• Преподавателю
  • Биология
  • Обобщение опыта по теме «Деятельностный подход в изучении предмета биологии на уроках и во внеурочное время»

Обобщение опыта по теме «Деятельностный подход в изучении предмета биологии на уроках и во внеурочное время»

В настоящее время современное общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке учен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баргулова Бибигуль Темрбулатовна

Обобщение опыта по теме: «Деятельностный подход в изучении предмета биологии на уроках и во внеурочное время»

В настоящее время современное общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход.

В основе деятельностного подхода в обучении биологии лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыты и опыта других людей.

Деятельностное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого и предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

Деятельностный подход в обучении позволяют осуществить новые педагогические технологии

  • проблемное обучение;

  • игровые технологии;

  • дифференцированный подход в обучении

  • метод проектов.

Кроме этого в работе широко использую информационно-коммуникационные технологии.

Чаще использую следующие виды работы:

  • компьютерное тестирование (Приложение №1);

  • создание слайд-презентаций (Приложение №2 );

  • использование интернет-ресурсов для подготовки и проведения уроков;

  • самостоятельный поиск информации.

Технология проблемного обучения. Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты характера личности. Активизации мышления у учащихся способствует, в частности, проблемное обучение.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют и используют различные способы создания проблемной ситуации.

На уроках биологии часто использую следующие приемы технологии проблемного обучения: проблемные ситуации и проблемные задачи. Данные приемы позволяют осуществить следующие способы.

1. Индуктивный, аналитико-синтетический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Грибы» в 6 классе учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время грибы относили к растениям, с которыми их сближает способность к неограниченному росту, наличие клеточной стенки, питание, для чего у них имеется очень большая внешняя поверхность и неспособность к передвижению. Но из-за отсутствия хлорофилла грибы лишены присущей растениям способности к фотосинтезу и обладают характерным для животных гетеротрофным типом питания, откладывают гликоген, а не крахмал в качестве запасающего вещества, основой клеточной стенки является хитин, а не целлюлоза, используют в обмене мочевину - всё это сближает их с животными.

Формулируется проблемная задача: кто же такие грибы? К какой группе организмов их нужно было отнести?

2. Способ аналогий ( актуализация ранее полученных знаний для решения новых задач). При изучении темы «Клетка» ученикам можно предложить такую задачу:

«Предположим, что Р. Гук не открыл клеточное строение организмов. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?»

3. Отыскание причин, обусловливающих явление, анализа изучаемого материала.

Приведу примеры таких заданий: учащиеся посадили черенки смородины в два ящика, наполненные один песком, другой - черноземом. В первом ящике черенки быстрее образовали корни, и пошли в рост. Чем это можно объяснить?

4. Выдвижение проблемного вопроса.

Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность. Так, при изучении темы «Насекомые», учащиеся отвечают на вопрос: «Почему сильно обеспокоен пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней?»

5.Способ нахождения учащимися в излагаемом учителем материале познавательной проблемы, четкое формулирование и аргументирование ее решения.

Например, при объяснении темы «Индивидуальное развитие» в 10 классе, ученики могут сами найти познавательную проблему и сформулировать ее при рассказе учителя о том что: Развитие насекомых с неполным превращением проще и, как правило, менее длительно, чем развитие с неполным превращением. Однако для очень многих видов насекомых характерно именно последнее. Чем это можно объяснить? И начинают высказывать свое мнение.

6. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.

При изучении дыхательной системы в 8 классе можно использовать такой факт:

«В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон, легкие, при этом, остались не поврежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?».

Таким образом, проблемное обучение активизирует познавательные процессы у учащихся, приучает к самостоятельной работе, самообразованию, самостоятельному поиску и добыванию знаний; способствует тому, что школьники учатся применять свои знания, поскольку каждая новая учебная проблема разрешается на основе ранее усвоенных знаний.

В современной образовательном процессе и предметных методиках в последнее время признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс. Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности. Личность формируется в деятельности, поэтому на уроках также применяю игровые технологии.

Игровые технологии.

Игра является самым древним приемом обучения. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма мною чаще применяется на завершающих тему уроках. (Приложение № 3). Такие уроки ставят цель в интересной форме проверить, как усвоен материал. Задания готовлю различной сложности: задания репродуктивного характера и творческие. Кроме этого игры использую на первых этапах урока, в качестве повторения. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу. Учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

В своей работе я применяю различные формы проведения игр:

а) Игры - упражнения.

Игровую деятельность организую в коллективных и групповых формах, а также

индивидуализировано. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование.

С учащимися провожу различные конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно - ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Игры -Тренинги. Эти игры использую для того чтобы снять напряжение на уроке в трудный момент - чтобы растворить скуку однообразия.

Игра "Собери рисунок". Учащимся на карточках предлагаются рисунки растений. На планшете, разделенном на поля предлагаются семейства растений. Учащемуся необходимо правильно сопоставить растение и семейство. Перевернув карточки обратной стороной

Таким образом, игра является важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

Дифференцированный подход.

В своей работе широко использую дифференцированные (разноуровневые ) задания как для самостоятельных работ на уроках биологии так и на дом.

Так, при изучении темы «Эволюционное учение» в 11 классе, задания разноуровневого характера использую и даю таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовывать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне, а также проверить текущий и итоговый контроль знаний учащихся.

Задание №1. Ответьте на вопросы

Вопросы, должны формулироваться так, чтобы учащиеся могли в своем ответе шире использовать материал тем раздела, основные понятия, показать их взаимосвязи, развитие, сделать практические и мировоззренческие выводы (Приложение №4).

Задание №2 Терминологический диктант

Чаще всего даю небольшие диктанты для запоминания терминов и усвоения понятий: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс. Трудно запоминают учащиеся термины, используемые для характеристики направлений эволюции, поэтому целесообразно проведение диктантов на эту тему (Приложение №5).

Задание №3 Исключите лишнее (Приложение №6).

Внеурочная деятельность

Метод проектов. Более всего личностно - деятельный подход имеет место при организации работы над проектом. Индивидуальные мини-проекты постоянно даю при изучении гигиенических вопросов в 8 классе, при этом ребята могут подробнее остановиться на профилактике нарушения нормальной работы какого-либо органа и сделать для себя выводы. Решая поставленную проблему ребёнок самовыражается, стремится отстоять правоту своей точки зрения. Вместе с тем у него нарабатываются навыки работы с различными источниками информации, среди которых на первое место в настоящее время выходит интернет. С целью развития интереса обучающихся к предмету и развития умения действовать нестандартно используются ИКТ-технологии, а в частности составление презентаций учащимися.

Проект может быть групповой. И тогда слабые ребята всегда могут найти при работе посильное дело, а затем выступить со всеми на защите. Это важно и для самооценки обучающегося, он понимает, что любая мелочь важна при выполнении общего дела. Этот метод обучения, позволяет строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся. Он даёт возможность самим планировать свою деятельность.

Проба участия восьмиклассников в учебных проектах даёт прочный фундамент для выполнения творческих исследовательских работ в рамках научного общества учащихся 9 - 11 классов. Так, например, мы совместно с ученицей 8 класса - Жиделевой Онегой готовим экологический проект на тему «Озеленение и создание экологического фитодизайна кабинета биологии». (Приложение №7). Проект находится на практическом этапе. Включение ребенка в творческий процесс служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал. Таким образом, выполняя исследовательскую работу учащиеся осуществляют самостоятельный поиск информации, при этом используют интернет ресурсы, библиотечные издания и др. Кроме этого учатся четко формулировать цели и задачи проекта, находить способы решения поставленной проблемы через решение задач и в конечном итоге приходят к конечному результату, то есть то к чему стремились и то к чему должны были прийти.

Личностно-деятельностный подход я использую и во внеурочной работе по биологии. Например, в рамках работы предметной недели по естественным наукам мы с ребятами проводим внеклассные межпредметные мероприятия: брейн-ринг, КВН, викторины. (Приложение № 8).

Основными направлениями моей работы в системе внеурочной деятельности являются:

  • Подготовка и участие в предметных олимпиадах.

  • Проведение предметных недель (Приложение №9).

  • Проектная деятельность.

  • Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность.

Исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление.

Во внеурочное время даю учащимся индивидуально или по группам задания творческого характера с элементами исследовательской деятельности (Приложение №10). Результатом работы является эксперимент и оформление работы. Исследовательская деятельность учащихся среднего звена в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, постановки эксперимента, наблюдений, обработки результатов, умения делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

Особое внимание в своей работе уделяю работе с одаренными детьми, даю задания на дом индивидуально. Провожу раз в неделю консультации по подготовке учащихся к олимпиадам по биологии.

Результатом моей работы с одаренными детьми является участие учащихся как на школьных, районных олимпиадах так и в международной олимпиаде по основам наук (биология) с занятием призовых мест. Так, например, двое обучающихся - ученики 7 класса-Епанчинцев Александр и Согласова Анастасия приняли участие в Международной олимпиаде по основам наук по биологии в 2011 году и оба вышли в Премьер-лигу (Приложение №11). На школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 9 человек: ученики 7 класса- Никитина Н., Бояркин А.; ученики 8 класса- Согласова Н., Кораблева Л., Коробицына Т., Жиделева О.; ученики 9 класса- Шуплецова А., Вдовина К., Зайкова Р. , из них 4 выполнили более 50% заданий (Приложение № 12). Двое обучающихся - ученица 9 класса Зайкова Регина и ученица 8 класса Согласова Анастасия стали призерами второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников (Приложение №13).

Также результатом моей работы является активное вовлечение учащихся к участию в районных конкурсах. Ученики 8 класса стали участниками районного конкурса любителей природы «Экоград».

Результаты знаний учащихся по прошлому году и по 1 четверти этого года представлены в диаграмме (Приложение №14). За 2010-2011 учебный год качество обучения по биологии выросло в 5, 7, 9 классах с 52 до 63 %, а в 6,10,11 классах осталось на стабильном уровне - 69%.

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют мне добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и активно внедрять в обучение деятельностный подход как на уроках так и во внеурочное время.










© 2010-2022