- Преподавателю
- Биология
- План семинарского занятия по биологии на тему Клетка - наименьшая структурно-функциональная единица живого
План семинарского занятия по биологии на тему Клетка - наименьшая структурно-функциональная единица живого
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Минеева А.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебно-методическая карта (план) занятия № 1
Предмет Биология Группа 611,612,613,614.
Тема занятия «Клетка - наименьшая структурно-функциональная и генетическая единица живого».
Вид занятия: открытое семинарское занятие в 611 группе (I п/группа)
Цель занятия:
1.Систематизировать, обобщить, закрепить, углубить знания студентов по данной теме;
2. Активизировать мыслительную деятельность студентов;
4.Содействовать формированию осознанного представления единства всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории;
5.Формировать умения обосновывать место и роль биологических знаний в развитии современных технологий.
5. Показать практическое значение изучаемой темы для практической медицины и формировании научного мировоззрения.
Задачи:
-
Закрепить знания о современных положениях клеточной теории, методах изучения клетки, строении и функции органоидов клетки.
-
Закрепить знания о транспорте веществ в клетке.
-
Закрепить навыки работы с микроскопом.
-
Добиться усвоения студентами понятий плазмолиза, деплазмолиза.
-
Применять знания по теме клетка для доказательств уникальной ценности жизни и в других аспектах современной жизни.
-
Способствовать развитию аналитических действий: умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
-
Мотивировать учащихся к творческому поиску интересной информации, анализировать её.
-
Продолжить воспитание мотивов учения, стремления к получению новых знаний, развитие коммуникативных способностей студентов, формировать устойчивый интерес к предмету.
Студент должен:
Уметь:
1.Узнавать и показывать органоиды клетки и их структуры на таблице и рисунках.
2. Сравнивать прокариотическую и и эукариотическую клетки.
3. Готовить микропрепарат клетки кожицы лука и рассматривать его под микроскопом.
4. Объяснять причину плазмолиза и деплазмолиза.
5. Охарактеризовать работу натрий-калиевого насоса.
6. Отвечать на вопросы тестовых заданий.
Знать:
1.Строение микроскопа.
2. Методы исследования клетки.
3. Органоиды клетки: двумембранные, одномембранные и немембранного строения, а также их функции.
4. Строение и функции плазматической мембраны, цитоплазмы.
5. Сравнительную характеристику строения клеток эукариот.
6. Транспорт веществ в клетке. Виды активного и пассивного транспорта.
7. Биологические термины по данной теме.
Межпредметные связи физика, анатомия, ботаника, сестринское дело, фармакология
Обеспечение занятия
Наглядные пособия: модели клетки и органоидов, портреты ученых - основоположников цитологии, стенгазеты, выполненные студентами «Это интересно», «На научной волне».
Эпиграфы: «Малы размеры клетки,
Но нет важней другого:
Ведь в ней - то и заключены
Все принципы живого»
«Клетка - это своего рода атом в биологии».
Английский биофизик и биохимик
Джон Кендрю.
Плакаты:
«Будущее медицины - это медицина на молекулярном уровне!»
«Нанотехнологии наряду с биотехнологиями - фундамент НТР в 21 веке».
Технические средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийная установка, большой световой микроскоп - демонстрационный; телевизор, микропрепараты животных клеток.
оборудование к лабораторной работе: микроскопы, луковица, предметные стекла, пипетка, пинцет, гипертонический раствор NaCl, вода, йод;
фрагменты видеофильмов: «Методы исследования клетки», «Стволовые клетки», «Экстракорпоральное оплодотворение»».
Раздаточный материал: папки с заданиями к семинару (схемы, таблицы, биологический диктант, тесты) и инструктивной картой к лабораторной работе.
Литература: В.Н. Ярыгин «Биология», издательство Москва, «Медицина», 1987 г., И.П.Карузина «Биология», изд-во Москва, «Медицина», 1972 г., Д.К.Беляева, А.О.Резвинский «Общая биология», изд-во Москва, «Просвещение»,1993 г., «Общая биология» под редакцией А.О.Рувинского, Москва, «Просвещение», 1993 г., И.Н. Пименова, А.В.Пименов «Лекции по общей биологии», Саратов, АОА «Издательство «Лицей», 2003
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - 2 минуты
-
ФОРМУЛИРОВКА И МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ, ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - 5 минут
-
ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ - 10 минут
-
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - 15 минут
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОБОЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - 50 минут
-
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ - 2 минут
-
ЗАДАНИЕ НА ДОМ - 1 минут
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ С МЕТОДИЧЕСКИМ
ОБОСНОВАНИЕМ
Организация лекционного занятия включает проверку внешнего вида студентов (наличие халатов, сменной обуви). Проверятся оснащённость кабинета к проведению занятия - наличие таблиц, плакатов, лабораторного оборудования, технических средств. Преподаватель заполняет журнал, отмечает отсутствующих студентов. Далее преподаватель предлагает посмотреть на слайд презентации с изображением разнообразных животных и растительных клеток, предлагает посмотреть на клетки хрящевой ткани, выведенные через камеру на экран телевизора и подводит студентов к формулированию темы семинарского занятия. Далее озвучиваются цели и задачи семинара, знания и умения, которые должен показать студент, мотивация.
Далее в ходе семинара проверяются знания студентов путем фронтального опроса, индивидуальных ответов, путем выполнения заданий, представленных в раздаточном материале: заполнение схемы «Формы жизни», заполните таблицу, используя знаки + (плюс) и - (минус): «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот», написания биологического диктанта, выполнения тестовых заданий по вариантам (1 и 2).
Студенты отвечают на вопросы семинара:
-
Кем и когда была сформулирована клеточная теория. Каковы основные положения этой теории? Каково ее значение?
-
Почему клетка является основной единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов?
-
О чем свидетельствует то обстоятельство, что все клетки имеют сходное строение?
-
Объясните, почему плазматические мембраны обладают избирательной проницаемостью?
-
Какое значение имеет натрий-калиевый насос? Охарактеризуйте работу натрий-калиевого насоса.
-
На чем основано действие солевого слабительного, гипертонических повязок?
-
Что общего в строении митохондрий, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, пластид, ядерной оболочки?
-
Чем характеризуется строение и функции комплекса Гольджи? С какой органеллой клетки тесно связан комплекс Гольджи?
Формулировка проблемных вопросов:
-
Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, гипофиз, слюнные железы). Митохондрий в этих же клетках значительно меньше. Объясните эти факты с точки зрения функций, выполняемых данными органеллами?
-
Какова роль ядра в клетке? Какие структуры обусловливают его функции?
-
Назовите органоиды клетки, с которыми связан биосинтез белков? Каковы их функции?
-
В клетках различных органов суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени - 18,4%, в поджелудочной железе - 7,9%, в сердце - 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках?
Проводится игра «Ассоциация» и лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз
в клетках эпидермиса лука».
Студенты выступают с подготовленными сообщениями: «Использование солевых повязок»,
«Солевые слабительные», «Стволовые клетки», «На научной волне», «Что такое наномедицина».
Расширяются у углубляются знания студентов по теме путем просмотра фрагментов видеофильмов: «Методы изучения клетки, «Стволовые клетки», «ЭКО».
Студенты приносят на семинар для проверки тетрадь на печатной основе по теме «Цитология».
В конце подводится итог занятия, озвучиваются оценки, дается задание к следующему семинару.
Задание на дом: подготовиться к семинарскому занятию № 2 «Размножение, как одно из универсальных свойств живого. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Строение половых клеток»; использовать справочные материалы «Биология в таблицах», учебник по биологии под редакцией Ярыгина стр.92 - 107, 111 -117, интернет ресурсы.