Урок-это открытие и залог успеха ребенка

Реализация идей, выдвинутых реформой школы, невозможна без совершенствования основной формы учебно-воспитательного процесса в школе - урока, без повышения педагогического мастерства учителя. Организация работы на уроке - это залог успеха учеников и учителя. Использование наиболее эффективных форм и приемов обучения должно обеспечить не только реализацию программных требований, но качественно новые результаты. Каждый урок должен быть построен так, чтобы обеспечить активное участие в нем каждого ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Г.Ф.Атякшева»



Урок-это открытие и залог успеха ребенка




Урок - это открытие…



Лукина Е.А.

учитель биологии










Югорск

2007









Реализация идей, выдвинутых реформой школы, невозможна без совершенствования основной формы учебно-воспитательного процесса в школе - урока, без повышения педагогического мастерства учителя.

Организация работы на уроке - это залог успеха учеников и учителя. Использование наиболее эффективных форм и приемов обучения должно обеспечить не только реализацию программных требований, но качественно новые результаты. Каждый урок должен быть построен так, чтобы обеспечить активное участие в нем каждого ученика, повысить авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствовать созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Любой урок должен начинаться в спокойной, доброжелательной обстановке. Каждый урок должен быть для учеников открытием. И не только в плане изучения нового материала, но и в плане отработки новых способов для получения знаний. Ребята должны понимать не только, что учить, но и как, с помощью чего можно приобрести новые знания. А самое главное, зачем учить? Совсем необязательно на уроке объяснять новую тему всю - от точки до точки. На своих уроках к изучению новой темы я привлекаю ребят не только как слушателей, но и как активных участников поиска истины. Слушателями они выступают только на очень трудном материале, а в остальном я стараюсь выслушать каждого, организовать работу в паре или группе. За неправильные версии при изучении новой темы ни пара, ни группа, ни тем более отдельно взятый ученик не наказываются. Прослушиваем гипотезы всех ребят, сравниваем, спорим. Этот момент на уроке я считаю очень важным, потому что как раз в эту минуту рождается вопрос: а как же правильно? Где найти ответ на этот вопрос, что нужно для этого сделать. То есть ученик ставит перед собой учебную задачу, которую будет решать не учитель своим монологом, а ученик вместе с учителем. И когда мы вместе приходим к правильному решению, то удовлетворение от урока получает не только учитель, но и ученик. После такой активной работы, у всех, кто был в гуще событий, наверняка останутся прочные знания. Учитывая возрастные особенности ребят, вводные уроки в среднем и старшем звене провожу по-разному. Для учеников 9-11 классов - это может быть вводная лекция по теме, составление опорных блоков, записи в тетради на основе услышанного на уроке. Эти формы работы в старшем звене очень эффективны. А в среднем звене на вводном уроке по теме, мы с ребятами стараемся сформулировать цель, которую должны достичь к концу изучения темы. А за тем развиваем всю тему на маленькие шажки, в которых зафиксированы темы уроков. Для этого ребята составляют план изучения темы (они используют опыт изучения предыдущих тем). Затем план записывается на доске. В процессе обсуждения меняем местами пункт плана, что-то убираем, что-то оставляем. То есть, приводим план в совершенство. И после этого все ребята практически знают темы последующих уроков. В этом возрасте многие ребята любопытны и любознательны. И, работая на опережение, они листают энциклопедию, другую дополнительную литературу. В этом я вижу большой плюс, потому что, во-первых, это способствует тому, что дети понимают, что им нужно делать, а, во-вторых, это разогревает интерес к предмету. С каждым шажком ребята чувствуют, что узнают все больше и больше! Очень часто в среднем звене даю ребятам индивидуальные задания, используя дидактические карточки, проблемные вопросы, составление и разгадывание кроссвордов, многим нравится писать рефераты. Причем почти всегда на уроках материал реферата ребята рассказывают, и только слабые ученики могут читать, но и они, видя и слыша сообщения своих более сильных одноклассников, начинают стараться как можно чаще отрываться от текста.

Очень интересно проходят уроки по многообразию растений и животных. Ребята заранее знают, что на этих уроках должно быть что-то особенное. Поэтому еще не получив задание, они уже накапливают материал. Например, в 7 классе после изучения темы «сельскохозяйственные растения» ребята, работая в группах, выпускали газеты, посвященные капусте, картофелю, пшенице и др., составляли альбомы рецептов из этих культур и даже писали стихи. Такой подход помогает учителю объяснить, а ученику понять, что биология - это не что-то далекое и недосягаемое, а близкое, родное, необходимое. А шестиклассникам нравится сочинять сказки. При создании своего сказочного мира, ребята должны не уклоняться от биологического курса. Удается это не всем, но сам факт, что они начали творить, принесет положительные результаты. Вот одно из стихотворений, написанных учеником 7а класса Саркисяном Д:

Картошка

Сморщенные, с белыми ростками

В ямки положили клубни мы

Поле полила весна дождями

И стебли первые взошли

Незаметно время пролетело

И на поле выросли кусты

Потянулись к солнышку июля

Розовые, мелкие цветки.

Холодом дыша, подкралась осень

В небе вереницы птичьих стай

А мы копаем и в ведрах носим

Наш богатый, вкусный урожай.

Надо бы перекусить немножко

И зовет нас мама на обед

Что есть на свете лучше молодой картошки?

Ничего на свете лучше нет!

Для того, чтобы у ребят появился интерес, в начале (или в конце) урока я читаю начало сказки и прошу дома дописать сказку, используя знания, полученные на уроке, свои наблюдения, подключив фантазию. На следующем уроке, собираю творческие работы, проверяю, ставлю оценки в журнал. Обязательно отмечаю лучшие работы, некоторые сказки (с согласия авторов) читаю перед классом, а иногда и перед всей параллелью 6-х классов. Если есть возможность, можно организовать выставку лучших сказок, инсценировку этих сказок самими ребятами. А во время декады по биологии можно поставить целый спектакль по сказкам. Сказки, созданные ребятами, дают возможность реализовать детям свой творческий потенциал, поверить в себя, а это развивает познавательный интерес, активизирует их мышление. Ведь обычно за такую работу оценка бывает очень высокой - «4» или «5». Чем не стимул для дальнейшего творческого сотрудничества учителя и ученика.

Нередко в 7-8 классах провожу уроки в игровой форме. Ребятам предлагаются варианты игр: «Пойми меня», «Поле Чудес», «Звездный час». Игра готовится заранее. Формируются команды по 6-7 человек. Ребята выбирают лидера, дают название команде, девиз, делают эмблемки. Для оценки работы команд можно привлечь в качестве жюри, старшеклассников. А ведущего можно выбрать из класса, но обычно в роли ведущего выступаю я сама. В ходе игры, в кабинете царит дух соревновательности, соперничества, стремления победить. Подготовка в командах идет очень активно, каждый чувствует свою ответственность за исход игры.

Для подготовки ребята работают с учебником, дополнительной литературой. При этом, как мне кажется, они не испытывают той нагрузки, как если бы я задала выучить пять параграфов. Все дело в том, что им интересно, а это важно! После игры подводятся итоги, отличаются лучшие команды и игроки, выставляются оценки в журнал; анализируем вместе с детьми, что получилось? Над чем нужно поработать? Где есть пробелы в знаниях? Рефлексию ребята проводят сами. Стараются делать тактичные замечания тем, кто был вспыльчив, груб и т.д. То есть во время игры решается триединая дидактическая задача: обучающая, развивающая, воспитательная.

В 9-11 классах материал, изучаемый на уроках, очень объёмный и достаточно сложный. Поэтому я стараюсь научить ребят находить в большом поле информации главное и выражать лаконично свои мысли. Для этого мы составляем с ребятами опорные конспекты, таблицы, схемы. Они помогают ребятам готовится к зачётным урокам. В качестве примера приведу опорные конспекты по темам «Кровь» - 9 класс, и «Вид, критерии вида» - 11 класс (см. приложение). После составления конспектов, отрабатываем материал на следующих уроках. Ребята работают в группах, индивидуально. Выполняются лабораторные, практические работы. Для желающих предлагаются усложнённые задачи, за которые ребята получают дополнительные оценки.

На каждом уроке особое внимание я уделяю контролю и проверке знаний. Ведь мне нужно знать достоверную информацию о том, как идёт усвоение материала. Для проверки использую разные формы контроля. По способу организации формы контроля могут быть индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная, а по способу подачи информации - устная, письменная, экспериментальная. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. А вот после изучения темы мы выходим на тематический контроль. В 6-8 классах обычно это дифференцированные контрольные работы, а 9-11 классах - зачёты. Для предотвращения перегрузки учащихся все формы и методы контроля стараюсь переносить на урок.

Проверка - сложный элемент процесса обучения, требующий больших затрат энергии. Активное и сознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы, активизацией умственной деятельности каждого. Проверку можно организовать так, чтобы она выполняла все возложенные на неё функции: контролирующую, обучающую, ориентирующую, воспитывающую. Правильно организованная проверка знаний затрагивает чувствительную сторону учащихся, способствует развитию у школьников самооценки, интереса к предмету, побуждая желание успешно учиться, играет важную роль в формировании таких качеств характера, как честность, правдивость, настойчивость, взаимовыручка, ответственность перед ребятами.

Формирование активной познавательной деятельности требует от учителя перестройки преподавания и подготовки к работе на уроке. Лекционная форма обучения, изучение темы крупным блоком позволяет дать материал большими порциями, подчинить всё одной большой цели - раскрытию основной идеи изучаемого материала. В ходе лекции даётся разностороннее освещение излагаемого материала, что крайне важно для подготовки старшеклассников к самообразованию, так как при этом у них формируются системные знания. Использование опорных конспектов, схем, рефератов, сообщений, кроссвордов даёт возможность наглядно показать межпредметную связь биологии с физикой, химией, географией, медициной, сельским хозяйством, что играет важную роль в развитии познавательной активности учащихся.

Все методы и приёмы активизации необходимо применять в комплексе, учитывая возрастные особенности учащихся, уровень подготовленности класса, что позволяет добиться большого педагогического эффекта.


© 2010-2022