породах:

-сосна обыкновенная - всегда применялась в кораблестроении из-за своей прочной древесины;

-черемуха дерево или кустарник - ее всегда любили за белые с необычайным запахом цветы и сладкие ягоды-костянки.

-клен - растет повсеместно европейская и южная часть нашей страны, у нас только в городах разные виды: ясенелистный, остролистный (канадский).

-дуб черешчатый - известно, что попав в воду, древесина дуба становится очень твердой и называется «мореный дуб», который применяется в разных промышленных областях.

-Рябина сибирская - дерево или кустарник - всем известное дерево или кустарник, незаменимая кормовая база для птиц и животных

-Береза бородавчатая - русская красавица, незаменимое дерево в жизни русского человека. Применялось человеком целиком, начиная с листьев.

-Липа мелколистная - цветет позже всех древесных пород, отличный медонос. Очень ценился и ценится липовый мед - лекарство от всех простуд.

5.Словарная работа. Запись названий древесных пород на рабочем листе.

Педагог открывает доску с заранее написанными словами.

1.Сосна обыкновенная. Сосна сибирская (кедр)

2.Дуб черешчатый

3.Рябина сибирская

6.Во время самостоятельной работы детей педагог зачитывает дополнительную информацию для запоминания. Справка №1

7.Работа с картой мира. Педагог показывает на карте распространение разных видов лесов в нашей стране. Справка№2.

8.Кто знает о значении леса?

Ответы детей. Предлагает посмотреть слайды из презентации «Значение леса»

Просмотр презентации «Значение леса» Во время просмотра слайдов педагог предлагает записать значение леса на рабочем листе. Во время самостоятельной работы обучающихся, зачитывает новую информацию для запоминания. Справка №3.

9.Беседа. Отчего страдают леса? Ответы детей. Предлагает посмотреть слайды о причинах уничтожения лесов. Открывается список причин уничтожения лесов.

Вывод. Наибольшую опасность для лесов ученые выделили 5 основные причины.

Список на доске. Дети самостоятельно читают пять основных причин уничтожения лесов и записывают на рабочем листе.

Делаем вывод. Насколько опасен пожар любой сложности.

Особенно страдают хвойные леса, так как они очень медленно растут и их трудно восстанавливать. Зачитывает информацию о вреде пожаров и их причинах появления. Справка №4.

III.Закрепление Нам необходимо выполнить третье задание .Ответить на несколько вопросов.

Конкурс знатоков «Один против всех»

За каждый правильный ответ обучающиеся получают фишки.

1.Какие древесные породы занимают наибольшую площадь в наших лесах? (сосна, ель, береза, дуб)

2.Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко - вдоль?

(Потому, что рубя поперек, мы рассекаем стенки проводящих сосудов, которые достаточно твердые, а рубя вдоль - отделяем одну группу сосудов от другой.)

3.Об этом дереве есть загадка:

Стоит дерево, цветом зелено,

В этом дереве 4 угодья:

Первое - больным на здоровье,

Другое - от тьмы свет,

Третье - дряхлым пеленанье,

А четвертым - людям колодец.

-О каком дереве идет речь? (О березе) Объясните, что значат эти угодья.

IV Подведение итогов.

Сегодня вы узнали много интересного. (спрашивает детей) Что вам понравилось? Что вы нового узнали?

-Лес -

состоит из множества деревьев одного или нескольких видов, растущих более или менее густо на обширной территории.

- Лес восстанавливается очень медленно, а разрушить его можно очень быстро;

-поэтому его необходимо беречь и охранять.

V.Домашнее задание : вам нарисовать эскиз листовки по защите леса от уничтожения.

И последнее задание его нам необходимо выполнить.

VI. Награждение. Задание из «Волшебного сундучка»

В волшебном сундучке лежит часть дерева. По запаху вы должны назвать, что это за дерево.

(в сундучке лежат ветки и шишки ели, сосны обыкновенной, сосны сибирской и большой пакет с кедровыми орехами для детей, которые педагог раздает всем детям. подчеркивая при этом, что на занятии дети очень хорошо потрудились)










Письмо от лесовичка

Дорогие ребята! Я очень рад тому, что вы любите природу, заботитесь о ней. А знаете ли вы, что в нашей стране больше всего? Это вы узнаете, если отгадаете загадку и выполните мои задания.

С большим приветом к вам (солечокви)

Задание №1.

Отгадать загадку Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем.

Задание №2.

Раздать всем по вопросу. Вы попробуйте ответить на них.

Если все правильно ответите, все получите за правильный ответ фишку, которую вы можете забрать себе.

Задание №3.Конкурс «Один против всех»

Проверим, что вы узнали на занятии нового.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?»

СПРАВКА№1.

Дереву в растительном мире принадлежит особое место. Оно живет долго, сотни и тысячи лет.

В лесу деревья есть быстро растущие и медленно растущие, обильно и мало плодоносящие, различной и разной продолжительности жизни.

Самым долговечным считается дуб.

Одни деревья засухоустойчивые, другие влаголюбивые, одни газоустойчивы, а другие гибнут при незначительной примеси газов в атмосфере, одни теневыносливые (бук,липа), другие светолюбивые.

Лес образованный одной древесной породой, называется чистым (березняк, ельник, дубрава).

Различают леса лиственные (или листопадные), и хвойные (вечнозеленые), сбрасывающие листву постепенно.


РАБОТА С КАРТОЙ

СПРАВКА№1.

На севере нашей страны преобладают леса из хвойных пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра. В них обычно небольшая примесь лиственных пород.

Древесные породы

В центральных областях страны чаще встречаются леса из березы и осины, к которым примешаны более теплолюбивые породы: клен остролистный, липа, вяз дуб.

Южнее леса состоят в основном из дуба с вкраплениями липы, бука, вяза, ясеня, клена. Лиственные древесные породы.

Ведущее место среди отдельных пород занимает лиственница: площадь, занимаемая ею, в два раза превышает площадь, занятую березой.

Презентация «Значение леса»

СПРАВКА№1.

*2/3 человечества готовит пищу на древесном топливе.

*400 миллионов м3 древесины, которая служит источником для получения 200 тысяч видов различных материалов, веществ и соединений: строительных деталей, бумаги, картона, мебели, пластмасс, искусственного шелка и меха, белковых концентратов глюкозы и т.д.

*Леса богаты кормовыми и лекарственными растениями, ягодами, грибами, промысловыми животными и птицами.

Презентация «Причины уничтожения леса»

СПРАВКА№4.

Одной из основных причин гибели леса являются лесные пожары, которые часто полыхают летом. Это нерадивые отдыхающие разжигают, а потом не гасят или плохо гасят костры. Причиной пожара служит и незатушенная сигарета или спичка. При пожарах огонь не только уничтожает деревья, но и сжигает наземную подушку из травы, хвои и опавших листьев, которая защищает почву от иссушения. Гибнут молодые деревца, животные и птицы, насекомые, почвенные жители. Это мешает нормальному воспроизводству леса.

Причины уничтожения лесов:1.Вырубка (уничтожается растительность. 2/3 лесов уже вырублено);

2.Добыча полезных ископаемых;

3.Распашка огромных площадей (ежегодный сбор урожая нарушает круговорот веществ в природе);

4.Пожары (гибель растений и животных, обитающих в лесу);

5.Строительство (грубо перемешивается почва; гибель растений и животных)









© 2010-2022