- Преподавателю
- Биология
- Урок «Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (дигибридное скрещивание)»
Урок «Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (дигибридное скрещивание)»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Емельянова Р.Х. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования республики Башкортостан
ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №13 VI вида
Тема урока:
«Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (дигибридное скрещивание)»
класс 11
Разработала: учитель биологии
первой категории
Емельянова Р.Х.
Нефтекамск - 2015
Тема урока: «Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (дигибридное скрещивание)»
Цель: Продолжить формирование у обучающегося знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.
Задачи:
Образовательные:
-помочь обучающемуся определить сущность дигибридного скрещивания;
-способствовать формированию у обучающегося умения использовать специальную систематику записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;
-раскрыть цитологические основы закона независимого наследования признаков;
-продолжить формирование навыков решения генетических задач;
-помочь убедиться в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.
Развивающие:
-продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;
-развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, с ресурсами, тестами;
-способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;
-содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;
-продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.
Воспитательные:
-способствовать формированию у обучающегося умения выражать свое мнение, анализировать ответ ;
-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;
-повышение мотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);
-способствовать выбору будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер);
-обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.
Коррекционные:
развивать устную речь обучающегося в ходе ответов на вопросы учителя;
развивать внимание, память (в процессе актуализации знаний, полученных на уроке), мыслительные операции (в ходе выполнения сравнения моногибридного и дигибридного скрещивания), зрительное и пространственное восприятие (при работе с наглядностью);
корригировать и развивать мелкую моторику при работе с тетрадью, при письме в программе Paint, Microsoft Word.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятия обучающийся сможет:
-
давать определение понятиям (формулировать),
-
приводить примеры по закону независимого наследования,
-
работать с решёткой Пеннета,
-
сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,
-
решать генетическую задачу,
-
воспроизводить информацию.
Тип урока: комбинированный (урок - исследование)
Формы организации: эвристическая беседа, решение задач, работа с терминами, с интерактивной доской, программами.
Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков (III закон Менделя), решетка Пеннета.
Средства обучения: таблицы, схемы «дигибридное скрещивание», проектор, интерактивная доска, учебник, анимации.
Ход урока
-
Организационный момент: Приветствие. Настрой на урок
-
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давай вспомним решение задач по генетике (домашнее задание) - задача в анимации.
-
Изучение нового материала:
Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. Послушай легенду: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: "Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений". Чтобы устранить ваши сомнения при решении генетических задач, я предлагаю тебе побыть исследователем, и раскрыть то, что мы будем изучать( закономерности дигибридного скрещивания).
Установив определенные закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, Г. Мендель решил проверить проявляются ли эти закономерности в том случае, если особи различаются по нескольким признакам. И мы, вместе с ним, постараемся найти ответ на этот вопрос. Как же будет происходить наследование, если растения различаются не по одному, а сразу по двум или нескольким признакам? Связано ли наследование одного признака с другими?
В природе не встречаются две абсолютно одинаковые особи какого - либо вида живых существ - все организмы отличаются друг от друга по многим признакам.
Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное. Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.
Если родительские особи отличаются по трем признакам - тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным.
И так мы в лаборатории, наша задача изучить закономерности дигибридного скрещивания. Какой объект мы берем для изучения? Горох (объяснение почему). Вспомните открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак - цвет горошины (желтый - доминантный, зеленый - рецессивный), мы возьмем еще один признак - форма горошины (гладкая- доминантный, морщинистая- рецессивный). Запиши схему скрещивания, при условии, что родительские организмы - гомозиготны по двум парам признаков, определите фенотип и генотип гибридов первого поколения.
Р ♀ ААВВ х ♂ аавв
G АВ ав
F1 АаВв
Физкультминутка: Звучит музыка.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
И меняем их местами,
А теперь давайте вместе
Потанцуем все на месте. (Танцуем на месте.)
Проведем второй опыт, скрестим гибриды первого поколения друг с другом (работает самостоятельно). Проблема как записать гаметы, и формулы гибридов (формула, решетка Пеннета) : Решётка Пеннета, или решётка Паннета - таблица, предложенная английским генетиком Реджинальдом Паннетом (1875-1967) в качестве инструмента, представляющего собой графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов. Вдоль одной стороны квадрата расположены женские гаметы, вдоль другой - мужские. Это позволяет легче и нагляднее представить генотипы, получаемые при скрещивании родительских гамет.
-
Закрепление (первичное усвоение знаний): Просмотреть анимацию и выполнить следующие задания - а) Проверить правильность составления схемы скрещивания гибридов первого поколения б) Посчитайте соотношение для каждой пары альтернативных признаков, какую закономерность вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Вывод: дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.
На основании проведенного опыта сформулируйте закон для дигибридного скрещивания?
Закон независимого наследования признаков (III закон Менделя): При дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, наследуются независимо друг от друга.
Вывод: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и последующие разделение в анафазу ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах.
Выполнение лабораторной работы № 5: Решение элементарных генетических задач.
Физкультминутка. Звучит музыка.
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь глазами крутим -
И для них разминка будет.
Тянем наши глазки к небу,
В стороны глядим.
Повороты тела вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Потянули плечи, спинку.
А теперь конец разминке.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Задача:
Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?
Решение: А - курчавые волосы; а - прямые волосы
В- веснушки ; в - без веснушек
Составляем схему:
Р ♀ ааВВ х ♂ ААвв
G аВ Ав
F АаВв
Рефлексия: «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Я повторила тему Дигибридное скрещивание, я стала ее лучше понимать.
Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? На уроке я повторяла схемы дигибридного скрещивания, решала задачи и поняла эту тему.
С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я себе сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Помощь была в повторении, я развивала память, мышление.
Б! (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 41 ответить на вопросы учебника - оценка «удовлетворительно»
2. Пункт 1. +Решить задачу: При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении? - оценка « хорошо».
3. Пункты 1,2 и на сайте «Решу ЕГЭ» ответить на 5 вопросов по теме « Дигибридное скрещивание» по выбору - оценка «отлично»
Итоги урока: Подведение итогов урока.
Приложение 1
Презентация - Дигибридное скрещивание
Анимация - III закон Менделя
Музыка к физкультминуткам