Урок по биологии на тему «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян»

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.»

Цель урока:

- изучить особенности строения цветка как органа размножения растения;

- познакомиться с разнообразием цветов, плодов, семян;

- изучить их биологическую роль.

Задачи:

Образовательные: формировать знания обучающихся о строении генеративных органов цветковых растений в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие: продолжить развивать у обучающихся внимательность, умения логически мыслить, выделять главное, работать в парах.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Оборудование: Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения : словесный с элементами беседы, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос:

- Что изучали на прошлом уроке? (побег)

- Из чего состоит побег? (из стебля, листьев, почек)

- Побег - это какой орган? (вегетативный)

2.Тест по теме «Строение и значение вегетативных органов»

3. Проблемный вопрос:

Итак, побег это вегетативный орган, что еще относится к вегетативным органам? (корень)

Корень и побег -это вегетативные органы.

Все ли органы цветкового растения мы изучили? (нет)

- С какими органами цветковых растений мы знакомы, но не изучали? (репродуктивными)

- Назовите репродуктивные органы цветкового растения. (цветок, семя, плод)

Целеполагание и мотивация

Учитель зачитывает стихотворение подводит к теме урока.

У растений орган есть,

Что нельзя и глаз отвесть!

Самый яркий и заметный,

Ароматный, разноцветный.

Если ты всего знаток,

Он называется (цветок)!

Как тот орган отцветет,

Образуется в нем (плод).

Он покрывает (семена),

Покрывает и питает,

От всего их защищает.

Семя в почву попадет

Вскоре снова прорастет,

На свет появится росток,

И расцветет опять цветок.

Итак, тема урока: «Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян. »(слайд)

Постановка целей урока обучающимися.

Цель урока: изучить особенности строения цветка как органа размножения растения, познакомиться с разнообразием цветков, соцветий ,плодов и семян. Изучить их биологическую роль. (слайд)

Учитель. Записываем тему урока в тетрадях.

4. Передача и усвоение новых знаний

4.1 Цветок у цветковых растений - самый яркий и заметный, он может быть крупным и мелким, пахучим и без запаха. Цветок состоит из венчика, чашечки, пестика и тычинок. (слайд)

Венчик состоит из ярких лепестков, их может быть пять, четыре, или много. (слайд)

Чашечка состоит из зеленых лепестков, которые называются чашелистики. (слайд)

Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. (слайд)

Бывает и простой околоцветник, когда нет чашечки, а присутствует только венчик.

Вопрос: Вы встречали такие цветы? (тюльпаны)

Вопрос: Ребята, как вы думаете , зачем нужен яркий венчик для цветов? ( для привлечения насекомых)

Вопрос: Какую функцию выполняют насекомые? (опыляют растения)

У цветка есть главные органы: пестик и тычинки.

Пестик -женский орган, состоит из рыльца, столбика и завязи . (слайд)

Тычинка- мужской орган, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором находится пыльца (слайд)

Вопрос: Почему тычинки и пестик называют главными органами? (это органы размножения)

Количество тычинок и пестиков у разных видов растений может быть различно(слайд)

Цветы бывают однополые и обоеполые. (учебник стр.44- обсуждение)

Все части цветка располагаются на цветоложе, которая является расширенной частью цветоножки.

Вопрос: Функция цветка?( привлечение насекомых-опылителей, содействие опылению, происходит оплодотворение)

4.2 Цветы на побеге могут быть одиночные ( н-р тюльпан, георгин) или собраны в соцветия. Соцветия- это группа цветков(слайд): зонтик, кисть, корзинка, колос, головка.

Задание: составить кластер «Соцветия»

Физминутка

А сейчас мы проведём упражнение на снятие мышечного напряжения.

Сядьте на корточки. Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток (Вставайте, поднимите и разведите руки в стороны) и из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо.

(Садитесь)

Продолжаем.

4.3 После опыления и оплодотворения из завязи образуется плод (слайд)

Вопрос: Какие вы знаете плоды ? (сухие и сочные) .Приведите примеры.

( обратимся к учебнику стр.46-47- обсуждение)

Вопрос: Чем сочные плоды отличаются от сухих?

Чем односемянные плоды отличаются от многосемянных?

Итак, внутри плода находятся семена. Следовательно, главная функция плода- это защита семян и их распространение.

Задание: составить кластер «Плоды»

4.4 Семена бывают(слайд) однодольные ( зародыш имеет одну семядолю, н-р пшеница) и двудольные(зародыш имеет две семядоли, н-р фасоль)

Вопрос: Функция семян? ( воспроизведение себе подобных.)

Итог темы на доске и в тетрадях: Цветок- Плод- Семя- Цветковое растение.

5. Закрепление

1.Выполнение заданий № 37, 52 в рабочих тетрадях.(самооценка)

2.Работа в парах

6. Рефлексия.

Работа с карточками

Оценка обучающимися своей работы на всем уроке

7. Подведение итогов урока

7.1-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Все ли вам понятно было при изучении данной темы

-Что больше всего вам понравилось на уроке?

-Какие задания больше всего понравилось выполнять?

7.2. Учитель выставляет оценки, с комментариями.

7.3 Домашнее задание: прочитать стр. 45-48, составить синквейн (плод, цветок, семя)

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь.

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: "Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок".



© 2010-2022