Урок по биологии на тему Скелет – опора организма 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии в 6 классе

МКОУ «Орто - Нахаринская средняя общеобразовательная школа» МО «Ленский район» РС (Я).

Учитель: Колосова Марианна Евгеньевна.

Учебник: Н.И. Сонин «Биология. Живой организм» 2003

Тема урока: Скелет - опора организма. §15 стр.92

Этапы работы

Содержание этапа

1

I. Организационный момент.

- Здравствуйте. Сегодня у нас урок по теме «Скелет - опора организма» §15 стр.92. Целью и задачами сегодняшнего урока являются: формирование знаний о функциях опорно - двигательной системы, уметь рассказывать о наружном и внутреннем скелете организмов; уметь работать с различными источниками информации, научиться держать правильную осанку во время урока и выполнения домашних работ.

2

II. Повторение пройденного материала (по сигнальным карточкам).

Раздаются учащимся карточки зеленого и красного цветов.

- Ребята, вспоминаем светофор:

Красный - запрещающий цвет (стоп!), желтый - подготовиться к движению (подождать), зеленый - можно идти (разрешающий цвет). При помощи этих сигнальных карточек мы повторим пройденную тему «Транспорт веществ в организме» стр.74. Я буду задавать вопросы, а вы, если отвечаете «да» поднимаете зеленую карточку, если отвечаете «нет» поднимаете красную карточку.

Вопросы утверждения:

1. У всех многоклеточных животных кровь красная. Ответ: нет (красная карточка)

2. У дождевого червя замкнутая кровеносная система. Ответ: да (зеленая карточка)

3. Кровь состоит из плазмы и клеток крови. Ответ: да (зеленая карточка)

4. Кровь у всех животных переносит только кислород. Ответ: нет (красная карточка)

5. Кровеносная система позвоночных животных замкнутая и состоит из сердца и сосудов. Ответ: да (зеленая карточка)

6. У рыб трехкамерное сердце. Ответ: нет (красная карточка)

7. Органические вещества растений перемещаются по ситовидным трубкам. Ответ: да (зеленая карточка).

3

III. Изучение нового материала.

Цели: Сформировать знания о функциях опорно - двигательной системы.

Задачи:

- дать представление о наружном и внутреннем скелете;

- развить общеучебные навыки работы с различными источниками информации;

- научиться держать правильную осанку.

Оборудование: модель скелета человека, таблица «Археоптерикс», рисунки птиц и различных животных, амебы, видеоматериалы спортивных соревнований.

- Мы узнали, как происходит транспорт питательных веществ животных и растений к тканям и органам, а все внутренние органы крепятся к скелету.

Давайте сравним простейшую амебу с многоклеточным организмом - птицей и узнаем в чем преимущество животных, в организме которых имеется скелет (таблица «Археоптерикс», рисунок амебы).

- Движение. Птицы могут перелетать большие расстояния, потому что у них слаженно работают и мышцы, и кости. Предком птиц считают Юрский археоптерикс. Ученые при раскопках нашли окаменелые отпечатки археоптерикса. Они причудливо сочетали признаки пресмыкающихся и птиц. Голова археоптерикса напоминала голову ящерицы, на крыльях сохранились пальцы с когтями, имелся длинный хвост. Сходство с настоящими птицами: тело было покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи.

Физкультурная минутка. (3 мин.)

- Как мы видим у птиц скелет внутренний. Различают два основных типа скелета: наружный и внутренний. Наружный скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие - это раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но прочные покровы насекомых. Раковины состоят из извести и рогоподобного вещества.

Скелет членистоногих значительно легче и прочнее. Он состоит в основном из хитина - вещества, выделяемого клетками кожи.

У позвоночных животных внутренний скелет состоит из трех отделов: скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной или хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и скаты. У большинства животных с возрастом почти полностью заменяется костью.

Растения тоже имеют особые опорные образования. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует как бы скелет растения, особенно развитый в стебле.

Скелет позвоночных животных и человека образован костями, сухожилиями и связками.

Кости человека обладают большой прочностью, например: 1) бедро выдерживает груз до 1500 кг, большеберцовая кость - 1650 кг, плечевая - 850 кг, коленная чашечка - 600 кг, средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг равна 8 - 9 кг. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют перелом. При переломе костей надо срочно обращаться в медицинское учреждение.

- В нашей школе огромной популярностью среди юношей пользуются исконно якутские виды спорта - борьба хапсагай, мас - рестлинг, прыжки и др. Они с юных лет упорно занимаются в спортивной секции по национальным видам спорта, укрепляют свою опорно - двигательную систему. Юноши участвуют в районных и республиканских спортивных мероприятиях и занимают призовые места (видеоматериалы спортивных соревнований).

Осанка - это навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела.

Показать правильную осанку учащимся (за партой) во время урока и выполнения домашних работ.

- Еще раз задумайтесь о пользе физических упражнений. Они являются первейшим условием здоровья, силы, выносливости человека. Занимайтесь спортом!

4

IV. Закрепление знаний.

Прием «Горячий стул».

К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Позвоночник Бедро

Плечо Трубчатая кость

5

V. Задание на дом.

Изучить §15 учебника.

- подготовиться к пересказу.


6

VI. Рефлексия.


- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие моменты урока вам понравились?

- Спасибо за урок!


© 2010-2022