Рабочая программа по биологии 11 класс

    Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Настоящая программа по биологии составлена на основе  авторской программы В.Б. Захарова с учётом содержания учебника Общая биология для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа.-2007...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 11 классСОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………..

3

2.

Общая характеристика учебного предмета…………..

5

3.

Место учебного предмета в учебном плане………….

8

4.

Результаты изучения учебного предмета…………………………………………………

8

5.

Содержание учебного предмета………………………

10

6.

Тематическое планирование…………………………..

17

7.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………..

32

8.

Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………………….

33




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Настоящая программа по биологии составлена на основе авторской программы В.Б. Захарова с учётом содержания учебника Общая биология для 10 - 11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа.-2007 год. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общая биология».

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В рабочей программе произведено разделение учебного материала:

  • на обязательный материал, включенный в требования к уровню подготовки выпускников основной школы

  • дополнительный материал, который изучается в зависимости от уровня подготовленности класса к освоению данного материала

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Главной целью среднего (полного) общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи:

● освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; о закономерностях эволюции живой материи(теории происхождения жизни на Земле, вопросы эволюции организмов,взаимоотношения организмов и среды, в том числе экологических основпаразитизма).выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

● овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

● воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

● использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа среднего (полного) общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания обучающихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Содержание учебного предмета «Биология» представляет в основной (полной) школе систему научных понятий и соответствующих им способов действий, создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода обучающихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей (технико-технологической) деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Требования к сформированности названных способностей определяются системой требований к личностным и метапредметным действиям и программой формирования универсальных учебных действий. Ключевую роль в их формировании играет содержание учебного предмета и способы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний.

Основной особенностью подросткового возраста (15-17лет) является переход от детства к взрослости, что находит отражение в формировании элементов взрослости в познавательной, личностной сферах, учебной деятельности и общении подростка со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность приобретает качество субъектности, что выражается в целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью. Новый уровень развития мотивации воплощается в особой внутренней позиции обучающегося, отличительными особенностями которой являются направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.

Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 11-х классов представлен в следующей характеристике:

11А класс: % успеваемости - 100 %, качества - 74 % соответствует оптимальному уровню в обучении

11Б класс: % успеваемости - 100 %, качества - 62 % соответствует достаточному уровню в обучении

На этапе среднего (полного) общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестирование, биологические диктанты и др. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, интеллектуальное нравственное и эстетическое воспитание.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Отбор содержания на базовом уровне проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в тематическом планировании особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования наряду с уроком разнообразных форм организации учебного процесса (лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Программа по биологии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне строится с учётом следующих содержательных линий:

  • отличительные особенности живой природы;

  • уровневая организация живой природы;

  • эволюция.

В соответствии с ними выделены следующие разделы:

1) ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

2) ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.

3) БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. НООСФЕРА.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии, в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все вышеобозначенные ценности и ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Освоение следующих общепринятых компетенций:
1. ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действии и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познанием и опытом деятельности, в частности в этом вопросе о роли науки и религии в жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности, соответственно с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик обладает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции выделяют следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

3.1. сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенными основаниями, критериями. Умение различать факты, мнения, доказательство, гипотезу.

3.2. определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

3.3. исследование несложных практических ситуации, выдвижение предположения, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположении, описание результатов этих работ.

3.4. самостоятельно на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.

3.5. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельностью

3.6. использование для познания окружающего миро различных методов (наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование).

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (теливизора, магнитофона, телефона, факса, компьютера, принтера, модема, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозаписи, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

4.1. умение извлекать учебную информацию на основе сопоставления анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекции, учебных электронных изданий.

4.2. умения работать с биологическим словарем и справочниками в поиске значения биологических терминов.

4.3. умение пользоваться предметным указателем энциклопедией и справочником для нахождения информации.

4.4. умения готовиться и делать сообщения.

4.5. умения пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации.

4.6. умения предоставлять содержания прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим миром и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируются необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изученного предмета или образовательной области. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:

5.1. умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5.2. умения перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

5.3. осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, провидение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов текста (ознакомительное, просмотровое, поисковое).

5.4. выбор и использование выразительных средств языка и языковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

5.5. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, учувствовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимым для жизни в современном обществе навыками и социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же комплекс качеств, связанных с основаниями безопасной жизнедеятельности личности. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки:

7.1. самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств).

7.2. владение навыками контроля и оценки свои деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникающих трудностей.

7.3. соблюдение норм поведения в окружающей среде.

7.4. владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участникам, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный).

7.5. Оценивание свои деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.

В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.).

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

В рамках среднего (полного) общего образования на изучение биологии отводится 70 часов (10 класс - 35 ч., 11 класс - 35 ч.). Из расчета 35 учебных недель,-1 учебный час в неделю.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  2. признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

  3. сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовым

проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на базовом уровне являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредмет- ном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описание особей видов по морфологическому критерию;

  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

    1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

4. В сфере физической деятельности:

  • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание тем учебного курса

XI класса.

I. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (21 час)

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение ( 13 часов)

Развитие биологии в додарвиновский период. История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Учение Ч. Дарвина об эволюции. . Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картинымира.

Вид, его критерии. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Движущий и стабилизирующий отбор.Синтетическая теория эволюции - синтез классического дарвинизма и популяционной генетики. Популяция - элементарная единица эволюции. Закон Харди-Вайнберга.Результаты эволюции. Усложнение организации живых существ в ходе эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Лабораторные и практические работы:

1. Описание особей вида по морфологическому критерию

2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

Практическая работа

1.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Макроэволюция. Биологические последствия приобретений приспособлений. ( 2часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и биологического регресса. Доказательства эволюции органического мира.Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. Волны жизни, их причины пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца ХV первой половины ХVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (7часов).

Возникновение и развитие жизни на Земле. ( 3 часа)

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение гснстического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, iiолового процесса и многоклсточности.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни па Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека (2 ч)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Ноmо sарiеns в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Ноmо sарiеns; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Практическая работа:

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединения. Коацерватныс капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка - элементарная структурно-функционадьная единица всего живого.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека, движущие силы антропогенеза.

Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма». Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Межпредметные связи. Физическая география. История континентов. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира. Неорганическая химия. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Органическая химия. Получение и химические свойства предельных углеводородов. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. (9 часов).

Понятие о биосфере. Основы экологии (2часа).

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский), Круговорот веществ в природе.

Жизнь в сообществах . Взаимоотношения организма и среды (5 ч.)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

Практические работы:

1.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

2. Решение экологических задач

Основные понятия.Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Межпредметные связи.Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. НООСФЕРА. (5ч.)

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (3 ч)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Практическая работа:

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Бионика (1ч.)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология.

Умения. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Межпредметные связи.Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживойприроды, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредныхпривычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Темы изучаемые в данном разделе

Количество учебных часов

Количество зачетов, к/работ, практ. и лаб. работ

УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА




Закономерности развития живой природы.

Эволюционное учение

Макроэволюция.

Развитие жизни на Земле.

Биосфера, ее структура и функции.

22ч.

12ч

2ч.

6 ч.

2 ч



1 тест; л/р -2; п/р-1



Тестовый контроль -2;

п/р-1


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.

Жизнь в сообществах. Основы экологии

9 ч

Тестовый контроль -1;

п/р-2

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

Бионика

Обобщение материала 11 класса


Итого 35 ч.

2ч.

1ч.

2ч.

п/р-2



Тестовый контроль в форме ЕГЭ-1;

Формы контроля результатов образовательной деятельности

№ п/п

Форма контроля

№ урока

дата

1.

Входное тестирование

4

4 н.27.09.

2.

Лабораторная работа №1

7

7 н.18.10

3.

Практическая работа

9

9 н. 1.11

4.

Лабораторная работа №2

11

11 н.22.11

5.

Промежуточное тестирование

15

15 н.20.12

6.

Практическая работа

19

19 н. 31.01.

7.

Тестовый контроль в форме ЕГЭ

20

20 н. 7.02.

8.

Практическая работа

23

23 н.28.02

9.

Практическая работа

26

26 н. 21.03

10.

Тестовый контроль в форме ЕГЭ

30

30 н. 25.04

11.

Практическая работа

32

32 н. 8.05.

12.

Практическая работа

33

33 н.16.05

13.

Тестовый контроль в форме ЕГЭ

34

34 н. 23.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уро

ка

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

Элементы содержания

I. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (22 часа)

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение. (12 часов)

1.

1 н.

Закономерности развития живой природы.Система органической природы К. Линнея

Сформировать знания о системе органической природы, созданной К Линнеем ; о вкладе К. Линнея в биологию

Уметь вести диалог, работать в тетрадях, отвечать на поставленные вопросы.

Знать основные этапы развития представлений об эволюции живой природы.; работы К. Линнея, труды Ж. Кювье и Ж. Де Сент-Илера., Знать синтетическую теорию эволюции ,

Индивидуальная работа в тетрадях

Стр.

347 - 349

2.

2 н

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле. Сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка.

Делать выводы, сравнивать, слушать ответы учеников. Знать эволюционную теорию Ж.-Б. Ламарка, первых русских эволюционистов, учение Ч Дарвина.

Фронтальный опрос.

Стр. 349 - 353

3.

3 н.

Естественно - научные предпосылки теории Ч. Дарвина.

Комбинированный урок.

Познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально - экономических условий начала 19 века.

Участвовать в беседе, слушать ответы учащихся.

Знать основные закономерности и правила эволюции; генетические процессы в популяциях, пути скорость формы видообразования.

Работают фронтально и у доски индивидуально.

Стр. 357 - 360

4.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Комбинированный урок.

Познакомить с идеями основных положений эволюционной теории Ч .Дарвина. Раскрыть сущность идеи искусственного отбора.

Анализировать основные положения эволюционной теории Ч .Дарвина. Раскрывать сущность идеи искусственного отбора. Принимать участие в беседе. Делать соответствующие выводы.

Входное тестирование

Фронтальный опрос.

Стр. 361 - 367

5.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование и естественный отбор. Образование новых видов.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о естественном отборе, его формах.

Отбирать необходимый материал для беседы.

Работают в тетрадях На основании движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения видов живых организмов и их приспособленность к условиям окр. среды.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа в тетрадях

Стр. 368 - 375

6.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Вид. Критерии вида и структура.

Комбинированный урок.

Углубить и расширить знания о виде как компоненте эволюционного процесса. Сформировать знания о критериях и структуре вида.

Сравнивать искусственный и естественный отбор.

Выбирать основные критерии вида.

Индивидуальная работа в тетрадях

Стр. 376 - 378

7.

Изучение морфологического критерия вида. (Лабораторная работа.№ 1)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Углубить, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия

Уметь давать характеристику видов с использованием основных критериев. Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения вид. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Лабораторная работа.№ 1

Повт. Стр. 376 - 378

Презентации и сообщения по теме: критерии вида, используя местный материал

8.

Формы естественного отбора.

Комбинированный урок.

Расширить и углубить знания о естественном отборе в свете современных концепций эволюции. Сформировать знания о разных формах естественного отбора.

Работать с текстом, выбирать необходимые примеры. Давать определение основному понятия Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующий и движущий отбор Характеризовать формы естественного отбора. Выявлять различия между стабилизирующей и движущей формой отбора.

Индивидуальная работа в тетрадях

Стр.

386 - 391

9.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Урок комплексного применения ЗУН.

Практическая работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведении животного.

Используя ранее полученные знания приводить яркие примеры, подтверждающие приспособленность организмов.

Практическая работа

Стр. 392 - 399

10.

Относительный характер приспособленности.

Комбинированный урок.

Раскрыть относительный характер приспособленности организмов.

Работать с текстом учебника. Рассматривать объекты, делать выводы. Анализировать относительный характер приспособленности организмов

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа в тетрадях

Стр. 400 - 405.

11.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Урок комплексного применения ЗУН.

Углубить и расширить знания о сущности приспособленности. (Лабораторная работа №2)

Уметь осуществлять наблюдения, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы из наблюдений.

Лабораторная работа №2

Индивидуальная работа.

Пов. Стр. 400 - 405. мини исследования, презентации

12

Видообразование. Пути достижения биологического прогресса (Главные направления прогрессивной эволюции)

Комбинированный урок.

Углубить и расширить понятие «микроэволюция», раскрыть способы видообразования.

Отвечать на поставленные вопросы. Анализировать факты.

Работа у доски и в тетрадях.

Стр. 406 - 407

Тема: Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция. (2 часа)

13

Закономерности эволюционного процесса

Комбинированный урок.

Сформировать знания о макроэволюции; раскрыть основные направления эволюции; показать роль человека в биологическом регрессе.

Давать определения понятиям: ароморфоз идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать основные проявления направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия макроэволюция и микроэволюция.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа в тетрадях

Стр. 416 - 422

14

Развитие жизни в архейской эре.

Комбинированный урок.

Раскрыть общие закономерности эволюционного процесса; проанализировать явление дивергенции и конвергенции.

Уметь сравнивать процесс дивергенции и конвергенции. Данные заносить в таблицу.

Составлять таблицу.

Взаимооценивание

Стр. 423 - 428 Сообщения и презентации.

Тема: Развитие жизни на Земле.(6 часов)


15

Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах.

Урок комплексного применения ЗУН Сформировать знания об особенностях флоры и фауны самых ранних эр органического мира.

Выступать с сообщениями.

Внимательно слушать выступления товарищей.

Индивидуально работают с сообщениями.

Промежуточное тестирование

Фронтальный опрос.

Стр. 442 - 443

16

Развитие жизни в мезозойской эре.

Комбинированный урок.

Дать характеристику геологическим процессам протерозоя и палеозоя; углубить знания эволюционных закономерностей.

Отвечать на вопросы .Делать выводы.

Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира -сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа в тетрадях

Стр. 444-450

17

Развитие жизни в мезозойской эре. Араморфозы растений и животных

Комбинированный урок

На основе характеристики особенностей климата в мезозое сформировать знания об ароморфозах растений и животных.

Отбирать необходимый материал. Приводить примеры ароморфозов ..

Фронтальный опрос

Стр. 450 - 453.

18

Развитие жизни в кайнозойской эре.

Комбинированный урок Охарактеризовать важнейшие идиоадаптации в растительном и животном мире.

Внимательно слушать ответы учеников. Приводить примеры .

Фронтальный опрос Индивидуальная работа.

Стр. 456 - 460

19

Происхождение человека. Стадии эволюции человека

Комбинированный урок

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Раскрыть движущие силы эволюции человека; сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей.

Сравнивать, анализировать, делать выводы, уметь заполнять сравнительную таблицу.

Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция приматов.

Практическая работа

Стр. 471 - 474

20

Обобщение по теме «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека».

Урок обобщения и систематизации знаний. Основные понятия Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Называть признаки биологического объекта - человека.

Определять - принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие отделу Приматы. Объяснять : место и роль человека в природе - родство человека с млекопитающими животными эволюция человека. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас.

Тестовый контроль по теме «Основные черты эволюции растительного и животного мира на земле».

Повт. Стр. 471 - 474

Тема: Биосфера, ее структура и функции. (2 часа)


21

Структура биосферы

Комбинированный урок

Создать представления о биосфере на основе главных признаков; сформировать знания о границах биосферы; познакомить с учением В.И.Вернадского о биосфере.

Знать структуру, компоненты биосферы и круговорот веществ; историю формирования сообществ живых организмов и основные биомы суши и Мирового океана; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды; Уметь внимательно слушать, делать записи в тетрадях, отвечать на вопросы.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа в тетрадях

Стр. 487 - 490

22

Круговорот веществ в природе

Комбинированный урок

Раскрыть сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере.

Составлять схемы, делать соответствующие пояснения.

Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа в тетрадях

Стр. 491 - 495

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ

Тема: Жизнь в сообществах. Основы экологии ( 9 часов)


23

Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

Урок изучения и первичного закрепления знаний Практическая работа «Составление цепей и сетей питания» Охарактеризовать воздействие факторов среды на организм, раскрыть сущность понятия «экологическая система».

Уметь вести беседу, приводить примеры.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биогеоценозов.

Практическая работа

Стр. 516 - 518

24

Абиотические факторы среды

Продолжить углубление и расширение экологических знаний на основе изучения учащимися действия на организмы важнейших абиотических факторов.

Характеризовать биосферу как живую оболочку планеты пищевые сети. Объяснять необходимость применения сведений об экологических закономерностях для правильной организации хозяйственной деятельности человека, для решения комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования

Индивидуальная работа в тетрадях

Стр. 519 -528

25

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор

Комбинированный урок

Раскрыть взаимодействие факторов среды; сформировать знания об ограничивающем факторе; о результатах проявления его действия.

Уметь систематизировать материал. Приводить примеры. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Экология . Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотичекие, биотические.

Фронтальный опрос

Стр. 529 - 532

26

Биотические факторы среды

Комбинированный урок

Расширить и углубить знания об экологических факторах; показать взаимоотношения между организмами.

Работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы. Анализировать видовой состав в биоценозах. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.

Индивидуальная работа

Стр. 535 - 542

27

Смена биоценозов

Комбинированный урок

Практическая работа « Смена биоценозов»

Сформировать знания о факторах , определяющих естественную смену биоценозов; продолжить углублять знания о саморегуляции экосистем.

Приводить примеры смены биоценозов. Анализировать видовой состав в биоценозах. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.

Практическая работа

Стр. 542 - 543

28

Взаимоотношения между организмами. Симбиоз.

Комбинированный урок

Раскрыть сущность отношений между организмами; сформировать умения различать проявления разных форм симбиоза.

Уметь систематизировать материал, работать с учебником.

Групповая работа самооценка и самоконтроль

Стр. 546 - 550

29

Антибиотические отношения

Комбинированный урок

Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений.

Принимать участие в беседе, отбирать материал для примеров.

Выделять отдельные формы взаимоотношений в биогецинозах; храктеризовать пищевые цепи и сети в конкретных условиях обитания.

Фронтальная работа.

Стр. 551 - 567

30

Урок Обобщения по

теме: Жизнь в сообществах

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовый контроль в форме ЕГЭ

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Тема: Биосфера и человек. Ноосфера. (5 часов)

31

Природные ресурсы и их использование

Комбинированный урок

Охарактеризовать особенности использования людьми природных ресурсов; продолжить формирование ответственного отношения к природе.

Уметь вести беседу, отвечать на вопросы

проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.


Групповая работа самооценка и самоконтроль

Стр. 575 - 578

32

Последствия хозяйственной деятельности человека.

Урок изучения и первичного закрепления знаний Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Углубить и расширить представления о целостности биосферы; о различных последствиях хозяйственной деятельности человека.

Готовить материал для выступления, уметь работать с аудиторией слушателей. Практически применять сведения об экологических закономерностях. промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т.д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования

Индивидуальная работа и в группах.

Практическая работа Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Стр. 579 - 587

33

Бионика

Комбинированный урок

Практическая работа «Решение экологических задач»

Показать значение знаний для развития техники, приборостроения, архитектуры, медицины.

Уметь отбирать интересный материал, выступать с докладом, делать выводы.

Практическая работа «Решение экологических задач.» Самооценка и самоконтроль

Стр.

596 - 604

Презентации, исследовательские проекты

34

Повторение и обобщение по курсу биологии 11 класса.

Обобщение, систематизация и контроль знаний по курсу биологии 11 класса.

Тестовая работа в форме ЕГЭ

Презентации, исследовательские проекты.

35

Экологические проблемы города

Комбинированный урок

Охарактеризовать особенности использования людьми природных ресурсов; продолжить формирование ответственного отношения к природе.

Умение, использовать различные информационные источники создавать проектные и исследовательские работы; закрепление умения публичного выступления, работы в группах. Проектная деятельность

Групповая работа самооценка и самоконтроль

7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

В образовательном учреждении создана эффективная информационно- образовательная среда, обеспечивающая реализацию целей и задач федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Стандарт предполагает приоритет личностно ориентированного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общеучебных и специальных учебных умений, овладение универсальными способами деятельности, формирующими познавательную и коммуникативную компетенции. Они предполагают создание условий для использования самостоятельных, творческих видов работы, для формирования коммуникативной культуры обучающихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации. Программа включает перечень учебных и методических пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий. Учебный кабинет оснащен следующей книгопечатной продукцией, которая включает: нормативную и методическую литературу, программу основного общего образования по биологии, методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки по биологии в 8-9 классах основной школы, авторские учебные программы к учебно-методическим комплектам (УМК), которые используются для изучения биологии, УМК (учебники, рабочие тетради, аудио- и видеоприложения, книги для учителя и т. д.), включенные в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.

1. Учебник: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию» 9 класс. М.: Дрофа, 2009г.

2. MULTIMEDIA: Биология. Образовательный комплекс. (Электронное учебное издание) Фирма «1С»

3. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс». М.: «Вако», 2009

4. Поурочные планы к учебнику «»Введение в общую биологию» Волгоград, издательство «Учитель», 2010Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунова, В.В., Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» - М.: Дрофа, 2010(Гриф: Рекомендовано МО РФ)

В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Биология. Введение в общую биологию: Рабочая тетрадь 9 кл. - 4-е изд., стериотип. - М.: Дрофа 2008. - 95 с.: ил.

А.И. Никишов, Н.Н. Пилипенко. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. 9 класс. Введение в общую биологию» - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа 2006. - 95 с.: ил.

Дополнительная литература для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

2



© 2010-2022