Урок биологии в 5 классе на тему

  Разработанный урок по типу комбинированный и является вторым в теме «Растения».    Главной целью этого урока было: ввести понятия нецветковые и цветковые растения; обобщить знания о группах растений,  познакомить с отличительными признаками цветковых и нецветковых групп растений. В рамках урока были поставлены следующие задачипредметные: практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят; научить определять нецветковые и цветковые растения по существенным пр...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология 5. Тема: Растения цветковые и нецветковые.

Преподаватель: Михайлова Наталья Анатольевна,

учитель биологии МАОУ «Боковская ООШ»,

I квалификационная категория.

Цель урока: ввести понятия нецветковые и цветковые растения; обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.

Задачи урока: предметные: практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят; научить определять нецветковые и цветковые растения по существенным признакам: по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка; воспитывать любовь к родной природе; метапредметные: развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы; прививать интерес к предмету.

Применяемые в данной разработке педагогические технологии: информационно-коммуникационные, технология развития критического мышления, игровые, проблемная технология обучения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Классифицировать основные группы растений (нецветковые, цветковые) по заданным учителем критериям. Сравнивать, характеризовать и приводить примеры нецветковых и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Узнавать растения, описывать их внешний вид с использованием гербарного материала.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природоведения», к школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен ной на наглядно образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия

- строить сообщения в устной форме;

- производить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая/неживая, группы животных - группы растений и прочее);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другие мнение и позицию;

- формулировать собственные мнение и позицию;

- уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

- использовать в общении правила вежливости.

Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, решение биологических задач, выполнение творческого задания.


Ход урока.


Этап урока

Содержание учебного материала.
Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Добрый день, уважаемые гости!

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга ("Ладошка к ладошке").

Всё так красиво и изменчиво в природе,

Холодная зима сменяется весной.

А сердце наше расположено к любой погоде

Нельзя нам осуждать природные законы

И проклинать мороз, иль зарядивший дождь.

Нельзя природе выставлять свои заслоны,

Природа - тонкое и нежное созданье,

Которое легко нам уничтожить, погубить,

И каждый раз вы думайте, как нам природу сохранить!

Борис Кудряшов

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

- Внимание на доску. Посмотрите на иллюстрации и выберите те объекты живой природы с которые мы уже знакомы, какие мы начали изучать?

( изображения растений).

Беседа с учителем.

Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану

Ф

И

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

- Какие это организмы?

Как отличить растения от других организмов?

выполнение в тетрадях задания (приложение 1)

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами. (+)

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух. (-)

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород. (-)

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические. (+)

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают. (-)

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, и тепло, воздух вода. (+)

Беседа с учителем. Дополняют ответы одноклассников.

Работа по карточкам. Взаимопроверка.

И

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

- Оцените свою работу. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме « Отличительные признаки растений».

Высказывание своей точки зрения.

Формулирование вывода о пройденном материале.

Самооценка

Ф

Г

П


- Какие организмы мы выбрали из предложенных?

  • Расскажите что вам известно о растениях?

Учащиеся соотносят свои действия с используемым
способом действий

И

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения

- Почему не получается охарактеризовать полностью растения как группу живых организмов?

- Каких знаний не хватает?

- Что хотели бы узнать?

- Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Значит тема урока у нас будет какая…….Растения, а какие?

-используя 2 растения определите сами.

Цветковые и нецветковые.

- Давайте определим цель урока (для устранения возникшего затруднения)

Проблема: Какое строение имеют цветковые и нецветковые растения? Что их отличает друг от друга?

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта

1) Отличительные особенности цветковых и нецветковых растений друг от друга?

- Выясните, по каким признакам растения отличаются друг от друга, используя рисунки на доске, подпишите части растений.

Работа с рисунками.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.






2. Интеллектуальная игра «Загадка - проблема».

Выясните о каком растении идёт речь? К какой группе растений мы его отнесём? Докажите.

1 группа.

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился ...
Ответ (Одуванчик)

2 группа

У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви-только на макушке. (Сосна)

Самостоятельная работа двойх учащихся у доски, а остальные по индивидуальным таблицам.

Устное представление результатов работы.



Работа в группах по 4 человека.



П

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Исходя из представленного материала расскажите по какому признаку можно разделить растения на 2 группы?

Дайте определение, что такое цветок, лист, стебель, корень, используя текст учебника?

Устное представление результатов совместной работы.

Словарная работа.

Делают вывод по изученному материалу.

И

Коммуникативные, умение выражать свои мысли.

Сообщение новых знаний учителем


Царство растений очень большое и разнообразное в него входят около 500 000 видов. В нашей местности тоже встречаются растения цветковые и нецветковые давайте посмотрим их. Показ презентации.


Физминутка для глаз (В воздухе глазами напишите своё полное имя, затем 5 раз моргните глазами, закройте, открывайте).

Активное слушание музыки + просмотр презентации.


Выполнение зрительной гимнастики.

Г

умение осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию;

Самостоятельная работа.

Приложение 2

Выполняют задание «Заполни схему»

Ф

управление поведением; умение выделить из общего главное

Что мы сегодня изучаем?

-На какие 2 группы делятся растения?

- приведите примеры из просмотренной презентации и гербария.

Оцените свою работу.

Устное представление результатов совместной работы.

Работа с гербарием.

самооценка

Умение выражать свои мысли.

Сообщение новых знаний учителем






Проверка степени усвоения материала

Все растения на Земле, по строению, разделяют на 2 большие группы, а вот растения образующие цветы и семена - цветковые - в науке биологии их называют покрытосеменные.


Физминутка

Ребята я вам называю растения, если это цветковые, вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши, если это нецветковые, то вы приседаете и молчите.

- Тюльпан.

-Сосна.

- Ромашка.

- Сирень.

- Папоротник.

- Одуванчик.

- Черепаха.

Молодцы! Сообразительные ребята. Присаживаетесь на свои места.

Активное слушание



Дополнение схемы в тетради

Выполняют игровую физ минутку.



Г




И



И

Г

умение осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию;



Выделение главного.



умение структурировать знания;

Творческая работа учащихся

Изготовление макета цветка из салфеток.

Изготавливают цветок из салфеток.

Умение конструировать наглядный материал.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Ребята, посмотрите все на свои, сделанные цветы и скажите одно главное отличие их от другого такого же цветка.(Окраска).

Наличие пигментов - один из главных отличительных признаков растений.

- Среди всех пигментов есть самый главный пигмент. Как вы думаете, какой цвет у растений самый главный? Посмотрите на свои цветы этот цвет одинаковый у всех сделанных вами цветов. (зеленый)

- Почему? (предположения учащихся)

- Пигмент, обуславливающий зеленый цвет большинства растений, называется хлорофилл. А содержится он в специальных органоидах клетки растений - хлоропластах.

Делают вывод по изученному материалу.

И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Дайте обоснованный ответ.

Всем известна загадка о ёлке: «Зимой и летом одним цветом». Но почему же она в течение года одного цвета? Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, а не все сразу. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Дерево и стоит зелёным круглый год.

- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?

Выполнение проверочной работы по теме «Цветковые и нецветковые растения». Я вам буду показывать картинки растений, а вы их должны соотнести к той группе растений которой они относятся.

Оцените свою работу.

-Выставление оценок.

Решение биологических задач



Рассматривают картинки соотносят к какой группе относятся данные растения.

Ф

Регулятивные: прогнозирование

Информация о домашнем задании

Приготовить загадки о растениях (Андрей, Аркадий, Никита).

Данил, Ирина, Дарина нарисовать 1 растение и подготовить о нём краткую информацию. Серёжа и Вова подготовить по 3 приметы связанные с растениями).

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Что нам необходимо было сегодня изучить на уроке?

Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжите высказвание:

- Я узнал (а) нового на уроке, то что...

- А теперь на своих листочках для сам. работы нарисуйте радостное или грустное солнышко, в зависимости от настроения.

Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Подведение итогов урока.

Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке.

- Урок окончен!

- Спасибо всем за работу!


ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся

(Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая).

































(приложение 1)

выполнение в тетрадях задания

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами.

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, и тепло, воздух вода.

выполнение в тетрадях задания

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами.

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, и тепло, воздух вода.

выполнение в тетрадях задания

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами.

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, и тепло, воздух вода.

Приложение 2



РАСТЕНИЯ

(разделяют на 2 большие группы)


∕ \

1. …………. 2. ………..



Примеры растений Примеры растений






РАСТЕНИЯ

(разделяют на 2 большие группы)


∕ \

1. …………. 2. ………..



Примеры растений Примеры растений






РАСТЕНИЯ

(разделяют на 2 большие группы)


∕ \

1. …………. 2. ………..



Примеры растений Примеры растений







РАСТЕНИЯ

(разделяют на 2 большие группы)


∕ \

1. …………. 2. ………..



Примеры растений Примеры растений














1 группа.

Выясните о каком растении идёт речь? К какой группе растений мы его отнесём? Докажите.

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился ...


2 группа

Выясните о каком растении идёт речь? К какой группе растений мы его отнесём? Докажите.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви-только на макушке.

© 2010-2022