Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Пояснительная записка.


Программа реализуется по учебнику И.Н.Пономаревой, Биология: 5 класс:- М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 год.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков). Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учѐтом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся

должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

- многообразие и эволюция органического мира;

- биологическая природа и социальная сущность человека;

- структурно-уровневая организация живой природы;

- ценностное и экокультурное отношение к природе;

- практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание положений Конституции РФ, Конституции РТ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

Предметные результаты освоения биологии

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание курса биологи

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). 5-й класс - 1 час в неделю (35 часов)

Основное место отводится изучению следующим темам:

Название темы

Количество часов

Тема 1. Биология - наука о живом мире

9

Тема 2. Многообразие живых организмов

10

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля

8

Тема 4. Человек на планете Земля

5

Промежуточная аттестация за год

1

Экскурсия № 2 «Многообразие живого мира»

1

Задания на лето

1

Всего

35

Содержание курса.

Тема 1. Биология - наука о живом мире (9 часов)

Наука о живой природе. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе - биология.

Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм - единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.

Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №1.

«Изучение устройства увеличительных приборов».

Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений».

Химический состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жини организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки - процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки - только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостного организма.

Тема 2. Многообразие живых организмов (10часов)

Царства живой природы. Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии - примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии - поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий - брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения. Флора - исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения - эукариоты, бактерии - прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений - спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

Животные. Фауна - совокупность всех видов животных. Особенности животных - гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения - грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов. Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы - дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.

Лишайники. Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники - показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе

и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2. Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов - обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы - пищевая цепь. Растения - производители органических веществ; животные - потребители органических веществ; грибы, бактерии - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество - совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде - на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий - скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3. Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. Построение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка.

Тема 4. Человек на планете Земля (5часов)

Как появился человек на Земле. Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа - неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы - необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека.

Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4. Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4.

Промежуточная аттестация за год (1 час)

Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Используемый учебно-методический комплект:

Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2012

Дополнительная литература:

  1. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс /В.И.Сонин - М: АРКТИ, 2002.

  2. Рассказ о Красной книге. К Н Благосклонов- М: Физкультура и спорт, 1984.

  3. Галушкова Н.И. Биология, Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику. В В.Пасечника - Волгоград: Учитель,2005.

  4. Беркинблит М.Б.,Чуб В.В. Биология. Экспериментальный учебник для учащихся 6 классов - М: МИРОС, 1992.

  5. Сухова Т.С. Тесты по биологии 6-11 классы: Учебно-методическое пособие - М.: Дрофа, 2001.

  6. Никишов А.И. Косорукова Л.С. Ботаника Дидактический материал - М: РАУБ - «Илекса»,1998.

Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru

novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm - общая характеристика природы России.

Форма проведения промежуточной аттестации обучающихся: контрольная работа

Лабораторных работ - 4

Экскурсий в природу - 2

Учебно-тематическое планирование по биологии . 5 класс.

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды

контроля

Планируемые результаты освоения материала

Дата

План

Дата

Факт

Тема 1. Биология - наука о живом мире (9 часов)

1

Наука о живой природе.

Знакомство с учебником, целями и задачами курса.

Человек и природа. Живые организмы - важная

часть природы. Зависимость жизни первобытных

людей от природы. Охота и собирательство. Начало

земледелия и скотоводства. Культурные растения и

домашние животные. Наука о живой природе -

биология

1

Формирования новых знаний и умений

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

2.09

2.09

2

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы.

Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание,

рост, развитие, размножение, раздражимость.

Организм - единица живой природы. Органы

организма, их функции. Согласованность работы

органов, обеспечивающая жизнедеятельность

организма как единого целого

1

Комбинированный

Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах

Индивидуальный опрос

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

9.09

9.09

3

Методы изучения природы. Использование биологических методов для

изучения любого живого объекта. Общие методы

изучения природы: наблюдение, описание,

измерение, эксперимент. Использование сравнения и

моделирования в лабораторных условиях

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях результатов исследования

Индивидуальный контроль

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение выполнять письменные задания

16.09

16.09

4

Экскурсия №1

«Методы изучения живых организмов»

1

Практикум

Изучать живые объекты по предложенному плану.

Индивидуальный контроль

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

23.09

23.09

5

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» Необходимость использования увеличительных

приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная,

микроскоп. . Правила работы с микроскопом

1

Комбинированный

Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Индивидуальный контроль

Регулятивные-целеполагание.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение.

30.09

30.09

6

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Ткани. Клеточное строение живых организмов.

Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли,

клеточная мембрана. Клеточная стенка у

растительных клеток. Назначение частей клетки.

Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их

функции

1

Комбинированный

Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям. Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.

Индивидуальный контроль

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем

7.10

7.10

7

Химический состав клетки

Химические вещества клетки: неорганические и

органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки,

углеводы, жиры, их значение для жизни организма

1

Комбинированный

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

14.10

14.10

8

Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в

жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение

1

Комбинированный

Рассматривание в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема).

Фронтальный опрос

Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Личностные- оценка усваиваемого содержания

21.10

21.10

9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология - наука о живом мире»

1

Повторения и обобщения знаний

Индивидуальная работа. Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся

Индивидуальный контроль

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Личностные- оценка усваиваемого содержания

28.10

28.11

Тема 2. Многообразие живых организмов (10 часов)

10

Царства живой природы.. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений

и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни:

их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний

1

Формирования новых знаний и умений

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение.

Личностные- оценка усваиваемого содержания

11.11

11.11

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

Комбинированный

Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности бактерий как прокариот.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

Логические- построение логической цепи рассуждений Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Личностные - ставить и формировать для себя новые задачи

18.11

18.11

12

Значение бактерий в природе и для человека. Бактерии. Многообразие бактерий.

Бактерии - возбудители заболеваний.

Меры профилактики заболеваний,

вызываемых бактериями. Роль бактерий в

природе и жизни человека

1

Комбинированный

Объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Делать выводы о значении бактерий

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. Личностные- оценка усваиваемого содержания

25.11

25.11

13

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» Многообразие растений.

Значение растений в природе и жизни человека

1

Комбинированный

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы о значении растений

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. Личностные- оценка усваиваемого содержания

2.12

2.12

14

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Строение животных.

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

1

Комбинированный

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных по рисункам учебника, описывать их. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. Личностные- оценка усваиваемого содержания

9.12

9.12

15

Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и

одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков

растений и животных. Строение тела гриба.

Грибница, образованная гифами. Питание грибов:

сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники.

Размножение спорами.

1

Комбинированный

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения

16.12

16.12

16

Многообразие и значение грибов.

Их роль в природе и жизни человека. Съедобные и

ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами

1

Комбинированный

Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Обсуждать правила сбора и использования грибов.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

23.12

23.12

17

Лишайники.

Внешнее и внутреннее строение,

питание размножение. Значение лишайников в

природе и жизни человека. Лишайники -

показатели чистоты воздуха.

1

Комбинированный

Выделять главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Коммуникативные-умение слушать и вступать в диалог

13.01

13.01

18

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Животные и растения, вредные для человека:

грызуны, насекомые, сорные растения. Живые

организмы, полезные для человека: лекарственные

растения и некоторые плесневые грибы; растения,

животные и грибы, используемые в пищу; жи-

вотные, уничтожающие вредителей лесного и

сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и

вредных видов в природе.

1

Комбинированный

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

Личностные- формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Коммуникативные- аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные - умение работать с разными источниками информации.

20.01

20.01

19

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов»

1

Повторения и обобщения знаний

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Фронтальный опрос, тематический контроль

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Личностные- оценка усваиваемого содержания

27.01

27.01

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

20

Среды жизни планеты Земля.

Многообразие условий обитания на планете. Среда

жизни организмов. Особенности водной,

почвенной, наземно-воздушной и организменной

сред. Примеры организмов - обитателей этих сред

1

Формирования новых знаний и умений

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника.

Фронтальный опрос

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

3.02

3.02

21

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе- экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

1

Комбинированный

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы.

Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов

природы.

Характеризовать роль человека в природе как антропогенного

фактора

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные- составление плана последовательности действий

Логические -выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

Личностные - оценка усваиваемого содержания

10.02

10.02

22

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность

организмов к условиям своего обитания. Примеры

приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и

аромата цветков, наличия соцветий у растений

1

Комбинированный

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов

Индивидуальный опрос

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

Личностные - оценка усваиваемого содержания

Познавательные- умение работать с разными источниками биологической информации

17.02

17.02

23

Природные сообщества.

Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии

1

Комбинированный

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в

природном сообществе. Характеризовать значение природного

сообщества для жизни его обитателей

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

Личностные- формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Коммуникативные- аргументировать и отстаивать своё мнение

24.02

24.02

24

Природные зоны России.

Понятие природной зоны. Различные типы

природных зон: влажный тропический лес, тайга,

тундра, широколиственный лес, степь. Природные

зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие

виды природных зон, требующие охраны

1

Комбинированный

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте,

приведенной в учебнике.Различать и объяснять

особенности животных разных природных зон. Приводить примеры

редких растений и животных, охраняемых государством

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

Личностные - оценка усваиваемого содержания

3.03

3.03

25

Жизнь организмов на разных материках.

Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной

Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

1

Комбинированный

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

10.03

10.03

26

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде - на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели

мелководий - скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикрепленные организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах

1

Комбинированный

Работать в паре - описывать разнообразие живого мира в морях и

океанах по рисункам учебника

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные- мотивация обучения

Познавательные- умение работать с разными источниками биологической информации

17.03

17.03

27

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля»

1

Повторения и обобщения знаний

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Тематический контроль

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Личностные- оценка усваиваемого содержания

7.04

7.04

Тема 4. Человек на планете Земля (5часов)

28

Как появился человек на Земле

Место человека в системе

органического мира. Природная и

социальная среда обитания человека.

Особенности поведения человека. Речь.

Мышление

1

Формирования новых знаний и умений

Описывать внешний вид раннего предка человека,сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Формулировать вывод о том, что современный человек появился

на Земле в результате длительного исторического развития

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Общеучебные-моделирование процессов и явлений.

Логические-сравнение и классификация объектов

Личностные- мотивация обучения

Познавательные- умение работать с разными источниками биологической информации

14.04

14.04

29

Как человек изменял природу.

Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы

1

Комбинированный

Работать в паре - анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия

человека наприроду

Индивидуальный опрос

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала

21.04

21.04

30

Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и

неживой природе. Причины исчезновения многих

видов животных и растений. Виды, находящиеся на

грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники,

Красная книга. Мероприятия по восстановлению

численности редких видов и природных сообществ

1

Комбинированный

Называть животных, истребленных человеком. Обсуждать

состояние редких видов животных, занесенных в Красную книгу.

Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов

животных.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

28.04

28.04

31

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности

человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты

бережного отношения к природе. Примеры

увеличения численности отдельных видов. Рас-

селение редких видов на новых территориях

1

Комбинированный

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми

организмами. Приводить примеры заботливого отношения к

растениям и животным

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Регулятивные - делать выводы и заключения

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

5.05

5.05

32

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля»

1

Повторения и обобщения знаний

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Тематический контроль

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Личностные- оценка усваиваемого содержания

12.05

12.05

33

Промежуточная аттестация за год

1

Проверки и учета знаний и умений

Использовать учебные действия для формулировки ответов

Итоговый контроль

Регулятивные - делать выводы и заключения

Личностные- оценка усваиваемого содержания

19.05

19.05

34

Экскурсия № 2 «Многообразие живого мира»

1

Практикум

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Индивидуальный контроль

Логические -анализ объектов живой природы

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Личностные- оценка усваиваемого содержания

26.05

26.05

35

Задания на лето.

1

Комбинированный

Выбирать задание на лето, анализировать его содержание

Фронтальный опрос

Регулятивные - делать выводы и заключения

Личностные- мотивация обучения

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

26.05

26.05



© 2010-2022