Конспект урока на тему значение опорно-двигательной системы человека

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

учителя МБОУ КСОШ №2 Леонтьевой А.Д.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Значение опорно - двигательной системы, ее состав. Строение костей

Цель урока:

Изучить состав и функции опорно-двигательной системы, строение костей.

Задачи:

Образовательные - выяснить значение опорно - двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице.

Воспитательные - воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.

Тип урока Комбинированный

Формы работы учащихся частично-поисковый, репродуктивный

План урока:

  • Орг. момент.

  • Актуализация знаний - фронтальный опрос.

  • Постановка проблемы.

  • Значение ОДС.

  • Химический состав костей.

  • Макро- и микроскопичекое строение костей.

  • Построение причинно-следственных связей.

  • Типы костей.

  • Рост костей.

  • Закрепление.

  • Домашнее задание.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение костей».

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Актуализация знаний в ходе фронтального опроса.

- Что такое ткань?

Ткань - это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и происхождению, выполняющие общие функции.

- Какие типы тканей Вы знаете?

Выделяют 4 вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.

- Дайте характеристику соединительной ткани и её классификацию.

Клетки соединительной ткани имеют хорошо развитое межклеточное вещество, которое определяет механические свойства ткани. К ней относятся опорная ткань - хрящевая и костная, жидкая - кровь, жировая ткань.

- Что такое системы органов?

Система органов - это группа органов, которые выполняют общие физические функции.

III. Изучение нового материала.

«Движение - это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают это делать осознано уже на 4 месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

Следовательно, тема сегодняшнего урока … (уч-ся формулируют сами и записывают её в тетрадь, а учитель на доску).

- Какие органы входят в систему опору и движения? (Скелет и мышцы)

1. Значение ОДС: опора и сохранение формы тела; движение; защита органов от травм; кроветворная. (уч-ся записывают в тетрадь)

2. Химический состав костей. (Рассказ с элементами беседы с вычерчиванием схемы)

Химический состав костей

70 % неорганические вещества

30% органические вещества

(минеральные соли кальция, фосфора)

(оссеин)

твёрдость

гибкость и упругость

Причина

Следствие

А. От рождения до 20 лет › органических веществ

детские кости редко ломаются, но деформируются

Б. От 20 до 40 лет органические вещества = неорганическим веществам

наиболее прочные кости

В. После 40 лет › неорганических веществ

у пожилых людей кости становятся более ломкими

Вывод: На основе знаний химического состава костей можно выявить причинно-следственные связи: твёрдость неорганических веществ + гибкость и упругость органических веществ = прочность костей.

Макро- и микроскопическое строение трубчатых костей. (Рассказ, работа с таблицей).

Работа с рис. 48 на стр. 46 в ходе рассказа учителя о макроскопическом строении кости: надкостница, компактное вещество→ губчатое вещество, костномозговая полость, красный и жёлтый костный мозг (их состав, функция, местоположение).

Работа с рис. 19 на стр. 49 учебника в ходе рассказа учителя: округлые отверстия(цилиндры - 1), окружённые концентрическими рядами костных пластинок (2 и Б) разрезы каналов, через которые проходят кровеносные сосуды (3) и нервы. Таким образом, компактное вещество состоит из многочисленных трубочек, в стенках которых костные клетки в виде пластинок → в организме человека лёгкость, прочность, «экономия материала».

Ответить на вопросы:

- Почему костная ткань является разновидностью соединительной? (В клетках костной ткани хорошо развито межклеточное вещество, оно твёрдое и прочное, в хрящевой - прочное и эластичное).

- От чего зависит твёрдость и эластичность костей, определяющих их прочность? (От соотношения органических и неорганических веществ ).

- Почему кости детей легче деформируются, а кости стариков чаще ломаются? (У детей в костях больше органических веществ, а у стариков больше неорганических веществ).

Типы костей, рост костей (Рассказ с элементами беседы, составление схемы)

Типы костей

Трубчатые

Губчатые

Плоские

(основа скелета конечностей - кости плеча,предплечья, голени)

(кости тел позвонков, грудины, мелкие кости стопы и кисти)

(кости, образующие свод черепа)

Функция

Функция

Функция

Передвижение в пространстве и поднятие тяжести

Опорная

Защитная

Рост костей в длину за счёт хрящевой ткани на концевых частях костей, в толщину за счёт надкостницы.

IV. Закрепление:

  1. Почему скелет и мышцы относятся к единой системе органов? (Они выполняют одинаковые функции).

  2. В чём заключается опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц? (Опора и сохранение формы тела, движение и защита органов от травм).

  3. Каков химический состав костей? (органические и неорганические вещества).

  4. В каком возрасте кости наиболее прочные? (От 20 до 40 лет).

  5. Какие типы костей Вам известны и какую функцию они выполняют? (Трубчатые - передвижение и поднятие тяжестей, губчатые - опорная, плоские - защитная).

V. Домашнее задание:


© 2010-2022