- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока на тему значение опорно-двигательной системы человека
Конспект урока на тему значение опорно-двигательной системы человека
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Леонтьева А.Д. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
учителя МБОУ КСОШ №2 Леонтьевой А.Д.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Значение опорно - двигательной системы, ее состав. Строение костей
Цель урока:
Изучить состав и функции опорно-двигательной системы, строение костей.
Задачи:
Образовательные - выяснить значение опорно - двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.
Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице.
Воспитательные - воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.
Тип урока Комбинированный
Формы работы учащихся частично-поисковый, репродуктивный
План урока:
-
Орг. момент.
-
Актуализация знаний - фронтальный опрос.
-
Постановка проблемы.
-
Значение ОДС.
-
Химический состав костей.
-
Макро- и микроскопичекое строение костей.
-
Построение причинно-следственных связей.
-
Типы костей.
-
Рост костей.
-
Закрепление.
-
Домашнее задание.
Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение костей».
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний в ходе фронтального опроса.
- Что такое ткань?
Ткань - это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и происхождению, выполняющие общие функции.
- Какие типы тканей Вы знаете?
Выделяют 4 вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.
- Дайте характеристику соединительной ткани и её классификацию.
Клетки соединительной ткани имеют хорошо развитое межклеточное вещество, которое определяет механические свойства ткани. К ней относятся опорная ткань - хрящевая и костная, жидкая - кровь, жировая ткань.
- Что такое системы органов?
Система органов - это группа органов, которые выполняют общие физические функции.
III. Изучение нового материала.
«Движение - это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают это делать осознано уже на 4 месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.
- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
Следовательно, тема сегодняшнего урока … (уч-ся формулируют сами и записывают её в тетрадь, а учитель на доску).
- Какие органы входят в систему опору и движения? (Скелет и мышцы)
1. Значение ОДС: опора и сохранение формы тела; движение; защита органов от травм; кроветворная. (уч-ся записывают в тетрадь)
2. Химический состав костей. (Рассказ с элементами беседы с вычерчиванием схемы)
Химический состав костей
70 % неорганические вещества
30% органические вещества
(минеральные соли кальция, фосфора)
(оссеин)
твёрдость
гибкость и упругость
Причина
Следствие
А. От рождения до 20 лет › органических веществ
детские кости редко ломаются, но деформируются
Б. От 20 до 40 лет органические вещества = неорганическим веществам
наиболее прочные кости
В. После 40 лет › неорганических веществ
у пожилых людей кости становятся более ломкими
Вывод: На основе знаний химического состава костей можно выявить причинно-следственные связи: твёрдость неорганических веществ + гибкость и упругость органических веществ = прочность костей.
Макро- и микроскопическое строение трубчатых костей. (Рассказ, работа с таблицей).
Работа с рис. 48 на стр. 46 в ходе рассказа учителя о макроскопическом строении кости: надкостница, компактное вещество→ губчатое вещество, костномозговая полость, красный и жёлтый костный мозг (их состав, функция, местоположение).
Работа с рис. 19 на стр. 49 учебника в ходе рассказа учителя: округлые отверстия(цилиндры - 1), окружённые концентрическими рядами костных пластинок (2 и Б) разрезы каналов, через которые проходят кровеносные сосуды (3) и нервы. Таким образом, компактное вещество состоит из многочисленных трубочек, в стенках которых костные клетки в виде пластинок → в организме человека лёгкость, прочность, «экономия материала».
Ответить на вопросы:
- Почему костная ткань является разновидностью соединительной? (В клетках костной ткани хорошо развито межклеточное вещество, оно твёрдое и прочное, в хрящевой - прочное и эластичное).
- От чего зависит твёрдость и эластичность костей, определяющих их прочность? (От соотношения органических и неорганических веществ ).
- Почему кости детей легче деформируются, а кости стариков чаще ломаются? (У детей в костях больше органических веществ, а у стариков больше неорганических веществ).
Типы костей, рост костей (Рассказ с элементами беседы, составление схемы)
Типы костей
Трубчатые
Губчатые
Плоские
(основа скелета конечностей - кости плеча,предплечья, голени)
(кости тел позвонков, грудины, мелкие кости стопы и кисти)
(кости, образующие свод черепа)
Функция
Функция
Функция
Передвижение в пространстве и поднятие тяжести
Опорная
Защитная
Рост костей в длину за счёт хрящевой ткани на концевых частях костей, в толщину за счёт надкостницы.
IV. Закрепление:
-
Почему скелет и мышцы относятся к единой системе органов? (Они выполняют одинаковые функции).
-
В чём заключается опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц? (Опора и сохранение формы тела, движение и защита органов от травм).
-
Каков химический состав костей? (органические и неорганические вещества).
-
В каком возрасте кости наиболее прочные? (От 20 до 40 лет).
-
Какие типы костей Вам известны и какую функцию они выполняют? (Трубчатые - передвижение и поднятие тяжестей, губчатые - опорная, плоские - защитная).
V. Домашнее задание: