• Преподавателю
  • Биология
  • Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Утянская средняя общеобразовательная школа.









АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

Научно - исследовательская работа


















Выполнила: Бычкова Анна Владимировна,

ученица 11 класса

Руководитель: Бычкова Оксана Ивановна,

учитель биологии.











Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Оценка уровня физического развития учащихся

  1. Оценка гармоничности физического по антропометрическим данным……………………………………...5

  2. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы……………………………………………………………...6

  3. Оценка образа жизни……………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………...9

Литература………………………………………………………………………...11

Приложения:

Приложение 1,3,7,8,9 Методики проведения исследовательских работ……..12

  • Диаграммы основных показателей уровня физического развития .18

  • Тест проверки образа жизни и оценка результатов………………...24




«Здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций».

Н.М. Амосов

ВВЕДЕНИЕ

На каждом этапе индивидуального развития организм детей и подростков представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями строения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и определенными антропометрическими данными.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%1

Состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Поэтому выработка такого отношения - важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны (заблуждение - свойство психики, но не организма).

В течение многих веков главной причиной массовых заболеваний были инфекции. К середине XXв. в основном они были побеждены, но выяснилось, что помимо инфекций существуют причины массовых заболеваний, связанные с поведением людей. На первое место в качестве причин преждевременной смерти вышли заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, а также человеческий фактор на производстве и быту (аварии, устаревшее оборудование, плохое питание, вредные привычки и многое другое). Существенным фактором риска является также гиподинамия и избыточная масса тела. Поэтому, проводя свою исследовательскую работу, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:

  • повысить у учащихся интерес к своему здоровью;

  • вызвать стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни;

  • провести анализ уровня физического развития учащихся и научить их самодиагностике своего организма;

  • дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;

  • познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся


















ГЛАВА I. ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие человека непрерывный, протекающий в течение всей жизни процесс. Наличие возрастных особенностей в строении сердечно-сосудистой системы или в деятельности отдельных физиологических систем не является свидетельством неполноценности. Рядом подобных особенностей и характеризуется тот или иной возраст. Свои исследования мы провели среди учащихся 8-11 классов, которым соответствует возраст 13-17 лет.


  1. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

При оценке физического развития обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки, длину и форму конечностей, жироотложения и др. Методика проведения работы отражена в приложении 1. Мы провели измерения роста учащихся с помощью ростомера, массы тела с помощью медицинских весов, окружности грудной клетки, определили пропорциональность телосложения, нашли весо- ростовой индекс, провели пробы по Бутейко. Данные своих измерений мы занесли в таблицу, там же отразили показатели, характерные для данного возраста и провели оценку результатов (Приложение 2), построили диаграммы (Приложение № 5)

Выводы:

  • измерение роста показало, что нарушений со стороны эндокринной системы нет. Самые большие отклонения от нормы 10-12%. О нарушениях выработки гормона роста можно говорить, если отклонения от нормы более 20%. 36% учащихся имеют средний рост, 12% -ниже среднего, 52% - выше среднего.

  • измеряя массу тела, мы выяснили, что среди старшеклассников у нас 52% имеют нормальную массу тела, 32% - недостаточную массу (от 4 до 8 кг.), 16% - имеют избыточную массу тела (от 4 до14)

  • окружность грудной клетки, характерную для соответствующего возраста имеют 8 учащихся, 88% - больше нормы, 4% - меньше нормы. По результатам экскурсии грудной клетки здоровыми являются 76%, у 24% учащихся здоровье ослаблено

  • пропорциональное физическое развитие имеют 28% школьников, непропорциональное развитие: более длинные ноги - 52% учащихся, короткие ноги - 20%. По соответствию окружности грудной клетки и роста хорошее телосложение имеют 40% учащихся, сильное - 32%, низкое - 28 %

  • По весо- ростовому индексу нормальную упитанность имеют 48% школьников, выше нормы - 44%, ниже нормы - 8%

1.2. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы

При изучении состояния сердечно-сосудистой системы мы пользовались методиками, изложенными в приложении 3. Испытуемые подсчитывали пульс в разных условиях: сидя, стоя, после нагрузок, мы измерили артериальное давление

Результаты всех исследований сердечно-сосудистой системы отражены в таблице (приложение 4) и на диаграмме (приложение 6)

  • Количество сердечных сокращений в состоянии сидя и стоя находится в норме у 56 % испытуемых, у 36 % - пульс повышенный, у 8 % - пониженный. После 20 приседаний хорошие результаты показали только 32 % учащихся, низкие - 68%, т.е. у большинства пульс после нагрузки повышается и не восстанавливается через 3 минуты.

  • При подъеме на 4 этаж результаты оказались лучше: отличный - 36%, хороший - 32%, низкий - 32%. Степень тренированности сердца: хорошая - 20%, средняя - 32%, плохая - 18%.

  • Полученные данные позволяют сделать вывод, что в среднем по всем показателям около половины испытуемых имеют хорошие и средние результаты. Это говорит о средней тренированности сердца, а у 18% о редких занятиях спортом.

  • Мы так же измерили артериальное давление и сравнили его с показателями, которые соответствуют определенному возрасту. Оно соответствует норме только у 28 % учащихся, у остальных(большинство) - повышенное. Изучив резервы сердечно-сосудистой системы, мы пришли к выводу, что у 48 % резерв сердечно-сосудистой системы низкий, у 44 %- средний, у 8 % - высокий. Для определения резерва мы использовали индекс Робинсона. Он находится так: частота пульса умножается на систолическое АД и делится на 100.

  • Всем учащимся понравилось проводить ортостатическую пробу. Для этого все 5 минут находились в положении лежа, затем проводили подсчет пульса. По команде все резко вставали и считали пульс вновь. Результаты: отличные - 12%, хорошие - 88%.

1.3. Оценка образа жизни

Все мы хотим быть здоровыми. Но многие не знают, как этого добиться. Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Действительно, специалисты говорят, что семь из десяти смертей можно было бы предотвратить простым изменением образа жизни.

Мы провели тестирование учащихся, проверив их образ жизни: отношение к курению, алкоголю, к еде, физическим упражнениям, стрессу, безопасности образа жизни. (Приложение 7). Набранные суммы мы оценивали по шкале оценки результатов (Приложение 8). Среди испытуемых нет учащихся, которые курят. Из ответов учащихся на вопрос о употреблении алкогольных напитков, мы сделали вывод, что около 56% старшеклассников позволяют себе иногда употреблять алкоголь. Только 12% учащихся задумываются о том, что они едят, разнообразен ли их рацион питания, избегают употреблять излишнее количество жиров, холестерина, сахара. Остальные учащиеся либо никогда не задумываются, либо иногда о том, что они едят и каков их рацион. Это говорит о том, что ваше здоровье в опасности.

К физическим упражнениям, к поддержанию оптимального веса многие учащиеся относятся серьёзно. Около 72% регулярно занимаются спортом, следят за своим весом, развивают мускулатуру, участвуют в соревнованиях. 28% набрали самый низкий результат.

Лучше оказались результаты в отношении к стрессу и безопасности жизнедеятельности. 89% школьников, по обоим показателям, набрали по 8-10 баллов. Это блестящие результаты. Они сознают важность правильного отношения к безопасному образу жизни, используют свои знания для избегания стрессовых ситуаций в своей жизни.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый период развития - это важный этап подготовки человека к полноценной здоровой жизни. Школьные годы - это время становления взглядов на свой образ жизни, формирование отношения к вредным привычкам, к правильному питанию и др. Поэтому очень важно обратить внимание детей на свое здоровье, на то, что его можно не только сохранять, но и улучшать. Но те исследования, которые мы провели, говорят о том, что большинство учащихся понимают важность сохранения своего здоровья. Но среди учащихся есть такие, которым кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях спортом, в ежедневных тренировках. Многие школьники не обращают внимания на то, чем они питаются (лишь бы им нравилось). Не делают этого и большинство родителей.

Из исследований можно сделать вывод, что здоровье детей напрямую зависит от их образа жизни. Те дети, которые регулярно занимаются спортом, ведут активный образ жизни, избегают вредных привычек, показывают лучшие результаты. У некоторых же детей здоровье ослаблено.

Есть такие учащиеся у которых показатели сердечно-сосудистой системы низкие. Сердце не достаточно тренированно. Ударный объем сердца нетренированного человека небольшой, т.к. сердечная мышца слабая и не может вытолкнуть большое количество крови. Поэтому при нагрузках происходит увеличение сердечных сокращений и сердце долго восстанавливает свой ритм.

16% учащиеся имеют избыточную массу тела. В основном, это результат неправильного питания и ведение малоподвижного образа жизни. Большинство школьников проводят очень много времени за компьютером, за просмотром телевизора, мало бывают на свежем воздухе.

Все учащиеся с удовольствием участвовали в экспериментах и с нетерпением ждали, когда мы проведем обработку результатов. Мы видим, что смогли заинтересовать своих товарищей. Они сравнивали свои результаты с результатами своих одноклассников, радовались, когда их показатели были лучше. И если в этой работе мы отразили результаты в % от испытуемых, то ребятам мы рассказывали об их конкретных показателях, давали рекомендации, как улучшить свое здоровье. (Приложенье 9,10)

Данную работу можно продолжить и взять для исследований один класс и проследить за уровнем их физического развития за период обучения в школе. Посмотреть, какие результаты они имеют сейчас, и с какими результатами подойдут к старшим классам.






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бинас А.В., Маш Р. Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе - М,: Просвещение, 1990 - 192 с.

  2. Добротворский И. Как развить свои физические возможности // Воспитание школьников. - 2006. - № 4. - с. 52-56

  3. Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья // Биология. Издательский дом «Первое сентября». - 2006. - №19. - с. 10-13.

  4. Ковалько В.И., Здоровье-сберегающие технологии - М,: «Вако», 2004, 296с.

  5. Колесов Д.В. Валеология - новое направление в педагогических науках // Биология в школе. - 1997. - №2. - с. 15-19

6. Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2002. - 336 стр.

7.Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии - М., «Просвещение», 1974, 223 с.



Приложение 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГАРМОНИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМ ДАННЫМ

Измерение роста с помощью ростомера.

Для определения роста надо встать на платформу рос­томера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосло­жения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).

Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76

Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х воз­раст + 77

Оценка результатов: отклонение от средних ве­личин не должно превышать 3 - 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.

Измерение массы тела с помощью медицинс­ких весов.

Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле:

М = 10 + 2В, где М - масса тела (в кг), В - возраст подростка (в годах).

Расчет можно произвести по-другому,

А= рост (см) х окружность грудной клетки (см) / 240

Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.

Измерение окружности грудной клетки.

Ис­пытуемый поднимает руки, экспериментатор на­кладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность из­меряется в трех фазах: во время паузы при обыч­ном спокойном дыхании, при максимальном вдо­хе и максимальном выдохе.

Экскурсия грудной клетки - это разница между величинами окруж­ностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6-9 см. Теорети­ческий расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13-17 лет, не занимающихся спор­том, проведите по формулам:

для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20,

для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45.

Сравните расчетные данные с результатами ва­ших измерений.

Определение пропорциональности телосложения.

Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
А= (рост стоя-рост сидя)X 100%

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ(рост сидя)

где А - показатель пропорциональности телос­ложения.

Оценка полученных результатов: 87-92% - пропорциональное физическое развитие, мень­ше 87% - относительно малая длина ног, более 92% - большая длина ног.

Вариант 2.

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ(окружность грудной клетки в паузе)

А= X 100%

(рост)

Оценка полученных результатов, при нормаль­ном телосложении величина А составляет 50-55%. При А < 50% - развитие слабое, при А > 55% - сильное.

Весо-ростовой индекс (ВРИ) -

это соотноше­ние между ростом человека (Р) и его весом (М).

Он рассчитывается по формуле:

М (r)

ВНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИРИ=

Р(см)

Норма упитанности составляет 280 - 350 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.

Проба по Бутейко.

Сядьте удобно, расслабь­тесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыха­ния возникает глубокий вдох, значит, проба прове­дена неточно.

Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с - здоров, 20-40 с - здоровье ослаблено, ме­нее 20 с - человек болен.




Приложение 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Определение пульса.

Пульс регистрируется с помощью пальпаторного метода, для чего про­щупываются и подсчитываются пульсовые волны. Подсчитывается количество ударов на лучевой или сонной артериях в течение 15, 30 или 60 секунд. Частота пульса выражается количеством ударов в 1 мин.

Подсчитайте пульс в разных физических состо­яниях: сидя, стоя, после 10 приседаний и сравните результаты со среднестатистическими. В норме частота пульса составляет 60-80 ударов в минуту, в положении сидя - на 10 ударов меньше. Частота пульса 100-130 ударов в минуту свидетельству­ет о небольшой интенсивности нагрузки, 130-150 характеризует нагрузку средней интенсивности, а 170-200 - предельную нагрузку.

Небыстро поднимитесь по лестнице на 4-й этаж, после этого подсчитайте частоту пульса. Если она меньше 100 ударов в минуту - вы в отличной фор­ме, 100-120 - в хорошей форме, а 120 и выше - в плохой.

Подсчет пульса в разных условиях

Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 20 приседаний.

Оценка результатов: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 20 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.

Измерение артериального давления

Артери­альное давление (АД) измеряется с помощью то­нометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.

АД систолическое = 1,7 х возраст + 83,

АД диастолическое = 1,6 х возраст + 42.

Степень тренированности сердца вычисляет­ся по формуле:

П2 - П1

ТНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ= х100%,

П1

где П, - частота пульса в положении сидя, П2 - частота пульса после 10 приседаний. Оценка результатов: менее 30% - хорошая тренирован­ность сердца, 30-45% - недостаточная трениро­ванность сердца, более 45% - низкая тренирован­ность сердца.

Тренированность сердца можно оценить и другим способом. Измерьте пульс 5-6 раз в покое, найдите среднее значение. Сделайте 20 приседаний. Подсчи­тайте пульс сразу же после этого, через 10, 30, 60, 90, 120, 150 и 180 с. Постройте график зависимос­ти частоты пульса от времени. Определите, через сколько секунд пульс возвращается в норму.

Оценка результатов, если частота пульса вырос­ла на 30% или меньше - хорошо, если более 30%, то это свидетельствует о плохой тренированности сердца. Если пульс возвращается к норме за 2 мин и меньше - хорошо, от 2 до 3 мин - удовлетворитель­но, свыше 3 мин - плохо.

Изучение резервов сердечно сосудистой сис­темы.

Для определения резерва используют индекс Робинсона:

И= _ П х (АД систолическое)

100

где П - частота пульса.

Значение 76-85 свидетельствует о среднем уров­не, более высокое значение - о низком, более низ­кое значение - о высоком уровне резервов.



Ортостатическая проба.

Испытуемый около 5 мин находится в положении лежа. Эксперимента­тор производит подсчет пульса. По команде испы­туемый резко встает, и экспериментатор считает пульс вновь.

Оценка результата, частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту - ре­акция организма очень благоприятная; увеличилась на 4-40 ударов - благоприятная, более 40 уда­ров - неблагоприятная.








Приложение №6

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы

СНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

остояние покоя и стоя.


После дозированной нагрузки

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


При подъеме на 4 этаж.

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Степень тренированности

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Измерение артериального давления.

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Резервы сердечно-сосудистой системы

ОНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

ртостатическая проба

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Приложение №5

Определение гармоничности развития по антропометрическим данным

РНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

ост учащихся.

ИНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

змерение массы тела


Измерение окружности груди

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Экскурсия грудной клетки

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ








Определение пропорциональности телосложения

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Весо-ростовой индекс

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ




Приложение 7

ПРОВЕРЬТЕ СВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

ТАБЛИЦА САМОКОНТРОЛЯ.

Оценочная шкала:

Всегда - 2 очка; иногда - 1 очко; никогда - 0 очков.

Курение.

Если вы вообще не курите, запишите себе 10 очков и переходите к следующему разделу.

  1. Я избегаю курения

  2. Я курю сигареты только с низким содержанием смол и никотина

Сумма:………………

Алкоголь и наркотики.

  1. Я избегаю пить алкогольные напитки.

  2. Я не использую алкоголь или наркотики как средство разрешения жизненных проблем или для выхода из стрессовых ситуаций.

  3. Я не употребляю алкоголь после приема определенных лекарств (например, снотворного, лекарств от аллергии, болеутоляющих препаратов.)

  4. Я читаю соответствующие инструкции и следую предписаниям при употреблении лекарств.

Сумма:…………………

Привычки в еде.

  1. Я ежедневно разнообразно питаюсь, употребляю фрукты, овощи, хлеб из муки грубого помола, каши из цельных зерен, постное мясо, молочные продукты, бобовые(горох или фасоль), орехи.

  2. Я ограничиваю количество жиров и холестерина в своей пище(в том числе жирного мяса, яиц, масла, кремов, субпродуктов, таких, как печень).

  3. Я ограничиваю количество соли, слабо солю пищу.

  4. Я избегаю много есть продуктов, содержащих много сахара, кондитерские изделия, лимонады и др.

Сумма:…………………….

Физические упражнения.

  1. Я поддерживаю оптимальный вес, избегая его увеличения или уменьшения.

  2. Я совершаю энергичные упражнения по 15 - 30 мин по крайней мере три раза в неделю (в том числе бег, плавание, быстрая ходьба).

  3. Я делаю упражнения для развития мускулатуры по 15 - 30 мин по крайней мере три раза в неделю (например, йога или аэробика).

  4. Я использую часть личного времени для участия в индивидуальных, семейных или командных физических занятий, укрепляющих здоровье.

Сумма:……………..

Стрессовый контроль.

  1. Моя работа или занятия мне нравятся.

  2. Я легко отдыхаю и свободно выражаю свои чувства.

  3. У меня есть близкие друзья, родственники или другие люди, с которыми я могу говорить о личных проблемах и которых я могу при необходимости просить о помощи.

  4. Я легко преодолеваю стрессовые ситуации.

  5. Я участвую в общественной деятельности (например, в школьных или внешкольных организациях) или у меня есть любимое занятие6 (хобби).

Сумма:…………………..

Безопасность.

  1. При езде в автомобиле я пристёгиваю ремни безопасности.

  2. Я не нарушаю правил дорожного движения.

  3. Я аккуратен в общении с потенциально опасными веществами (очистителями, ядрами, электрическими устройствами).

  4. Я избегаю водить автомобиль после принятия любого количества спиртных напитков.

  5. Я не курю в постели.

Сумма:…………………

Приложение 8

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАБРАННАЯ ВАМИ СУММА

От 9 до 10 очков. Блестяще! Ваши ответы показывают, что вы сознаете важность правильного образа жизни для здоровья, но что гораздо важнее, вы ещё и используете ваши знания в жизни. Если вы будете и дальше так поступать, то ваше здоровье не подвергнется серьёзному риску. Похоже, что вы - пример для подражания знакомых и друзей. Теперь обратите внимание на те результаты, в которых вам следует совершенствоваться.

От 6 до 8 очков. Ваши привычки приемлемы, но их можно и улучшить. Посмотрите ещё раз на те вопросы, где у вас стоят ответы «иногда» или «никогда». Что нужно сделать, чтобы улучшить ваши показатели? Даже небольшие изменения часто могут помочь улучшить самочувствие.

От 3 до 5 очков. Ваше здоровье в опасности! Наверное, вам необходимо больше знать об опасности, с которой вы сталкиваетесь, и о необходимости

изменения своего поведения. Вероятно, вам нужна помощь, чтобы достигнуть желательных изменений образа жизни и состояния здоровья.

От 0 до 2 очков. Конечно, вы достаточно знаете о своём здоровье и без этого теста, но ваши ответы показывают, что вы подвергаете своё здоровье серьёзной и ненужной опасности. Возможно, вы знаете о риске, о том, что с ним связано. Вы можете легко получить необходимые вам сведения и помощь, если хотите. Следующий шаг за вами.



Приложение 9

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Избегайте сигарет.

Курение - наиболее частая причина многих заболеваний и преждевременной смерти. Особенно рискуют беременные женщины и их не рожденные дети. Люди, бросающие курить, уменьшают вероятность заболевания раком легких и болезнями сердца. Поэтому, если вы курите, дважды подумайте, прежде чем зажечь следующую сигарету. Если вы решите продолжать купить, попытайтесь хотя бы уменьшить число сигарет или перейти на сигареты с низким содержанием никотина и смол.

Соблюдайте благоразумие при употреблении алкоголя.

Алкоголь изменяет привычки и поведение. Большинство людей способны ограничивать потребление алкоголя и избегать нежелательных последствий. Но все равно регулярное потребление алкоголя ведет к развитию опасных заболеваний, таких, как цирроз печени, и представляет опасность для здоровья. Статистика также ясно показывает, что вождение автомобиля после приема содержащих алкоголь напитков - частая причина несчастных случаев и аварий.

Будьте осторожны при употреблении лекарств.

Сейчас потребление лекарств - как разрешенных, так и запрещенных - один из основных источников опасности для здоровья. Даже некоторые прописанные врачом лекарства могут быть опасны при употреблении в сочетании с алкоголем или перед вождением автомобиля. Избыточное или продолжительное употребление транквилизаторов может вызвать психические и физиологические изменения. А эксперименты с наркотиками могут вызвать многочисленные опасные эффекты или даже привести к гибели.

Будьте разборчивы в еде.

Переедание и избыточный вес создают опасность диабета, высокого кровяного давления, различных воспалительных заболеваний. Но правильно питаться - это значит также потреблять поменьше жиров (особенно животных), холестерина, сахара и соли. Попробуйте использовать как можно больше свежих овощей и фруктов. Вы почувствуете себя лучше.

Регулярные физические нагрузки.

Почти каждый может улучшить состояние здоровья путем физических упражнений: есть упражнения, которые может выполнять практически любой человек. (Если у вас возникают какие - либо сомнения, обратитесь к врачу.) обычно энергичные упражнения по 15-30 мин три раза в неделю уже помогут оздоровить сердце, сбросить лишний вес, натренировать мускулы и улучшить сон. Подумайте, какие изменения в этом плане нужны лично вам, чтобы чувствовать себя лучше.

Учитесь держать себя в руках.

Стресс - нормальная часть жизни: все сталкиваются с ним в определенной степени. Причины стресса могут быть и плохими, и хорошими, желательными и нежелательными. Если держать себя в руках, стресс не создает особых проблем. Но болезненная реакция на стрессовую ситуацию, такая, как длительное раздражение, курение или употребление алкоголя, может вызвать разнообразные физиологические или психологические проблемы. Даже в самый тяжелый день найдите несколько минут, чтобы успокоиться и отдохнуть. Обсуждение проблем с кем-нибудь, кому вы доверяете, часто помогает найти удовлетворительное решение. Поймите разницу между вещами, «за которые стоит драться», и менее важными.

Главное внимание - безопасности.

В первую очередь в каждой ситуации проверьте безопасность: дома, в школе, в играх, в дороге и т. д. Соблюдайте правила уличного движения. Держите опасные предметы подальше от маленьких детей. Держите рядом с телефоном номера, по которым следует звонить в случае опасности. Если что-нибудь случиться- вы наготове. Полезно также ознакомиться со справочниками типа «Карманная энциклопедия экстремальных ситуаций»

Приложение 10

Результаты анкетирования учащихся

«Отношение к образу жизни»

КНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

урение

АНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

лкоголь, наркотики, лекарства




Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Привычки в едеСтрессовый контроль


Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Физические упражнения

Научно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ



БНаучно-исследовательская работа АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОЦЕНКА ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

езопасность






1 Здоровье-сберегающие технологии, В. И. Ковалько, М.: «Вако», 2004г, 296с.


© 2010-2022