- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котова Т.И. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по биологии для учащихся 9 классов (базовый уровень).
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по биологии и базисным учебным планом.
Уровень рабочей программы базовый.
Классификация рабочей программы - типовая.
На изучение курса «Основы общей биологии» выделено 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.
Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.
Цели и задачи курса:
- формирование у учащихся познавательного интереса к изучению биологии;
- формирование основополагающих понятий опорных знаний;
- развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление;
- раскрытие принципа единства всего живого и взаимосвязи всех частей биосферы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета биология (базовый уровень) в 9 классе отводится учебное время в объеме:
количество часов в год - 68 часов
количество часов в неделю - 2 часа
Содержание курса.
-
Введение (1 час).
Биология - наука о жизни.
2. Основы учения о клетке ( 12 часов).
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. Белки: строение и функции. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты: строение и их функции. Общий план строения клетки. Ядро. Плазматическая мембрана. Цитоплазма. Разнообразие клеток. Вирусы- неклеточная форма жизни. Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Биосинтез белка. Фотосинтез. Клеточная теория.
Обобщение и систематизация знаний по теме « Основы учения о клетке».
Лабораторный практикум:
Лабораторная работа №1 «Строение растительной и животной клеток»
Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Лабораторная работа №3 «Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы».
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов ( 5 часов).
Типы и способы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз: фазы и биологическое значение. Особенности образования половых клеток. Мейоз: фазы и биологическое значение. Онтогенез и его этапы.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Лабораторная работа №4 «Митоз в клетках корешка лука»
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов).
Генетика как наука: история развития, основные методы и понятия. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Закон сцепления генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Генотип- целостная система. Наследственная изменчивость. Ненаследственная изменчивость.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».
Практикум: решение задач по генетике.
Лабораторная работа №5 «Статистические закономерности изменчивости»
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 5 часов).
Предмет и задачи селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и ее достижения. Особенности селекции животных и ее достижения. Основные направления селекции микроорганизмов.
Обобщение и систематизация знаний по теме « Основы селекции растений, животных и микроорганизмов».
6. Учение об эволюции ( 11 часов ).
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Формы естественного отбора. Вид- его критерии и структура. Популяция - единица эволюции. Процессы видообразования. Отражение хода эволюции в системе органического мира. Основные направления эволюции. Основные закономерности биологической эволюции.
Обобщение и систематизация знаний по теме « Учение об эволюции».
Лабораторный практикум:
Лабораторная работа №4 « Приспособленность организмов и ее относительность»
Лабораторная работа №5 «Морфологические особенности растений различных видов»
Лабораторная работа№6 «Изменчивость - общее свойство организмов».
7.Происхождение жизни и развитие органического мира ( 7 часов).
Возникновение жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Доказательства происхождения человека. Факторы антропогенеза. Эволюция приматов. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение.
8.Основы экологии ( 14 часов ).
Экология как наука. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действиям факторов среды. Биотические связи в природе. Популяция и ее основные экологические характеристики. Функционирование популяции и динамика ее численности. Биоценозы. Биогеоценозы. Экосистемы. Развитие и смена биогеоценозов. Естественные и искусственные экосистемы. Основные законы устойчивости живой природы. Основы учения Вернадского о биосфере. Рациональное использование природы и ее охрана.
Обобщение и систематизация знаний по теме «основы экологии».
Заключение ( 1 час).
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Резерв - 2 часа
Тематическое планирование.
№п/п
Содержание курса
Количество часов
1
Введение
1
2
Основы учения о клетке
12
3
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
4
Основы учения о наследственности и изменчивости
10
5
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
5
6
Учение об эволюции.
11
7
Происхождение жизни и развитие органического мира.
7
8
Основы экологии.
14
9
Заключение. Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты.
1
10
Резерв
2
Итого: 68 часов
Учебно-методическое обеспечение курса.
УМК для учащихся:
1.Биология: 9класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред.проф. И.Н.Пономаревой. -М.: Вентана-Граф, 2014.
2.Рабочая тетрадь по биологии. Основы общей биологии. 9 класс.-Воронеж.2014.
УМК для учителя:
1.Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. - М.-: Вентана- Граф, 2014.
2.Рабочая тетрадь по биологии. Основы общей биологии. 9 класс.- Воронеж.2014.
3.Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Основы общей биологии». 9 класс. Поурочное планирование: Книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2008.
4.Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А.Корниловой, Н.М.Черновой «Основы общей биологии»/авт-сост.Г.В.Чередникова.-Волгоград: Учитель,2009.