- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока на тему: «Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. Редкие рыбы Республики Коми»
Конспект урока на тему: «Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. Редкие рыбы Республики Коми»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юрина А.В. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Автор: Юрина Александра Викторовна
Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии
Регион: Республика Коми
Конспект урока на тему: «Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. Редкие рыбы Республики Коми»
Задачи:
Образовательные:
-
Сформировать знания у учащихся о промысловых рыбах, их использовании;
-
Рассказать учащимся о редких рыбах Республики Коми
Развивающие:
-
Развитие любознательности и познавательного интереса;
-
Развитие внимательности;
Воспитывающие:
-
Эстетическое воспитание;
Методы обучения:
-
Словесные: беседа.
-
Наглядные: демонстрация рисунков с изображением рыб
-
Практические: прикрепление рыб на карту
Тип урока: Изучение нового материала
Форма его организации: Игра
Структура (элементы) урока с указанием времени:
-
Организационное начало урока - 2 мин
-
Изучение нового материала - 20 мин
-
Обобщение, изученного материала в виде контрольной работы - 22 мин
-
Организованный конец урока - 1 мин
Литература для учителя:
-
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. - М: ВАКО, 2004
-
Красная книга Республики Коми под ред. Кандидата биол. наук А.И. Таскаева. - Сыктывкар, 2009
Литература для учащихся:
-
Большая энциклопедия животных - М.: Олма-Пресс, 2004;
-
Энциклопедия вопросов и ответов: Что? Перевод с английского Н.В. Гончарук и М.В. Почкиной. - М.: «РОСМЭН», 2008
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Редкие рыбы Республики Коми».
Ребята, а какая рыба чаще всего попадает к нам на стол?
Ученик: Сельдь, минтай, горбуша, тунец, семга (лосось) и т.д.
Учитель: Молодец. А какова пищевая ценность рыб?
Ученик: Рыба - источник очень ценных пищевых веществ, главным образом, белков и жиров, а эти продукты легче усваиваются организмом человека, чем растительные.
Учитель: Очень хорошо. Но рыба не только источник ценных пищевых веществ. Какие товары можно встретить на прилавках магазинов, которые поставляет рыбная промышленность?
Ученик: Рыбные консервы.
Учитель: Хорошо. Но ведь рыбная промышленность производит ещё и товары не пищевого значения. Что это за товары?
Ученик: Рыбная промышленность даёт нам клей (из плавательного пузыря осетровых рыб и сомов), кожу, у некоторых морских рыб пригодных для выработки обуви, сумок, портфелей, рыбную муку для применения в корм скоту и птице. Также рыбные отходы используются для удобрения полей.
Учитель: Молодец. Ребята, для того чтобы нам выяснить, где обитают рыбы, наиболее часто используемые нами в пищу, нам необходимо отправиться в плавание. Для этого мы разделимся на три команды (судна). 1 колонка - 1-е судно (команда) отправляется в Атлантический океан; 2 колонка (команда) отправляется в Тихий океан, а 3 судно (команда) отправляется в плавание в Индийский океан. Каждому судну дано задание: Выловить в своём океане как можно больше рыбы. Сейчас я раздам вам карты, на которые вам помогут. Дается 1 минута.
Учитель: Хорошо. Теперь ваша задача прикрепить рыб, которых вы выбрали, а мы проверим. Записывают в тетрадь.
Учитель: Молодцы. Все суда справились с поставленной задачей. Ребята, на прошлом занятии мы с вами изучили видовое разнообразие рыб, обитающих в реках и озерах РК. Кто назовёт мне этих рыб?
Ученик: Нельма, ерш, щука, семга, налим, хариус, подкаменщик, пескарь и т.д.
Учитель: Очень хорошо. Ребята, но не все рыбы РК принадлежат вылову. В нашей республике есть редкие виды рыб, которые занесены в Красную книгу РК и, которых запрещено вылавливать. К таким рыбам относятся: нельма, голец-палия, омуль, сиг-пыжьян, таймень, подкаменщик. Записывают в тетрадь редких рыб РК
Следующий этап нашего урока - контрольная работа.
Лист ученической тетради.
«Промысловые рыбы, их рациональное
использование и охрана. Редкие виды рыб Республики Коми»
Значение: Рыба - источник очень ценных пищевых веществ, главным образом, белков и жиров, а эти продукты легче усваиваются организмом человека, чем растительные.
Рыбная промышленность даёт нам клей (из плавательного пузыря осетровых рыб и сомов), кожу, у некоторых морских рыб пригодных для выработки обуви, сумок, портфелей, рыбную муку для применения в корм скоту и птице. Также рыбные отходы используются для удобрения полей.
Редкие рыбы РК: нельма, голец-палия, таймень, подкаменщик, сиг-пыжьян, омуль.
1 вариант
Согласны ли вы с утверждениями
-
Хорда в течение всей жизни сохраняется у окуня
-
Тело рыбы несёт конечности - парные и непарные плавники
-
Органы боковой линии - каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды
-
У акулы жабры закрыты жаберными крышками
-
Внутреннее ухо - это орган слуха рыбы
-
Деление на отделы позвоночника отсутствует
-
Плавательный пузырь - это особый орган, свойственный только костным рыбам
-
На жаберных дугах у рыб есть жаберные тычинки
-
Жаберные пластинки состоят из бахромчатых жаберных лепестков
-
Сердце рыб состоит из 2 предсердий и желудочка
-
В систему кровообращения рыб входят сердце и жабры
-
Головной мозг рыб состоит из пяти отделов
-
Органы выделения рыб представлены почками
-
Яичники - органы размножения у самок
-
Рыба типалия носит икру во рту
-
Карп относится к классу костных рыб
-
К Лучепёрым рыбам относятся Костистые и Осетровые
Подпишите части тела рыбы, которые указаны на рисунке (только нечётные)
Дайте определение понятиям:
Нерест - это
Ихтиолог - это
Ответьте на вопросы:
Перечислите рыб, обитающих в водоёмах Республики Коми
Каково значение рыб для человека?
2 вариант
Согласны ли вы с утверждениями
-
Внутренний скелет рыбы - нервная трубка
-
Непарные плавники рыбы - грудные и брюшные
-
Органы боковой линии позволяют рыбе чувствовать потоки воды, обтекающей тело, и различать в воде предметы, благодаря волнам, которые отходят от этих предметов
-
У хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками
-
Звуковые волны в воде рыба воспринимает с помощью внутреннего уха
-
У щуки имеются хвостовой и туловищный отделы позвоночника
-
Плавательный пузырь позволяют рыбе не утонуть под собственной тяжестью
-
Жаберные тычинки оберегают мягкие нежные жабры от засорения пищевыми частицами
-
Скелетной опорой жаберного аппарата служат четыре пары вертикальных жаберных дуг
-
У рыб сердце двухкамерное
-
В систему кровообращения рыб входят сердце, жабры и кровеносные сосуды
-
Центральная нервная система рыб состоит из головного и спинного мозга
-
Почки, мочеточники и мочевой пузырь - органы выделения рыб
-
В яичниках у рыб созревают сперматозоиды
-
Морской конёк носит икру на теле
-
Скат относится к классу хрящевых рыб
-
К Лопастепёрым рыбам относятся Двоякодышащие и Осетровые
Подпишите части тела рыбы, которые указаны на рисунке (только чётные)
Дайте определение понятиям:
Миграция - это
Ихтиология - это
Ответьте на вопросы:
Перечислите редких рыб, обитающих в водоёмах Республики Коми
Каково значение рыб для человека?