Активизация познавательной деятельности

Формирование   личности,  чему  содействуют  интересы  человека,-  сложный   процесс.  Истоки   же  этого  ведут  в  школу, семью,  где  развиваются   подрастающие  поколения  и  формируется  личность. Развитие  и  формирование  важнейших  личностных  образований  детей  в  современной   школе   происходит  на  основе  деятельности.  В   школе  основной  деятельностью  становится  познавательная,  направленная  на  изучение  системы   знаний  в  различных  научных  областях,  раскрывающих  общую... Опыт показал, что использование нетрадиционных  форм  уроков  биологии  является  эффективной  технологией  и  повышает  качество  учебного  процесса,  способствует  развитию  учащихся,  активизирует  их  познавательную  деятельность.  Учителю  предоставляется  возможность  выбирать  среди  множества  технологий  ''свою'', использовать  творческий подход  в  организации  обучения.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тарасова Е.Л., учитель биологии, I квалификационная категория

Активизация познавательной деятельности

Введение

Формирование личности, чему содействуют интересы человека,- сложный процесс. Истоки же этого ведут в школу, семью, где развиваются подрастающие поколения и формируется личность. Развитие и формирование важнейших личностных образований детей в современной школе происходит на основе деятельности. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира…

Реализация реформы школы в области совершенствования учебного процесса не может быть ограничена лишь вооружением учащихся знаниями, умениями и навыками. Реформа школы, как и все сферы ранней общественной жизни, ставит более широкие социальные задачи - готовить молодые поколения к жизни, реально соединять обучение с трудом, формировать личность всесторонне, удовлетворять её духовные запросы, познавательные интересы, развивать индивидуальные склонности, выявлять и совершенствовать потенциальные возможности молодых.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

Ключевые позиции обновления системы образования - это складывание новых педагогических отношений, основанных на доверии и сотрудничестве, это глубокая, всесторонняя демократизация, это утверждение многообразия, вариативности школьной жизни, отказ от стандартизации; это право учителя на творчество, выбор методов обучения и воспитания; это гуманизация школы, т.е. поворот к учащемуся, уважение его возможностей и способностей.

В современной школе набирает силу демократизация и гуманизация отношений преподавателей и учащихся в преподавании и общении на уроке.

Педагогика сотрудничества на уроке предлагает учение без принуждения. Один из основных принципов - сделать учащегося на уроке раскованным, свободным, увидеть в нём полноценного серьёзного человека. Учащиеся должны активно вовлекаться в работу на уроке, становиться в позицию субъекта, уже не приемлемы репродуктивные методы, особый интерес учителей наблюдается к активным методам обучения. При этом происходит активизация познавательной деятельности, ценнейшим мотивом которой является познавательный интерес. Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Интерес активизирует духовный потенциал школьника, поднимает деятельность на более высокую ступень, приближает к ценностям окружающей действительности.

В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном обучении, об учёте интересов детей. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский считал: «Хороший ученик, считал он, будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой. А чтобы получить этого хорошего ученика, педагог должен сделать учение приятным и интересным». Эта прекрасная, удивительно точная трактовка Коменским роли интереса в обучении прошла через века, не утратив своей педагогической силы.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКЕ.

Последовательным развитием прогрессивных идей о роли интереса в обучении являются взгляды Д.И. Писарева, который отвергал искусственную занимательность обучения и утверждал необходимость развития подлинного интереса на основе активной мысли. Он советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс своего развития. Т.е. учитель должен выбирать такие методы обучения, которые бы активизировали познавательную деятельность детей, умение самостоятельно находить интересующую информацию.

Каждый учитель обязан учить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому он должен ставить перед собой цель развивать, активизировать познавательную деятельность.

Отсутствие интереса опустошает жизнь молодого человека, ему труднее найти место в жизни, он не способен ставить перед собой жизненные цели, познавать мир, изменять жизнь, преобразовывать её. Познавательный интерес формируется в школьные годы под влиянием активной, самостоятельной деятельности. Весь процесс обучения в школе насыщен различными видами деятельности: трудовой, художественной, предметно- практической, общественной и другими. Но мне бы хотелось более подробно рассмотреть познавательную деятельность.

Подласый И.П. даёт следующую формулировку этого термина: «Познавательная деятельность (активность) обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Для неё характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике в процессе учения в свете социально- педагогических задач современного общества».

В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда даёт более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.

Постепенно появляющийся у учащихся интерес к изучению предмета и приобретение умения повышает их любознательность. Учащиеся как бы самоутверждаются в своих возможностях, ищут новые способы овладения учебным предметом: у них появляется устойчивая потребность знать и трудиться. Интеллектуальная умелость ученика как бы сама «срабатывает» на интерес в учении, самоутверждает его как личность.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, которое осуществляется с помощью т.н. активных методов, ориентированных на самостоятельное добывание учащимися знаний, на активизацию их познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремления учащихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих задач, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной активностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний, критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Эти качества характеризуют интеллектуальные способности учащихся к учению, они проявляются и развиваются в деятельности. Это возможно при использовании активных методов, причём с самого начала процесса обучения, что обеспечивает в дальнейшем активность человека в овладении знаниями и применением их на практике.

Активные формы и методы обучения отвечают комплексу условий, при которых возникает и развивается интерес к учению.

1.Прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2.Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разно- образен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами т.д.), тем интереснее ему работать.

7.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, его отношение к предмету.

Конец века ознаменовался для педагогической практики резким падением интереса школьников к учению, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Современный урок биологии аккумулирует в себе основные черты биологического образования школьников, обеспечивает систему знаний о природе, формирование системы умений, навыков, определённые программой.

Характерной особенностью развития урока является процесс возникновения нетрадиционных форм урока, которые расширяют возможности учителя, сближают детей, развивают их познавательный интерес.

Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению десятков нетрадиционных форм уроков, каждая из которых решает свои образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКОВ БИОЛОГИИ.

Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют большую цель: поднять интерес учащихся к учёбе, предмету и, тем самым

повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объёму и содержанию рассматриваемого на них материала выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок, пишет А.В.Былков - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - то возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутри классные проблемы (например, общения), с другой стороны, - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Среди типов нестандартных уроков наиболее распространены: уроки - деловые игры (''суды'', ''аукционы'' и др.), уроки- конференции, уроки- семинары, уроки- соревнования, уроки с использованием опорных конспектов.

В 6 классе был проведён урок «Её величество ботаника», где учащимся были предложены разнообразные задания, вызвавшие интерес школьников. Например, один из этапов урока назывался «Конструкторское бюро», где учащимся было предложено с помощью ножниц, цветной бумаги, фломастеров и цветных карандашей сделать учебное пособие-аппликацию «Строение цветка», грамотно изобразив и расположив отдельные части цветка. Ребята с интересом выполняли это задание.

В 9 классе проводился обобщающий урок по темам «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». Урок проводился в виде игры «Счастливый случай», где учащимся было предложены разнообразные вопросы, входящие в 4 гейма. Учащиеся заранее готовились к уроку (повторяли основные понятия темы, готовили вопросы команде соперников и т.д.). Учащиеся с интересом были заняты подготовкой к этому уроку. (оформление класса, подготовка оборудования и т.д.).

На уроках биологии иногда предлагалась такая форма работы, как исследование с преобразованием текста, например, в 8 кл. при изучении темы «Дыхательная система». Учащиеся прорабатывали текст учебника, самостоятельно составляя таблицу «Строение дыхательной системы». Такая форма работы учит школьников работать с книгой, самостоятельно добывать знания.

Помимо уроков нетрадиционной формы использовались такие формы и методы активизации познавательной деятельности как тестирование и биологические диктанты. Например, при изучении темы «Размножение и развитие» был предложен тест:

1.Клеточным циклом называется период:

а) жизни клетки в течение интерфазы;

б) от профазы до телофазы;

в) от деления до деления;

г) от появления клетки до её смерти.

2.Митозу предшествует:

а) исчезновение ядерной оболочки;

б) удвоение хромосом;

в) образование веретена деления;

г) расхождение хромосом к полюсам клетки.

3.Пара гомологичных хромосом в метафазе митоза содержит столько хроматид:

а) 4; б) 2; в) 8; г) 16.

4.Митоз не обеспечивает:

а) образование клеток кожи человека;

б) сохранения постоянного для вида числа хромосом;

в) генетического разнообразия видов;

г) бесполого размножения.

5.Из перечисленных ниже клеток митозом не делятся:

а) оплодотворённые яйцеклетки; б) споры;

в) сперматозоиды; г) клетки эпителия.

Проведённые уроки нетрадиционной формы показали, что их использование необходимо для развития самостоятельности у детей, для активизации познавательной деятельности; они повышают заинтересованность учащихся, влияют на качество обучения, повышают качество знаний и творческие способности учащихся.

Но следует обратить внимание, что если очень часто поводить уроки нетрадиционной формы, то они становятся неинтересными для учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Активная познавательная деятельность обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся. Она способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества. Мотивом познавательной деятельности является познавательный интерес, формирование которого способствует повышению уровня учебной активности школьников и вызывает интеллектуально-эмоциональный отклик на организацию процесса познания.

Сущность активизации обучения заключена в поиске и использовании эффективных методических приёмов организации учебно- познавательной деятельности учащихся.

Ключевым компонентом классно-урочной системы обучения является урок, характерной особенностью развития которого является возникновение нетрадиционных форм. Нетрадиционные формы проведения уроков биологии направлены на повышение эффективности обучения, ориентированы на личность учащихся, раскрытие их способностей.

Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению десятков нетрадиционных форм уроков, каждая из которых решает свои образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Опыт показал, что использование нетрадиционных форм уроков биологии является эффективной технологией и повышает качество учебного процесса, способствует развитию учащихся, активизирует их познавательную деятельность. Учителю предоставляется возможность выбирать среди множества технологий ''свою'', использовать творческий подход в организации обучения.

Тем не менее, урок остаётся основной формой организации процесса обучения, причём нетрадиционные формы не заменяют его, а лишь вносят разнообразие, совершенствуют учебный процесс. Поэтому эффективность урока обеспечивается рациональным сочетанием традиций и инноваций.


ЛИТЕРАТУРА

1.Былков А.В. Нетрадиционные формы работы на уроках: методическое пособие.- часть 1.- Сретенский педагогический колледж.- 47 с.

2.Кузнецова А.А. Познавательный интерес: условия его развития. //Биология в школе.- 1996.- № 2.- с.28.

3.Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие.- М.: Эксмо, 2005.- 352 с.- (Школьный урок).

4.Подласый И.П. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- учебное пособие под ред. С.А. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 512 с.

5.Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.- М.: Просвещение, 1996.- 432 с.

6.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания.- М., 1999.- с.84-98.

7.Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения: учебное пособие.- Чита: Издательство ЗабГПУ, 2001.

8.Судакова А.А. Картотека активных форм и методов учебно - познавательной деятельности: методическое пособие. Часть 2.- Сретенский педагогический колледж.

9.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М, 1979.- 412с.


© 2010-2022