Авторская программа курса Школа здоровья

Программа  курса разработана для внеклассной работы по биологии с целью организации исследований здоровьесберегающей направленности; создания условий для развития самостоятельной  активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе; создания школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей, поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению и преумножению; формирования навыков здорового образа жизни, воспитания культуры зд...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

факультативного исследовательского курса по биологии

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»






Составитель:

учитель биологии МОУ

«Камызякская средняя общеобразовательная школа №4»

Лемякина Е.П.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана для внеклассной работы по биологии с целью организации исследований здоровьесберегающей направленности; создания условий для развития самостоятельной активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе; создания школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей, поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению и преумножению; формирования навыков здорового образа жизни, воспитания культуры здоровья.

Программа рассчитана на 68 часов. Курс предусматривает 22 практические работы, которые позволят осуществить мониторинг здоровья школьников, и будут способствовать выработке навыков наблюдения, изучения и охраны своего здоровья.

Благодаря данному курсу учащиеся узнают много полезной интересной информации о строении и функциях организма, методах его изучения и поддержания его работоспособности. Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.

В результате изучения курса должны

Знать:

  • строение организма человека и методику изучения его жизнедеятельности;

  • основы информационной грамотности в области здоровьясбережения.

Уметь:

  • объяснять взаимосвязи строения органов и их функций;

  • необходимость защиты и сохранения здоровья;

  • составлять анкеты и проводить их статистическую обработку;

  • проводить самостоятельный поиск и обработку информации из различных источников;

  • анализировать и оценивать последствия влияния негативных факторов на организм.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний;

  • Оказания первой медицинской помощи;

  • Создания благоприятной окружающей среды.

  • Приобретения коммуникативной компетентности и гражданской грамотности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Тема 1: Введение

3

Тема 2: Работоспособность школьника

8

Тема 3: Питание и здоровье

12

Тема 4: Движение и здоровье

6

Тема 5: Зрение и здоровье

8

Тема 6: Влияние алкоголя и наркотиков на здоровье

12

Тема 7: Патронирование школьников со стороны социума

10

Тема 8: Профилактика инфекционных заболеваний

9

ВСЕГО:

68




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1: Введение (3 ч.)

Цели и задачи курса. Определение здоровья человека как основной ценности. Методы подготовки и организации исследовательской работы. Анкетирование и составление диаграмм. Необходимость мониторинга состояния здоровья школьников и информационно-просветительской деятельности. Организация диагностики и самодиагностики интересов учащихся в области здоровьясбережения.


Основные понятия: Банк информационных материалов, анкета, виды диаграмм, социологическая обработка анкеты, проектная деятельность.


Демонстрация разных видов анкет, круговых, столбцовых и других диаграмм, буклетов, постеров.


Практические работы:

  • методы проведения исследований по состоянию здоровья школьников;

  • сбор и обработка статистических данных.


Тема 2: Работоспособность школьника (8 ч.)

Значение режима дня и работоспособность школьника. Физиологические основы режима дня. Режим - понятие из взрослой жизни, рациональное распреде­ление времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня - обеспечение высокой работоспособности на протяже­нии всего периода бодрствования. Построение режима дня на основе биологического ритма функционирования организма.


Основные понятия: биологические ритмы, режим дня, работоспособность.


Демонстрация различных вариантов изучения и составления режима дня.


Практические работы:

  • методика составления режима дня;

  • изучение выполнения режима дня среди учащихся 6 -7 классов;

  • составление статистического отчета.




Тема 3. Питание и здоровье (12 ч.)

Питание - основа жизни человека. Основа питания - обмен веществ в организме. Питание и ферментативный характер расщепления. Пищевые продукты и питательные вещества. Продукты потребительской корзины. Пищевые добавки и энергетические напитки. Болезни органов пищеварения и их профилактика.


Основные понятия: обмен веществ, потребительская корзина школьника, меню школьника.


Демонстрация опытов, демонстрирующих ферментативный характер расщепления.


Практические работы:

  • ферментативный характер расщепления;

  • изучение потребительской корзины школьника среди учащихся 8 классов;

  • составление анкеты «Правильное питание»;

  • обработка статистических данных;

  • составление статистического отчета о состоянии заболевания органов пищеварения среди учащихся 8 классов;

  • составление буклета

Тема 4: Движение и здоровье (6 ч.)

Значение физической активности для здоровья человека. Определение понятия «Уровень физиологической активности». Двигательная активность. Тренированность организма.


Основные понятия: УФС, тренированность, объем и сила мышц

Демонстрация сравнительной утомляемости мышц.


Практические работы:

  • изучение двигательной активности среди учащихся 9 классов;

  • составление анкеты для изучения УФС среди учащихся 9 классов;

  • составление постера и буклетов.


Тема 5: Зрение и здоровье (8 ч.)

Строение органов зрения. Значение органов зрения для человека. Заболевания органов зрения. Дефекты и эффекты зрения. Профилактика болезней органов зрения.


Основные понятия: структуры глаза, дефекты зрения, эффекты зрения.


Демонстрация презентации «Зрение и здоровье».


Практические работы:

  • строение органов зрения;

  • изучение заболеваемости органов зрения среди учащихся 10 классов.



Тема 6: Влияние алкоголя и наркотиков на здоровье (12 ч.)

Физиологическое воздействие алкалоидов на организм. История знакомства человека с алкогольными веществами. Потребление алкоголя и национальная безопасность. Алкогольная смертность в России. Причины повышенной смертности среди трудоспособного населения Камызякского района. Подростковая среда и алкоголь. Пиво - напиток алкогольный или безалкогольный? Алкоголь и семья. Алкоголь и насилие. Излечима ли наркомания? Мифы о неизлечимости алкоголизма и наркомании.


Основные понятия: виды алкалоидов, рождаемость и смертность, «Русский крест», антиалкогольные акции.


Демонстрация презентаций «Русский крест», «Бросить пить!», буклетов, листовок.


Практические работы:

  • изучение социологических данных по России «Алкогольная смертность»;

  • изучение статистических данных по Камызякскому району «Алкогольная смертность среди трудоспособного населения».



Тема 7: Патронирование школьников со стороны социума (10 ч.)

Стрессоустойчивость школьника. Причины сбоя адаптационных механизмов. Причины зависимости: музыкальной, компьютерной и др. Социум как ближайшее окружение школьника. Неблагополучные семьи. Влияние семьи на адаптационные способности ребенка. Коррекция сбоя адаптационных механизмов.

Основные понятия: стресс, социум, адаптация, зависимость.


Демонстрация презентаций и видеофильмов.


Практические работы:

  • изучение причин сбоя адаптационных механизмов;

  • изучение причин зависимости: музыкальной, компьютерной и др.;

  • составление презентации и постера.

Тема 8: Профилактика инфекционных заболеваний (9 ч.)

Цели и задачи профилактической работы. Инфекционные заболевания и их классификация. Бактериальные и вирусные заболевания. Профилактика гриппа, скарлатины, коревой краснухи, гепатита и др. Профилактика СПИДа.


Основные понятия: вирус, бактерия, фермент, обратная транскриптаза, профилактика.


Демонстрация презентаций, видеофильмов, таблиц, схем строения.


Практические работы:

  • составление постера и буклета.



Авторская программа курса Школа здоровья

Авторская программа курса Школа здоровья

Авторская программа курса Школа здоровья

Авторская программа курса Школа здоровья

Авторская программа курса Школа здоровья

Список литературы

  1. Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранитьз доровье «Факультет здоровья». М.:Знание,1986.-№5.

  2. Громбах СМ. Вопросы медицины в трудах Ломоносова.-М.,1961.

  3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.-М.:Просвещение, 2003.

  4. Лыков В.М. До вызова "Скорой" // Факультет здоровья.-
    М.:Знание,1986.-№11.

  5. Матье Люсьен. Сбережем землю.-М.:Прогресс,1985.

  6. «Человек» Методические рекомендации для учителей биологии,Самара 1996 г.

  7. И.Д.Артаков «Иллюзии зрения»: изд. «Наука» ,Москва 1998..

  8. Саркисов-Серазини И.М. Путь к здоровью, силе и долгой
    жизни.-М., 1999.

  9. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. Бомбы замедленного дей­ствия на нашей планете.-М.:Мысль,1990.

  10. Шицкова А.П., Новиков Ю.В. Гармония или трагедия? Науч­но-технический прогресс, природа и человек.-М.:Наука, 2001.


19


© 2010-2022