• Преподавателю
  • Биология
  • Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальной, академической, творческой одарённостей на уроках биологии и во внеурочное время»

Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальной, академической, творческой одарённостей на уроках биологии и во внеурочное время»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня   представляется вашему вниманию опыт работы по теме: « Развитие  интеллектуальной, академической, творческой одарённостей на уроках биологии и во внеурочное время». Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей,  является одной из приоритетных задач современного образования.  Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет в...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня представляется вашему вниманию опыт работы по теме:

« Развитие интеллектуальной, академической, творческой одарённостей на уроках биологии и во внеурочное время».

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного образования.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Поскольку основным видом деятельности детей в школе является учебная, особое внимание при обучении уделяется развитию интеллектуальной, академической и творческой одарённостей.

В условиях классно-урочной системы, учитель ориентируется, прежде всего, на среднего ученика, а одарённому школьнику уделяется мало внимания: его способности в лучшем случае эксплуатируются, в худшем подавляются.

Проблема заключается в поиске путей и способов развития детской одарённости на уроке и во внеурочное время.

Результатом поиска решения этой проблемы стал педагогический замысел организации дифференцированного обучения детей на основе специально выстроенных стратегий, как средства повышения качества знаний и развития одаренности детей.

Я предположила, если организовать обучение школьников биологии на уроке и во внеурочное время на основе групповых образовательных стратегий, с учетом их интересов и индивидуальной одарённости, то реализация этих стратегий позволит не только повысить уровень усвоения знаний, но и обеспечит развитие интеллектуальной, академической и творческой одарённостей.

Исходя из этого, я поставила цель обеспечить качество знаний и оптимальное развитие интеллектуальной, академической и творческой одарённостей школьников.

Для этого определила.

Задачи исследования:

  1. На раннем этапе обучения биологии (7 класс) выявить потенциально одарённых учащихся, имеющих интерес к изучению биологии, и объединить их в группы с учётом направленности их одарённости;

  2. Разработать под каждую из выделенных групп, стратегию их обучения и развития одарённости, входящих в них учащихся;

  3. Разработать модель развивающего урока биологии, способствующего развитию одарённости школьников;

  4. Проверить эффективность дифференцированной работы с учащимися на уроках и во внеурочное время на основе выстроенных стратегий.

Результаты психолого-педагогической диагностики, а также наблюдения за познавательной активностью, индивидуальными особенностями восприятия учебного материала и учебной деятельности учащихся позволили разделить их на 3 группы в зависимости от индивидуальных особенностей одарённости.

К первой группе (интеллектуальная одарённость) были отнесены учащиеся 7 класса, которых отличали повышенная любознательность, исключительная сообразительность и оперативность мыслительных процессов. Этих детей характеризовали острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях.

Во вторую группу (академическая одарённость) вошли учащиеся с ярко выраженным интересом к предмету. Их отличали способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям.

К третьей группе (творческая одарённость) были отнесены учащиеся, умеющие переструктурировать информацию. Их отличали пытливость ума и дотошность в получении сведений, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи.

Для всех групп детей важно развитие практического и теоретического мышления, приобретение глубоких знаний и формирование умений применять их на практике практике.

Главной стратегической линией работы с учащимися первой группы предполагалось развитие мыслительных процессов учащихся, формирование навыков решения практических задач.

В обучении детей, объединённых во вторую группу, планировалось при развитии логического мышления сделать акценты на формирование навыков отбора информации и работы с ней.

При работе с третьей группой много внимания уделялось развитию креативного мышления учащихся и формирование навыков исследовательской работы.

В своей работе я использовала идеи развивающего обучения Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В Давыдова: а именно опережающее развитие при обучении, идея субъектности обучения, особая организация учебной деятельности учащихся, развитие теоретического мышления школьников и формирование познавательного интереса как главного средства мотивации учащихся.

Реализация намеченных стратегий достигалась комплексно по двум направлениям: на уроке и во внеурочное время.

Стратегическая линия первой группы определила следующие методические формы и приемы работы с учащимися:

  1. на уроке:

  • выполнение заданий на развитие мыслительных процессов. Например: Что будет, если все станут выше ростом? Почему опасна примесь угарного газа в воздухе? Почему при появлении насморка меняется голос?

  • Задания на составление умозаключения на основе предложенных суждений. Например: дайте определение. Что такое метаболизм? Используя понятия катаболизм, анаболизм.

  • назначение на роль аналитика при организации ролевых игр на уроке.

  • Выполнение индивидуальных заданий с практической направленностью. Например: Определение типов кожи на разных участках лица.

  1. во внеурочное время:

  • выполнение индивидуальных проблемных заданий на групповых занятиях;

  • привлечение учащихся к социальным акциям и проектам, например, к акции «Зеленый подарок школе». В 2004 году ученицей 7го класса был выполнен проект «Озеленение фасада школы». См. приложение № 5

Стратегическая линия второй группы включала следующие методические формы и приемы работы с учащимися:

  1. на уроке:

  • выполнение заданий на развитие логического мышления, на систематизацию и обобщение. Например: заполните таблицу «Особенности строения птиц в связи с различным образом жизни»

  • выполнение опережающих заданий по подбору и анализу информации, на составление тестов разных уровней, заданий на комбинаторику. Например, составление кроссвордов, текстов с ошибками, других заданий проблемного характера.

  1. во внеурочное время:

  • разбор олимпиадных заданий;

  • выполнение проектов по составлению сборников олимпиадных заданий, по написанию сценариев интеллектуальных игр.

Стратегическая линия третьей группы предполагала

1 . на уроке:

  • выполнение заданий творческого характера. Например: определить правила о профилактических мерах против развития кариеса.

  • проведение экспериментов. Например: определение степени утомления при статистической работе.

  • выполнение индивидуальных заданий опережающего характера.

2.во внеурочное время:

  • формирование навыков исследовательской работы на групповых занятиях. См. приложение № 4, программа спецкурса «Ученик как исследователь»;

  • выполнение исследовательских проектов.

В ходе решения поставленных задач нами была разработана модель развивающего урока биологии, позволяющая не только успешно обучать и развивать учащихся на уроке, но и учитывать особенности работы с одарёнными детьми.

Модель представлена в виде зелёного листа, символизирующего жизнь на земле. Стержнем урока, его основой является экологическое воспитание учащихся, направленное на установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле. На модели это отражено в виде черешка листа, соединяющего лист с растением.

Урок начинается с мотивации и целеполагания учащихся, при этом школьники сами определяют задачи урока, на которые выходят в результате анализа заданной учителем проблемы.

В основе урока - организация деятельности учащихся, которая отражена на модели в виде жилок листа. Ответвления от главной жилы листа показывают условия для успешной деятельности учащихся на уроке: сотрудничество и самостоятельность, дифференциация и индивидуализация, творчество и эксперимент, а также разнообразие форм и приёмов работы.

Заканчивается урок организацией рефлексии, которая предполагает анализ деятельности учащихся на уроке и анализ изученного с позиций практической направленности.

Данная модель может быть использована на уроках в 7- 9 классах, но в 8-м, а затем в 9-м классе процесс обучения усложняется:

  • задача формирования любви и бережного отношения к природе усложняется пониманием взаимосвязи человека с окружающим миром, осознанием его частицей природы;

  • расширяется и углубляется самостоятельность учащихся;

  • усиливается дифференциация и индивидуализация обучения;

  • усложняется экспериментальная и проектная деятельность учащихся;

  • в 9-м классе модель может быть применена не к отдельному уроку, а к блоку уроков.

В качестве критериев оценки эффективности проведённой работы были приняты:

  1. уровень овладения знаниями по биологии (распознавание, запоминание, понимание, применение, перенос и оценка знаний);

  2. уровень развития мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, систематизация и обобщение);

  3. развитие общекультурного кругозора (эрудированность, познавательный интерес, деятельность по самообразованию);

  4. формирование навыков проектной и исследовательской деятельности.

  5. качество результатов участия школьников в олимпиадах разного уровня.

Результаты

Эффективность проводимой нами в течение 3х лет работы подтверждается следующими результатами:

1. Высокий уровень владения знаниями учащихся, посещающих факультативные занятия. Большинство учащихся к 9 классу достигают IV и V уровня владения знаниями, т.е умеют комбинировать усвоенные элементы учебной информации и способы деятельности с целью получения целого, обладающего новизной. Умеют переносить ЗУН в новые условия. Умеют выполнять задания творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур; умеют решать практические проблемы, проводить учебное исследование. Умеют оценивать значение или логику построения учебного материала, соответствие выводов содержанию учебной информации, значимость результатов учения (своего и товарищей) на основе предложенных учителем или самостоятельно выделенных ясно очерченных критериев (см. Приложение 1).

2. Наблюдается положительная динамика в развитии мыслительной деятельности учащихся. Самый большой рост показателей мыслительной деятельности наблюдается у учащихся

Храмцова Полина с 60% до 90%,

Сарычева Галина с 50% до 90%

Гайценрейдер Анастасия с 60% до 90% (см. Приложение 2)

3.Наблюдается положительное развитие общекультурного кругозора у большинства учащихся, а именно по таким показателям как эрудированность, выросла с 3 до 4 баллов, познавательный интерес с 4 до 5 баллов. Деятельность по самообразованию больше всех повысилась с 3 до 5баллов у Храмцовой Полины, Сарычевой Галины, Петренко Оксаны.

( см. Приложение 3)

4.Анализ проектных и исследовательских работ, выполненных учащимися за три года, показал:

- рост уровня сформированности исследовательских навыков (социальный опрос, эксперимент, анализ статистических данных и т.д.)

- усложнение выполняемых работ (по объему, охвату информации, по оформлению).

- наблюдается повышение уровня экологической воспитанности учащихся, что проявляется в осознанном подходе к рассматриваемой в проектах экологической проблеме, в понимании учениками своей причастности к ним и ответственности за их решение.

Работа на основе разработанных мною образовательных стратегий позволила стимулировать проявление и развитие одаренности у выделенных нами учащихся и помогла им определиться с профессиональными предпочтениями. Практическая направленность обучения способствовала формированию у школьников таких ценностных ориентиров как Человек и Природа и экологическому воспитанию учащихся.

Это подтверждается высокими результатами участия в олимпиадах разного уровня и сдачи ЕГЭ. В 2005-2006 учебном году мои ученики стали победителями районной олимпиады и призерами зональной.

На районной олимпиаде Храмцова Полина заняла - 1 место, на зональной- 2 место, Сарычева Галина- 3место на районной олимпиаде, среди 9-х классов. В 2006 - 2007 учебном году Сарычева Галина - 3место на районной олимпиаде среди 10-х классов. Храмцова Полина поступила в гимназию при ТГУ на научно - естественный факультет. Ежегодное участие в школьной научной конференции по темам: « Курение в подростковом возрасте»

« Гигиена зрения. Пособие для учащихся», «Влияние сотовых телефонов на организм человека», « психологические проблемы подросткового возраста», « механизмы памяти».

Использование описанных выше форм, приемов и методов работы позволило моим ученикам успешно сдать ЕГЭ с показателями выше Российских в 2003-2004 учебном году.


6

© 2010-2022