• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).Поурочный план Дата Класс ____8-ые____

Урок 36 биологии

Учитель

Тема урока Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (флипчарт, страница 1).

Тип урока: комбинированный.

Цель: расширить знания школьников о кругах кровообращениях, сформировать знания о артериальном давлении, пульсе.

Задачи (флипчарт, страница 2).

Образовательные: продолжить развивать представления о кровеносных сосудах, познакомить учащихся с большим и малым кругами кровообращения, движением крови по сосудам, разностью давления в сосудах, болезнями сердечно- сосудистой системы, пульсом;

защитных свойствах организма, познакомить школьников с видами иммунитета, с особенностями строения и функций белых кровяных клеток - лейкоцитов.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного.

Воспитательные: воспитывать сформированные чувства бережного и ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование: таблицы «Круги кровообращения», «Сердце», «Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2), флипчарт, видеоролики «Круги кровообращения», «Малый круг кровообращения», «Где можно прощупать пульс», приложения.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный, информационно- поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

«Измеряй всё доступное измерению и

делай не доступное измерению доступным»

Г. Галилей.

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением начнём наш урок.

Р

Коллект




II. Актуализация знаний

А). Работа с интерактивной доской (флипчарт, страницы 3- 5).

1. К органам кровообращения относятся (флипчарт, страница 3).

2. Работа с терминами (флипчарт, страница 4).

1. Внутрення оболочка сердца.

2. Расслабление сердца.

3. Сосуды, несущие кровь к сердцу . - это ...

4. Между левым желудочком и аортой

находится клапан.

3. Кровь, насыщенная кислородом.

4. Несвертываемость крови.

5. Белые кровяные клетки.

6. Человек, отдающий часть своей крови для переливания.

7. Жидкая часть крови.

8. Группа крови универсального реципиента.

9. Красные кровяные клетки.

10. Сокращение сердца.

3. Работа сердца (флипчарт, страница 5).

Б). Работа по вариантам (флипчарт, страница 6):

1 вариант:

1. Вставьте пропущенные слова в предложения:

... расположено в грудной полости, левее грудины. Масса ... взрослого человека в среднем составляет 300 г. ... состоит из трёх слоёв: наружный слой - ..., состоит из … ткани, средний - ..., состоит из ..., внутренний- ..., состоит из... . ... человека состоит из 4 отделов: ... ... и ... ... . Между ними находятся ... клапаны, благодаря которым кровь движется только в одном направлении - из ... в ... .


2 вариант:

Выпишите номера правильных ответов:

1.Кровеносная система человека замкнутая.
2. Фибриноген - нерастворимый белок в плазме крови.

3. Створчатые клапаны расположены между предсердиями и желудочками.
4. Артерии- сосуды, несущие кровь от сердца.
5. Лейкоциты участвуют в свертывании крови.

6. Сердце обеспечивает кровообращение.

7. Капилляры - мелкие, однослойные сосуды.
8. Лёгочная артерия - самая крупная артерия.
9. Миокард - средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей.
10. Систола - расслабление.
11. Вены - сосуды, несущие кровь к сердцу.
12. Сердце располагается в околосердечной сумке - перикарде.

13. Эритроциты - красные кровяные клетки, содержащие гемоглобин.


Коды ответов:

1 вариант:

Вставьте пропущенные слова в предложения:

Сердце, сердце, оно, эпикард, соединительная, миокард. поперечнополосатая. эндокард, эпителиальная ткань, сердце, два желудочка, два предсердия, створчатые, предсердие, желудочек.

2 вариант:

Выпишите номера правильных ответов:

1, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 13.


Шкала оценивания:

«0» ошибок - оценка «5»;

«1»- «3» ошибки - «4»;

«4»- «6» ошибок - «3»;

«7» и более ошибок - «2».

(Взаимопроверка).

Р
























Индивид







































+





















+




















III. Мотивация

В организме человека кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Как это называется? (кровообращением).

Круги кровообращения - это путь, по которому осуществляется движение крови в организме.

Ребята, вспомните к какому классу животных, относится человек? (млекопитающие).

Поэтому строение кровеносной системы и движение крови в организме млекопитающих и человека схожи.

Перечислите характерные черты кровеносной системы млекопитающих.

(Кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, развита левая дуга аорты, кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры, кровь - артериальная и венозная).

Сегодня на уроке давайте остановимся на некоторых моментах кровеносной системы человека.

Тема урока: Большой и малый круги кровообращения (флипчарт, страница 7):

Задачи урока: рассмотреть круги кровообращения человека, сформировать знания об артериальном давлении, пульсе.

Р

Коллект

+

+


IV. Изучение

н/м:

А). История открытия кровообращения (сообщение учащихся)

Б). Круги кровообращения (флипчарт, страницы 8 - 11).

Используя материал на страницах 148- 150 параграфа 29 учебника под редакцией Р.Алимкуловой и страницу87 флипчарта, найдите, обсудите в группах, запишите в тетрадь и выступите перед классов по плану:

1и 3 группы:

Большой круг кровообращения

  1. В каком отделе сердца он начинается?

2. По каким сосудам кровь поступает к органам тела?

3. Какая кровь (артериальная или венозная) течет по артериям?

4.В каких сосудах происходит газообмен?

5.По каким сосудам и какая кровь поступает в правое предсердие?

6. Составьте схему движения крови в БКК.

Схема БКК:

левый желудочек аорта артерии

капилляры органов

правое предсердие (верхняя полая, нижняя полая) вены

2 и 4 группы:

Малый круг кровообращения

  1. В каком отделе сердца он начинается?

  2. Как называются сосуды, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие?

  3. Какая кровь (артериальная или венозная) течет в этих сосудах?

  4. Что происходит с легочной артерией в легких?

  5. Где происходит превращение венозной крови в артериальную?

6. Составьте схему движения крови в МКК.

правый желудочек легочные артерии (венозная кровь!) капилляры легких

левое предсердие легочные вены (артериальная кровь)

В). Артериальное давление крови - это давление крови на стенки сосудов при работе сердца. (флипчарт, страницы 12- 13) .

  • Максимальное давление - во время сокращения желудочков. (100-120 мм рт.ст)

  • Минимальное давление - во время общего расслабления сердца. (70-80 мм рт.ст)

  • Пульсовое давление - разница между максимальным и минимальным давлением.

  • Аорта и легочная артерия - 150 мм рт.ст.

  • Артерии - 120 мм рт.ст.

  • Капилляры - 22 мм рт.ст

  • Вены - 5 мм рт.ст.

Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).

Г). Заболевания, связанные с артериальным давлением: гипертония и гипотония (флипчарт, страница 14).

Д). Пульс, иго измерение (флипчарт, страница 13).

Пульс ( с лат. «пульсус» - удар, толчок) - ритмическое колебание стенок артерий, возникающее при каждом сокращении сердца.

Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения. Артериальное давление. Пульс (8 класс).

Е). Лабораторная работа № 12.

Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (20 приседаний).

(Описание хода работы в тетради для лабораторных и практических работ под редакцией Ж.Курмангалиевой).

Р

Р

ИП



























Р

ЧП

ИП

МК

НО















Р


Р

ИП

ПП

ЧП













Р

НО

ЧП




Индивид

Работа в группах



























Коллект



















Индивид


Индивид
















Работа в парах






+

+




























+



















+


+
















+






+

+




























+



















+


+
















+








V. Закрепление:

А). Работа по вариантам (флипчарт, страницы 15- 16).

1 вариант:

Заполните таблицу «Круги кровообращения»:

Ток крови

Большой круг кровообращения

Малый круг кровообращения

В каком отделе сердца начинается?



В каком отделе сердца заканчивается?



Где располагаются капилляры?



2 вариант:

Вставьте пропущенные слова:

Малый круг кровообращения начинается в … желудочке. Из … … кровь по лёгочным артериям поступает в … Здесь происходит … Кровь отдаёт … и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в … предсердие.

(Взаимопроверка).

Шкала оценивания:

«5» - полностью справился с заданием;

«4» - выполнил задание с 2 ошибками;

«3» - выполнил задание с 3 ошибками;

«2» - не справился с заданием, много ошибок.

Р











Индивид

+











+












VII. Подведение итогов:

(флипчарт, страница 17).

Учащиеся самостоятельно, работая в группах, делают выводы урока.

Какой орган играет главную роль в кровообращение?

(На фоне музыки зачитываю стихотворение «Сердце»).

Тебя я помучил немало
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, моё сердце, меня
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твоё подгонял колотьё.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце моё.
За то, что железным ты мнилось
И мог я подставить под копьё
Тебя я, безумно на милость,
Прости меня сердце, сердце моё.
Кружит, как над полем сраженье,
Порой над тобой вороньё.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, Сердце моё!

Оценивание работы учащихся на уроке.

Р

Работа в группах

+

+


VIII.

Д/З:

(флипчарт, страница 18).

§ 34

Творческое задание:

найти стихотворения, загадки, афоризмы о кровеносной системе.

Р

Индивид




IX. Рефлексия:

(флипчарт, страницы 19- 20).

Какое у вас настроение? Выберите соответствующий смайлик.

Р

Индивид




Литература и Интернет- ресурсы:

  1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

  2. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).

  3. Ж.Курмангалиева. Биология. Лабораторные и практические работы. 9 класс.Алматы.

  4. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат - Школа», М.,1998, 204с.

  5. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ - ПРЕСС», 2001, 815.

  6. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

  7. ГА.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

  8. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

  9. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

  10. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

  11. yandex.kz/images› рисунки круги кровообращения

  12. yandex.kz/images› рисунки артериальное давление

  13. yandex.kz/images› рисунки пульс

  14. Блок уроков по теме «Сердечно - сосудистая система» Горбаченко Т.А учителя биологии СШ№4 г.Костаная.



Приложение № 1:

История изучения кровообращения

Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер.

В 1628 годуУильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.


© 2010-2022