Рабочая программа Биология 6 класс

Рабочая программа «Биология 6 класс» составлена в соответствии с:Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САН...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»





РАССМОТРЕНА

на__________________

протокол №__________

от___________________

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР__________________

______________________

(ФИО, подпись)

УТВЕРЖДЕНА

директор

_____________________

_____________________

(ФИО, подпись)

приказ №_____________

от____________________

МП



БИОЛОГИЯ

6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА










Мыски 2015

Программа разработана Зайцевой Н.А. учителем географии, высшей квалификационной категории

Рабочая программа Биология 6 класс







Рабочая программа Биология 6 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии. Она позволяет получить представления о целях и содержании обучения биологии, в ней учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Биология 6 класс» составлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

  4. Примерной программой основного общего образования по биологии 5-9 классы.

  5. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ№5» г.Мыски

Рабочая программа адаптирована к линии учебно-методических комплектов под редакцией В.В. Пасечника

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Общая характеристика учебного курса

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5-9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование - это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

В 5-6 классах учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Место учебного предмета в учебном плане школы

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280- 350 ч. Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа. Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса сохраняет содержательный минимум . В учебном плане МБОУ «СОШ №5» на освоение программы отводится 1 час в неделю, в год - 34 часа.

Учебное содержание курса биологии в 6 классе включает раздел «Живые организмы» - 34 часа, который продолжает начатые темы 5 класса (34 часа) и изучение данного раздела будет продолжаться в 7 классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:


  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:

  • приемы элементарной исследовательской деятельности;

  • способы работы с естественнонаучной информацией;

  • коммуникативные умения;

  • способы самоорганизации учебной деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах;

  • проектная работа;

  • подготовка мини-проектов;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.

Используются формы контроля знаний:

  • Текущие тестовые работы;

  • Фронтальный и индивидуальный опрос;

  • Отчеты по лабораторным работам;

  • Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)

  • Информационно-поисковая работа с использованием новых информационных технологий.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ, творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты




Распределение часов разделов примерной программы по классам-параллелям.

№ п/п

Название раздела / темы

Всего

(часов)

5 класс

6 класс

7 класс


8 класс

9 класс


Живые организмы

132

33

33

66




Человек и его здоровье

122




66

56


Общие биологические закономерности

10





10


Резерв

16

2

2

4

4

4


Итого

205

35

35

70

70

70


Учебно-тематический план


№ п/п

Название раздела / темы

Всего

(часов)

Региональный

компонент

(часов)

Резервное время

(часов)


Введение

1


1


Живые организмы

33



5

Строение и многообразие покрытосеменных

15



6

Жизнь растений

10



7

Классификация растений

6



8

Природные сообщества

3




Всего

34




Итого

34

Содержание программы

Введение (1 час)

Объект изучения биологии - живая природа. Царства бактерий, грибов и растений, животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Строение и многообразие покрытосеменных (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка.

2. ознакомление с различными видами соцветий.

3. ознакомление с сухими и сочными плодами.

Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Классификация растений (6 часа)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Лабораторная работа: Определение признаков принадлежности к семейству.

Природные сообщества (3 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп

Календарно - тематическое планирование


Дата

Тема

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

Форма контроля

предметные

метопредметные

личностные

1

Введение

Учащиеся, просмотрев видеофрагмент и обсудив его, сами формулируют тему и цель урока.

Создаются условия для возникновения внутреней потребности включения в учебную деятель-

ность(хочу);

устанавливаются тематические рамки (могу).

Разбираются со структурой учебника и рабочей тетради. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику.

Самостоятельно читают тест параграфа. Отвечают на вопросы.

Формулируют чёткие определения терминам.

Планирование работы с учителем и сверстниками.

По окончании чтения заполняют таблицу в рабочей тетради.

В ходе урока учащиеся получают представление о биологии как науке, о значении биологических

знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «естественные науки», «экология»

Регулятивные:

Самостоятельно формулируют тему и цели урока;

учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В ходе урока у учащихся формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры. Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Таблица в рабочей тетради.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

2

Строение семян двудольных растений

Показывают свою готовность к уроку. Предлагают свои варианты ответа на поставленный учителем вопрос.

Выполняют лабораторную работу «Изучение строения семян двудольных растений», отвечая на вопросы по плану (работают с информацией по технологической карте, учебнику):

Выступают, анализируют, делают выводы

Формирование умения определить понятие «семя»

Формирование понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян. Изучение главных частей семени (Эндосперм, зародыш, кожура, корешок, одна и две семядоли, почечка, стебелек)

Регулятивные:

Умение высказывать предположение и его доказать.

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания»

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Лабораторная работа

3

Строение семян однодольных растений

Показывают свою готовность к уроку. Предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос.

Выполняют тестовое задание. Оценивают и корректируют свои знания, осуществляют взаимопроверку

Выполняют лабораторную работу «Изучение строения семян однодольных растений», отвечая на вопросы по плану (работают с информацией по технологической карте, учебнику):

Выступают, анализируют, делают выводы

Формирование умения определить существенные различия однодольных растений

Выявить уровень знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения семени фасоли

Закрепление понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян. Изучение главных частей зерновки пшеницы

Регулятивные:

Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания»

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Тестовое задание и Лабораторная работа

4

Виды корней. Типы корневых систем

Показывают свою готовность к уроку. Предлагают свои варианты ответа на поставленный учителем вопрос.

Выполняют лабораторную работу «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы», отвечая на вопросы по плану (работают с информацией по технологической карте, учебнику):

Выступают, анализируют, делают выводы

Формирование умения определить существенные различия в понятиях «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система».

Выявить уровень знаний о видах коневых систем

Закрепление понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян.

Регулятивные:

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания»

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия, развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Лабораторная работа

5

Строение корней

Показывают свою готовность к уроку. Предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос.

Выполняют индивидуальные задания в группе, отвечая на вопросы по плану (работают с информацией по маршрутному листу, учебнику):

Выступают, анализируют, делают выводы

Формирование понятий «зоны корня»: «корневой чехлик», «зона деления», «зона роста» (растяжения), «зона всасывания», «зона проведения».

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Регулятивные:

Умение высказывать предположение и его доказать.

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания»

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Индивидуальные задания

6

Условия произрастания и видоизменения корней

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.

Выполняют лабораторную работу «Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица)»,

отвечая на вопросы по плану (работают с информацией по технологической карте, учебнику):

Выступают, анализируют, делают выводы

Формирование понятий «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

Регулятивные:

Умение высказывать предположение и его доказать.

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

Формирование мотивации (учебной, социальной), осознание границы собственного знания и «незнания»

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в группе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Лабораторная работа

7

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Смотрят презентацию, определяют тему урока, определяют цели, формулируют познавательные задачи

Рассматривают демонстрационный материал, зарисовывают разные типы листорасположения и почек, изучают материал учебника, слушают инструктаж по ТБ, выполняют лабораторную работу, заполняют информационные листы, обсуждают ответы на вопросы, делают выводы.

Выполняют тест.

Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах, характеризовать строение побега и почки, показывать их особенности на препаратах и растениях, объяснять функции побега и почек, сравнивать разные побеги и почки между собой, использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Познавательные:

Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функции участников, способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и принимать их позицию

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, демонстрируют способность видеть красоту весенних побегов

Лабораторная работа

8

Внешнее строение листа

Рассматривают предлагаемые предметы и фотографии, формулируют тему и задачи урока.

Выполняют задания на раздаточных листах.

1. Рассматривают листья в гербарии и на рисунках, фотографиях, делят их на группы, обосновывают своё деление. Зарисовывают типы сложных и простых листьев, черешковые и сидячие листья.

2. Дают определение листовой мозаике и её значению.

3. Читают статью в учебнике «Жилкование» и отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу на основании полученных знаний:

1. Название растения

2. Листья простые или сложные

3. Жилкование

4. Листорасположение

Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части листа на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах, характеризовать строение простых и сложных листьев, показывать их особенности на препаратах и растениях, объяснять функции листьев, их значение в жизни растений, сравнивать разные листья между собой, использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполняь задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Познавательные:

Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функции участников, способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и принимать их позицию

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, де-монстрируют способность видеть красоту молодых весенних листьев

Задания на раздаточных листах и таблица

9

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Смотрят на предметы на столе, догадываются о теме предстоящего занятия. Формулируют тему и задачи урока.

Слушают инструктаж по ТБ и выполняют лабораторную работу (готовят препараты кожицы листа, рассматривают в микроскоп, зарисовывают, определяют типы клеток, подписывают), делают выводы.

Знакомятся с видоизменениями листьев по разным источникам и заполняют информационные листы. Доказывают, что строение листьев связано с условиями среды.

Выполняют проверочное задание. Вместе в классе проверяют правильность ответов и исправляют ошибки.

Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Научатся готовить микропрепараты кожицы и мякоти листа. Научатся характеризовать видоизменения листьев как результат приспособления к условиям обитания, использовать свои знания для выращивания комнатных растений и растений на приусадебном участке.

. Регулятивные: принимать учебную задачу, составлять план работы в соответствии с поставленной задачей, выполнять лабораторную работу, свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию, отвечать на вопросы.

Познавательные: использовать приёмы работы с информацией (поиск и отбор необходимой информации, её систематизация), осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других людей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы.

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности (умеют ставить цели и планировать личную учебную деятельность), проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию

Проверочное задание

10

Строение стебля. Многообразие стеблей

Показывают рабочие тетради, отвечают на вопросы.

Смотрят на демонстрационный материал, формулируют тему, цели и задачи урока

1). Смотрят презентацию, отмечают в рабочей тетради типы стеблей и их функции.

2). Знакомятся со статьёй, отмечают в рабочей тетради на рисунке слои внутреннего строения стебля.

3). Рассматривают спилы, подсчитывают возраст данного дерева. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, делают вывод о значении стебля в жизни растений.

Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу, объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину и толщину, прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев, высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям, исследовать строение стебля в ходе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Регулятивные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму, выполнять лабораторную работу, свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию, отвечать на вопросы.

Познавательные: уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

Коммуникативные:

Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации, слушать и понимать речь других людей, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, смогут объяснить необходимость знаний о внутреннем строении древесного стебля для организации работы по уходу за растениями.

Устный опрос

11

Видоизменение побегов

Отвечают на вопросы, называют примеры видоизменений органов.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Рассматривают видоизменённые побеги на натуральных объектах и гербарии. Слушают инструктаж по ТБ, выполняют лабораторную работу, зарисовывают в рабочей тетради строение луковицы на продольном срезе и строение клубня на поперечном срезе, определяют запасные питательные вещества, подписывают части, заполняют инструктивную карточку, делают выводы.

Обсуждают в группах задание, приводят доказательства, выступают с ответом.

Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов. Наблюдать видоизменённые побеги, объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания. Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Познавательные:

Использовать приёмы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием, изобразительной наглядностью.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в малых группах, определение целей, способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения, аргументация своей точки зрения, отстаивание своей точки зрения, отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и принимать их позицию

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваивае-мого содержания, проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию., умеют объяснить необходимость знаний о видоизменённх побегах для вегетативного размножения.

Устный опрос и Лабораторная работа

12

Цветок и его строение

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах.

Знание особенностей строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков. Умение различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями.

Знание роли соцветий в жизни цветковых растений. Выделение существенных признаков простых и сложных соцветий. Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия

Познавательные.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

Работа в группах

13

Соцветия

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах.

Знание особенностей строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков. Умение различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями.

Знание роли соцветий в жизни цветковых растений. Выделение существенных признаков простых и сложных соцветий. Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

Работа в группах

14

Плоды и их классификация

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах

Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы плодов. Знание и различение на рисунках и таблицах плодов и семян, распространение которых происходит при помощи ветра, воды и животных. Умение объяснять причины различий способов распространения семян сухих и сочных плодов

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений

Работа в группах

15

Распространение плодов и семян

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы плодов. Знание и различение на рисунках и таблицах плодов и семян, распространение которых происходит при помощи ветра, воды и животных. Умение объяснять причины различий способов распространения семян сухих и сочных плодов

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений

Устный опрос

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)


16

Минеральное питание растений

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника. Устанавливают причинно-следственные связи.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

17

Фотосинтез

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника.

Отвечают на вопросы, называют примеры организмов - автотрофов и гетеротрофов

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов - автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

18

Дыхание растений

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника. Знакомятся с новыми понятиями: Устанавливают причинно-следственные связи.

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

19

Испарение воды растениями. Листопад

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника. Знакомятся с новыми понятиями: Устанавливают причинно-следственные связи

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

20

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм . Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника. Знакомятся с новыми понятиями:

Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

21

Прорастание семян

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.

Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

22

Способы размножения растений

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника. Составляют сравнительную таблицу «Сравнивать бесполое и половое размножение растений»

Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Устный опрос и таблица

23

Черенкование растений

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений

Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях.
Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы.

Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

24

Размножение семенных растений

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника. Знакомятся с новыми понятиями:

Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм. Формулируют тему, цели и задачи урока.

Работают с текстом и рисунками учебника

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Познавательные.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные.: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Работа с текстом, Устный опрос

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)


26

Систематика растений

Работают с текстом и рисунками учебника. Просматривая слайд - фильм, отбирают необходимую информацию для Заполнения сравнительной таблицы

«Растения классов Однодольных и Двудольных» Закрепляют понятия: однодольные, двудольные, покрытосеменные, жизненные формы: деревья, кустарники, лианы и травы, однолетние, двулетние, многолетние

Предметные: имеют представление о

классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии. Знают характеристику классов Однодольных

и Двудольных.

Метапредметные: умеют структурировать

информацию, подбирают критерии для арактеристики объектов. Умеют работать

с понятийным аппаратом. Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы (П). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о многообразии покрытосеменных и особенностях их строения для понимания причин их широкого

распространения и господства в растительном мире Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л).

Работа с текстом, таблица

27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Знакомятся с новыми понятиями:

Формула цветка Крестоцветных и

Розоцветных, диаграмма цветка Крестоцветных и Розоцветных, плод

стручок, ложные плоды, сборные плоды, плод костянка Работают с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы

Составляют характеристики семейств по алгоритму Работают с гербарным материалом Заполняют таблицу «Культурные растения Семейство

Крестоцветных и Розоцветных и их роль в жизни человека» Просматривают слайд -фильма Представляют отчеты

мини-проектов.

Предметные: иметь представление о

классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Крестоцветных и Розоцветных. Знать

культурные растения семейств

Крестоцветных и Розоцветных и их значение в жизни человека.

Метапредметные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для

характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П).

Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о биологических

особенностях культурных растений семейств Крестоцветных и Розоцветных для их практического использования. Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л).

Работа по алгоритму, таблица

28

Семейства Пасленовые и Бобовые

Знакомятся с понятиями:

формула цветка Бобовых

и Пасленовых, диаграмма цветка Бобовых и Пасленовых, плод боб, плод ягода и коробочка. Работают с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы Составляют характеристики семейств по алгоритму Работают с гербарным материалом Заполняют таблицы культурные растения «Семейство Бобовые и Пасленовые и их роль в жизни человека» Просматривают слайд - фильм

Представляют отчеты мини-проектов

Предметные: иметь представление о

классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Бобовых и Пасленовых. Знать культурные растения семейств Бобовых и Пасленовых и их значение в жизни человека.

Метапредметные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать

с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств

Бобовых и Пасленовых для их практического использования

деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих. Потребность в объективной оценке своей деятельности, (Л).

Отчет по мини-проекту

29

Семейство Сложноцветные

Знакомятся с формулой цветка

Сложноцветных, диаграммой цветка, плодами семянка и летучая семянка. Выполняют лабораторную работу «Определение семейств

растений по определительным

карточкам» Работают с текстом и

рисунками учебника, интернет ресурсы Составляют характеристику семейства по алгоритму Работают с гербарным материалом, натуральными

объектами, инструктивными карточками, лабораторным оборудованием Заполняют таблицы культурные растения «Семейство Сложноцветных и их роль в жизни человека» Просматривают слайд -Фильм.

Представляют отчеты мини-проектов

Предметные: иметь представление о

классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств

Сложноцветных. Знать культурные растения семейства

Сложноцветных и их значение в жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных

работ в кабинете биологии

Метапредметные: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П).

Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о биологических

особенностях культурных растений семейств Сложноцветных для их практического использования Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л).

Отчет по мини-проекту

30

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Вспоминают признаки Класса

Однодольные. Изучают формулы цветка Злаков и Лилейных, диаграммы цветка Злаки и Лилейные, плодами зерновка, коробочка, ягода. Выполняют лабораторную работу «Определение семейств растений по определительным карточкам» Работа ют с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы Составляют характеристики семейств по алгоритму. Работают с гербарным материалом, натуральными объектами, инструктивными карточками, лабораторным оборудованием Заполняют таблицы культурные растения «Семейство Злаки и Лилейные и их роль в жизни человека» Просматривают слайд - фильм Представляют отчеты мини-проектов

Предметные: иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения семейств Злаковых и Лилейных и их значение в жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении

лабораторных работ в кабинете биологии

Метапредметные уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь

работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о биологических

особенностях культурных растений семейств

Злаковых и Лилейных для их практического

использования

Умение применять

полученные знания на практике.

Потребность в объективной оценки своей

работы (Л).

Отчет по мини-проекту

31

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Работают с гербарным

материалом, натуральными объектами. Просматривают слайд - фильм. Представляют отчеты мини-проектов Работа с различными источниками

информации, выполнение мини проектов и представление отчетов о них.

Предметные

Знать основные культурные растения изученных семейств и их значение в жизни человека; иметь представление о дикорастущих, культурных и сорных растениях, отраслях сельскохозяйственного производства.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о Покрытосеменных растениях для их охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности человека Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л).

Отчет по мини-проекту

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)



32

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

Работа с текстом учебника и другими источниками информации, интернет -ресурсами. Просмотр видео- фрагментов и слайд - фильмов

Различение естественных и

искусственных

сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для

осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи.

Познавательные

умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей

для осуществления круговорота веществ.

Устный опрос

33

Развитие и смена растительных сообществ

Работа с инструктивными карточками . Работа по выполнению с индивидуальных и групповых заданий Представление результатов работы классу Прогнозирование возможной динамики смены растительных сообществ. Составление рекомендаций охраны и

рационального использования данного фитоценоза

Многообразие естественных растительных сообществ. Луг как пример травянистых растительных сообществ. Использование лугов в сельском хозяйстве.

Возникновение болот. Растительные сообщества болот, их особенности. Использование человеком растений, растущих на болоте.

Смена растительных сообществ, ее причины. Влияние деятельности человека на процессы изменения сообществ. Примеры смены лесных сообществ (луг сменяется лесом).

Сукцессия. Верховое болото. Вырубка. Вторичная сукцессия Зарастающая вырубка

Познавательные

Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Личностные: Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Регулятивные: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р).

Коммуникативные:

Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Ограниченное количество видов как причина неустойчивости агроценозов, необходимость постоянной заботы человека об агроценозах. Любое природное сообщество как часть в глобальной системе жизни - в биосфере, важность сохранения сообществ как условия жизни всех организмов, включая человека.

Задания инструктивных карточек

34

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Работа с текстом учебника и другими. Источниками информации, интернет -ресурсами. Просмотр слайд- фильмов, Составление сравнительной характеристики природных зон в форме таблицы. Изучение антропогенного влияния на растительность

Иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы.

Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества

Познавательные

Умение практически

использовать полученные знания (Л). Личностные: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи. (П). Регулятивные: Умение работать с инструктивными карточками,

выполнять здания по алгоритму. Умение соблюдать правила поведения на экскурсии

(Р).

Коммуникативные:

Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К)

Уметь объяснять

необходимость знаний о природных

сообществах ближайшего окружения для

осуществления локальных мер охраны

данных сообществ

Таблица










.


Материально-техническое

обеспечение учебного процесса

Для характеристики количественных показателей использовать следующие обозначения:

Д- демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К - полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Натуральные объекты

Гербарии Д

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции Д

Голосеменные растения

Семена и плоды

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I , Ботаника II П

Объёмные модели Д

Строение клеточной оболочки

Строение корня

Строение листа

Стебель растения

Цветок капусты

Цветок картофеля

Цветок пшеницы

Цветок яблони

Цветок подсолнечника

Цветок тюльпана

Цветок гороха

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы П

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации всасывания воды корнями растений Д

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных Д

Раздаточные

Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе К

Лупа ручная К

Лупа препаровальная К

Микроскоп К

Посуда и принадлежности для опытов К

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ) Д

Штатив лабораторный (ШЛб) Д

Доска для сушки посуды Д

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями Д

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов П

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) П

Спиртовка лабораторная литая П

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений» Д

Портреты биологов Д

Дидактические материалы

Раздел «Растения» 5-6 класс

Экранно-звуковые средства обучения

Транспаранты

«Культурные растения»

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Интерактивные средства обучения (доска, компьютер, мультимедийный проектор, DVD проектор

Список книгопечатной продукции

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:

Для учащихся

  1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

  2. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.

  3. Электронное приложение к учебнику Биология 6 класс М.Просвещение

  4. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение.2010 (2012) гг.

  2. Фундаментальное ядро содержания/ Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - 4-у изд.., доработ. - М.: Просвещение, 2011-79с. - (Стандарты второго поколения).

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342с. - (Стандарты второго поколения).

  4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М. Просвещение. 2011. - (Стандарт второго поколения).

  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развиие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2012. - 224с.

  6. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. - 80с.

  7. Браверман Э.М. Уроки на основе деятельностного подхода. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. - 80с.

  8. Браверман Э.М. Формы занятий с использованием компьютерных технологий. Основная школа. - 80 с.: ил.

  9. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

  10. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.

  11. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

  12. Пинская М.А. и др. Портфолио в образовании. М.: Просвещение, 2012. - 96с.

  13. Иванов А.В. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации. - 96 с.

  14. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - 192 с.

  15. Рутковская Е.Л., Иванова А.Ф., Гостева Ю.Н. и др. Оценка метапредметных результатов в 5 классе/ Под ред. Г.С. Ковалевой - 80 с.: ил.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт Министерство образования и науки РФ mon.gov.ru (нормативно-правовое поле ФГОС ООО).

  2. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения standart.edu.ru (нормативно-правовое поле ФГОС ООО, ведеолекции, методические рекомендации).

  3. Сайт Федерального агентства по образованию ed.gov.ru (нормативно-правовое поле ФГОС ООО).

  4. Сайт издательство «Просвещение» prosv.ru (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации)

  5. Сайт Российского общеобразовательного Портал school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

Список литературы


  1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

  2. Примерные программы по предметам Биология 5-9 классы: / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов - М.: Просвещение, 2012, 142с. г.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. :Просвещение. 2012г.


© 2010-2022