Презентация к уроку в 10 классе на темуМитоз. Жизненный цикл клетки

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация к уроку в 10 классе на темуМитоз. Жизненный цикл клетки.Урок биологии в 10 классе на тему: « Жизненный цикл клетки. Митоз.»

Цели урока:

  1. Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла, их роли в передачи наследственной информации и значении деления клеток для организма.

  2. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  3. Развивать коммуникативные способности учащихся, формировать устойчивый интерес к предмету.

  4. Воспитывать любовь к природе, окружающей среде.

Формируемые и развиваемые понятия: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, амитоз.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Используемые технологии: развитие критического мышления, обучение в сотрудничестве, информационно- коммуникативные, здоровьесберегающее.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение №1).

Ход урока.

  1. Организационный момент (вступительное слово учителя)



  1. Ребята, как вы думаете, какие качества должны быть присуще современному человеку, чтобы он мог добиться успеха? (трудолюбие, отвественность, целеустремленность, креативность профессионализм). Вы правы, все эти качества потребуются нам на сегодняшнем уроке.

Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова немецкого поэта Г.Э. Лессинга (слайд 2):

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, но сами!»



  1. Американский биолог, лауреат нобелевской премии Г.Дж. Миллер писал: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленькихбалерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец - Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды и мы растем и существуем». (видео)



  1. Ребята, ка вы думаете какой биологический процесс имел ввиду ученый? (Деление клеток). Правильно, молодцы.



  1. Актуализация знаний, подготовка к восприятию знаний (этап «Вызов»)

Сегодня мы с вами познакомимся с процессом деления клеток-митозом, узнаем, что такое такое жизненный цикл клетки.

(Слайд 4.)

  1. Что вы знаете о делении клеток? (Деление - это жизненное свойство клетки)

  2. Что такое клеточный центр? (Органоид, содержащий две центриоли, состоящих ихз микротрубочек)

  3. Что такое ДНК? (Хранитель наследственой информации)

  4. Что такое диплоидный набор хромосом? (Двойной набор, характерный для соматических клеток)

  5. Что такое гаплоидный набор хромосом? (Одинарный , характерный для половых клеток.

  6. Что такое редупликация? ( Редупликация ДНК - это передача информации после самовоспроизведения нитей от одной молекулы на другую.

Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

  1. Тема урока

« Жизненный процесс клетки.Митоз. ». (слайд ).

Давайте определим цели урока: что нового вы хотели бы узнать, изучив данную тему?

Слайд 3 (учитель помогает сформулировать цели урока).

  1. Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла, их роли в передачи наследственной информации и значении деления клеток для организма.

  2. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  3. Развивать коммуникативные способности учащихся, формировать устойчивый интерес к предмету.

  4. Воспитывать любовь к природе, окружающей среде.

  1. Изучение нового материала («этап осмысления»)

  1. Рассказ учителя с использованием слайдовой презентации, учащиеся вычерчивают схему в тетради.



  1. Клеточный цикл (жизненный цикл клетки =митотический цикл (период существования клетки от ее возникновения до деления клетки и гибели).( слад 5) записать в тетрадь главную мысль, а дома начертите схему митоза в тетрадь.

Интерфаза (слайд 6)

Подготовка клетки к митозу начинается еще в период инерфазы, или промежуток между делением клеток. Что же здесь происходит? Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз.

А как он протекает? - Это главный вопрос.

Об этом не скажешь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы.

«фактор готовности» 1). Удваивается ДНК и хромосомы;

(пресинтетический)

2). Увеличивается число органоидов цитоплазмы;

(синтетический)

3). Идет синтез белков, особенно тех, которые

связаны с хромосомами и

клеточным центром. (постсинтетический)

Митоз. (Слайд 7)

Теперь клетка приступает к делению. Митоз включает 4 фазы:

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружной семьи.

Слайд 8) Глава семьи - папа (всем ясно сразу),

И первая фаза митоза - профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

Но на этом рано еще ставить точку.

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления

Профаза - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам и формируется веретено деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза - вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора.

Метафаза - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки, состоит из двух дочерних хроматид, соединенных центромерой (слайд 9, 10).

Дочка Аня в семье - просто принцесса.

Анафаза - третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам-

Нити веретена деления

Оттягивают хроматиды к различным полюсам.

Анафаза - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки (слайд 11).

Сынок в семье Толя - ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза -телофаза,

Хромосомы раскручиваются, у них выход один -

Снова превратиться в хроматин.

Телофаза - формируется оболочка новых ядер (завершается кариокинез); диспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит деление клетки на две дочерние (цитокинез) (слад 12).

После деления цитоплазмы и органоидов клетки,

Появлются две прелестные, чудные детки.

Имеют диплоидный набор дочерние клетки,

и в точности похожи на материнскую клетку.

Сделаем вывод, как вы думаете, что является результатом митоза? (Образуются две дочерние клетки с полным генетическим набором материнской клетки). (Слайд)

IV. Рефлексия.

2) Минутка психологической разгрузки. (Работа в группах)

Составить синквейн (синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.) Это стихотворение состоит из пяти строк, которое строится по правилам:

Название - существительное, заданная тема;

описание - обычно прилагательные, характеризующие тему;

действия - 3 глагола, характеризующие действие;

Чувство - фраза;

Например:

Митоз

Четырехстадийный, самый распространеннный

Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает

Митоз - лежит в основе роста и вегетативного размножения.

Деление.

Митоз

Обновляющий, четырехфазный,

Делит, дробит, распределяет,

Генетический материал дочерним клеткам поставляет

Клеточное деление.



  1. Прием «инсерт» (пометки на полях) . Работа в группах

Учащиеся получают текст по теме «Амитоз» . Предлагается прочитать текст и сделать в нем соотвествующие пометки:

«+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«-« -поставьте на полях, если, то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думали что это знаете;

«V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

«?» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым и непонятным или вы хотели получить более подробные сведения по данному вопросу.

Текст:

Митоз - наиболее распространенный , но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретено деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией , оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают ядерные клетки. Амиотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток, яичников и т.д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалениях, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к миотическому делению.

Амитоз - прямое деление клетки, при котором ядро находится в интерфазном состоянии. Хромосомы не выявляются. Веретено деления не образуется. Амитоз приводит к появлению двух клеток, но очень часто в результате амитоза возникают двуядерные и многоядерные клетки.

Амитотическое деление начинается с изменения формы и числа ядрышек. Крупные ядрышки делятся перетяжкой. Вслед за делением ядрышек происходит деление ядра. Ядро может делиться перетяжкой, образуя два ядра, или имеет место множественное разделение ядра, его фрагментация. Ядра могут быть неравной величины.

Амитоз встречается в отживающих, дегенерирующих клетках, неспособных дать новые жизнеспособные клетки.

В норме амитотическое деление ядер встречается в зародышевых оболочках животных, в фолликулярных клетках яичника.

Амитотически делящиеся клетки встречаются при различных патологических процессах (воспаление, злокачественный рост и др.).

Возвращаемся к числу 23, о котором говорилось в начале урока (слайд18)

23 пары включает

Маленький этот зал

Музыка не играет

Но не смолкает бал.

Ребята о чем идет речь? (23 пары хромосом в соматических клетках и процессы, которые происходят с ними в период деления клетки).

VI. Подведение итогов урока.

1. В чем биологическое значение митоза? (слайды),

VI.Работа с понятиями. ( Ученики с помощью учителя собирают кластер).

Учитель: И так, все клетки тела образуются из одной исходной клетки благодаря многочисленным делениям. Ученые выяснили , что количество таких делений ограничено. Удивительная точность воспроизведения клеток обеспечивается механизмами, отлаженными за миллиарды лет эволюции. Если в системе клеточного деления происходят сбои, то организм становится нежизненноспособным. Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас ее чудеса.

(Звучит музыка).

Природа! Она совершенна и вечно творит новое. Она неиссякаемый источник всего живого и реального. Все в ней, она полнота бытия. Она всесильна и могуча, постоянно сокрушает и непрерывно создает. Все вещи в ней и она во всем, и все одна и та же.Она вечная и бесконечная, питающая дух «одной только радостью»



Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Ребята, урок окончен, мне было очень приятно с вами работать.

Я прошу вас оценить урок, мне важно ваше мнение. Выберите одно из сердечек и положите мне на стол.Спасибо. До свидания.









МКОУ «Поселковая средняя общеобразровательная школа»

№2

«+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«-« -поставьте на полях, если, то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думали что это знаете;

«V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

«?» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым и непонятным или вы хотели получить более подробные сведения по данному вопросу.

Текст:

Митоз - наиболее распространенный , но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретено деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией , оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают ядерные клетки. Амиотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток, яичников и т.д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалениях, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к миотическому делению.

№ 3 Биологические понятия

Жизненный цикл клетки

Диплоидный набор хромосом

Гаплоидный набор хромосом

Интерфаза

Митоз

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

Амитоз









Концепция на тему:

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Автор: Голенцова И.В.









Составить синквейн (синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.) Это стихотворение состоит из пяти строк, которое строится по правилам:

Название - существительное, заданная тема;

описание - обычно прилагательные, характеризующие тему;

действия - 3 глагола, характеризующие действие;

Чувство - фраза;

Например:

Митоз

Четырехстадийный, самый распространеннный

Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает

Митоз - лежит в основе роста и вегетативного размножения.

Деление.











Составить синквейн (синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.) Это стихотворение состоит из пяти строк, которое строится по правилам:

Название - существительное, заданная тема;

описание - обычно прилагательные, характеризующие тему;

действия - 3 глагола, характеризующие действие;

Чувство - фраза;

Митоз

Обновляющий, четырехфазный,

Делит, дробит, распределяет,

Генетический материал дочерним клеткам поставляет

Клеточное деление.



© 2010-2022