Рабочая программа по биологии 10 класс В. В. Пасечник 1 час в неделю

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено и одобрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ на заседании естественно-

математической секции Зам.директора по УВР Директор школы:_____

Протокол №_ от ______2015 г ________ Приказ № _от______2015г.



МБОУ Польниковская СОШ




ПРОГРАММА КУРСА биологии

ДЛЯ 10 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ





Программу разработала

Камкова Татьяна Алексеевна

Учитель биологии и химии

На 2015/2016 учебный год.





Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся

10 класса, разработана на основе следующих документов:


  • Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.

  • Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта 2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год».

  • Примерная программа основного общего образования по биологии для 10 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

  • Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 10 класс, авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010г

  • Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2015-2016 учебный год и годового календарного графика на 2015- 2016 учебный

Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Данная рабочая программа составлена для изучения биологии в

10 класс по учебнику « А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Биология Общая биология 10-11класс».

М., Дрофа 2010 год.

На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю.

Программа рассчитана на 35часов из расчета 1 учебного часа в неделю, а исходя из годового календарного плана школы - 35

В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу внесены изменения .

Уменьшено количество часов в теме:

«Биология как наука. Методы научного познания (2ч) - вместо 4 часов 2

Увеличено количество часов в теме:

«Основы цитологии» - вместо 13 часов 16 в связи с тем, что учащиеся 10 класса испытывают затруднения при изучении генетики: основные закономерности передачи наследственной информации и закономерностях изменчивости, а так же при решении генетических задач.

Формы организации учебного процесса:

• Индивидуальное

• Групповые

• Индивидуально-групповые

• Фронтальные

Формы контроля ОУУН:

• Устные ответы

• Тематические сообщения

• Наблюдение

• Беседа

• Фронтальный опрос

• Самостоятельная работа

• Тестирование

Перечень учебно - методических средств обучения:

для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;

bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

4bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

5. bio.nature.ru - научные новости биологии

6.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

7. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

8.ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию.
















Содержание тем учебного курса .

Биология 10 класс


Введение(2ч.)

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Основы цитологии (16ч.)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.

Размножение и индивидуальное развитие( 6ч.)

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм - единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики (8ч.)

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека

Генетика человека (3ч.)

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Итого: 35 часов.




Учебно - тематический план по биологии 10 класс

1 час в неделю, всего 35 часов.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

1.Введение

2

2.Основы цитологии

16

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

4.Основы генетики

8

Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

5.Генетика человека

3

Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Итого:

35

4

4








Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

В результате изучения предмета учащиеся должны:

знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

• фундаментальные понятия о биологических системах;

• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

• основные теории биологии - клеточную, хромосомную теорию наследственности.

уметь

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета.








Календарно- тематический план.

10 класс.

Биология ( базовый уровень)

(1ч. в неделю, всего-35 часов)


урока




Тема урока

Количество часов


Вид урока

Элементы содержания

Содержание и форма контроля знаний

лабораторная работа

практическая работа

Домашнее

задание

Дата

план

факт

Биология как наука. Методы научного познания (2ч)

1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

1

ИНМ

Предмет и задачи общей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками.

фронтальный опрос

§1,2

04.09

2.

Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

1

КУ

Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого мира.

фронтальный устный опрос

§3,4

11.09

Основы цитологии (16ч)

3.

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

1

ИНМ

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории

фронтальный устный опрос

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

§5,6

18.09

4.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

ИНМ

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей.

устный

фронтальный опрос

§7,8

25.09

5.

Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

КУ

Строение и биологическое значение углеводов, липидов .

проверочная беседа

§9,10

02.10

6.

Строение и функции белков.

1

КУ

Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы - ферменты

устный фрон-тальный опрос

§11

09.10

7.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

КУ

ДНК, РНК, генетический код.

устный фрон-тальный опрос

§12

16.10

8.

АТф и другие соединения клетки.

1

КУ

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

§13

23.10

9.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра.

письменный опрос

§14

30.10

10

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

Строение и функции цитоплазмы и её органоидов.

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

§15

13.11

11.

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

1



Строение и функции органоидов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

§16,17

20.11

12.

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

ИНМ

Строение бактериальной клетки, спорообразование, размножение и значение бактерий.

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»

§18,19

27.11

13.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

1

ИНМ

Вирусы и бактериофаги.

Индивидуальный и фронтальный устный опрос


§20

04.12


14.

Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.

1

ИНМ

Гомеостаз, метаболизм.

письменный контроль

§21,23

11.12



15.

Энергетический обмен в клетке.

1

КУ

Три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.

поисковая беседа

§22§

18.12

16.

Пластический обмен в клетке..Фотосинтез.

Хемосинтез.

1

КУ

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез.

устный фронтальный опрос

§24,25

25.12

17.

Генетический код. Транскрипция.

Синтез белков в клетке.

1

КУ

Транскрипция и трансляция генетической информации клетки.

устный фронтальный опрос

§26

15.01

18.

Обобщение и повторение тем: «Клетка» и «Обмен веществ и энергии в клетке».

1

КУ

Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и трансляция генетической информации клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез.

письменный контроль.

§27

22.01

Размножение и индивидуальное развитие организма (6ч)

19.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

1

ИНМ

Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

поисковая беседа

§28,29

29.01

20.

Мейоз.

1

ИНМ

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса.

устный фронтальный опрос.

§30

05.02

21.

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

1

КУ

Формы бесполого размножения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размножение.

Составление сводной таблицы,

Устный фронтальный опрос

§31

12.02

22.

Развитие половых клеток.

Оплодотворение.

1

КУ

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения.

устный фронтальный опрос.

§32,33

19.02

23.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.

1

КУ

Эмбриогенез и постэмбриональное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

устный фронтальный опрос.

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

§35,36

26.02

24.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период

Обобщение тем «Размножение» и «Индивидуальное развитие организма»

1

КУ

письменный контроль.

§37

04.03

Основы генетики (8 ч)

25.

История развития генетики. Гибридологический метод

1

ИНМ

Основные термины и понятия генетики. Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

фронтальный опрос

§38

11.03

26.

Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание.

1

семинар

Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование

Письменный и устный опрос.

Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

§39,40

18.03

27.

Дигибридное скрещивание.

1

ИНМ

Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя.

устный фронтальный опрос.

§41

25.03

28.

Хромосомная теория наследственности.

1

ИНМ

Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

устный фронтальный опрос.

§42

08.04

29.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

ИНМ

Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

Устный фронтальный опрос

Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

§43

15.04

30.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

1

КУ

Устный фронтальный опрос

§44,45

22.04

31.

Изменчивость. Виды мутаций

1

ИНМ

Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная и соотносительная, мутагены, мутации и мутагенез, закон гомологических рядов Вавилова.

Письменный контроль

§46,47

29.04

32.

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1



ИНМ

Устный фронтальный опрос

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

§48

06.05

Генетика человека (3ч)

33.

Методы исследования генетики человека.

1


КУ

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Поисковая беседа

Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

§49

13.05

34.

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

1

Ролевая игра

Медико-генетическое консультирование

Ролевая

игра. Работа в группах.

§50,51

20.05

35

Обобщение

1

Письменный контроль

27.05



© 2010-2022