План-конспект урока Строение ижизнедеятельность кишечнополостных

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока


тема: «Строение и жизнедеятельность кишечнополостных»


ФИО: Парфенова Наталья Петровна

Место работы: МБОУ «Средняя школа № 11» города Смоленска

Должность: учитель биологии

Предмет: биология

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: глава 4, 1-й урок в теме «Тип Кишечнополостные»

УМК: И. Н. Пономаревой

Учебник: В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко Биология 7 класс

Цель: изучение внешнего и внутреннего строения кишечнополостных животных..

Задачи: Образовательные:

  • познакомить обучающихся с общей характеристикой типа Кишечнополостные ;

  • изучить особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных; показать особенности строения клеток эктодермы (наружного слоя) и энтодермы (внутреннего слоя);

  • познакомиться с систематикой кишечнополостных;

  • показать родство кишечнополостных с одноклеточными животными;

  • сформировать понятие о лучевой симметрии.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса

  • развитие речи и мышления;

  • развитие творческих способностей.

Воспитывающие:

  • формировать научное мировоззрение;

  • воспитывать трудолюбие и дисциплинированность;

  • воспитывать самостоятельность в принятии решения проблемы, умение отстаивать свои взгляды;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- формирование целостных представлений о живой природе и роли живых организмов в ней;

- формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности кишечнополостных на примере гидры;

- освоение навыков использования методов биологического исследования - наблюдение и описание мест обитания гидры, образ жизни, внешнее и внутреннее строение, питание, передвижение, дыхания, размножения;

- определение клеток и их функций внешнего и внутреннего слоя тела гидры;

- знание свойств кишечнополостных: раздражимость и регенерация;

- сформировать умение понимать смысл биологических терминов: кишечнополостные, кишечная полость, лучевая симметрия, эктодерма, энтодерма, мезоглея, клетки: эпителиально-мускульные, нервные, промежуточные, стрекательные, железистые, пищеварительно-мускульные, почкование, половые клетки, регенерация, раздражимость.

- анализировать полученную информацию о кишечнополостных

Метапредметные:

- развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;

- развитие навыков самостоятельного приобретения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ.

Личностные:

- развитие мотивации к обучению и познанию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности.

- осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов;

- осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД:

- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- сформировать умение слушать и понимать речь других людей;

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: урок изучение нового материала и первичного закрепления знаний;

  • по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Средства обучения: проектор, компьютер, видеофильм, магнитная доска, схема строения гидры, опорные слова, черный ящик, шапка, пружинка.

Этапы урока

Формы работы, методические приемы и задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов (предметных, метапредметных, личностных)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты по формированию УУД

1 Организационный этап

Готовят рабочие места для урока, настраиваются на работу на уроке

Приветствует обучающихся, проверяет готовность ребят к уроку, создает позитивную атмосферу, ситуацию успеха

Личностные: осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Регулятивные: умение организовать свою деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

2

Актуализацияя. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели урока.

Фронтальная беседа.

Методические приемы:

игра «Биологический тайник»

У-ль: на прошлых уроках мы познакомились с представителями подцарства Простейшие , или одноклеточные животные, а сегодня на уроке мы продолжим изучать царство животных и познакомимся уже с представителями подцарства Многоклеточные. Кого же мы будем изучать? Вы постараетесь сейчас отгадать. Для этого мы поиграем в игру «Биологический тайник»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1516

к

и

ш

е

ч

н

о

п

о

л

о

с

т

н

ы

е

1 - структурная и функциональная единица живого (клетка);

2 - у каких простейших органы движения реснички (инфузории)

3 - восьмая буква в слове «Простейшие» (ш);

4,16 - последняя буква в слове «простейшие» (е)

5 - сколько царств живой природы (4);

6,14 - ткань, обеспечивающая согласованную работу всех органов (нервная)

7,9,11 - среда жизни паразита (организм)

8 - с помощью микроскопа изучают каких животных (простейших)

10 - с помощью чего передвигается амеба (ложноножки)

12 - наука, изучающая многообразие живых организмов (систематика);

13 - к паразитическим жгутиконосцам относится возбудитель сонной болезни (трипаносома);

15 - вторая буква в слове «тыква» (ы).

У-ль: ребята, мы определили с вами кого мы будем изучать. А, что вы хотели бы узнать о Кишечнополостных? - отвечают обучающиеся.

В тетрадь записываем:

Тема урока: «Строение и жизнедеятельность кишечнополостных».

Учебная цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока и задачи урока.

Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов. Задавая вопросы обеспечивает повторение изученного материала и устанавливает связь с новой темой. Выводит класс на формулирование темы, цели урока и постановку учебных задач.

Личностные: положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цель и задачи.

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

3

Изучение нового материала

Изучение внешнего и внутреннего строения Кишечнополостных.

1 Систематика кишечнополостных:

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Кишечнополостные

Классы: Гидроидные, Сцифоидные, коралловые полипы.

Учебная цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере гидры.

2 Интрига:

Методический прием: черный ящик.

У-ль: ребята давайте посмотрим, что находится в черном ящике: шапка двухслойная, пружинка.

Вопрос: как они связаны с темой нашего урока? Что они нам могут сказать?

Обучающиеся делают предположения (предметы как-то связаны с объектом изучения).

Объект изучения: пресноводная гидра.

У-ль: ребята, что вы хотите узнать о гидре?

(ответы учащихся, формулирование цели: изучить внешнее и внутреннее строение, среду обитания, образ жизни, передвижение, процессы жизнедеятельности ).

3 Видео сюжет с последующим обсуждением

Вопросы для обсуждения:

  • местообитания (пресный водоем)

  • размеры, форма тела, симметрия тела (1см, цилиндрическая, лучевая)

  • передвижение (кувырканием)

  • способ питания (захват пищи щупальцами)

  • образ жизни (малоподвижный, прикрепленный, хищник)

4 Работа в микрогруппах по изучению строения гидры.

Методический прием:

1 - смысловое чтение; по п. 4 учебника

2 - преобразование текста в схему, таблицу.

Слой

Клетки

Функции клеток

Эктодерма

(наружный слой)

- Нервные

- эпителиально -мускульные

- стрекательные

-промежуточные

Мезоглея

(средний неклеточный слой)

Энтодерма

(внутренний слой)

- железистые

- пищеварительно-мускульные

Указывают функции клеток, рассматривают рисунки п.4 учебника.

Обсуждение результатов

Ф И З М И Н У Т К А


5 Особенности жизнедеятельности гидры

Методические приемы:

1 - смысловое чтение;

2 - преобразование текста в схему из блоков,

3 - «Восстанови цепочку»

Обсуждение результатов (фронтально)

1) Питание: внутри полостное и внутриклеточное;

2) Выделение: не переваренные части удаляются через рот;

3) Дыхание: всей поверхностью тела растворенный в воде кислород - сходство с простейшими;

4) Размножение: бесполое (почкование), половое (с помощью половых клеток); гермафродиты - организмы, совмещающие в себе признаки и женского и мужского пола.

Задание: из предложенных слов составить смысловую последовательность бесполого и полового размножения:

Бесполое Половое

лето осень

благоприятные условия неблагоприятные условия

Почкование половые клетки

молодые гидры оплодотворение

зародыш

зима

весна

молодые гидры

6 Свойства гидры:

(Выступление ученика о работах А. Трамбле) - о чем идет речь?

- Регенерация - восстановление утраченных частей тела.

(Видео сюжет) - какое свойство гидры продемонстрировано?

- Раздражимость - (Рефлекс - ответная реакция на раздражение )

Слушают, отвечают на вопросы, анализируют и преобразуют полученную информацию, оформляют результаты работы. Работают в микрогруппах, обсуждают вопросы, которые возникли в ходе выполнения задания. Делают выводы.

Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, консультирует, проводит обобщение. Организует работу в парах, контролирует правильность выполнения заданий, организует обсуждение результатов работы, отмечает активность работы обучающихся.

Личностные: выполнение предложенной работы ее представление, личная ответственность за общий результат; самоопределение и мотивация к сотрудничеству, понятие ответственности за результат работы. Оценка личных результатов работы.

Регулятивные: удерживание цели деятельности до получения ее результата, оценка весомости приводимых рассуждений, восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных и коллективных результатов.

Познавательные: актуализация и анализ знаний для связи с новым, расширение биологических знаний, воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, презентация информации, интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи.

Коммуникативные: распределение обязанностей в микро- группах, планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, выступление перед классной аудиторией, вступление в диалог, постановка вопросов.

4

Подведение итогов.

Закрепление: вставить в текст пропущенные слова.

Гидра - низшее многоклеточное животное с лучевой симметрией , имеет тело цилиндрической формы из двух слоев клеток: эктодермы и энтодермы. Полость тела выполняет функцию пищеварения - отсюда название кишечнополостные. Имеет ротовое отверстие через которое пища поступает в тело, а так же через рот выводятся непереваренные остатки пищи.

Разгадка интриги урока: предметы черного ящика

- шапка напоминает тело медузы;

пружинка - способ передвижения.

Оценивают работу, соотнося цели урока и его результат.

Проводит анализ достижений целей урока, дает оценку успешности работы. Оценивает результаты работы обучающихся, выставляет оценки.

Личностные: рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена коллектива (общества).

Регулятивные: оценка и сравнение результатов работы, итоговый контроль деятельности, ответ на вопрос «что сделано?», оценка собственной учебной деятельности.

Познавательные: осознание метода построения нового знания, анализ, сравнение, сопоставление, умение аргументировать результаты работы.

Коммуникативные: комментирование выспупления других людей, построение речевых высказываний.

5

Рефлексия

Сегодня урок : лёгкий - трудный

интересный - скучный

полезный - ненужный

Я ученик:

старательный - ленивый

внимательный - невнимательный

урок усвоил - не усвоил.

Самооценка работы на уроке.

Оценивает работу всего класса. Организует и проводит рефлексию

6

Домашнее задание

Выучить п.12, выполнить задания в рабочей тетради.

Творческое задание: сделать модель гидры из любого материала.

Записывают домашнее задание

Объясняет алгоритм выполнения домашнего задания



© 2010-2022