Из опыта работы на тему

Работу можно использовать для проведения методической учебы.В данной работе представлена система работы по овладению обучающимися мыслительными операциями, способствующими повышению качества знаний        Одна из главных задач учителя – научить ребенка мыслить, то есть осознанно воспринимать «багаж знаний», который ему преподносит учитель, а также уметь самостоятельно добывать эти знания в процессе обучения.    С точки зрения современной педагогики и психологии в 21 веке в основе преподавания  ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мыслительная деятельность учащихся

как способ повышения качества образования


(из опыта работы учителя Калачевой В.В)

«Страшная это опасность - безделие за партой, безделие месяцы, годы.

Это развращает морально, калечит человека и ….ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

В.А.Сухомлинский

Одна из главных задач учителя - научить ребенка мыслить, то есть осознанно воспринимать «багаж знаний», который ему преподносит учитель, а также уметь самостоятельно добывать эти знания в процессе обучения.

Современные жизненные условия, в которые поставлено общество и, в том числе, школа, выдвигают свои требования к новому поколению, вступающему в жизнь: оно должно быть не только знающим основы наук и умелым, но и мыслящим, инициативным самостоятельным

С точки зрения современной педагогики и психологии в 21 веке в основе преподавания лежит обучение мышлению, то есть развитие интеллектуальных способностей учащихся для реализации их творческого потенциала.

Поэтому одной из важнейших задач школы в современных условиях является формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую учебно-познавательную деятельность.

Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем, той эпохой, в которой мы живем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.

Развить в личности, заложенные природой задатки, сформировать способы умственных действий и навыки творческого мышления, может только образование.

Таким образом, в основе современной системы образования должно лежать обучение мышлению, то есть переход к осознанному овладению и владению мыслительными методами и приемами.

В большинстве случаев учитель отдает приоритет образовательным целям и считает, что развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности идет само собой через содержание.

В современных условиях изменяются принципы педагогической деятельности, изменяется позиция педагога и позиция учащихся. Педагог должен выступать как организатор мыслительной деятельности обучающихся, а обучающиеся активными участниками процесса познания.

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того чтобы произошло познание, обучающийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. Нередко учитель слишком облегчает процесс их осуществления ученикам. Он сам ставит задачи урока(ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное. Опасность здесь в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познает, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не развиваются, поскольку деятельность направлена не на познание, а на запоминание. Перегрузка обучающихся домашними заданиями вследствие того, что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать дома.

Перегрузки приводят к тому, что у школьников при добросовестном отношении к учению практически не остается времени для пребывания на воздухе, отдыха, спорта, что не способствует их всестороннему развитию и отрицательно сказывается на состоянии ребенка. Еще одна негативная сторона этого явления - разочарование в учении, снижение мотивации учения, потеря уверенности в своих силах и способностях, и как следствие - снижение успеваемости.

Этапы формирования мышления обучающихся взаимосвязаны с формированием позитивной мотивации и знаний от репродуктивного через конструктивный - к творческому уровню.

Мышление - это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредовано, отражающий отношение предметов и явлений, законы объективного мира.

Из опыта работы на темуИз опыта работы на темуМЫШЛЕНИЕ

Из опыта работы на темуИз опыта работы на тему

Мыслительные Формы Виды Способы

операции мышления мышления мышления

Из опыта работы на темуИз опыта работы на темуИз опыта работы на тему

- синтез -понятие -логическое -индукция

-Из опыта работы на тему анализ -суждение -творческое -дедукция

-сравнение -умозаключение (наглядно-

-абстрагирование -аналогия причинное,

-обобщение эвристическое)

- конкретизация

- классификация

Приемы формирования мыслительных операций

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета, явления, выражается словами. В понятии отражаются существенные признаки предмета - это то чем предметы сходны между собой или отличаются друг от друга. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом: часть-целое, рядорасположенности, противоположности, последовательности, причина-следствие и др.

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Система работы по овладению обучающимися мыслительными операциями, способствующими повышению качества знаний.


Методическая тема над которой я работаю несколько лет «Мыслительная деятельность обучающихся как способ повышения качества образования».

В ходе своей работы я преследовала цель научить детей оперированию логическими приемами мышления для логического и осмысленного восприятия необходимых знаний. Результативность работы отслеживала на двух классах одной параллели в течении трех лет.

1) Тестирование на определение уровня интеллектуального развития

Сначала я проанализировала результаты тестирования, проведенные психологом школы. Результаты показали, что уровень развития вербального интеллекта, логического мышления обучающихся в основном средний. Поэтому я поставила перед собой задачу обучить школьников мышлению, то есть переход к осознанному овладению и владению мыслительными методами и приемами. В своей работе использовала методику обучения разработанную Н.А.Криволаповой (к.п.н.) - заведующей кафедрой ЕМО ИПК и ПРО Курганской области, а также для изучения уровня интеллектуального развития использовала тесты интеллекта Д.Векслера, ГИТ, ШТУР.

ГИТ (групповой интеллектуальный тест) применяется для изучения уровня умственного развития обучающихся. Этот тест позволяет выявить, насколько ребенок владеет основными понятиями и умениями выполнять с ними определенные логические операции. Тест позволяет выявить учащихся с высоким, средним и низким уровнем умственного развития, с тем, чтобы организовать в дальнейшем обучение с учетом их индивидуальных особенностей.

ШТУР(школьный тест умственного развития) дает достоверную информацию об умственном развитии каждого ученика, выявить недостатки в его мышлении.

Для исследования влияния владения мыслительных операций на качество обучения я проводила исследование на двух классах одной параллели.

Изначально результаты диагностики интеллектуального уровня развития обучающихся этих классов показали, что показатели обоих классов примерно равны. Но все же 6А класс сильнее по учебным показателям.


Класс

Ко-во

учащихся

в классе

Уровень интеллектуального развития

Высокий

(ко-ство учащихся)

Выше среднего (ко-ство уч-ся)

Средний

(ко-ство учащихся)

Ниже среднего (ко-

ство уч-ся)

24

6

4

11

3

22

3

2

13

4


Исходя из результатов тестирования психолога уровень мыслительных операций выглядел так:

Класс

Мыслительные операции( в баллах)

Анализ

Синтез

Сравнение

Логика

Вывод

7,0

7,1

6,4

5,2

4,7

6,2

6,9

6,1

5,0

4.3

Из опыта работы на тему

2) Этапы отработки мыслительных операций

Задача, которую я поставила состояла в том, чтобы добиться улучшения результатов учебной деятельности 6Б класса с помощью усовершенствования овладением мыслительными операциями.

Для 6Б классе я разрабатывала тесты с различными видами мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение и т.д. (экспериментальный класс), а в другом обычные тесты (контрольный класс), где из предложенных вариантов ответов необходимо выбрать правильные.

Составление тестов не составило труда так как предыдущая тема по самообразованию была связана с тестами. Да и тестирование не стало менее актуальным в современных условиях, поэтому я как бы продолжаю свою предыдущую тему, но немного изменив направление работы.

Для отслеживания результатов работы применяла карту результативности для каждого класса, где отслеживался уровень овладения каждым учеником мыслительных операций (интеллектуальные способности), а также общеучебные умения навыки (смысловое чтение, работа с книгой, умение работы в группе в паре и др.), обучаемость и обученность. Разработала эту карту вместе с психологом школы. Также к карте составили памятку по анализу мониторинга результативности учебной деятельности каждого обучающегося. Эта карта заполняется в марте, по каждой мыслительной операции идет оценка в трех уровнях ( 0 - не выполнены, 1- выполнены два задания из трех предложенных, 2- выполнены все три задания).

0 - это низкий уровень владения;

1 - владение в недостаточной степени;

2 - достаточный уровень.

Система самостоятельных и контрольных работ разрабатывается таким образом, что с одной стороны, позволяет проверить уровень усвоения содержания учебного материала, а с другой стороны степень освоения основных мыслительных операций, которые отрабатываются при изучении данной темы.

Например: контрольные работы для учащихся, которые проводятся в марте для определения овладения обучающимися мыслительными операциями. (прилагается)

В начале года, по одной из изученных тем, я в обоих классах провела тест, где были задания на все мыслительные операции (анализ, синтез, логика, сравнение, вывод), ( тест прилагается). Результаты были следующими.

Класс

Количество обучающихся выполнивших задания

Анализ

Синтез

Сравнение

Логика

Вывод

16

12

8

9

4

12

9

5

5

2


Результативность учебного процесса


Успеваемость(%)

Качество знаний (%)

88

50

77

32

После этого я начала отработку отдельных операций. В следующем тесте были задания на анализ и синтез. В 6Б для проверки дан тест с этими операциями, а в 6А обычные задания. ( тест по теме «Деление клетки» прилагается). Уже по результатам этого теста видны были изменения.

Класс

Колич-во

учащихся

Количество обучающихся справившихся с заданием

22

анализ

синтез



18

14



Результативность тестов



Успеваемость (%)

Качество знаний (%)

24

92

50

22

91

36

Тема довольно сложная, но результат по сравнению с первой работой лучше, особенно в 6Б классе.

Задания на логику и сравнение отрабатывались гораздо дольше, но результат стал виден. Так при изучении темы «Дыхание» после проведенного тестирования, где прослеживались четыре операции результат был следующим.

Класс

Количество обучающихся выполнивших задания

Анализ

Синтез

Сравнение

Логика

Вывод

15

12

7

8

-

13

11

6

9

-

Результативность учебного процесса


Успеваемость(%)

Качество знаний (%)

96

63

96

46

И последней отрабатывалась операция «вывод». Это даже после многих заданий удавалось не каждому, даже хорошие ученики допускали ошибки. Но все же показатель по данной операции к концу году имел следующие показатели.


Класс

Количество обучающихся овладевших операцией «Вывод»

Начало года

Конец года

2

6


Результаты тестирования в марте дали следующие результаты.

Класс

Кол-ство

учащихся

Уровень владения мыслительными операциями

анализ

(уровни)

синтез

(уровни)

логика

(уровни)

сравнение

(уровни)

вывод

(уровни)

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

24

-

16

8

1

15

8

3

16

5

4

15

5

7

13

4

22

-

15

7

1

13

8

2

14

6

3

14

5

12

8

2

Из опыта работы на тему




Сравнивая эти результаты с результатами начала года можно увидеть


Класс

Колич.

уч-ся

анализ

синтез

логика

сравнение

вывод

Начало

года

Конец года

Начало

года

Конец года

Начало

года

Конец года

Начало

года

Конец года

Начало

года

Конец года

24

16

24

12

23

8

21

9

20

4

17

22

12

22

9

21

5

20

5

20

2

10


Из опыта работы на тему












3) Итоги работы по овладению мыслительными операциями

Анализируя итоги работы по развитию мыслительных операций на примере двух классов одной параллели за трехлетний период я получила следующие результаты:

Контрольный класс «А»

Год

анализ (%)


синтез (%)


сравнен

(%)

логика (%)


вывод

(%)

уровни

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

2010/2011

8

76

16

12

64

24

32

56

12

48

48

4

56

40

4

2011/2012

8

72

20

10

58

32

28

56

16

44

48

8

52

40

8

2012/2013

8

68

24

10

58

32

24

60

16

38

52

10

44

48

8

Исследуемый класс «Б»

Год

анализ (%)


синтез (%)


сравнен

(%)

логика (%)


вывод

(%)

уровни

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

2010/2011

20

76

4

28

60

12

40

50

10

60

40

0

72

28

0

2011/2012

8

76

16

16

64

20

32

54

14

44

52

4

42

42

4

2012/2013

8

68

24

12

58

30

24

60

16

38

54

8

36

36

10

Сравнивая анализ и синтез в двух классах видим, что имея разные исходные данные после трехлетнего обучения показатели стали практически равными, хотя «Б» класс на первом году уступал «А» классу по качеству знаний.

Результаты по каждой операции показывают как «Б» класс из года в год догоняет класс «А». Особенно по «выводу» если изначально никто не справлялся с этим заданием, то на третьем году обучения появились обучающиеся, которые не только получили 1 балл, но и 2 балла. В «А» классе этот показатель тоже немного вырос. Это конечно же отразилось на качестве обучения.

Результаты обучения по биологии за 2010-2011 учебный год

6А класс

Оценки

Средний бал

% успеваемости

% качества

Уровень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

1 четверть

6

10

8

-

3.9

100

67

59.5

2 четверть

7

10

7

-

4.0

100

71

62

3 четверть

7

10

7

-

4.0

100

71

62

4 четверть

9

9

6

-

4.1

100

75

64

год

7

10

7

-

4.0

100

71

62

Результаты обучения по биологии за 2011-2012 учебный год

7А класс

Учебный период

Оценки

Средний бал

% успеваемости

% качества

Уровень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

1 четверть

4

7

11

-

3.7

100

50

59.5

2 четверть

4

6

12

-

3.6

100

45

64

3 четверть

5

7

10

-

3.8

100

55

59.5

4 четверть

6

7

9

-

3.9

100

59

62

год

5

7

10

-

3.8

100

55

61

Результаты обучения по биологии за 2012-2013 учебный год

8А класс

Учебный период

Оценки

Средний бал

% успеваемости

% качества

Уровень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

1 четверть

5

8

9

-

3.8

100

59

64

2 четверть

4

8

10

-

3.7

100

55

62

3 четверть

4

9

9

-

3.8

100

62

59.5

4 четверть

6

10

6

-

4.0

100

73

62

год

5

9

8

-

3.9

100

64

62

Класс «А»

Контрольный класс

2010-2011г

2011-2012

2012-2013

Успеваемость

100

100

100

Качество

71

55

64

Результаты обучения по биологии за 2010-2011 учебный год

6Б класс

Учебный период

Оценки

Средний бал

% успеваемости

% качества

Уровень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

1 четверть

4

6

11

1

3.6

95

45

59.5

2 четверть

4

6

12

-

3.6

100

45

62

3 четверть

5

7

10

-

3.8

100

55

62

4 четверть

6

7

9

-

3.9

100

59

64

год

5

7

10

-

3.8

100

55

62

Результаты обучения по биологии за 2011-2012 учебный год

7Б класс

Учебный период

Оценки

Средний бал

% успеваемости

% качества

Уровень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

1 четверть

4

6

9

1

3.7

95

50

59.5

2 четверть

4

6

10

-

3.7

100

50

64

3 четверть

5

7

8

-

3.9

100

60

59.5

4 четверть

6

7

7

-

4.2

100

65

62

год

5

7

8

-

3.9

100

60

61

Результаты обучения по биологии за 2012-2013 учебный год

8Б класс

Учебный период

Оценки

Средний бал

% успеваемости

% качества

Уровень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

1 четверть

5

4

11

-

3.7

100

45

64

2 четверть

4

6

10

-

3.7

100

50

62

3 четверть

4

7

9

-

3.8

100

55

59.5

4 четверть

6

7

7

-

4.0

100

65

62

год

5

7

8

-

3.9

100

60

62

Класс «Б»

Исследуемый класс


2010-2011г

2011-2012

2012-2013

Успеваемость

100

100

100

Качество

55

60

60

Анализ результатов показывает: несмотря на усложнение содержания учебной программы, практически не происходит снижение уровня обученности и качества обучения, чего нельзя сказать о контрольном классе.

Вывод

Исходя из представленной информации, приведенных примеров, таблиц и диаграмм можно сказать, что развитие у детей мышления на основе овладения основными мыслительными операциями дает положительные результаты обучения. Безусловно научив ребенка мыслить мы тем самым добиваемся повышения качества образования.

Мыслительные операции неотъемлимая часть любого вида учебной деятельности, и работа с тестами, и с различные виды самостоятельной работы, особенно научно-исследовательской деятельности требуют осмысления действия.

Применяя различные способы мыслительных операций на всех этапах урока позволяет учащимся более эффективно воспринимать и запоминать большой объем довольно сложной для ребенка информации и быть успешными в обучении.

(приложение)

Тест по теме «Процессы жизнедеятельности» 6 класс

(учебник Н.И.Сонина и др.)

Анализ

1)Установите соответствие между двумя колонками используя буквы:

А)вены 1)по всему телу

Б)артерии 2)несут кровь к сердцу

В)капилляры 3)несут кровь от сердца

2. Что из перечисленного НЕ относится к кровеносной системе?

А)предсердие Б)желудок В)вена Г)артерия Д)почка Е)капилляры

3. Подчеркните понятия связанные с проводящей системой:

Кровь, сосуды дерева, выделительные канальцы, устьица, ситовидные трубки, гемолимфа.

Синтез

1.Назовите систему объединяющую понятия:

сократительная вакуоль, нефридии, почки

2. О каком процессе идет речь?

А)накопление вредных веществ

Б)разрушение хлорофилла

В)изменение цвета

Г)образование разделительного слоя между стеблем и листом

Д)удаление части растения

3Из опыта работы на тему

. Дайте общее название показанного на рисунке:


Сравнение

1. В чем сходства и различия замкнутой и незамкнутой кровеносной систем?

2. В чем сходства и различия ситовидных трубок и сосудов у растений?

3. В чем сходства и различия дыхания и фотосинтеза?

Логика

1.Продолжите перечень

А)кожное дыхание Б)клеточное дыхание В) трахеи Г)…… Д)………

2. Вставьте пропущенные слова

У большинства млекопитающих животных и растений есть специальные органы дыхания. У цветковых растений это чечевички и ……. Эти органы обычно располагаются на……… У капусты дыхательные отверстия расположены на ……. листа.

3. Составьте последовательную цепочку расположения органов дыхания у человека (используйте буквы)

А) легкие Б)носовая полость В)бронхи Г)носоглотка Д)трахея

Вывод

1. В природе есть организмы называемые симбионтами, например подберезовик и береза. Какое значение имеет такое сожительство для обоих организмов?

2. Фотосинтез проходит только при определенных условиях. Что произойдет если мы поставим растение под стеклянный колпак и рядом с растением стакан с известковой водой?

3. У каждого животного есть свои приспособления к потреблению и добыче пищи. С чем это связано?


© 2010-2022