Элективный курс по биологии Биологический компьютер (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













«Биологический компьютер»

Элективный курс по биологии для 9 класса по биологии







Составил учитель химии-биологии

Симанова М.О.









Пояснительная записка

Качественное биологическое образование становится особенно актуальным в наше время. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биохимии, бионики ставят биологическую компетенцию человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие биологической компетенции школьника, планирующего продолжить биологическое образование, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы.

Предлагаемый курс расширяет и углубляет базовые знания по биологии, позволяет выявить взаимосвязь между такими предметами как биология и информатика. Он предназначен для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к биологии. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии и информатики в рамках учебной программы.

Конкретные знания являются ключом к получению новых знаний, причем не набора, а системы. Перед учащимися ставится задача научиться справляться с потоком новой информации и совершенствование умение применять и обобщать знания, полученные при изучении различных дисциплин. В процессе занятий предполагается учащимися приобретение навыков поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам, а так же совершенствование умения подготовки и защиты проектов.

В связи с этим каждая тема предлагаемого курса может быть рассмотрена с разных точек зрения по одному вопросу.

Методическое пособие предлагает совместную работу учеников по получению знаний (диалоговую, групповую, коллективную), что развивает коммуникативную компетенцию учащихся.

Изучение вопросов курса ведется через актуализацию ранее полученных знаний, личного опыта учащихся, конкретизацию наглядных образов к абстрактному обобщению.

Элективный курс рассчитан на 16 часов. К нему разработан тематический план. Программой предусматривается изучение теоретических вопросов, проведение семинаров, круглых столов.

Особенностью данного курса является то, что он позволяет обобщить знания, полученные при изучении ботаники, зоологии и общей биологии и на уроках информатики. Он включает в себя рассмотрение вопросов жизнедеятельности организмов не только с позиции биологических наук, но и с позиции современных информационных технологий, что позволяет лучше понять взаимосвязь наук и дает возможность тренировки логического мышления.

Цель элективного курса: углубление, систематизация, подкрепление и расширение теоретических знаний учащихся о принципах функционирования живых систем.

Задачи:

  • Систематизировать и углубить знания о строении и жизнедеятельности клеток различных групп организмов как информационной единицы живых систем

  • Ознакомить с современной теорией биологической информационной системы;

  • Сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования;

Курс включает три основные части:

  1. Теоретические основы биологической информатики

  2. Семинары (включает обсуждение вопросов жизнедеятельности организмов с точки зрения информатики, обоснование закономерностей передачи информации в живых системах)

  3. Защита проектов.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

-сущность процессов жизнедеятельности клетки как информационной единицы живого;

-основные механизмы передачи информации в живых системах.

Учащиеся должны уметь:

-представлять результаты работы в виде наглядных таблиц, схем и делать выводы на основе изученного материала;

-использовать полученные знания в других областях знаний.

Тематический план элективного курса «Биологический компьютер»

Перечень разделов

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Форма подведения итогов

Введение

1.Что такое биологическая информатика?

1

Лекция

Фронтальный опрос

2. Развитие понятия информация


1

Семинар

Доклады по литературным источникам

3.Биология и информатика: точки соприкосновения

1

Семинар

Тест

Основы биологической информатики

4. Клетка - информационная единица живого


1

Лекция

Подготовка докладов

1

Семинар

5.Информационные коды и биологический алфавит

1

Лекция

Заполнение таблицы

1

Семинар

6. Информационные сообщения


1

Семинар

Конспект, защита докладов

1

Круглый стол

Системы управления клетки

8. Оперативная память клетки

1

Лекция

Тест, конспект

1

Семинар

9.Системы управления клетки

1

Лекция

Конспект, оформление схемы


1

Семинар

10.Операционные блоки информационных систем



Оформление таблицы

1

Семинар

11. Клетка - открытая информационная система



Написание эссе

1

Семинар

Заключение

Биологическая информатика: взгляд в будущее.

1

Семинар

Защита проектов



Содержание курса

Введение (3 часа)

Биологическая информатика, цели и задачи. Понятие информация, ее характеристики. Уровни существования информации. Этапы развития представлений о информации. Информационный поток: его сущность и механизм. Основные понятия информационной биологии.

Биографии ученых, внесших вклад в развитие биологической информатики.

Основы биологической информатики (6 часов)

Клетка - информационная единица живого. Генетическая память, биосинтез белка, аминокислоты, углеводы, жиры. Биологические коды: линейные и стереохимические. Свойства живой материи. Свойства информации. Информационные сообщения. Смысловое значение сообщения. Свойства и особенности информационных сообщений в клеточной системе. Кодовые сигналы клетки.

Системы управления клетки (6 часов)

Генетическая память как биопроцессорная система. Ген, наследственность, хромосомы, ДНК, РНК, биосинтез белка, транскрипция, трансляция. Ферменты, субстрат, обмен веществ. Клетка - открытая информационная система.

Заключение (1 час)

Прикладное значение биологической информатики.

Контроль знаний и умений учащихся.

  • Оформление семинарских занятий, конспектов

  • Написание и презентация не менее одного сообщения

  • Активное участие в дискуссиях на занятиях

  • Активное участие в подготовке и защите проектных и исследовательских работ

Список литературы

Для учителя:

Книжные издания.

  1. Авнет Н.М. Поиграем в генетиков. Биология № 36,1999

  2. Анашкина Е. Н. «Биология. Кроссворды для школьников» Ярославль, Академия развития, 1997

  3. Асланян М. М. «Сборник задач по общей генетике» М, Московский университет 2001

  4. Афанасьева Т.В.и др. Обобщающие уроки: работа в группах / Биология в школе №4, 1997.с.33-35

  5. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.

  6. Боринская С.А. Гены в нашей жизни. /Биология в школе - 2001- №2.



  1. Бочков Н.П. «Генетика человека. Наследственность и патология» М.Медицина.1978.

  2. Белянина С. И., Сигарева Л. Е., Егорова Г. Г. «Генетика человеческих популяций» Издательство Саратовского университета 1991.

  3. Генкель П.А. Физиология растений. М., 1985.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х т». М.: Мир, 1990.

  5. Дружинина Н.Т. «Генетика и человек» М. Просвещение. 1978.

  6. Давиденкова Е.Ф., Бутомо И.В. «Наследственность и здоровье человека» Ленинград, 1985.

  7. Дашкевич И.С Генетика популяций //.Биология в школе № 3, 2006

  8. Дебабов В.Г. Биотехнология: вклад в решение глобальных проблем. /Биология в школе -1997-№1.



  1. Жумилев И.В. «Общая и молекулярная генетика», Новосибирск, 2001

  2. Кузнецов В. В., Дмитриева Г. А. Физиология растений. М.: Высшая школа, 2005.5. Небел Б. Наука об окружающей среде. 1-2 том. М., 1993.

  3. Митрофанов Ю. А., Олимпиенок Г. С. «Индуцированный и мутационный процесс эукариот». М.: Наука, 1980.

  4. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П.Бочков, А.Ю.Асанов, Н.А.Жученко и др.; Под ред. Н.П.Бочкова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192с.

  5. Паушва З. П. «Практикум по цитологии растений». М.: Агропромиздат, 1988.

  6. Пименова И. Н., Пименов А. В. «Лекции по общей биологии». Саратов ОАО «Издательство «Лицей»» 2003.

  7. Реймерс Н.Ф. "Краткий словарь биологических терминов." М., 1995.

Газеты и журналы.

  1. Газета «Биология». Изд. «Первое сентября» № 6. 2000 г.

  2. Газета «Биология». Изд. «Первое сентября» № 8. 2000 г.

  3. Газета «Биология». Изд. «Первое сентября» № 44. 2002 г.

  4. Журнал «Биология в школе» № 7, 1993 г.

  5. Журнал «Биология в школе» № 2, 2001 г.

  6. Журнал «Биология в школе» № 7, 2002 г.

  7. Журнал «Биология в школе» № 5, 2003 г.

  8. Журнал «Биология в школе» № 6, 2003 г.

Интернет-сайты:

  1. clone.ru/

  2. informika.ru/text/datdbase/biology/

  3. festival.1september.ru/2004-2005/index.php

  4. catalog.alledu/ru/

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Авнет Н.М. Поиграем в генетиков. Биология № 36,1999

  2. Артамонов В. И. Занимательная физиология растений. М.: Агропромиздат, 1991.

  3. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. - М., 1987.

  4. Асанов А.Ю. Медицинская генетика. - М.: Мастерство, 2003.

  5. Ауэрбах Ш.М. Наследственность. Введение в генетику для начинающих. - М: Атомиздат, 1969.

  6. Богданов А.А. Власть над геном. - М.: Просвещение, 1989.

  7. Бочков Н.П. Гены и судьбы. - М.: Молодая гвардия, 1990.

  8. Виленский Е. Р., Бойко В. В. Растение раскрывает свои тайны. М: Колос, 1984.

  9. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3т. - М., 1990

  10. Давиденко Е.Ф. Что такое наследственные болезни? - М.: Знание, 1985.

  11. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. - М.: Медицина, 1989.

  12. Левонтин Р.В. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. - М.: Прогресс, 1993.

  13. Райнботе X. Тайна растений. М.: Знание, 1979.

  14. Тарасенко Н.Д. Что вы знаете о своей наследственности? - Новосибирск: Наука, 1999.

  15. Шевцов И.А. Популярно о генетике. - Киев: Киевиздат, 1989.

  16. Ярыгин В. Н. «Биология для поступающих в ВУЗы». М.: Высшая школа, 1995.



© 2010-2022