Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» Калмыцкий филиал





Методические указания

по выполнению лабораторных работ

по дисциплине «Естествознание»

для специальностей

100701 «Коммерция», 030912 «Право и организация социальной работы», 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»










г. Элиста, 2015 год


Утверждено научно-методическим

советом ФГБОУ ВПО «МГГЭИ» КФ

«__» _____________2015г.

Председатель:_____(Новгородова В. В.)


Рассмотрено на заседании кафедры

образовательных дисциплин

Протокол № ___ от_________2015 г.

Зав. кафедрой________Санджиева А.Э.




Автор: Болдырева А.Ю.

преподаватель КФ «МГГЭИ»


Рецензент: Басангова Г.В.

преподаватель КФ «МГГЭИ»



Асархинова Е.Б.

преподаватель химии ЭАДК











Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………….4

2. Правила выполнения лабораторных работ………………….5

3. Лабораторная работа № 1

Методы очистки воды Анализ содержания примесей в воде…………………………………………………..……………6

4. Лабораторная работа № 2

Устранение жесткости воды…………………………………….8

5. Лабораторная работа № 3

Определение химического состава атмосферы. Измерение уровня СО2……………………………………………………….10

6. Лабораторная работа № 4

Механизм образования кислотных дождей……………………14

7. Лабораторная работа № 5

Определение содержания витамина С в напитках…………….16

8. Лабораторная работа № 6

Определение содержания железа в продуктах……………… ..18

9. Лабораторная работа № 7

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп………………………………………………………..20

10. Лабораторная работа № 8

Действие слюны на крахмал……………………………………24

11. Литература…………………………………………………...25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание» по разделам «Химия с элементами Экологии» и «Биология» составлено на основе рабочей программы в соответствии требований государственного стандарта Министерства образования и науки РФ и предназначено для закрепления теоретических знаний; приобретения необходимых практических навыков и умений для студентов специальностей 100701 «Коммерция», 030912 «Право и организация социальной работы», 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт».

Учебно-воспитательные задачи курса химии, биологии решаются в процессе усвоения студентов основных понятий, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки студентов к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения. Эксперимент открывает возможность формировать у студентов специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые лабораторные опыты, учит студентов безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, приборами в быту и на производстве.

Лабораторные работы являются химическими и биологическими практикумами, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля над качеством их сформированности. Цель настоящего руководства к лабораторным занятиям  не только экспериментальное раскрытие теоретических положений естествознания, но также и формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов первого курса. Для овладения общими способами организации самостоятельной работы предлагается схема последовательности действий, которой следует руководствоваться при подготовке к лабораторным работам, их проведении и оформлении отчета.

В пособии подробно рассмотрены основные приемы при работе с химическим оборудованием, сформулированы правила выполнения лабораторных работ и правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Кроме того, дано краткое описание техники химического и биологического эксперимента. По каждой теме лабораторных занятий формулируются задания, которые должны будут выполнить студенты.


Правила выполнения лабораторных работ.


  1. Студент должен придти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.

  2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).

3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.

4. До выполнения лабораторной работы студент проходит тестирование по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.

5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетрадях для лабораторных работ с одной стороны листа. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.

  1. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи - ручкой. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).

  2. Оценку по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за работу и отчет, общий зачет - при наличии оценок по всем лабораторным работам.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Методы очистки воды. Анализ содержания примесей в воде».

Цель работы: научиться очищать воду от механических примесей и уметь определять содержание примесей в воде.

Оборудование: делительная воронка, фильтровальная бумага, раствор соляной кислоты, хлорид бария, нитрат серебра, тиоцианата калия.

Краткие теоретические сведения

Получение чистой воды - очень важная проблема. Чистая вода необходима многим отраслям современной промышленности, она используется для проведения многих технологических процессов. Очищенная питьевая вода применяется в бытовых целях. В природной воде всегда имеются механические примеси и растворённые вещества. Вода - прекрасный растворитель и поэтому невозможно встретить в природе жидкую «чистую» воду, то есть ту воду, в которой не растворены неорганические и органические вещества. В результате жизнедеятельности человека количество загрязняющих воду веществ постоянно растёт, и на сегодняшний день их насчитывается более 50 000. Поэтому проведение тестов на определение концентрации такого количества химических веществ, которые могут присутствовать в воде, просто невозможно.

Традиционно для оценки качества воды используют физические, санитарно - бактериологические и химические показатели.

К физическим показателям относят температуру, запахи и привкусы, цветность и мутность.

К санитарно-бактериологическим показателям относят бактериальную загрязнённость воды, загрязнённость кишечной палочкой, содержание в воде токсичных и радиоактивных микрокомпонентов.

К химическим показателям относят водородный показатель воды рН, жёсткость и щёлочность, минерализацию, а также содержание главных ионов. Качество воды определяется содержанием ионов, обуславливающих жёсткость воды, а также ионов тяжёлых металлов Рb2+, Рg2+, Cr3+, Fe3+, SO42-,Cl-, Mg2+, которые часто встречаются в стоках промышленных предприятий

Выполнение работы:

Опыт № 1. Очистка воды методом фильтрования.

Приготовьте делительную воронку, поместив в неё фильтр. Вылейте на фильтр воду с механическими примесями. Что наблюдаете?

Опыт № 2. Очистка воды методом перегонки.

Соберите устройство. Изучите работу прибора.

Опыт № 3. Обнаружение ионов SO42-.

К 3 мл анализируемой воды добавьте 2-3 капли 1М раствора соляной кислоты, нагрейте до кипения и прибавьте 0,5 мл хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Опыт № 4. Обнаружение ионов Cl-.

К 3 мл анализируемой воды прилейте по каплям 0,1М раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Опыт № 5. Обнаружение ионов Fe3+.

К 0,5 мл анализируемой воды прилейте 1мл 0,5 М раствора тиоцианата калия (KNCS). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Контрольные вопросы:

1. Как получить дистиллированную воду и почему она вредна для организма?

2. Почему не проводят исследование воды на все химические примеси?

Выводы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Устранение жёсткости воды».

Цель работы: научиться устранять жёсткость воды.

Оборудование: дистиллированная вода, пипетки, мыльный раствор, известковое молоко, питьевая вода.

Краткие теоретические сведения

Природная вода, проходя через горные породы, обогащается солями кальция и магния. Это объясняется растворимостью сульфатов магния и кальция; кроме этого, в присутствии углекислого газа и воды нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты:

МеСO3 +CO2 +H2O= Ме (H СO3)2

Если содержание солей в воде незначительно, то воду называют мягкой (дождевая вода), в противном случае - жёсткой (речная, морская вода).

Различают карбонатную (временную) жёсткость воды, обусловленную наличием в воде гидрокарбонатов магния и кальция, некарбонатную (постоянную) обусловленную присутствием в воде сульфатов, хлоридов магния и кальция, а также других солей.

Общая жёсткость = карбонатная жесткость + постоянная жёсткость. В жёсткой воде плохо развариваются продукты питания и плохо завариваются чай, кофе. Постоянное употребление жёсткой воды может привести к отложению солей в организме. В такой воде плохо мылится мыло (не даёт пены), а ткань, впитывая соли, становится жёлтой и быстро ветшает; вода непригодна для паровых котлов и трубопроводов, так как при нагревании жёсткой воды соли кальция и магния осаждаются на внутренних стенках, образуя накипь. Накипь имеет низкую теплопроводность, поэтому затрудняет нагревание воды. Это вызывает увеличение расхода топлива. Кроме того, из-за накипи металл котла перегревается и быстро изнашивается.

Выполнение работы:

Опыт № 1. Определение жёсткости воды.

В одну пробирку налейте 5 мл. дистиллированной воды, а в другую столько же жёсткой. В обе пробирки приливайте по каплям (из пипетки) мыльный раствор (после прибавления каждой капли пробирку встряхивайте) до появления устойчивой пены. Объясните результаты опыта.

Опыт № 2.Устранение жёсткости воды кипячением.

Налейте в пробирку 5 мл. жёсткой воды и прокипятите. Дайте ей остыть. Слейте осторожно воду с осадка и приливайте к ней по каплям мыльный раствор. Запишите уравнение реакции.

Опыт № 3. Устранение жёсткости воды действием известкового молока.

Налейте в пробирку 5 мл. жёсткой воды и добавьте к ней 3 мл. известкового молока. Запишите уравнение реакции.

Опыт № 4. Устранение жёсткости воды действием соды.

Налейте в пробирку 5 мл. жёсткой воды и добавьте к ней несколько грамм питьевой соды. Запишите уравнение реакции.

Контрольные вопросы:

1. Некоторые почвы при действии на них соляной кислоты «вскипают». Чем это объясняется? Составьте уравнение реакции.

2. Как удалять накипь со стенок стиральных машин?

Выводы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3


Тема: «Определение химического состава атмосферы. Измерение уровня СО2».


Цель работы: определить химический состав атмосферы, выявить уровень углекислого газа в атмосфере.

Оборудование: медицинский шприц на 20 мл; 0,005% раствор карбоната натрия; фенолфталеин.


Краткие теоретические сведения


Определение химического состава атмосферы.

Загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий отрицательно влияет на здоровье людей, на функционирование природных систем. Потери несут и сами основные загрязнители - промышленные предприятия, так как выбросы в атмосферу способствуют коррозии оборудования и строительных конструкций.

Воздух жилых и производственных помещений содержит гораздо больше опасных загрязнителей, чем атмосферный. Действие загрязнителей на организм человека внутри помещения длительнее, чем на открытом воздухе. В помещениях человек проводит в среднем 60-80% своего времени. Загрязнение воздуха производственных помещений также отличается разнообразием и наличием специфических ЗВ, связанным с особенностями технологий производства. Здесь действие ЗВ усугубляется их высокими локальными концентрациями и сопутствующими факторами среды (температурой, излучением и др.)

Выполнение работы:

Опыт 1. Метод определения углекислого газа в воздухе

В медицинский шприц на 20 мл наберите 5 мл 0,005% раствора карбоната натрия с фенолфталеином, имеющего розовую окраску, а затем наберите 20 мл воздуха.

Встряхивайте в течение 1 мин. Если не произошло обесцвечивание раствора, воздух из шприца осторожно выжмите, оставив в нем раствор, затем вновь наберите порцию воздуха 20 мл и снова встряхивайте в течение 1 мин. Эту операцию нужно повторять до обесцвечивания раствора. Объясните изменение цвета поглотительного раствора при пропускании воздуха, напишите уравнение реакции. Предложите способ расчета содержания углекислого газа в воздухе на основании опыта и сравните полученный результат с литературными данными.

Опыт 2. Проанализируйте рисунок. Выясните, какой вклад в производство различных токсикантов, загрязняющих атмосферу, вносит промышленность? Вспомните, какое влияние оказывают эти соединения на человека и окружающую среду в целом?

1- промышленные источники энергии; 2- традиционные источники энергии; 3 - сельское хозяйство; 4 - промышленные производство (по Дж. Холдрену, 1990)

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»


Контрольные вопросы:

1. Используя литературные данные, охарактеризуйте кратко источники поступления определенного загрязняющего вещества в атмосферу и его экологические последствия.

2. Сравните общие принципы, на которых основаны определения загрязняющих веществ с помощью индикаторных трубок и на таких современных приборах, как хроматографы.

3. Обсудите тот факт, что примерно в 50% существующих методик определения загрязняющих веществ в воздухе, где процедуры отбора пробы и самого определения разделены, использует спектрофотометры или фотоэлектроколориметры для окончания анализа.

Выводы


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4


Тема: «Механизм образования кислотных дождей».


Цель работы: изучить механизм образования кислотных дождей.

Оборудование: текст «Механизм образования кислотных осадков»; стакан, ложка, целлофановый пакет, пробы снега или дождя.


Краткие теоретические сведения

Основной причиной повышения кислотности являются выбросы оксида серы (4), который превращается в оксид серы (6) благодаря окислению за счёт кислорода воздуха, озона, пероксида водорода в воздухе, присутствию оксидов металлов, выполняющих роль катализаторов, и атмосферной влаге. 60% кислотности в осадках получается за счёт серной кислоты, 30% - за счёт азотной и 5% - соляной.

Кислотным называют дождь (снег), рН которого ниже 5,6.

Загрязнение атмосферы соединениями серы. Соединения серы попадают в атмосферу естественным путем (вулканическая деятельность) и в результате антропогенной деятельности человека (сжигание ископаемого топлива, которое содержит серу). В процессе горения часть серы окисляется до SO2. Среди используемых видов топлива первое место по поставке диоксида серы занимает каменный уголь, второе - нефть, третье - природный газ. Наиболее распространенными соединениями серы, поступающими в атмосферу, являются диоксид серы (SO2),сульфиты (S04), сероуглерод (CS2) и сероводород (Н2S). Содержание серы в угле достаточно велико. В процессе горения сера превращается в сернистый газ, а часть серы остается в золе в твердом состоянии.

Загрязнение атмосферы соединениями азота. Оксиды азота образуются в атмосфере естественным и антропогенным путем (сжигание всех видов природного топлива (12 млн.т./год), транспорт (8 млн.т./год) и промышленность (1 млн.т./год)).

N0 - образуется в малых количествах в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания при прямом взаимодействии кислорода с азотом. В среднем выделение N0 автомобилем - 1-2 г на 1 км. Вступает в реакцию кислородом: 2NО (г) + О2 = 2 N02 , поэтому некоторое количество диоксида азота присутствует в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания. Газообразный диоксид азота растворяется в капельках влаги с образованием азотной кислоты: ЗN02 + Н20 = 2НN03 + N0


Выполнение работы:


  1. По предложенному тексту составить схему «Механизм образования кислотных осадков»;

  2. Изучить и представить графически кислотность осадков в вашем районе на протяжении 2 недель, собирая дождь (снег) в чистые стеклянные ёмкости непосредственно при выпадении осадков.

Чтобы измерения были достоверными, необходимо правильно отобрать пробы снега:

1) Выбрать площадку для отбора проб, на которой можно построить треугольник со сторонами не менее 10 м (10 - 30 м).

2) В вершинах треугольника разметить квадраты со сторонами 1 м. Получится 3 таких квадрата.

3) Пробы берут по углам квадрата (4 штуки) и в центре. Всего собирают 5 проб с квадрата. Три квадрата дают 15 проб.

4) Снег берут почти на всю глубину снежной толщи. Это позволяет суммировать все загрязнения. Все 15 проб складывают в один целлофановый пакет, ёмкость. Отбирать снег лучше стаканом, ложкой, стараясь не касаться руками (предварительно вымытыми) снега и внутренней поверхности пакета. Собранный снег хранить в холодильнике, на балконе, за окном. Пробы целесообразно отбирать около заводов, у дорог, в парках, скверах, в жилых массивах города.

Ход анализа:


Перед анализом снег растопить и довести до комнатной температуры (200 С). После этого в воду опустить индикаторную бумажку на некоторое время и сравнить цвет с цветной шкалой, определить значение рН. Данные записать, отметить место отбора пробы, время отбора. Оформите свои наблюдения, сделайте выводы


Контрольные вопросы:


  1. Пронаблюдать за состоянием деревьев в районе, где вы живёте, близ заводов, у дорог. Если у деревьев начинают уродливо расти ветви, а корни высыхают, это является признаком отравления сернистым газом в сочетании с озоном.

  2. Спрогнозируйте все последствия загрязнения экосистем сернистым газом.

Выводы


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5


Тема: «Определение витамина С в напитках».


Цель работы: определить содержания витамина С в напитках.

Оборудование: колба, пипетка, раствор витамина С, бюретка, раствор йода, крахмал.


Краткие теоретические сведения


Витамин С, известный также как аскорбиновая кислота относится к водорастворимым витаминам. Очень неустойчив, легко реагирует с кислородом и теряет активность под действием света и тепла. Анализ выполняется методом титрования и основывается на взаимодействии витамина С с иодом:

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»

Задание. Определите содержание витамина С в напитках (группам предложить для анализа разнообразные напитки, включая молоко).

Выполнение работы:

1. В колбу емкостью 125 мл пипеткой отмерьте 25 мл раствора витамина С (концентрация 1 г/л), добавьте 10 капель 1% суспензии крахмала.

Бюретку заполните раствором иода и медленно по каплям добавляйте его в колбу. Продолжайте добавлять, пока в колбе не появится синяя окраска, устойчивая в течение 20 секунд. Запишите какой объем раствора иода израсходован.

Рассчитайте коэффициент пересчета, разделив 25 мг витамина С на объем (в мл) используемого раствора иода, и запишите в тетрадь (размерность мг витамина С/мл раствора иода).

2. Отмерьте пипеткой 25 мл образца в колбу и проведите титрование по описанной выше методике. При этом учтите, что окраска анализируемого раствора может изменять цвет комплекса крахмала с иодом. Например, красный цвет раствора в сочетании с синей окраской комплекса приведет к тому, что в конце титрования появится фиолетовое окрашивание. Запишите результаты и проведите необходимые расчеты.

Группы представляют полученные результаты, занося их в таблицу в порядке уменьшения содержания витамина С.

Контрольные вопросы:

  1. Показались ли вам неожиданными полученные результаты? Почему?

  2. Какие еще продукты питания содержат много витамина С?

  3. Специалисты в области питания советуют потреблять овощи и фрукты свежими, без длительной тепловой обработки. Почему к этому совету стоит прислушаться?

Выводы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6


Тема: «Определение содержания железа в продуктах».

Цель работы: определить содержания железа в продуктах.

Оборудование: фарфоровый тигель, стакан 50 мл, раствор соляной кислоты, дистиллированная вода, прибор для фильтрования, продукты.


Краткие теоретические сведения

Железо - важный микроэлемент, присутствующий в организме человека, составная часть белков - переносчиков кислорода (гемоглобина и миоглобина). Богаты железом продукты: печень, мясо, зеленые листья овощей, цельное зерно.

Для выполнения этой работы применяется метод визуальной колориметрии, который основан на крайне чувствительной реакции взаимодействия ионов железа(III) с тиоцианат-ионом SCN- , приводящей к появлению ярко-красной окраски:

Fe3+ (водн.) + SCN- (водн.) > Fe(SCN)2+ (водн.) красная окраска

Интенсивность окраски определяется количеством присутствующих в исходном растворе ионов железа (III).

Задание. Определите содержание железа в различных продуктах.

Выполнение работы:

1. Положите в фарфоровый тигель 2,5 г образца продукта и, не закрывая его, прокаливайте на горелке до превращения образца в золу сероватого цвета (следите, чтобы золу не сдуло потоком воздуха). Когда тигель остынет, перенесите всю золу в стакан емкостью не менее 50 мл. Добавьте в стакан 10 мл 2 М HCl и интенсивно перемешайте в течение 1 мин. Затем добавьте 5 мл дистиллированной воды.

2. Соберите прибор для фильтрования. Вылейте содержимое стакана на фильтр и соберите 5 мл фильтрата в пробирку (остальной раствор и фильтр выбросьте).

3. Добавьте к фильтрату 5 мл 0,1 М раствора KSCN. Закройте пробирку пробкой и интенсивно перемешайте встряхиванием. Сравните полученную окраску со стандартной (стандартные растворы готовит учитель заранее) и запишите концентрацию ионов железа в анализируемом растворе.

Каждая группа представляет свои результаты, сравнивает их с результатами других групп. Затем обсуждение можно провести по вопросам:

Контрольные вопросы:

  1. Как вы думаете, соответствуют ли полученные вами цифры содержанию железа в исходном образце?

  2. Какой из исследованных продуктов питания богаче всего, и какой беднее всего железом?

  3. В куске белого пшеничного хлеба 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности (для людей в возрасте 11 - 18 лет она составляет 18 мг) в этом микроэлементе?

Выводы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7



Тема: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».

Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток и тканей различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук, пипетка, йод, разведённые дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты животных и растительных тканей.

Краткие теоретические сведения

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки, кроме бактериальных построены по единому плану. Оболочки клеток впервые увидел в 16 веке Р.Гук, рассматривая срезы растительных и животных тканей под микроскопом. Термин «клетка» утвердился в биологии в 1665 году.

Методы изучения клетки различны:

  1. методы оптической и электронной микроскопии. Первый микроскоп был сконструирован Р.Гуком 3 столетия назад, давая увеличение до 200 раз. Световой микроскоп нашего времени увеличивает до 300 раз и более. Однако и такое увеличение недостаточно для того, чтобы увидеть клеточные структуры. В настоящее время применяют электронный микроскоп, увеличивающий предметы в десятки и сотни тысяч раз (до 10 000 000).

Строение микроскопа:

1.Окуляр; 2.Тубус; 3.Объективы; 4.Зеркало; 5.Штатив;

6.Зажим; 7.Столик; 8.Винт

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Естествознание»

2) химические методы исследования

3) метод клеточных культур на жидких питательных средах

4) метод микрохирургии

5) метод дифференциального центрифугирования.

Основные положения современной клеточной теории:

1. Структура. Клетка - это живая микроскопическая система, состоящая из ядра, цитоплазмы и органоидов.

2. Происхождение клетки. Новые клетки образуются путём деления ранее существующих клеток.

3. Функции клетки. В клетке осуществляются:

-обратимые физиологические процессы (поступление и выделение веществ, раздражимость, движение);

- необратимые химические процессы (развитие).

4. Клетка и организм. Клетка может быть самостоятельным организмом, осуществляющим всю полноту жизненных процессов. Все многоклеточные организмы состоят из клеток. Рост и развитие многоклеточного организма - следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток.

5. Эволюция клетки. Клеточная организация возникла на заре жизни и прошла длительный путь развития от безъядерных форм к ядерным одноклеточным и многоклеточным организмам.

Выполнение работы:

1. Изучите строение микроскопа по рисунку.

2. Приготовьте микропрепараты кожицы чешуи лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки.

3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты.

4.Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток животных и растительных тканей.

5. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки одноклеточных и многоклеточных организмов в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

6. Сравните между собой эти клетки. Найдите признаки сходства и признаки различий клеток между собой.


Контрольные вопросы:


1. Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

2. Какие положения клеточной теории можно подтвердить результатами проведённой работы?

Выводы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

Тема: «Действие ферментов слюны на крахмал».


Цель работы: изучить действие ферментов слюны на крахмал.

Оборудование: крахмальный клейстер, бинт, йодная вода, слюна, спичка, вата, предметное стекло.

Краткие теоретические сведения

Человек состоит из разнообразных веществ, которые поступают к нам в организм вместе с пищей. Некоторые питательные вещества сразу усваиваются в нашем организме, а некоторые (сложные) вещества, прежде чем попасть в организм должны расщепиться на более мелкие молекулы. Этому способствуют вещества, так называемые ферменты, которые вырабатываются организмом человека и содержатся в пищеварительных соках. Пищеварительные соки вырабатываются всеми пищеварительными железами нашего организма: слюнными, желудочными, кишечными, печенью и поджелудочной. Каждая железа вырабатывает свой пищеварительный секрет, содержащий свои ферменты, которые расщепляют определённые питательные вещества.

Ферменты действуют лишь при определённых условиях: например, фермент слюны птиалин расщепляет крахмал в щелочной среде, а фермент желудочного сока пепсин действует на белки лишь в кислой среде.

Выполнение работы:

1. Смочите в крахмальном клейстере бинт и дайте ему высохнуть.

2. Намотайте на спичку вату, смочите её слюной, а затем на накрахмаленном бинте напишите букву.

3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его 5 минут, чтобы он нагрелся.

4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно его расправив. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места обработанные слюной останутся белыми.

Контрольные вопросы:

1. Объясните результаты опыта.

2. Какие вещества образуются при расщеплении ферментами белков, жиров, углеводов и витаминов в организме человека?

Выводы









Литература


1. Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Москва, 2006 г. - 287.

2. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Основы цитологии. - Москва, учебно - научный центр «Московский Лицей», 1995 г.

3. Константинов В.М. Общая биология. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Ксенофонтова В.В. Ботаника. - Москва, учебно - научный центр «Московский Лицей», 1995 г.

5. Габриелян О.С. Химия.10, 11 кл. - М., 2000, 2003.

6. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. - М., 2001-2002.

7. Габриелян О. С. Практикум по общей, неорганической и органической химии. / о.с.Габриелян, И. Г. Остроумов, Н.М. Дорофеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

8. Габриелян О. С. Химия : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

9. Габриелян О. С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учеб.-ме­тод, пособие / О. С. Габриелян, Н. Н. Рунов, В. И. Толкунов. - М.: Дрофа, 2005.

10. Габриелян О. С. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учеб.-метод. пособие / О. С. Габриелян, Л. П. Ватлина. - М. : Дрофа, 2005.

11. Коровин Н. В. Лабораторные работы по химии / Н. В. Коровин, Э. И. Мингулина, Н. Г. Рыжова. - М.: Высшая школа, 1986.


© 2010-2022