- Преподавателю
- Биология
- Многообразие и значение водорослей
Многообразие и значение водорослей
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ягодкин И.С. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по биологии в 6-м классе на тему:
«Многообразие и значение водорослей»
Учитель биологии Ягодкин Иван Сергеевич
Тип урока: урок - исследование
Цель урока: Рассмотреть и изучить многообразие водорослей их значение в природе и жизни человека.
Задачи:
-
Познавательная - дать представление о водорослях как о наиболее древних представителях растений, познакомить с их многообразием, раскрыть особенности их значения в природе и в жизни человека.
-
Развивающая - продолжить формирование знаний о высших и низших растениях, продолжить формировать навыки работы с микроскопом, умения сравнивать, делать выводы
-
Воспитательная - воспитание у учащихся навыков самоорганизации, самоанализа, само и взаимопомощи
Методы и приемы:
-
Словесные (эвристическая беседа, работа с учебником)
-
Наглядные (изобразительные пособия, демонстрация компьютерных программ)
-
Практические (лабораторная работа, микропрепараты)
Оборудование: Демонстрационное: Презентация, текст и рисунки учебника, компьютер, экран, мультимедиапроектор.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний
Учитель: Исследование - один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель - человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока - учиться исследовательской деятельности. Другая задача - сделать очередной шаг по дороге биологических знаний.
Но для того чтобы идти дальше необходимо вспомнить то что мы уже знаем по данной теме.
Карточка № 1
«Назвать термин»
9
1. Низшие растения
7
6. Ризоиды
3
2. Автотрофы
1
7. Одноклеточные водоросли
4
3. Таллом
5
8. Зооспоры
2
4. Хроматофоры
6
9. Гаметы
8
5. Зигота
Учитель читает вопросы, а учащиеся на листе записывают номер вопроса и рядом - соответствующую правильному ответу цифру.
1. Какие водоросли похожи на мелкие зеленые шарики диаметром не более 15 мкм?
2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?
3. По способу питания водоросли относятся, к какой группе?
4. По внешнему виду морские водоросли похожи на растения суши, однако, они не имеют органы, а что они имеют?
5. При благоприятных условиях одноклеточные водоросли быстро размножаются. Что образуется в результате размножения?
6. С помощью, каких клеток размножаются одноклеточные водоросли при неблагоприятных условиях?
7. Чем водоросли прикрепляются ко дну?
8. Как называется клетка, покрытая толстой оболочкой и находящаяся долгое время в состоянии покоя?
9. Какие растения не имеют органы?
Карточка № 2
«Слова - перевертыши»
Составьте названия известных вам терминов из слогов.
1. сло-ще-е-ви
2. ме-га-ты
3. зо-ды-и-ри
4. ос-зо-о-ры-по
5. го-та-зи
Ответы:
-
1. сло-ще-е-ви
1. слоевище
2. ме-га-ты
2. гаметы
3. зо-ды-и-ри
3. ризоиды
4. ос-зо-ры-по
4. зооспоры
5. го-та-зи
5. зиготы
III. Изучение нового материала
Мотивация.
Учитель: Каждый из вас не раз, наверное, замечал, что летом вода в водоеме иногда становится зеленой. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В теплой воде стали очень быстро размножаться особые растения, они то и окрасили воду в зеленый цвет. Водоросли - это и появляющийся на стенках аквариума зеленый налет, и тина, налипающая на весла, когда плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария). На планете трудно найти место, где не было бы водорослей.
Постановка проблемы.
Учитель: Действительно ли на нашей планете большое разнообразие водорослей и все они оказывают отрицательное значение?
Определение темы и цели исследования.
Учитель: Поэтому тема, над которой мы, сегодня будем работать это многообразие и значение водорослей.
Любое исследование должно начинаться с постановки цели и задач.
Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Учитель формулирует вместе с учениками)
Выяснить: - многообразие водорослей;
- значение водорослей в природе и жизни человека;
Гипотеза.
Многие люди считают что, водоросли оказывают не только отрицательное значение, но и положительное.
Учитель: Всего насчитывают около 30 тыс. видов водорослей. Они могут обитать в различных условиях, от горячих источников до ледников. Все разнообразные виды водорослей объединены в несколько отделов, которые различают по особенностям строения и окраске таллома. По этим признакам и даны названия отделам.
Сейчас мы посмотрим с вами небольшой видеофрагмент, после чего вам нужно будет ответить на следующие вопросы:
1. Каким цветом встречаются водоросли в природе?
2. Как можно классифицировать водоросли?
В соответствии с этим водоросли можно классифицировать по цвету, выделяют следующие отделы водорослей:
отдел Зеленые водоросли
отдел Бурые водоросли
отдел Красные водоросли
Можно классифицировать по форме, размерам и т.д.
Работа в малых группах.
Учащимся раздается текст, в котором они находят основных представителей каждого отдела, заполняют таблицу.
Отдел Зеленые водоросли
Отдел Бурые водоросли
Отдел Красные водоросли
Хлорелла
Ламинария
Порфира
Ульва
Грациллярия
Спирогира
Хломидоманада
Улотрикс
Значение водорослей
В природе
Для человека
Поглощение углекислого газа
Выделение кислорода
Источник питания - планктон.
Место обитания животных и рыб
Панцири диатомовых - источник диатомитов.
Продукты питания
Источник агар-агара
Косметология
Медицина
Источник йода и минеральных веществ
Удобрения
Источник калийных солей
Корм для скота
Биологическая очистка сточных вод.
Вывод: Итак, на основе проведенного нами исследования мы выяснили, что гипотеза поставленная в начале урока подтвердилась.
Учитель: Ребята! Жители штата Колорадо (США) прислали нам письмо (зачитывает его всему классу).
Необычное природное явление наблюдали жители штата Колорадо (США) 10 мая 2010 года. В высокогорной части штата выпал розовый снег, вкус которого напоминал арбуз.
Учащиеся: Столь непривычный цвет объясняется продуктами жизнедеятельности распространенных там одноклеточных водорослей под названием "хламидомонада снежная", в её клетках содержится красный пигмент астаксантин. Аборигены ещё называют их "арбузный снег", так как по вкусу они очень напоминают эту ягоду.
V. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы:
1. Почему некоторые многоклеточные водоросли называют бурыми, красными, зелеными?
2. Какие водоросли используются человеком в пищу?
3. Каково значение водорослей в природе и жизни человека?
VI. Рефлексия.
Учитель: Ребята предлагаю вам самим подвести итог урока, начав с фразы
«Сегодня на уроке я узнал … , это мне пригодится …»
VII. Д/з
" Вы - исследователь морских глубин. Ваш батискаф вышел из строя и вы оказались на дне моря. Заканчивается кислород и еда. Вы поранили руку. Не ориентируетесь - на какой вы глубине. Могут ли водоросли Вам помочь?"
Исследовательский лист
Задание № 1 «Назвать термин»
1. Низшие растения
6. Ризоиды
2. Автотрофы
7. Одноклеточные водоросли
3. Таллом
8. Зооспоры
4. Хроматофоры
9. Гаметы
5. Зигота
Задание № 2 «Слова - перевертыши»
Составьте названия известных вам терминов из слогов.
-
1. сло-ще-е-ви
2. ме-га-ты
3. зо-ды-и-ри
4. ос-зо-ры-по
5. го-та-зи
Водоросли - это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Водоросли бывают ______________ , ______________ и ____________________________
Например:
Одноклеточные: ____________________________________________________
Многоклеточные: ___________________________________________________
Колониальные: _______________________________________________________
Задание № 3 «Работа с текстом»
Водоросли
отдел
отдел
отдел
Например:
Например:
Например:
Задание № 4 «Значение водорослей»
В природе
Для человека
Задание № 5 «Ответьте на вопросы»
1. Почему некоторые многоклеточные водоросли называют бурыми, красными, зелеными?
2. Какие водоросли используются человеком в пищу?
3. Каково значение водорослей в природе и жизни человека?
Задание № 6 «Домашнее задание»
" Вы - исследователь морских глубин. Ваш батискаф вышел из строя и вы оказались на дне моря. Заканчивается кислород и еда. Вы поранили руку. Не ориентируетесь - на какой вы глубине. Могут ли водоросли Вам помочь?"