• Преподавателю
  • Биология
  • План семинарского занятия по биологии на тему Клетка - наименьшая структурно-функциональная единица живого

План семинарского занятия по биологии на тему Клетка - наименьшая структурно-функциональная единица живого

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методическая карта (план) занятия № 1

Предмет Биология Группа 611,612,613,614.

Тема занятия «Клетка - наименьшая структурно-функциональная и генетическая единица живого».

Вид занятия: открытое семинарское занятие в 611 группе (I п/группа)

Цель занятия:

1.Систематизировать, обобщить, закрепить, углубить знания студентов по данной теме;

2. Активизировать мыслительную деятельность студентов;

4.Содействовать формированию осознанного представления единства всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории;

5.Формировать умения обосновывать место и роль биологических знаний в развитии современных технологий.

5. Показать практическое значение изучаемой темы для практической медицины и формировании научного мировоззрения.

Задачи:

  1. Закрепить знания о современных положениях клеточной теории, методах изучения клетки, строении и функции органоидов клетки.

  2. Закрепить знания о транспорте веществ в клетке.

  3. Закрепить навыки работы с микроскопом.

  4. Добиться усвоения студентами понятий плазмолиза, деплазмолиза.

  5. Применять знания по теме клетка для доказательств уникальной ценности жизни и в других аспектах современной жизни.

  6. Способствовать развитию аналитических действий: умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

  7. Мотивировать учащихся к творческому поиску интересной информации, анализировать её.

  8. Продолжить воспитание мотивов учения, стремления к получению новых знаний, развитие коммуникативных способностей студентов, формировать устойчивый интерес к предмету.

Студент должен:

Уметь:

1.Узнавать и показывать органоиды клетки и их структуры на таблице и рисунках.
2. Сравнивать прокариотическую и и эукариотическую клетки.
3. Готовить микропрепарат клетки кожицы лука и рассматривать его под микроскопом.
4. Объяснять причину плазмолиза и деплазмолиза.
5. Охарактеризовать работу натрий-калиевого насоса.
6. Отвечать на вопросы тестовых заданий.

Знать:

1.Строение микроскопа.
2. Методы исследования клетки.
3. Органоиды клетки: двумембранные, одномембранные и немембранного строения, а также их функции.
4. Строение и функции плазматической мембраны, цитоплазмы.
5. Сравнительную характеристику строения клеток эукариот.
6. Транспорт веществ в клетке. Виды активного и пассивного транспорта.
7. Биологические термины по данной теме.

Межпредметные связи физика, анатомия, ботаника, сестринское дело, фармакология



Обеспечение занятия


Наглядные пособия: модели клетки и органоидов, портреты ученых - основоположников цитологии, стенгазеты, выполненные студентами «Это интересно», «На научной волне».

Эпиграфы: «Малы размеры клетки,
Но нет важней другого:
Ведь в ней - то и заключены
Все принципы живого»

«Клетка - это своего рода атом в биологии».

Английский биофизик и биохимик

Джон Кендрю.

Плакаты:

«Будущее медицины - это медицина на молекулярном уровне!»

«Нанотехнологии наряду с биотехнологиями - фундамент НТР в 21 веке».

Технические средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийная установка, большой световой микроскоп - демонстрационный; телевизор, микропрепараты животных клеток.

оборудование к лабораторной работе: микроскопы, луковица, предметные стекла, пипетка, пинцет, гипертонический раствор NaCl, вода, йод;

фрагменты видеофильмов: «Методы исследования клетки», «Стволовые клетки», «Экстракорпоральное оплодотворение»».

Раздаточный материал: папки с заданиями к семинару (схемы, таблицы, биологический диктант, тесты) и инструктивной картой к лабораторной работе.

Литература: В.Н. Ярыгин «Биология», издательство Москва, «Медицина», 1987 г., И.П.Карузина «Биология», изд-во Москва, «Медицина», 1972 г., Д.К.Беляева, А.О.Резвинский «Общая биология», изд-во Москва, «Просвещение»,1993 г., «Общая биология» под редакцией А.О.Рувинского, Москва, «Просвещение», 1993 г., И.Н. Пименова, А.В.Пименов «Лекции по общей биологии», Саратов, АОА «Издательство «Лицей», 2003


ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - 2 минуты

  2. ФОРМУЛИРОВКА И МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ, ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - 5 минут

  3. ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ - 10 минут

  4. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - 15 минут

  5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОБОЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - 50 минут

  6. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ - 2 минут

  7. ЗАДАНИЕ НА ДОМ - 1 минут


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ С МЕТОДИЧЕСКИМ

ОБОСНОВАНИЕМ

Организация лекционного занятия включает проверку внешнего вида студентов (наличие халатов, сменной обуви). Проверятся оснащённость кабинета к проведению занятия - наличие таблиц, плакатов, лабораторного оборудования, технических средств. Преподаватель заполняет журнал, отмечает отсутствующих студентов. Далее преподаватель предлагает посмотреть на слайд презентации с изображением разнообразных животных и растительных клеток, предлагает посмотреть на клетки хрящевой ткани, выведенные через камеру на экран телевизора и подводит студентов к формулированию темы семинарского занятия. Далее озвучиваются цели и задачи семинара, знания и умения, которые должен показать студент, мотивация.

Далее в ходе семинара проверяются знания студентов путем фронтального опроса, индивидуальных ответов, путем выполнения заданий, представленных в раздаточном материале: заполнение схемы «Формы жизни», заполните таблицу, используя знаки + (плюс) и - (минус): «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот», написания биологического диктанта, выполнения тестовых заданий по вариантам (1 и 2).

Студенты отвечают на вопросы семинара:

  1. Кем и когда была сформулирована клеточная теория. Каковы основные положения этой теории? Каково ее значение?

  2. Почему клетка является основной единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов?

  3. О чем свидетельствует то обстоятельство, что все клетки имеют сходное строение?

  4. Объясните, почему плазматические мембраны обладают избирательной проницаемостью?

  5. Какое значение имеет натрий-калиевый насос? Охарактеризуйте работу натрий-калиевого насоса.

  6. На чем основано действие солевого слабительного, гипертонических повязок?

  7. Что общего в строении митохондрий, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, пластид, ядерной оболочки?

  8. Чем характеризуется строение и функции комплекса Гольджи? С какой органеллой клетки тесно связан комплекс Гольджи?

Формулировка проблемных вопросов:

  1. Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, гипофиз, слюнные железы). Митохондрий в этих же клетках значительно меньше. Объясните эти факты с точки зрения функций, выполняемых данными органеллами?

  2. Какова роль ядра в клетке? Какие структуры обусловливают его функции?

  3. Назовите органоиды клетки, с которыми связан биосинтез белков? Каковы их функции?

  4. В клетках различных органов суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени - 18,4%, в поджелудочной железе - 7,9%, в сердце - 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках?

Проводится игра «Ассоциация» и лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз

в клетках эпидермиса лука».

Студенты выступают с подготовленными сообщениями: «Использование солевых повязок»,

«Солевые слабительные», «Стволовые клетки», «На научной волне», «Что такое наномедицина».

Расширяются у углубляются знания студентов по теме путем просмотра фрагментов видеофильмов: «Методы изучения клетки, «Стволовые клетки», «ЭКО».

Студенты приносят на семинар для проверки тетрадь на печатной основе по теме «Цитология».

В конце подводится итог занятия, озвучиваются оценки, дается задание к следующему семинару.

Задание на дом: подготовиться к семинарскому занятию № 2 «Размножение, как одно из универсальных свойств живого. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Строение половых клеток»; использовать справочные материалы «Биология в таблицах», учебник по биологии под редакцией Ярыгина стр.92 - 107, 111 -117, интернет ресурсы.


© 2010-2022