Учебная программа по биологии для 10 класса

Пояснительная записка     Рабочая программа составлена в соответствии с:•    Законом РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 02.02.2011г.•    федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,•     примерной программой основного общего образования по биологии,•    программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2012, полностью отражающих содержание Приме...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»







УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ /______________/

«______» ______________ 20____ г.



Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

для 10 класса

( базовый уровень)








Составитель

Содонова О.А., учитель биологии













г. Воскресенск

2014 год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 02.02.2011г.

  • федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,

  • примерной программой основного общего образования по биологии,

  • программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2012, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся,

  • федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении.

Программа для 10 класса предусматривает изучение общей биологии в количестве трех часов в неделю (105 часов в год). Уровень программы базовый, по которому предусмотрен один час в неделю, и добавлено два часа за счет школьного компонента.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Содержание курса биологии на профильном уровне призвано обеспечить учащимся достаточную базу для продолжения образования в вузе, сформировать навыки поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Изучение общих биологических закономерностей - задача заключительного раздела курса биологии. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Цели и задачи предмета биологии.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.


Межпредметные связи.

  • Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Строение веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

  • Органическая химия. Основные группы органических соединений, принципы их органических функций.

  • Физика. Ионизирующее излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Электромагнитное поле. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение.

  • Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля.





































Содержание учебного предмета

( 105 часов, 3 часа в неделю)



Раздел 1. Введение в биологию (7 часов)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Краткая история развития биологии. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сущность жизни. Свойства живого. Объект изучения биологии - биологические системы. Общие признаки биологических систем. Методы познания живой природы. Уровни организации живой природы. Взаимодействие живых систем. Обобщающий урок по разделу 1.

Демонстрация портретов ученых-биологов, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Связь биологии с другими науками», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Методы познания живой природы».

Раздел 2. Основы цитологии (43 часа).

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История развития цитологии. Методы цитологии. Клеточная теория. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Органические вещества. Углеводы и их классификация. Функции углеводов. Белки и их строение. Уровни организации белковой молекулы. Функции белков. Липиды и их классификация. Функции липидов. Нуклеиновые кислоты и их типы. Строение и функции ДНК. Строение и функции РНК. Строение и функции АТФ. Другие органические вещества клетки. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Клеточная мембрана. Строение мембран. Ядро клетки. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма. Основные органоиды. Клеточный центр. Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Их функции в клетке. Строение прокариотических клеток. Жизнедеятельность прокариотических клеток. Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходство и различие в строении клеток растений и животных Особенности клеток грибов. Сходство и различие в строении клеток растений и животных. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и энергии в клетке. Понятие о гомеостазе. Метаболизм. Каталитический характер реакций обмена веществ. Энергетический обмен в клетке. Диссимиляция. Этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Питание клетки. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Пластический обмен. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Фотосинтез. Его фазы. Световая фаза. Темновая фаза. Космическая роль фотосинтеза в биосфере. Роль автотрофного питания в природе. Хемосинтез. Его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетическая информация. Генетический код. Транскрипция. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Синтез белков в клетке. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот. Обобщающий урок.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; моделей клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схем путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка», схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Элементарный состав клетки», «Строение молекул воды, углеводов, липидов», «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Редупликация молекулы ДНК», «Строение молекул РНК», «Строение клетки», «Строение плазматической мембраны», «Строение ядра», «Хромосомы», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка», «Хемосинтез», «Фотосинтез», «Характеристика гена».

Лабораторные работы

- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

- Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических бактериальных) клеток.

- Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

- Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

- Опыты по определению каталитической активности ферментов.

- Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (18 часов)

Жизненный цикл клетки. Апоптоз. Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Амитоз. Мейоз. Его биологическое значение. Сравнение процессов митоза и мейоза. Сравнение способов деления клеток.

Размножение. Формы размножения организмов. Виды бесполого размножения. Способы вегетативного размножения. Половое размножение. Способы полового размножения. Развитие половых клеток. Гаметогенез. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития организмов. Онтогенез. Типы онтогенеза. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Периоды онтогенеза. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Эмбриональный период онтогенеза. Эмбриональная индукция. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Постэмбриональное развитие и его периоды. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении. Влияние условий среды на онтогенез. Обобщающий урок.

Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, процессов митоза и мейоза.

Раздел 4. Основы генетики (24 часа)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Закон доминирования. Закон расщепления. Неполное доминирование. Полное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Кроссинговер. Хромосомные карты.

Генотип как целостная система. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) генов. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерное действие генов. Плейотропность.

Теория наследования пола. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование резус-фактора. Значение генетики для медицины. Решение генетических задач.

Изменчивость. Модификационная изменчивость. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные и хромосомные мутации. Геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Мутагенные факторы.

Причины и частота мутаций. Эволюционная роль мутаций. Наследственная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Биологическая роль мутаций.

Виды мутаций. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием. Биологическая роль мутаций. Обобщающий урок.

Демонстрация моделей-аппликаций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных

программ, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов,

показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений.

Решение генетических задач.

Раздел 5. Генетика человека (7 часов)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Методика составления родословных Характер наследования признаков у человека. Генетика и здоровье. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Генные заболевания. Хромосомные болезни. Проблемы генетической безопасности. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз. Медико-генетическое консультирование. Их практическое значение, задачи и перспективы.

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы. Обобщающий урок.

Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих хромосомные аномалии человека, и их фенотипические проявления.

Практическая работа №2.

Составление родословных.

Резерв времени - 5 часов.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса.


  • Называть: основные положения клеточной теории, структуры клетки и их функции, этапы энергетического обмена, клетки прокариоты и эукариоты, половые и соматические, виды половых клеток, признаки живого организма, виды размножения, фазы митоза и мейоза, этапы индивидуального развития, методы генетики, виды изменчивости организмов, наследственные болезни человека;

  • Характеризовать: химический состав клетки, обмен веществ клетки, роль ферментов в обмене, ген, самоудвоение ДНК, код ДНК, матричный характер реакций биосинтеза, автотрофный, гетеротрофный типы питания, роль органоидов в клетке, процессы митоза и мейоза, законы наследственности и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, модификационную изменчивость и ее причины;

  • Раскрывать: определение генотипа, фенотипа, гомозиготы, гетерозиготы, аллельных генов, доминантных и рецессивных признаков, формулировки законов изменчивости и наследственности;

  • Обосновывать: вредное влияние мутагенов, курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность, развитие потомства, значение мутаций для эволюции;

  • Выявлять: особенности строения молекул неорганических и органических веществ с их ролью в клетке, особенности строения клеток прокариот и эукариот, вирусов, особенности растений и животных, явлений гетерозиса, полиплоидии;

  • Сравнивать: строение клеток животных и растений, фенотипы и генотипы родителей и потомства, мужские и женские гаметы, половое и бесполое размножение, митоз, мейоз;

  • Применять знания: о строении, химическом составе клетки, коде ДНК, клеточном метаболизме для доказательства материального единства живой природы;





























Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать


основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана); отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты; выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона; исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум); сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и, энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции)и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.






Критерии и нормы устного ответа по биологии


Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:


Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Было допущено два - три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

• Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

• Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

• Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

• Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка выполнения тестовых работ по биологии:


оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Таблицы: комплекты таблиц для 6-11 классов. Микроскопы, барометр, весы учебные с разновесами, тонометр, комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ, лупы, рулетка, комплект реактивов для базового уровня, микропрепараты по анатомии растений, зоологии и анатомии человека; скелет человека на штативе; набор моделей по строению человека (конечности, набор позвонков, срезы мозга), циклы развития растений и животных; муляжи - плодовые тела шляпочных грибов, картофеля, результаты искусственного отбора; гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп; влажные препараты: внутреннее строение позвоночных животных- моллюсков, червей, внутреннее строение позвоночных животных(земноводные, птицы, глаз млекопитающего; коллекции - семян, вредителей сада и леса, гомологичных органов, конвергенции, хлопка, льна, строительных материалов, шерсти, ископаемые растения и животные; экскурсионное оборудование - папка гербарная, пресс гербарный, совок для выкапывания растений.

ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный. Комнатные растения разных экологических групп.

Материалы для подготовки к ЕГЭ.





































Литература для учителя:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 2012.

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2013.

  3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2014.

  5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2013.

  6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2012.

  7. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. - М.: Просвещение, 2011.

  8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. - М.: Лист, 2012.

  9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2012.

  10. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2014.

  11. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

  12. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2013.

  13. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  14. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  15. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.



Литература для учащихся:

  1. Учебник: «Общая биология», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Москва, «Дрофа»,2012 год.

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2013.

  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Дрофа,2012

  4. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2012.

  5. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2013.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/____________/

«______» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

__________/____________/


Календарно - тематический план

по биологии 10 класс

на 2014 - 2015 учебный год.



Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Раздел 1. Введение в биологию (7 часов)

1

1

Краткая история развития биологии.

01.09-07.09


2

2

Методы исследования в биологии.

01.09-07.09


3

3

Сущность жизни.

01.09-07.09


4

4

Свойства живого.

08.09-14.09


5

5

Уровни организации живой природы.

08.09-14.09



6

6

Взаимодействие живых систем.

08.09-14.09


7

7

Обобщающий урок по разделу 1.

15.09-21.09


Раздел 2. Основы цитологии (43 часа)

8

1

История развития цитологии.

15.09-21.09


9

2

Методы цитологии.

15.09-21.09


10

3

Клеточная теория. Лабораторная работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

22.09-28.09


11

4

Химический состав клетки.

22.09-28.09


12

5

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

22.09-28.09


13

6

Минеральные вещества и их роль в клетке.

29.09-05.10


14

7

Углеводы и их классификация.

29.09-05.10


15

8

Функции углеводов.

29.09-05.10


16

9

Липиды и их классификация.

06.10-12.10


17

10

Функции липидов.

06.10-12.10


18

11

Белки и их строение.

06.10-12.10


19

12

Уровни организации белковой молекулы.

13.10-19.10


20

13

Функции белков. Лабораторная работа №2 «Опыты по определению каталитической активности ферментов».

13.10-19.10


21

12

Нуклеиновые кислоты и их типы Строение и функции ДНК.

13.10-19.10


22

13

Строение и функции РНК.

20.10-26.10


23

14

Строение и функции АТФ.

20.10-26.10


24

15

Другие органические вещества клетки.

20.10-26.10


25

16

Клеточная мембрана. Лабораторная работа № 3 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука»

27.10-31.10


26

17

Ядро клетки.

27.10-31.10


27

18

Цитоплазма клетки. Клеточный центр.

27.10-31.10


28

19

Рибосомы.

10.11-16.11


29

20

Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи.

10.11-16.11


30

21

Лизосомы. Клеточные включения.

10.11-16.11


31

22

Митохондрии.

17.11-23.11


32

23

Пластиды.

17.11-23.11


33

24

Органоиды движения.

17.11-23.11


34

25

Сходство и различие в строении клеток растений и животных.

24.11-30.11


35

26

Особенности клеток грибов. Лабораторная работа № 4 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

24.11-30.11


36

27

Строение прокариотических клеток.

24.11-30.11


37

28

Жизнедеятельность прокариотических клеток.

01.12-07.12


38

29

Сходство и различие в строении прокариотической и эукариотических клеток».

Лабораторная работа №5 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических бактериальных) клеток».

01.12-07.12


39

31

Неклеточные формы жизни.

01.12-07.12


40

32

Обмен веществ и энергии в клетке.

08.12-14.12


41

33

Энергетический обмен в клетке. Диссимиляция.

08.12-14.12


42

34

Питание клетки.

08.12-14.12


43

35

Фотосинтез.

15.12-21.12


44

36

Хемосинтез.

15.12-21.12


45

37

Роль автотрофного питания в природе.

15.12-21.12


46

38

Генетический код.

22.12-28.12


47

39

Транскрипция.

22.12-28.12


48

40

Трансляция.

22.12-28.12


49

41

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

11.01-18.01


50

42

Механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот

11.01-18.01


51

43

Обобщающий урок.

11.01-18.01


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (18 часов)

52

1

Жизненный цикл клетки.

19.01-25.01


53

2

Апоптоз.

19.01-25.01


54

3

Митоз. Амитоз.

19.01-25.01


55

4

Мейоз.

26.01-01.02


56

5

Сравнение способов деления клеток.

26.01-01.02


57

6

Размножение. Виды бесполого размножения.

26.01-01.02


58

7

Способы вегетативного размножения.

02.02-08.02


59

8

Способы полового размножения.

02.02-08.02


60

9

Гаметогенез.

02.02-08.02


61

10

Оплодотворение.

09.02-15.02


62

11

Двойное оплодотворение.

09.02-15.02


63

12

Онтогенез. Типы онтогенеза.

09.02-15.02


64

13

Периоды онтогенеза.

16.02-22.02


65

14

Эмбриональный период онтогенеза.

16.02-22.02


66

15

Эмбриональная индукция.

16.02-22.02


67

16

Постэмбриональное развитие и его периоды.

23.02-01.03


68

17

Влияние условий среды на онтогенез.

23.02-01.03


69

18

Обобщающий урок.

23.02-01.03


Раздел 4. Основы генетики (24 часа)

70

1

История развития генетики.

02.03-08.03


71

2

Гибридологический метод изучения наследственности.

02.03-08.03


72

3

Моногибридное скрещивание.

02.03-08.03


73

4

Закон чистоты гамет и его

цитологическое обоснование.

09.03-15.03


74

5

Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

09.03-15.03


75

6

Множественный аллелизм.

09.03-15.03


76

7

Анализирующее скрещивание

16.03-22.03


77

8

Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков.

16.03-22.03


78

9

Хромосомная теория наследственности. Закон Т. Моргана.

16.03-22.03


79

10

Кроссинговер. Хромосомные карты.

30.03-05.04


80

11

Взаимодействие неаллельных генов.

30.03-05.04


81

12

Полимерное действие генов.

30.03-05.04


82

13

Цитоплазматическая наследственность.

06.04-12.04


83

14

Генетическое определение пола.

06.04-12.04


84

15

Наследование признаков, сцепленных с полом.

06.04-12.04


85

16

Решение генетических задач. Практическая работа №1 «Решение генетических задач»

13.04-19.04


86

17

Модификационная изменчивость.

13.04-19.04


87

18

Наследственная изменчивость. Лабораторная работа № 6. «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

13.04-19.04


88

19

Генные и хромосомные мутации.

20.04-26.04


89

20

Геномные мутации.

20.04-26.04


90

21

Мутагенные факторы.

20.04-26.04


91

22

Соматические и генеративные мутации.

27.04-03.05


92

23

Биологическая роль мутаций.

27.04-03.05


93

24

Обобщающий урок

27.04-03.05


Раздел 5. Генетика человека (7 часов)

94

1

Методы исследования генетики.

04.05-10.05


95

2

Методика составления родословных. Практическая работа №2.

Составление родословных.

04.05-10.05


96

3

Генные заболевания.

04.05-10.05


97

4

Хромосомные болезни.

11.05-17.05


98

5

Проблемы генетической безопасности.

11.05-17.05


99

6

Медико-генетическое

консультирование

11.05-17.05


100

7

Обобщающий урок.

18.05-24.05


101-105


Резервные уроки



Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

105

6

-

8

-

выполнено



-

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/______________/

«______» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

__________/______________/



© 2010-2022