Рабочая программа 10-11 класс 2015 по биологии УМК Пономаревой

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5

муниципального образования Тимашевский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 27 августа 2015 года

Председатель педсовета

__________ С.С. Грановская

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По биология

Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 класс

Количество часов 136

Составитель учитель Кардовская Валентина Сергеевна

Программа разработана на основе авторской программы курса биологии Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева, О. А Корнилова, В. М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А. Воронина. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы». - М.: Вентана - Граф, 2009.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. N 1089;

- авторской программы курса биологии Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева, О. А Корнилова, В. М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А. Воронина. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы». - М.: Вентана - Граф, 2009.

На изучение курса в 10 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю; в 10 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цель:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


  1. Общая характеристика учебного предмета биология

Данный курс программа является непосредственным продол­жением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. По­номаревой (М: Изд. центр «Вентана-Граф», 2009), где биологическое образование завершает­ся в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим данная программа для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе, обязатель­ного минимума содержания среднего (полного) образования.

Если в 9 классе программа курса «Биология» предусматри­вает изучение основополагающих материалов важнейших облас­тей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении, то в курсе биологии для 10-11 классов про­грамма осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основопола­гающие материалы о закономерностях живой природы, рассмот­ренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ра­нее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изу­чению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

Программа по биологии для учащихся 10-11 классов по­строена на важной содержательной основе - гуманизме; био­центризме и полицентризме в раскрытии свойств живой при­роды, ее закономерностей; многомерности разнообразия уров­ней организации жизни; историзме явлений в природе и от­крытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направ­лено на сохранение окружающей среды, живой природы и здо­ровья человека. Особое внимание уделено развитию экологиче­ской и валеологической культуры молодежи, а также формиро­ванию компетентностных качеств личности учащихся.

«Биология» для учащихся 10-11 клас­сов также ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Если изучение дисциплины на профильном уровне ори­ентировано на специализацию и углубление знаний школьни­ков по биологии, то изучение на базовом уровне направлено на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования.

Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и куль­турологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биоло­гии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организа­ции жизни. Рассматриваются структурные уровни: мо­лекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило об­щее содержание данного курса.


  1. Описание места учебного предмета биологии в учебном плане

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, знаков, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основной для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Учебный образовательный план МБОУ СОШ № 5 предусматривает обязательное изучение биологии в 10 классе в объеме 34 ч. в год (1 ч. в неделю), в 10 классе в объеме 34 ч. в год (1 ч. в неделю).


  1. Содержание учебного предмета биологии

10 класс -34 часа

  1. Введение в курс общебиологических явлений (6 часов)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи.

Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы (наблюде­ние, измерение, описание и эксперимент).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими пауками.

Живой мир и культура. Творчество в истории чело­вечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимо­действие с биологией и природой.

Экскурсия: 1. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения в живой природе.


  1. Биосферный уровень организации жизни (9 часов)

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого

вещества в биосфере.

Гипотезы А.И. Опарина и Дж. Холдейна о возникнове­нии жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круго­вороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимо­отношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой

материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические фак­торы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение эко­логических факторов в жизни организмов. Оптимальное, огра­ничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Лабораторные работы: 1. Определение пылевого загрязнения воздуха. 2. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха. 3. Исследование водозапасающий способности зеленых и сфагновых мхов.


  1. Биогенетический уровень организации жизни (8 часов)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Понятия: биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной

жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ

и превращения энергии в биогеоценозе.

Лабораторная работа: 4. «Исследование черт приспособленности растений и животных.


  1. Популяционно-видовой уровень организации жизни (11 часов)

Вид его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

История развития эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об

эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и

факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождение и

эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и

биологический регресс.

Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа: 5. Изучение морфологических признаков вида на живых комнатных растениях.

11 класс -34 часа

  1. Организменный уровень организации живой материи (17 часов)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как

биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция

процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы

( автотрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (Фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наслед­ственная и ненаследственная). Мутации, их материальные ос­новы - изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установлен­ные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современ­ные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. На­следственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творче­ство как фактор здоровья и показатель образа жизни чело­века. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений. Основные мето­ды селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты раз­вития некоторых исследований в биотехнологии (клонирова­ние человека).

Вирусы - неклеточная форма существования организ­мов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторные работы: 1. Решение генетических задач. 2. Изучение признаков вирусных заболеваний растений.

  1. Клеточный уровень организации жизни (9 часов)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточно­го и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение кле­точной теории в становлении современной естественнонауч­ной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки - биологическая мембрана. Цитоплазма с ор­ганоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мем­бранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клет­ки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности об­разования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин - комплекс ДНК и специфических бел­ков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видо­вого постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармо­ния и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.

Лабораторная работа: 3. Исследование фаз митоза.

  1. Молекулярный уровень проявления жизни (8 часов)

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода - важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях. Роль органических веществ в клетке организма челове­ка: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК - носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Осо­бенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темповые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в эле­ментарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислород­ный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей сре­ды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей цен­ности жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.

Перечень лабораторных работ

10 класс

1. Определение пылевого загрязнения воздуха.

2. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха.

3. Исследование водозапасающий способности зеленых и сфагновых мхов.

4. Исследование черт приспособленности растений и животных.

5. Изучение морфологических признаков вида на живых комнатных растениях.

6. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.

11 класс

1. Решение генетических задач.

2. Изучение признаков вирусных заболеваний растений.

3. Исследование фаз митоза.

Перечень экскурсий

10 класс

1. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения в живой природе.

Перечень контрольных работ

10 класс

1. Входная контрольная работа.

2. Полугодовая контрольная работа.

3. Итоговая контрольная работа.

11 класс

1. Входная контрольная работа.

2. Полугодовая контрольная работа.

3. Итоговая контрольная работа.

  1. Тематическое планирование

п/п

Разделы, темы

Содержание

10 класс

1

Введение в курс общебиологических явлений

(6 часов)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки

живого.

Биосистема как структурная единица живой материи.

Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы (наблюде­ние, измерение, описание и эксперимент).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими пауками.

Живой мир и культура. Творчество в истории чело­вечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимо­действие с биологией и природой.

2

Биосферный уровень организации жизни (9 часов)

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого

вещества в биосфере.

Гипотезы А.И. Опарина и Дж. Холдейна о возникнове­нии жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круго­вороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимо­отношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой

материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические фак­торы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение эко­логических факторов в жизни организмов. Оптимальное, огра­ничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

3

Биогенетический уровень организации жизни (8 часов)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Понятия: биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной

жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ

и превращения энергии в биогеоценозе.

4

Популяционно-видовой уровень организации жизни (11 часов)

Вид его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

История развития эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об

эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и

факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождение и

эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и

биологический регресс.

Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

11 класс

5

Организменный уровень организации живой материи

(17 часов)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как

биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция

процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы

( авротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (Фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наслед­ственная и ненаследственная). Мутации, их материальные ос­новы - изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установлен­ные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современ­ные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. На­следственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творче­ство как фактор здоровья и показатель образа жизни чело­века. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений. Основные мето­ды селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты раз­вития некоторых исследований в биотехнологии (клонирова­ние человека).

Вирусы - неклеточная форма существования организ­мов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

6

Клеточный уровень организации жизни (9 часов)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточно­го и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение кле­точной теории в становлении современной естественнонауч­ной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки - биологическая мембрана. Цитоплазма с ор­ганоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мем­бранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клет­ки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности об­разования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин - комплекс ДНК и специфических бел­ков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видо­вого постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармо­ния и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.

7

Молекулярный уровень проявления жизни (8 часов)

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода - важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях. Роль органических веществ в клетке организма челове­ка: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК - носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Осо­бенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темповые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в эле­ментарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислород­ный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей сре­ды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей цен­ности жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Печатные пособия

  1. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.

  2. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 2002.

  3. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.Н, Гуленкова - М.: Дрофа, 1999. Общая биология. 10 11 кл. - М.: Просвещение.

  4. Учебник Биология: 10 класс. Под ред. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана - Граф, 2010.

  5. Учебник Биология:11 класс. Под ред. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана - Граф, 2011.

  6. Биология:10 класс. Методическое пособие. Под ред. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана - Граф, 2009.

  7. Биология:10 класс. Методическое пособие. Под ред. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана - Граф, 2009.

Таблицы

  1. Белки.

  2. Биосинтез белков.

  3. Генетика пола.

  4. Законы Менделя.

  5. Круговорот веществ.

  6. Мейоз.

  7. Митоз.

  8. Обмен веществ.

  9. Органоиды клетки.

  10. Половое и бесполое размножение.

  11. Приспособленность организмов.

  12. Прокариотическая клетка.

  13. Среды обитания.

  14. Строение вирусов.

  15. Строение нуклеиновых кислот.

  16. Уровни организации живой материи.

  17. Фотосинтез.

  18. Эукариотическая клетка.

Экранно-звуковые пособия

Наглядная биология: «Эволюционное учение» 10-11 класс.

Наглядная биология: « Введение в экологию»

Экология 10-11 класс.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор препаровальных инструментов Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ).

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Мультимедиа проектор

Экран


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

естественно-научного цикла

МБОУ СОШ № 5

от 25.08.15г. пр. №1

Руководитель МО______И.В. Кравченко

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______ Н.А. Кудрявцева

26 августа 2015 г


© 2010-2022