Методическая разработка по экологии Поможем природе

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Экологическая конференция

«Поможем природе»






2


Цель: ознакомление учащихся с экологическими проблемами и поиск путей их решения.

Задачи: 1. Выявить и охарактеризовать экологические проблемы локального, регионального и мирового масштабов.

2. Найти пути решения проблем локального характера.

Подготовительный этап:

  1. Изготовление флага «Земля в нашем воображении».

  2. Поделки из природного материала.

  3. Поделки из бытовых отходов.

  4. Проекты «Экологическое озеленение нашего села».

  5. Рисунки «Антиреклама курения».

Оформление:

  1. Музыкальное оформление «пение птиц».

  2. Стенды с проектами и рисунками.

  3. Выставка поделок.

  4. Красная Книга Удмуртии.

  5. Флаг, эмблема.

Ход конференции.

Ученик читает стихотворение Р. Рождественского.

Кромсаем лёд,

Меняем рек течение,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощение

У этих рек,

Барханов

И болот,

У самого гигантского восхода,

3

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом

Думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды…

Всё меньше - окружающей природы…

Всё больше - окружающей среды.

Учитель: Вот яблоко. Представьте, что это планета Земля. Давайте разрежем его на 4 части, три этих четвертинки - вода. И только одна четвертинка - это суша. Половина этой суши - горы, на которых человек не может жить. 1/3 четвертинки - это пустыни, болота и лишь ¼ часть четвертинки - это земля, где что-то может вырасти (показать на яблоке). Что же происходит с каждой частью нашей планеты? Как ей помочь?

Члены экологического кружка представляют свой флаг.

Учитель: Флаг состоит из нескольких частей выполненных каждым и объединённых вместе в один большой флаг, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли. Очень хочется, чтобы наша планета была также сказочно красива. В этом флаге всё богатство нашего воображения. А что именно нарисовано, хотелось бы узнать лично от вас (учащиеся объясняют свои рисунки).

Проблема первая. Учитель продолжает свою речь. И так, мы поднимаем первую проблему. Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить наши дети?

4

(Учащиеся выходят с табличками и объясняют их содержание)

Ученик: 5 млрд. тонн СО2 выделяется в атмосферу за один год, результат - изменение климата, появление озоновых дыр в озоновом слое.

Ученик: 1 тонна мусора в год приходится на каждого из жителей нашей планеты. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (5642 м.)

Ученик: Последствия: свалки не только уродуют природу, но и представляют угрозу для здоровья людей. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют воздух. Дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов; это приводит к загрязнению и заражению открытых водоёмов и грунтовых вод.

Учитель: Что мы сможем сделать при решении данной проблемы? (Заслушиваются предложения ребят:

  1. Бытовым отходам давать вторую жизнь (поделки и т.д.)

  2. Не мусорить в общественных местах.

  3. Не только не мусорить самим, но и показывать пример младшим.

  4. Очищать от мусора природные объекты.).

Учитель: Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры - это важное природоохранное мероприятие? (ответы ребят).

Проблема вторая. Учитель: В наше время усиленно идёт «облысение» планеты. За последние 25 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

(Учащиеся выходят с табличками и объясняют их содержание)

Ученик: 11,3 млн. га - в середине 80-х годах 20-го века ежегодно уничтожалось столько леса.

5

Ученик: 16,8 млн. га. - в 90-х годах 20-го века уничтожалось леса.

Ученик: Последствия: из-за вырубки тропических лесов в бассейне Амазонки температура воздуха возросла на 2,5 - 3,5 С0, на 26%

уменьшилось количество осадков; в Китае в бассейне реки Янцзы было сведено 85% лесов, что привело к 1998 году к наводнению невиданной

разрушительной силы; плодородные участки почвы превращаются в пустыни; погибают животные, населявшие уничтоженные леса.

Учитель: Какая может быть наша помощь при решении данной проблемы

(учитель вместе с учащимися предлагают решения:

  1. Сохранить то, что имеем.

  2. Посадка деревьев, кустарников (в прошлом году мы посадили более 100 сосенок для укрепления берега пруда, оврага, карьера; ежегодно выпускники нашей школы высаживают деревья на территории школы).

Учитель: Давайте обратим внимание на стенд, где представлены проекты выполненные учащимися 7 класса и их же работы по антирекламе курения. В чём связь табакокурения и природы? (ребята отвечают на вопрос).

Проблема третья. Учитель: перейдем к обсуждению влияния человека на биологическое разнообразие планеты. В среднем ежедневно с лица нашей планеты исчезает один вид растений. Это ведет к исчезновению десятков и сотен видов низших животных, связанных с ними в процессе питания. Попросим выступить зоолога.

Ученик: с 1600 года исчезло навсегда с планеты 63 вида млекопитающих и 74 вида птиц.

Ученик: в числе исчезнувших видов - дикий бык тур, лошадь тарпан, сумчатый волк, морская корова, европейский ибис, дронт. Недавно были опубликованы данные о количестве исчезающих видов позвоночных животных в разных странах. Этот список возглавляет США - 281 вид, за

6

ними следует Индонезия - 242 вида, Бразилия - 167 видов, Китай - 153 вида, Индия - 137 видов, в России 59 видов в Германии 11 видов.

Учитель: а теперь слово ботанику.

Ученик: в целом по миру к числу исчезающих растений относится каждый десятый вид. В США под угрозой исчезновения находится 1875 видов, в Индии - 1256 видов, в Бразилии -483, в России- 12, в Германии флора

охраняется хорошо, в списке указано всего 16 видов, которым грозит уничтожение.

Учитель: итак, что же необходимо делать, чтобы списки, представленные нам юными зоологом и ботаником не увеличивались, а уменьшались? (учитель вместе с учащимися предлагают решения:

  1. не срывать цветущие растения в большие букеты;

  2. охранять редкие виды растений;

  3. изготавливать кормушки и покармливать зимующих птиц;

  4. строить скворечники, привлекая птиц в наше село;

  5. не беспокоить диких животных, а если встретили раненного зверя или птицу, то окажем ему помощь.)

Учитель: ребята, а если вы в лесу, на лугу, около водоема нашли маленького птенца или детеныша зверя, что будете делать? (учащиеся отвечают).

Проблема четвертая. Учитель: а сейчас немного поговорим о воде. Гидросфера - водная оболочка земли, на 94 % представлена солеными водами океанов и морей. Из 6 % пресной воды, 5,8 %- подземные воды и вода, заключенная в ледниках. И лишь 0,2 % - это вода озер, рек, почвы и пары воды в атмосфере. Пресной воды не только мало, она еще легко загрязняется и становится непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности.

7

Ученик: (показывает табличку 10 тысяч) Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

Последствия: 1. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге, Каме - нельзя купаться.

2. В сибирских реках появились микроорганизмы, опасные для людей и животных.

3. Погибают некоторые виды организмов.

Чем мы можем помочь нашей воде? (предлагают учащиеся):

1) очистить водоемы от мусора

2) изучать состояние воды в наших водоемах и информировать об этом население села Мазунино и представителей администрации колхоза «Мазунинский» и сельского совета.

3) меньше использовать химикатов на своем огороде.

Заключение

Ученик: Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она - природа - была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечно и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него - все. А потому: не вреди! (Н.Ф.Реймерс)

Оставшись один в лесу, на реке, в поле, на лугу, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека - единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Подвести итоги по конкурсу поделок из бытовых отходов.


8

Список используемой литературы


1. Алексеев С.В.Экология 10 - 11классы. - Санкт-Петербург. : Смио Пресс, 1997. - с. 220

2. Ашихмина Т.Я. Экология родного края. - Киров. : Вятка, 1996. - с. 217

3. Кревер О.Н. Редкие и исчезающие виды. Как их сохранить? // Биология в школе.- 2005.- № 3. с.49-52.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Выбор пути в будущее. // Биология в школе.- 2003.- № 6. с.64-68.

5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Угроза живому на Земле. // Биология в школе.- 2003. - № 4. с.62-66.






Приложение

Методическая разработка по экологии Поможем природе











Изучение и охрана редких растений


Методическая разработка по экологии Поможем природе














Приложение



Методическая разработка по экологии Поможем природе













Укрепление берега пруда


Методическая разработка по экологии Поможем природе













Изготовление и развешивание искусственных гнездовий


© 2010-2022