Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КАША - РАДОСТЬ НАША?»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»







УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ СОШ №7

от 22.06.2015г. №233







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





курса внеурочной деятельности

«Основы проектной деятельности»

«КАША - РАДОСТЬ НАША?»

основное общее образование

Программа составлена учителем биологии



О.О. Гладышевой









г. Черногорск 2015г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» на уровне основного общего образования (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года №19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Положением о разработке рабочих программ по предметам (курсам) учебного плана МБОУ СОШ № 7, реализующим федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования, утвержденным приказом МБОУ СОШ №7 от 09.02.2015 г. № 42.

Программа разработана на основании примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования (Сборник программ. М.: Просвещение, 2013. С. 6-32 ) , и авторской программы «Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся», автор А.В.Иванов (издательство «Просвещение», 2013 г.).

Программа определяет минимальный объем содержания курса для 5 класса и предназначена для реализации требований ФГОС ООО к условиям и результату образования учащихся основной школы по внеурочной деятельности согласно учебному плану МБОУ СОШ №7.

Программа является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

Цели Программы:

- создание условий для успешного освоения учащимися основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- оказание учащимся помощи в определении индивидуальной образовательной траектории через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности.

2.Общая характеристика курса

Программа отражает особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а также деятельности обучающихся в реализации инженерных проектов.

При этом:

• под учебно-исследовательской деятельностью понимается учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата;

• под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Обязательные результаты изучения факультативного курса по профориентации на уровне основного общего образования должны соответствовать требованиям государственного стандарта, направленным на:

- реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов;

- освоение учащимися способов интеллектуальной и практической деятельности;

- овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,.

- создание условий для создания социальной ситуации развития учащихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности,

-развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Личностными результатами являются:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к работникам различных профессиональных сфер, отношение к труду как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору профессионального пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, , результатам обу­чения.

Метапредметными результатами являются:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнени­ем различных социальных ролей, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • правила классификации и сравнения,

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

  • работать в группе;

  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Содержание курса «Проектная деятельность»

5 класс (34 часа)

Введение

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация.

I. Теоретический блок.

Истории возникновения каш на Руси. Обычаи древней Руси. Сказки и легенды о кашах. Профессия повара.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы проекта.

Виды каш. Их полезность. Правила выбора темы проекта.

Цели и задачи проекта.

Отличие цели от задач. Постановка цели проектирования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме проекта. Основные стадии, этапы проекта.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, схемы, рисунки, слайды, анкетирование учащихся и др.). Профессия повар.

II. Практический блок.

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты.

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Выполнение работы.

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

Работа на компьютере - структурирование материала, создание презентации. Выпуск изготовление презентаций, буклетов, плакатов. Оформление стенда для столовой «Каша - радость наша».

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Мониторинг выполнения обучающимися проектных и учебно-исследовательских работ осуществляется посредством выявления соответствия работ единой системе требований к их содержанию, оформлению и защите в группе и представление лучших работ на конференция «Мы исследователи», проводимой в 3 четверти.

Оценка деятельности учащихся

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации учащегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения учащимися основных образовательных программ будет осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Целью оценивания достижений учащихся по данному курсу является констатация личных достижений учащихся по усвоению содержания, а также качественная оценка самостоятельных индивидуальных и групповых работ. Успешность прохождения данного курса будет оценена - «зачёт»/«незачёт».

Измерители достижения планируемых результатов:

-степень активности учащихся на занятиях;

-качество сообщений учащихся;

-качество представленных проектов.

Динамика развития интереса к курсу фиксируется анкетированием на первом и последнем занятии, собеседованием в процессе изучения курса.

Форма отчетности:

В течение года учащиеся выполняют проектное задание и защищают его в конце 3 четверти.

Возможные продукты проектной деятельности учащихся:

Альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация и т.д.

7.Тематическое планирование

Раздел

Наименование тем

Количество
часов

Введение (1 ч.)

1.

Что такое проект

1

Теоретический блок (3ч.)

2

Истории возникновения каш на Руси.

1

3

Сказки и легенды о кашах

1

4

Профессия повара.

1

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (3 ч.)

5

Выбор темы проекта

1

6

Цели и задачи проекта

1

7

Сбор материала для проектирования.

1

II. Практический блок (23 ч.)

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (23ч)

8

Планирование работы

1

9 - 27

Выполнение работы

19

28-30

Оформление презентации.

3

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 ч.)

31-32

Подготовка к защите.

2

33-34

Защита проектов.

2

Календарно-тематическое планирование составляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий МБОУ СОШ №7 на текущий учебный год.



Календарно тематическое планирование по проектной деятельности 5 в класс

№ п\п

№ урока в теме

Наименование разделов, тем и тем уроков

Кол- во часов

Дата проведения

по плану

по факту



Введение (1 ч.)

1



1

1

Что такое проект

1

07.09




Теоретический блок

3



2

1

Истории возникновения каш на Руси.

1

14.09


3

2

Сказки и легенды о кашах.

1

21.09


4

3

Профессия повара.

1

28.09




Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

3



5

1

Выбор темы проекта

1

05.10


6

2

Цели и задачи проекта

1

12.10


7

3

Сбор материала для проектирования.

1

19.10




II. Практический блок (23 ч.)






Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

19



8

1

Планирование работы

1

26.10


9

2

Анкетирование учащихся 5 классов

1

09.11


10

3

Обработка результатов анкетирования

1

16.11


11

4

Виды каш.

1

23.11


12

5

Манная каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.

1

30.11


13

6

Практическая работа №1 «Приготовление манной каши»

1

07.12


14

7

Рисовая каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.

1

14.12


15

8

Практическая работа №2 «Приготовление рисовой каши»

1

21.12


16

9

Овсяная каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.

1

28.12


17

10

Практическая работа №3 «Приготовление овсяной каши»

1

11.01


18

11

Гречневая каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.

1

18.01


19

12

Практическая работа №4 «Приготовление гречневой каши»

1

25.01


20

13

Пшённая каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.

1

01.02


21

14

Практическая работа №5 «Приготовление пшённой каши»

1

08.02


22

15

Ячневая каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.

1

15.02


23

16

Практическая работа №6 «Приготовление ячневой каши»

1

22.02


24

17

Каша - дружба. Ее полезность. Рецепты приготовления.

1

29.02


25

18

Практическая работа №7 «Приготовление каши - дружба».

1

07.03


26

19

Энергетическая ценность каш.

1

14.03


27

20

Разработка собственных рецептов каши.

1

21.03


28-30

21-

23

Оформление презентации, стенда.

3

04.04

11.04

18.04




III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

4



31-32

1-2

Подготовка к защите.

2

25.04

16.05


33-34

3-4

Защита проектов.

2

23.05

30.05




© 2010-2022