• Преподавателю
  • Биология
  • Статья на тему Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии в 6 классе

Статья на тему Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии в 6 классе

   «Можно прививать правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто на свой лад не переделает ребенка. Он будет таким, какой он есть. Можно только будить то, что дремлет в детской душе, но ничего нового создать нельзя"                                                                                                                           Януш Корчак  Научить думать, развивать мышление, создавать условия для творческой работы, благодаря которой каждый школьник получает удовлетворение...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии в 6 классе.

Волкова Т.В., учитель биологии,

специалист высшего уровня квалификации

высшей категории

«Можно прививать правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто на свой лад не переделает ребенка. Он будет таким, какой он есть. Можно только будить то, что дремлет в детской душе, но ничего нового создать нельзя»

Януш Корчак

Научить думать, развивать мышление, создавать условия для творческой работы, благодаря которой каждый школьник получает удовлетворение своей деятельностью и обнаруживает на что он способен - это самое главное в моей работе.

Я стараюсь применять разнообразные приемы, которые способствуют развитию активной самостоятельной деятельности учащихся на уроках, такие как:

-аргументированная защита своего мнения, опираясь на имеющиеся знания;

-умение правильно формировать и задавать вопросы;

-умение оценивать и рецензировать ответы товарищей;

-умение делиться своими знаниями с другими,

-выполнение заданий, связанных с чтением дополнительной литературы, постановкой опытов и проведением наблюдений;

-применение разнообразных форм деятельности, которые включают в познание элементы труда, игры, художественной и других видов деятельности;

-создание заинтересованности в коллективной деятельности, на основе которой и происходит формирование активной позиции каждого.

Активизация познавательной деятельности учащихся - это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Активизировать мышление учащихся можно путём включения в урок игровых моментов и элементов занимательности.

Например, использую занимательный материал при изучении соцветий:

Статья на тему Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии в 6 классе

Учебная игра выполняет несколько функций:

- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;

- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

В 6 классе в теме: «Лист» использую рассказ: «Как-то заспорили листья с корнями, кто из них главнее? Листья говорят: «Мы красивы, нами все любуются, мы главнее!» А корни отвечают: «Мы воду из земли добываем, без нас дерево засохнет, мы главнее!» Шёл мимо человек, попросили его листья с корнями рассудить их спор. Вопрос к классу: «Как вы думаете, что сказал им человек?»

«Третий лишний» - на доске написаны столбиками названия растений, которые сгруппированы по определенному признаку 9 например, по соцветию). Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1- капуста, 2 - ландыш, 3- сирень; (лишнее 3- сирень (метелка), 1,2 - простая кисть).

«Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения. Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

- при контроле знаний (творческое применение знаний)

Например, с целью активизации мыслительной деятельности и создания проблемной ситуации при изучении темы «Образование органических веществ в листьях на свету» в 6 классе предлагаю классу решить познавательную задачу: «Известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает растение с несколькими колосками, в каждом из которых созревает около 60 зёрен; в них содержатся органические вещества. Вопрос: где, из каких веществ, при каких условиях в растении образуются органические вещества?» Высказанные учениками суждения проверяются экспериментально.

Нередко тема урока уже знакома учащимся из других источников информации, поэтому важно с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока показать ее новизну. Для восприятия всего этого важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью я использую произведения искусства: стихи, музыку, картины и живые объекты, а также краеведческий материал.

Например, при изучении темы «Листопад» демонстрирую картину Левитана «Золотая осень». Обращаю внимание учеников на цвет осеннего неба, на реку, на бледно-желтую, побуревшую траву. А лес…? Затем зачитываю строки из стихотворения А. С. Пушкина «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Репродукция картины и стихи напоминают школьникам пленительное обаяние осени, создают эмоциональный настрой для восприятия нового материала, для поисков ответов на вопросы: от чего зависит осенняя окраска листьев, каково значение листопада в жизни растений?

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

Например:

А) при изучении темы «Строение цветка», использую биологическую задачу:

Каждую весну зажигаются посреди степи маленькие теплые костры. У каждого костра шесть языков пламени. В центре стоит столб, который окружают шесть желтых поленьев. О каких кострах идет речь? (о пестике и тычинках).

Б) в теме «Биологическая роль соцветий»:

Найди на картинках подорожник. Ты думаешь, что его колосок, который поднима-

ется над листьями на длинной ножке, - это цветок? Нет! Это не цветок, а соцветие. Что такое соцветия?

В) в теме «Фотосинтез»: Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое

значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Г) в теме «Половое размножение»: Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Объясните ситуацию.

На уроках биологии в 6 классе часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в - третьих они снижают усталость на любых этапах урока.

При изучении вегетативного размножения растений можно использовать отрывок из произведения А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»: «На салатной грядке, где остались корни неизвестных сорняков, и на гладко утоптанной дорожке, куда столяр оттащил срубленные стебли, - везде плотной стеной стояли высокие растения с ярко-зелеными мясистыми листьями. Ах, вы так! - злобно крикнул Урфин Джюс и ринулся в бой». Вопрос: Каким способом размножалось волшебное растение?

На своих уроках использую наравне с традиционными и нетрадиционные формы и методы. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес у шестиклассников представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

Игры и упражнения, возможно, использовать и при выполнении домашних заданий (подобрать поговорки, пословицы, шарады, ребусы, загадки и т.д.).

Домашний эксперимент - это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту.

Например: «Испарение воды листьями»

Цель - убедиться, что вода испаряется через устьице листа

Оборудование: стакан с водой, растительное масло, веточка с листьями.

Ход работы: в стакан с водой поставить веточку растения и налить поверх воды 1 см растительного масла. Измерить высоту воды в стакане до растительного масла. Проверять высоту воды в стакане в течении 3 недель фиксируя результаты.

Развитию познавательной активности учащихся способствует широкое использование лабораторных работ. Они позволяют учащимся осуществить наблюдения за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение; прогнозировать результат. Запись результатов наблюдения я предлагаю делать ребятам в виде текстовых записей, рисунков, схем, таблиц и т. д. в рабочих тетрадях. В конце работы ставлю проблемные вопросы для выводов и обобщений.

Разминки - короткие, емкие и информативные задания - упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.

«Выбери верные утверждения»:

1. Околоцветник защищает пестик и тычинки.

2. Простой околоцветник состоит и чашечки и венчика.

3. Венчик состоит из лепестков.

4. У однодомных растений пестичные тычиночные цветы развиваются на разных растениях.

5. Из завязи пестика развивается плод.

Для развития самостоятельной умственной работы, на уроках использую видеофильмы. Но при этом перед просмотром ставлю проблему перед классом так, чтобы фильм давал материал для ответа, а окончательные выводы учащиеся должны сделать сами. В теме «Способы опыления у растений» в фильме говориться о различных способах опыления у покрытосеменных растений. Проблемным вопросом к классу будет: «Чем отличаются ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых?»

Любая тема, которая изучается в школьном курсе, имеет то или иное практическое значение. Поэтому всегда нужно показывать значение вопроса, изучаемого на уроке биологии, и к каким последствиям приводит невежество в области биологических знаний.

Если вопрос учителя заставил думать, спорить, доказывать, значит, на уроке не остаётся равнодушных. На таких уроках использую чтение отрывков из книг, сообщения учащихся, презентации, флипчарты. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения. Вызывая чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. Школьник, который учиться без познавательного интереса, воспринимает полученные знания как «мёртвый груз», а сам процесс обучения - как тяжёлую и бессмысленную повинность. Отсутствие интереса приводит также к тому, что учащийся не стремиться углубить свои знания. Волевых усилий школьника в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности учащегося не распространяются.

Я убедилась, разнообразные виды классно-урочной и внеклассной работы помогают в развитии интереса у учащихся к биологии. А наличие познавательного интереса определяет качество усвоения знаний и способов деятельностью.

Ещё К. Д. Ушинский говорил, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли. Значит необходимо добиться того, чтобы деятельность учащихся на всех этапах урока была активной, познавательной.


© 2010-2022