• Преподавателю
  • Биология
  • Доклад на XII краевой научно-практической конференции «Здоровье и образование. Здоровьеформирующее обучение и воспитание в условиях подготовки и введения ФГОС второго поколения» Исследовательская деятельность школьников в области здоровьесбережения как фак

Доклад на XII краевой научно-практической конференции «Здоровье и образование. Здоровьеформирующее обучение и воспитание в условиях подготовки и введения ФГОС второго поколения» Исследовательская деятельность школьников в области здоровьесбережения как фак

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми  самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе. Знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Исследовательская деятельность школьников  позволяет учащимся сделать осознанный вы...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Надежда Анфиногеновна Шавшукова, учитель биологии высшей категории.

Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми.

Исследовательская деятельность школьников в области здоровьесбережения как фактор формирования здорового образа жизни.

Современная школа оказывает существенное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни.

Отношение учащихся к своему здоровью существенно отличается от взрослых. Это связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья», за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями. У них состояние болезни главным образом связано с ограничением свободы. Неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, обусловливает, в свою очередь, неприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе. Знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

В нашей школе работает школьное научное общество учащихся «Вита». Активная работа общества позволяет проанализировать и основные наиболее часто использующиеся формы здоровьесберегающей деятельности. Выбор тем для работы часто связан с проблемами здоровьесбережения. Актуальность проблемы укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни у молодого поколения обосновывается тем фактом, что здоровье является величайшей ценностью для каждого человека. В настоящее время еще приходиться учитывать и все изменения в разрушении экологической среды и ухудшении здоровья как социальной проблемы всего человечества. Одно дело, когда взрослые каждый день говорят о целесообразности того или иного действия, другое дело, когда разобрался с этим вопросом самостоятельно. В этом случае можно поделиться и результатами работы, ознакомить одноклассников с темой исследования, дать практические рекомендации. Изложение материала становиться более доступным для обсуждения, так как в работе отражено реальное состояние дел в школе по данному вопросу. У ребят возникает заинтересованность в обсуждении темы.

На основании исследований проводятся круглые столы, профилактические беседы для учащихся и их родителей, презентации, классные часы, выпускаются стенгазеты, буклеты, памятки. Организуются внеклассные мероприятия: экскурсии на станцию переливания крови, анатомический музей ПМГА, встречи со специалистами. Ребята выходят с презентациями на уроки биологии в соответствии с тематикой курса. При работе над темой «Легко ли бросить курить?» проводились акции «Скажи, нет курению!», «День без курения» не только для учащихся нашей школы, но и жителей микрорайона. Ухудшение экологического состояния окружающей среды вызывает немалый интерес у учащихся школы. Учащиеся были поражены результатами состояния воздушной среды Пермского края при обсуждении работы «Среда как фактор здоровья». Сразу несколько человек выразило желание участвовать в работе ШНОУ. Конкурс плакатов по экологической тематике и здоровому питанию вышли за рамки общешкольных мероприятий. Мы стали участниками краевого конкурса плакатов.

Исследования учащихся 8-х классов по теме школьной тревожности позволила не только ребятам, но и учителям задуматься над вопросами анкеты и проанализировать основные моменты своей работы. Организуются внеклассные мероприятия: экскурсии на станцию переливания крови, анатомический музей ПМГА, встречи со специалистами. Уделяется внимание профилактике и коррекции «школьных» болезней (близорукости, нарушение осанки). Они во многом зависят от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. При работе над темой «Проблемы позвоночника» были проанализированы причины нарушения осанки и меры их профилактики. Ребята увидели на примерах своих одноклассников, как влияет положение тела при работе на изменения в позвоночнике. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. На базе этой работы был разработан комплекс упражнений способствующие улучшению осанки. На уроках биологии проводятся физкультминутки на базе этого комплекса. Среди специфических методов профилактики прогрессирующей близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения, разработанная учеником 11 класса А. Филатовым.

Нередко возникают ситуации, когда проект находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. Мы вплотную контактируем с преподавателями ПГМА, особенно с преподавателем, к.м.н., Н.А. Батаровой. Участники «ВИТА» успешно занимаются в КЗШЕМН на отделении экологов-исследователей. В этом учебном году двое учащихся - Филатов А. и Михеев К. успешно завершили курс обучения с защитой своих работ на краевом уровне. Результаты деятельности круглого стола ШНОУ «ВИТА» по теме «Ломоносовские чтения» были представлены на краевых презентационных мероприятиях Университетского округа НИУ ВШЭ.

На ШНПК учащихся в 2011-2012 году было выставлено 9 работ с самой разнообразной тематикой: «Исследование антибактериальной активности препаратов», «Исследование школьной тревожности среди учащихся 5-8 классов», «Кибераддикция и сетеголизм современных подростков», «Исследование и оценка физического развития детей школьного возраста», «Профилактика спазма аккомодации и прогрессирующей миопии у детей школьного возраста», «Исследование проблемы кариеса и гигиенической грамотности учащихся». Участники ШНОУ с 2009 по 2012 год неоднократно становились победителями и призерами НПК «Дерзания», «Дерзание-Юниор» и КЭБЦ, Городской НПК «Буду здоровым - буду успешным!»

Такая научная подготовка позволяет учащимся сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих склонностей и особенностей характера. Многие выбирают специальности, связанные с медициной и экологией. ИД предоставляет учащимся благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности. Психологи утверждают, что ИД повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки,

способствует развитию социально-активной личности и выступает как фактор формирования здорового образа жизни.

© 2010-2022