Методическая работа: Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры

Данная работа направлена на развитие музыкальных представлений, умений, исполнительских и технических навыков юного музыканта. Очень важно на самом первом этапе музыкального обучения преподавателю уделять большое внимание постановки инструмента, посадки музыканта и правильным владением техники правой и левой рук учащегося. Методическая работа дает возможность выявить элементы техники исполнительского аппарата, выявить особенности развития технических навыков у учащихся младших классов, составить...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Методическая работа:

«Вопросы постановки рук
в классе трехструнной домры»

Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры







Преподаватель Бурсук Т.В.
МОУ ДОД «Локосовская ДШИ»

2014г







План работы.

  1. Постановка правой руки.

  2. Положение пальцев и медиатора.

  3. Постановка левой руки.

  4. Функции пальцев левой руки.

  5. Координация рук.









Постановка правой руки.

Главным условием исполнительского мастерства учащегося является правильное владение техникой правой руки. Кисть правой руки не следует слишком выгибать или наоборот, прижимать к подставке. Между нижней частью сустава кисти правой руки и точкой соприкосновения струны, на подставке должно быть расстояние до 2-х - 3-х см.
Правая кисть должна работать без напряжения, при помощи незначительного вращения кисти и использования естественной силы тяжести самой кисти.

Положение пальцев и медиатора.

Для постановки медиатора необходимо подогнуть пальцы так, чтобы третья (ногтевая) фаланга указательного пальца подошла под вторую (ногтевую) фалангу большого пальца и сомкнулась с ней таким образом, чтобы их края не выступали друг за друга и находились на одном уровне.
На середину третьей (ногтевой) фаланги указательного пальца перпендикулярно ей накладывается медиатор, кончик которого выпускается не более 3-4-х мл. Медиатор прижимается слегка согнутой второй (ногтевой) фалангой большого пальца.
Ударяя медиатором по второй и третьей струнам, нужно следить, чтобы безымянный и средний пальцы не задевали вторую и первую струны, для чего необходимо небольшое подгибание вторых и третьих фаланг пальцев. Кисть при этом приобретает более округлую форму.
Все пальцы обязательно должны касаться друг друга. В этом случае равномерно распределяется давление на медиатор между большим и остальными пальцами. При усилении динамики звучания нажим большого пальца на медиатор довольно сильный, и один указательный палец с трудом противостоит ему. Тесно соприкасаясь друг с другом, и подкрепляя друг друга, все пальцы без особого мышечного напряжения создают очень крепкую опору большому пальцу. Кроме того, используя скользящую опору мизинца на панцирь, создается противодействующая сила, которая передается на все пальцы и также противостоит давлению большого пальца на медиатор. Это помогает снять часть напряжения с кисти.
К сожалению, приходится наблюдать, когда медиатор удерживается только указательным и большим пальцами, что не может считаться приемлемым. Очень грубой ошибкой является и неподвижная опора кисти правой руки на мизинец. Свободного удара по струне не получается и при таком положении, как правило, звук «выщипывается» скованными движениями руки.
Кисть должна иметь скользящую опору на ноготь мизинца и потому, что удар по струне производится не вертикально, а под углом. Глубина зацепа струны медиатором неодинакова и зависит от силы и характера звука.

Постановка левой руки.

Положение левой руки на инструменте должно быть такое: ладонь не касается грифа, он слегка поддерживается большим пальцем и основанием указательного пальца. Кроме того, рука должна быть почти перпендикулярна к грифу. Локоть левой руки не должен прижиматься к туловищу, что вызывает определенную скованность, а должен находиться в естественном положении, т.е. несколько отводится от корпуса исполнителя.
Естественно, во время игры локоть слегка передвигается, следуя за движением предплечья. Это, как и способность руки производить любые другие вспомогательные движения как раз и создает предпосылки, исключающие напряжение и скованность, а также обеспечивающие свободу и удобство. Чтобы найти правильное начальное положение пальцев и кисти левой руки, необходимо расставить пальцы на струне «ля» следующим образом:

Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры

Пальцы необходимо ставить на струну так, чтобы они как бы слегка ударяли ее, подобно молоточкам. Правда, часто ученики «выстукивают» пальцами, что ведет к пережиму, а значит и к возникновению излишнего напряжения. Ставить пальцы следует ближе к порожку (ладу) и так, чтобы струны не скользили поперек грифа, ибо звук от этого будет тонально повышаться.
Не следует сильно прижимать струны, так как это мешает развитию беглости, легкости. Рука становиться зажатой.
Все учащиеся моего класса играют упражнение «полутон», которое, как я считаю, обеспечивает правильную постановку пальцев на грифе, учит освобождаться от лишних движений (при игре от первого до четвертого пальца, они последовательно стоят на месте друг за другом на тех же ладах, а при игре обратной - от 4-го к 1-му пальцу - последовательно поднимаются друг за другом) . Это упражнение также способствует развитию беглости пальцев.

Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры

При низком положении пальцев над струнами мы избегаем лишних движений и обеспечиваем лучшую координацию обеих рук, а также достигаем хорошей беглости. Пальцы левой руки необходимо ставить на струну серединой подушечки, ближе к ногтю. Свободные от игры пальцы левой руки следует держать обязательно над струнами в полусогнутом положении, давая им возможность отдохнуть.
Во время исполнения упражнений, гамм или этюдов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы не зажимать гриф большим пальцем и не убирать его под гриф. Кроме всего прочего это в частности, мешает еще и точной смене позиций, а также нарушает работу кисти в целом. Следует обратить внимание на работу слабых пальцев - 3-го и 4-го. Нужно также с самого начала приучить ребенка к точному исполнению аппликатуре в изучаемом материале. Большую пользу приносит игра гамм, упражнений различными штрихами и разнообразной ритмикой. Особенно полезно сочетать это еще и с различной динамикой.

Функции пальцев левой руки

Левая рука домриста выполняет очень большую и разнообразную работу, от которой во многом зависит качество исполнения музыканта. Один из ее видов - работа пальцев, развитию подвижности которых следует уделять постоянное внимание. В связи с этим, прежде следует помнить об анатомическом строении руки и ясно представлять себе сущность работы, предназначенной для той или иной части ее (пальцы, кисть, предплечье). У учащихся игровой аппарат различный: руки могут быть большие, могут быть маленькие, пальцы длинные или короткие и т.д. Но при любом строении руки, функции пальцев домриста остаются одинаковыми.


Большой палец левой руки выполняет следующие функции:
1.Поддерживает гриф инструмента.
2.Противопоставляет свое давление снизу вверх при нажатии струн пальцами на грифе.
3.При смене позиций скользит вдоль шейки инструмента, облегчая перемещение руки.
4.Участвует в исполнении аккордов и т.д.
С первых шагов обучения на домре приходиться уделять большое внимание тому, чтобы большой палец не был сильно прижат к грифу, что сковывает работу остальных пальцев, затрудняет смену позиций всей руки. Хотя иногда допускается более упругое положение большого пальца левой руки из-за слабого развития остальных пальцев.
Указательный палец является как бы определяющим и связующим со всеми остальными пальцами. Он более развит и подвижен, чем другие, хотя по силе своей немного уступает среднему. Указательный палец (первый) выполняет различные движения и функции (прижатие струны на ладах, движение вдоль грифа и т.д.)
Средний палец (второй), а так же безымянный (третий) в основном выполняют те же функции, что и первый: так же, как и он, эти пальцы поддаются физическому развитию и самостоятельности движений.
Мизинец (четвертый) самый слабый из всех пальцев. Он с трудом поддается развитию. Поэтому с первых шагов обучения учащимся своего класса я задаю упражнение на развитие и укрепление четвертого пальца:

Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры


Практика показывает, с каким трудом достается домристу исполнение какого-либо произведения или этюда, если у него слабо развит мизинец. Между тем, без него, т.е. другой аппликатурой, исполнение данного музыкального отрезка подчас бывает весьма нежелательным (нарушается музыкальная мысль, приходится менять положение пальцев и вообще усложнять аппликатуру, делать лишние движения). Зачастую, когда мизинец слабо развит, нарушается темп, ощущается неритмичность.


Следовательно, ученику необходимо развивать активность четвертого пальца и не избегать его применения при проигрывании упражнений и этюдов.
Функции пальцев левой руки всегда находятся в какой-то определенной взаимосвязи действиями кисти, предплечья и всей руки. Специальные упражнения приносят пользу - приобретается самостоятельность в движениях пальцев, появляется их независимость.
Важно, чтобы ученик сам ощущал свободу движений, не допускал зажатости и напряженности.

УПРАЖНЕНИЯ

Пальцы должны быть активными, в то время как кисть и сама рука находятся в состоянии относительного покоя:

Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры

Но может быть и наоборот. Активно работают кисть и предплечье, в то время как пальцы делают мало движений. Например, при смене позиций, предплечья и кисти:


ПРЕДПЛЕЧЬЕ

Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры

КИСТЬ

Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры

Как показала практика, эти упражнения, проиграв учащимся, разучивают вместе с ним, добиваясь синхронности звучания и движений (пальцев, предплечья, кисти).
Воспитание первоначальных навыков игры на домре - самый трудный и малоинтересный этап для ученика, от качества усвоения которых во многом зависит дальнейшее развитие учащихся.

Координация рук

Усвоив и закрепив движение каждой руки отдельно, можно соединить их действие, извлекая звук «броском» медиатора. Теперь следует сосредоточиться на работе обеих рук. Особое значение приобретает правая рука. Как правило, внимание детей привлекает только левая рука, а правая остается без должного внимания. Поэтому, рекомендуется использовать упражнения для правой руки.
В работе над правой рукой необходимо стремиться, с одной стороны, в процессе ускорения движений в цикле «бросок» приближаться к тремолированию, а с другой стороны, за счет точной координации с левой рукой добиваться хорошей «штриховой» игры ( под «штриховой» игрой нужно понимать воспроизведение звука одиночными ударами в разные стороны).
В приведенном ниже примере на каждую четверть делается один «бросок», т.е. четыре удара, затем на каждую восьмую два удара и на шестнадцатую по одному удару. Таким образом, в правой руке остается движение «бросок», а меняется только скорость движения пальцев левой руки:

Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры







Упражнение для выработки тремоло.


В этих упражнениях «броски» сохраняются только на четвертях, а в половинных и целых нотах на их основе сохраняется легкость движения. Акценты снимаются, частота движения несколько увеличивается, амплитуда сокращается и несколько активизируется работа мышц правой руки. Здесь уже важно не количество ударов, а протяженность ноты во времени.


Методическая работа:Вопросы постановки рук в классе трехструнной домры



Совершенствование мелкой техники может осуществляться на этюдах и пьесах, способствующих правильному развитию пальцевой беглости.









© 2010-2022