- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 10-11 класс 2015 по биологии УМК Пономаревой
Рабочая программа 10-11 класс 2015 по биологии УМК Пономаревой
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кардовская В.С. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 27 августа 2015 года
Председатель педсовета
__________ С.С. Грановская
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биология
Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 класс
Количество часов 136
Составитель учитель Кардовская Валентина Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы курса биологии Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева, О. А Корнилова, В. М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А. Воронина. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы». - М.: Вентана - Граф, 2009.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. N 1089;
- авторской программы курса биологии Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева, О. А Корнилова, В. М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А. Воронина. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы». - М.: Вентана - Граф, 2009.
На изучение курса в 10 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю; в 10 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Цель:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
-
Общая характеристика учебного предмета биология
Данный курс программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М: Изд. центр «Вентана-Граф», 2009), где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим данная программа для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе, обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Если в 9 классе программа курса «Биология» предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении, то в курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
Программа по биологии для учащихся 10-11 классов построена на важной содержательной основе - гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности учащихся.
«Биология» для учащихся 10-11 классов также ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Если изучение дисциплины на профильном уровне ориентировано на специализацию и углубление знаний школьников по биологии, то изучение на базовом уровне направлено на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования.
Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание данного курса.
-
Описание места учебного предмета биологии в учебном плане
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, знаков, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основной для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Учебный образовательный план МБОУ СОШ № 5 предусматривает обязательное изучение биологии в 10 классе в объеме 34 ч. в год (1 ч. в неделю), в 10 классе в объеме 34 ч. в год (1 ч. в неделю).
-
Содержание учебного предмета биологии
10 класс -34 часа
-
Введение в курс общебиологических явлений (6 часов)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи.
Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими пауками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Экскурсия: 1. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения в живой природе.
-
Биосферный уровень организации жизни (9 часов)
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого
вещества в биосфере.
Гипотезы А.И. Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой
материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Лабораторные работы: 1. Определение пылевого загрязнения воздуха. 2. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха. 3. Исследование водозапасающий способности зеленых и сфагновых мхов.
-
Биогенетический уровень организации жизни (8 часов)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Понятия: биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной
жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ
и превращения энергии в биогеоценозе.
Лабораторная работа: 4. «Исследование черт приспособленности растений и животных.
-
Популяционно-видовой уровень организации жизни (11 часов)
Вид его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.
История развития эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об
эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и
факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождение и
эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и
биологический регресс.
Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа: 5. Изучение морфологических признаков вида на живых комнатных растениях.
11 класс -34 часа
-
Организменный уровень организации живой материи (17 часов)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как
биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция
процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы
( автотрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (Фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Лабораторные работы: 1. Решение генетических задач. 2. Изучение признаков вирусных заболеваний растений.
-
Клеточный уровень организации жизни (9 часов)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки - биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин - комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.
Лабораторная работа: 3. Исследование фаз митоза.
-
Молекулярный уровень проявления жизни (8 часов)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода - важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях. Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК - носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темповые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.
Перечень лабораторных работ
10 класс
1. Определение пылевого загрязнения воздуха.
2. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха.
3. Исследование водозапасающий способности зеленых и сфагновых мхов.
4. Исследование черт приспособленности растений и животных.
5. Изучение морфологических признаков вида на живых комнатных растениях.
6. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.
11 класс
1. Решение генетических задач.
2. Изучение признаков вирусных заболеваний растений.
3. Исследование фаз митоза.
Перечень экскурсий
10 класс
1. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения в живой природе.
Перечень контрольных работ
10 класс
1. Входная контрольная работа.
2. Полугодовая контрольная работа.
3. Итоговая контрольная работа.
11 класс
1. Входная контрольная работа.
2. Полугодовая контрольная работа.
3. Итоговая контрольная работа.
-
Тематическое планирование
№
п/п
Разделы, темы
Содержание
10 класс
1
Введение в курс общебиологических явлений
(6 часов)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки
живого.
Биосистема как структурная единица живой материи.
Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими пауками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
2
Биосферный уровень организации жизни (9 часов)
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого
вещества в биосфере.
Гипотезы А.И. Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой
материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
3
Биогенетический уровень организации жизни (8 часов)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Понятия: биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной
жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ
и превращения энергии в биогеоценозе.
4
Популяционно-видовой уровень организации жизни (11 часов)
Вид его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.
История развития эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об
эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и
факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождение и
эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и
биологический регресс.
Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
11 класс
5
Организменный уровень организации живой материи
(17 часов)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как
биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция
процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы
( авротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (Фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
6
Клеточный уровень организации жизни (9 часов)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки - биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин - комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.
7
Молекулярный уровень проявления жизни (8 часов)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода - важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях. Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК - носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темповые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.
-
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Печатные пособия
-
Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.
-
Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 2002.
-
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.Н, Гуленкова - М.: Дрофа, 1999. Общая биология. 10 11 кл. - М.: Просвещение.
-
Учебник Биология: 10 класс. Под ред. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана - Граф, 2010.
-
Учебник Биология:11 класс. Под ред. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана - Граф, 2011.
-
Биология:10 класс. Методическое пособие. Под ред. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана - Граф, 2009.
-
Биология:10 класс. Методическое пособие. Под ред. И.Н. Пономаревой, М.: Вентана - Граф, 2009.
Таблицы
-
Белки.
-
Биосинтез белков.
-
Генетика пола.
-
Законы Менделя.
-
Круговорот веществ.
-
Мейоз.
-
Митоз.
-
Обмен веществ.
-
Органоиды клетки.
-
Половое и бесполое размножение.
-
Приспособленность организмов.
-
Прокариотическая клетка.
-
Среды обитания.
-
Строение вирусов.
-
Строение нуклеиновых кислот.
-
Уровни организации живой материи.
-
Фотосинтез.
-
Эукариотическая клетка.
Экранно-звуковые пособия
Наглядная биология: «Эволюционное учение» 10-11 класс.
Наглядная биология: « Введение в экологию»
Экология 10-11 класс.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор препаровальных инструментов Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ).
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедиа проектор
Экран
-
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-научного цикла
МБОУ СОШ № 5
от 25.08.15г. пр. №1
Руководитель МО______И.В. Кравченко
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______ Н.А. Кудрявцева
26 августа 2015 г