Многообразие и значение водорослей

Тип урока: урок – исследование Цель урока: Рассмотреть и изучить многообразие водорослей их значение в природе и жизни человека. Задачи: 1.      Познавательная – дать представление о водорослях как о наиболее древних представителях растений, познакомить с их многообразием, раскрыть особенности их значения в природе и в жизни человека. 2.      Развивающая – продолжить формирование знаний о высших и низших растениях, продолжить формировать навыки работы с микроскопом, умения сравнивать, делать выводы 3.      Воспитательная – воспитание у учащихся навыков самоорганизации, самоанализа, само и взаимопомощи Методы и приемы: 1.      Словесные (эвристическая беседа, работа с учебником) 2.      Наглядные (изобразительные пособия, демонстрация компьютерных программ) 3.      Практические (лабораторная работа, микропрепараты) Оборудование: Демонстрационное: Презентация, текст и рисунки учебника, компьютер, экран, мультимедиапроектор.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Многообразие и значение водорослейМногообразие и значение водорослейМногообразие и значение водорослейУрок по биологии в 6-м классе на тему:

«Многообразие и значение водорослей»

Учитель биологии Ягодкин Иван Сергеевич

Тип урока: урок - исследование

Цель урока: Рассмотреть и изучить многообразие водорослей их значение в природе и жизни человека.

Задачи:

  1. Познавательная - дать представление о водорослях как о наиболее древних представителях растений, познакомить с их многообразием, раскрыть особенности их значения в природе и в жизни человека.

  2. Развивающая - продолжить формирование знаний о высших и низших растениях, продолжить формировать навыки работы с микроскопом, умения сравнивать, делать выводы

  3. Воспитательная - воспитание у учащихся навыков самоорганизации, самоанализа, само и взаимопомощи

Методы и приемы:

  1. Словесные (эвристическая беседа, работа с учебником)

  2. Наглядные (изобразительные пособия, демонстрация компьютерных программ)

  3. Практические (лабораторная работа, микропрепараты)

Оборудование: Демонстрационное: Презентация, текст и рисунки учебника, компьютер, экран, мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний

Учитель: Исследование - один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель - человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока - учиться исследовательской деятельности. Другая задача - сделать очередной шаг по дороге биологических знаний.

Но для того чтобы идти дальше необходимо вспомнить то что мы уже знаем по данной теме.

Карточка № 1

«Назвать термин»

9

1. Низшие растения

7

6. Ризоиды

3

2. Автотрофы

1

7. Одноклеточные водоросли

4

3. Таллом

5

8. Зооспоры

2

4. Хроматофоры

6

9. Гаметы

8

5. Зигота


Учитель читает вопросы, а учащиеся на листе записывают номер вопроса и рядом - соответствующую правильному ответу цифру.

1. Какие водоросли похожи на мелкие зеленые шарики диаметром не более 15 мкм?

2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?

3. По способу питания водоросли относятся, к какой группе?

4. По внешнему виду морские водоросли похожи на растения суши, однако, они не имеют органы, а что они имеют?

5. При благоприятных условиях одноклеточные водоросли быстро размножаются. Что образуется в результате размножения?

6. С помощью, каких клеток размножаются одноклеточные водоросли при неблагоприятных условиях?

7. Чем водоросли прикрепляются ко дну?

8. Как называется клетка, покрытая толстой оболочкой и находящаяся долгое время в состоянии покоя?

9. Какие растения не имеют органы?


Карточка № 2

«Слова - перевертыши»

Составьте названия известных вам терминов из слогов.

1. сло-ще-е-ви

2. ме-га-ты

3. зо-ды-и-ри

4. ос-зо-о-ры-по

5. го-та-зи

Ответы:

1. сло-ще-е-ви

1. слоевище

2. ме-га-ты

2. гаметы

3. зо-ды-и-ри

3. ризоиды

4. ос-зо-ры-по

4. зооспоры

5. го-та-зи

5. зиготы

III. Изучение нового материала

Мотивация.

Учитель: Каждый из вас не раз, наверное, замечал, что летом вода в водоеме иногда становится зеленой. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В теплой воде стали очень быстро размножаться особые растения, они то и окрасили воду в зеленый цвет. Водоросли - это и появляющийся на стенках аквариума зеленый налет, и тина, налипающая на весла, когда плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария). На планете трудно найти место, где не было бы водорослей.

Постановка проблемы.

Учитель: Действительно ли на нашей планете большое разнообразие водорослей и все они оказывают отрицательное значение?

Определение темы и цели исследования.

Учитель: Поэтому тема, над которой мы, сегодня будем работать это многообразие и значение водорослей.

Любое исследование должно начинаться с постановки цели и задач.

Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Учитель формулирует вместе с учениками)

Выяснить: - многообразие водорослей;

- значение водорослей в природе и жизни человека;

Гипотеза.

Многие люди считают что, водоросли оказывают не только отрицательное значение, но и положительное.

Учитель: Всего насчитывают около 30 тыс. видов водорослей. Они могут обитать в различных условиях, от горячих источников до ледников. Все разнообразные виды водорослей объединены в несколько отделов, которые различают по особенностям строения и окраске таллома. По этим признакам и даны названия отделам.

Сейчас мы посмотрим с вами небольшой видеофрагмент, после чего вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

1. Каким цветом встречаются водоросли в природе?

2. Как можно классифицировать водоросли?

В соответствии с этим водоросли можно классифицировать по цвету, выделяют следующие отделы водорослей:

отдел Зеленые водоросли

отдел Бурые водоросли

отдел Красные водоросли

Можно классифицировать по форме, размерам и т.д.

Работа в малых группах.

Учащимся раздается текст, в котором они находят основных представителей каждого отдела, заполняют таблицу.

Отдел Зеленые водоросли

Отдел Бурые водоросли

Отдел Красные водоросли

Хлорелла

Ламинария

Порфира

Ульва

Грациллярия

Спирогира


Хломидоманада

Улотрикс

Значение водорослей

Многообразие и значение водорослей

В природе

Для человека

Поглощение углекислого газа
Выделение кислорода
Источник питания - планктон.
Место обитания животных и рыб
Панцири диатомовых - источник диатомитов.

Продукты питания
Источник агар-агара
Косметология
Медицина
Источник йода и минеральных веществ
Удобрения
Источник калийных солей
Корм для скота
Биологическая очистка сточных вод.

Вывод: Итак, на основе проведенного нами исследования мы выяснили, что гипотеза поставленная в начале урока подтвердилась.



Учитель: Ребята! Жители штата Колорадо (США) прислали нам письмо (зачитывает его всему классу).

Необычное природное явление наблюдали жители штата Колорадо (США) 10 мая 2010 года. В высокогорной части штата выпал розовый снег, вкус которого напоминал арбуз.

Учащиеся: Столь непривычный цвет объясняется продуктами жизнедеятельности распространенных там одноклеточных водорослей под названием "хламидомонада снежная", в её клетках содержится красный пигмент астаксантин. Аборигены ещё называют их "арбузный снег", так как по вкусу они очень напоминают эту ягоду.

V. Закрепление изученного материала.

Ответы на вопросы:

1. Почему некоторые многоклеточные водоросли называют бурыми, красными, зелеными?
2. Какие водоросли используются человеком в пищу?
3. Каково значение водорослей в природе и жизни человека?

VI. Рефлексия.

Учитель: Ребята предлагаю вам самим подвести итог урока, начав с фразы

«Сегодня на уроке я узнал … , это мне пригодится …»

VII. Д/з

" Вы - исследователь морских глубин. Ваш батискаф вышел из строя и вы оказались на дне моря. Заканчивается кислород и еда. Вы поранили руку. Не ориентируетесь - на какой вы глубине. Могут ли водоросли Вам помочь?"


Исследовательский лист


Задание № 1 «Назвать термин»

1. Низшие растения

6. Ризоиды

2. Автотрофы

7. Одноклеточные водоросли

3. Таллом

8. Зооспоры

4. Хроматофоры

9. Гаметы

5. Зигота



Задание № 2 «Слова - перевертыши»

Составьте названия известных вам терминов из слогов.

1. сло-ще-е-ви

2. ме-га-ты

3. зо-ды-и-ри

4. ос-зо-ры-по

5. го-та-зи


Водоросли - это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Водоросли бывают ______________ , ______________ и ____________________________

Например:

Одноклеточные: ____________________________________________________

Многоклеточные: ___________________________________________________

Колониальные: _______________________________________________________

Задание № 3 «Работа с текстом»

Водоросли

отдел

отдел

отдел


Например:

Например:

Например:

Задание № 4 «Значение водорослей»


В природе

Для человека





Задание № 5 «Ответьте на вопросы»

1. Почему некоторые многоклеточные водоросли называют бурыми, красными, зелеными?
2. Какие водоросли используются человеком в пищу?
3. Каково значение водорослей в природе и жизни человека?


Задание № 6 «Домашнее задание»

" Вы - исследователь морских глубин. Ваш батискаф вышел из строя и вы оказались на дне моря. Заканчивается кислород и еда. Вы поранили руку. Не ориентируетесь - на какой вы глубине. Могут ли водоросли Вам помочь?"


© 2010-2022