- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Тип Моллюски. Внешнее и внутреннее строение
Урок по биологии на тему Тип Моллюски. Внешнее и внутреннее строение
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Илюшина Ф.Г. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по биологии
На тему: « Моллюски»
7 класс.
Цели урока:
Образовательные:
-
Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
-
Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
Воспитательные:
-
Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
-
Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
Развивающие:
-
Умение применять информационные технологии.
-
Умение сравнить биологические объекты.
-
Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
Оборудование:
-
Презентация "Тип Моллюски"
-
Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
-
Компьютеры, мультимедийный проектор.
-
Экран.
-
Тестовые - задания (на каждую парту)
-
Инструктивные карты к л.р
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Учитель: Ребята! Сейчас мы обобщим все полученные вами знания на последнем уроке мы с вами познакомились с представителями типа Кольчатые черви.
Класс делится на команды по пять человек в каждой (методом жеребьевки).
Учитель назначает капитанов команд.
Задание №1.
Допишите в предложениях недостающие слова.
-
На теле кольчатых червей можно выделить…..отделы?
-
Туловище состоит из колец - ….., число которых различно?
-
Кольчатые черви имеют … симметрию?
-
У кольчатых червей… кровеносная система?
-
Существуют кольчатые черви раздельнополые и ….?
-
Тип кольчатые черви делится на … класса?
Задание №2.
Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка).
-
Нервная система
-
Кровеносная система
-
Пищеварительная система
-
Дыхательная система
-
Выделительная система
-
Половая система
А) удаление жидких продуктов распада
Б) газообмен между организмом и окружающей средой
В) переваривание пищи
Г) связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое
Д) воспроизведение потомства
Е) снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществами
Задание №3.
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
-
Дождевой червь относится к классу многощетинковых.
-
Не у всех кольчатых червей наблюдается способность к регенерации.
-
У кольчатых червей есть сердце.
-
Кольчатые черви разделяют на класс Пиявки и Многощетинковые.
-
Для класса пиявок характерно наличие присосок.
-
Нападая на животных, пиявки выделяют особое вещество - гирудин.
Задание №4.
Вопросы к кроссворду:
-
Класс Кольчатых червей?
-
Класс малощетинковые или …?
-
Для кольчатых характерно бесполое и … половое размножение?
-
Скопление нервных клеток над глоткой образует … кольцо?
-
Нервная система представлена нервной цепочкой?
-
При неблагоприятных условиях черви образуют защитную …?
-
После спаривания пиявки откладывают яйца в …?
-
Состояние организма, при котором все жизненные процессы приостановлены?
III. Изучение нового материала.
-
Общая характеристика Моллюсков.
- Наверное, каждый из вас когда-либо видел этих животных, только вот давайте выясним «Где?» (ответы уч-ся)
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20. Большинство из них - малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом Количество видов 130 тысяч.
- А знает ли кто-нибудь из вас, за что они получили такое название?
Моллюски - Мягкотелые животные, с мускулистым телом, на котором различают голову, туловище и ногу. На голове располагаются щупальца, рот, глаза, органы равновесия.
- Ребята, а как вы думаете, раз у них такое мягкое тело, его, наверное, легко можно повредить? Значит им нужна, какая- то защита для тела?
И она у них имеется! Как вы думаете, что это? Правильно! Эта защита представляет собой раковину.
Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.
Раковина состоит из трех слоев:
-
рогового (наружного),
-
фарфорового,
-
перламутрового (внутреннего).
Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.
Я вам принесла посмотреть коллекцию раковин. Давайте вместе посмотрим.
Под раковиной находится кожная складка - мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемая мантийной. В ней расположены органы дыхания и химического чувства.
Органы моллюсков объединены в системы: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную, половую.
Давайте кратко рассмотрим каждую систему органов.
Дыхательная: Моллюски, живущие в воде, дышат жабрами, а наземные - мешкообразными легкими.
Кровеносная: незамкнутая, есть сердце, состоящее из 2 камер: желудочка и предсердия, и сосуды.
Нервная: три пары нервных узлов с отходящими нервами.
Выделительная: почки (одна или две).
Пищеварительная: ротовая полость со слюнными железами - глотка - пищевод-желудок - печень-кишка.
Ребята, а как вы думаете, чем питаются Моллюски? Давайте поищем ответ в учебнике на стр.46. и на какие группы их можно разделить в зависимости от способа питания?
Итак, среди Моллюсков Можно выделить три группы по способу питания:
1.Фильтраторы воды со взвешенными в ней микроорганизмами (беззубки, перловицы, мидии).
2.Растительноядные, у которых в ротовой полости есть язык с хитиновыми зубцами - терка (прудовики, катушки).
3.Хищники, которые питаются рыбой, крабами, моллюсками и др. (кальмары, осьминоги, каракатицы)
Половая: среди моллюсков есть раздельнополые (перловицы) и гермафродиты (катушки).
У морских брюхоногих моллюсков вылупляется личинка очень похожая на личинок морских многощетинковых червей
II.Систематика Моллюсков.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, все ли Моллюски схожи между собой или они отличаются внешне? Правильно, у некоторых есть отличия. Особенности строения раковины и другие признаки лежат в основе систематики типа Моллюски.
Итак, в типе Моллюски выделяют три основных класса
1 класс- 90 тыс. видов. Раковина цельная, ассиметричная, конусовидная. Большую часть брюшной части тела занимает нога - отсюда название класса. Растительноядные. Брюхоногие.
(прудовик, катушка, слизень).
2 класс-30 тыс. видов. Раковина состоит из 2-х створок. У них нет головы, глаз, языка с теркой. Фильтраторы. Двустворчатые (перловицы, беззубки, мидии, устрицы)
3 класс- 600 видов. Раковины нет. Нога преобразована в щупальца(8-10), т.е. ноги, окружающие голову. Крупные, длиной до 20 м. Реактивно передвигаются. Хищники. Головоногие
(кальмары, осьминоги, каракатицы).
III.Закрепление.
А сейчас мы закрепим с вами полученные знания, выполнив лабораторную работу.
Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков»
У вас на столах лежат раковины разнообразных моллюсков. Работаем с коллекциями очень аккуратно
Записываем тему Л.Р., внимательно читаем задания в Инструктивной. карточке и начинаем работать. Если возникают вопросы, поднимаем руку.
1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
в) найдите выпуклую часть раковины - вершину;
г) найдите изогнутые линии - годичные кольца;
д) попробуйте определить прочность раковины.
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите вершину раковины и отверстие - устье;
в) сосчитайте число оборотов раковины;
г) попробуйте определить прочность раковины.
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
Отчет сделаем в форме таблицы
Признак
Раковина брюхоного моллюска
Раковина двустворчатого моллюска
Форма
Окраска
Наличие годичных колец
Наличие оборотов на раковине.
Прочность раковины.
Значение раковины.
IV. Итоги урока.
-
Что нового сегодня узнали на уроке.
-
Как оцениваете свою работу на уроке.
-
Выставление оценок
V.Домашнее задание.
Стр 45- 48 учебника, составить рассказ на тему « Значение Моллюсков»,
Отгадайте ребусы.
Мягкотелые …
Он в неё прячется.
Помогают дышать у водных
Движет кровь
Служит для соскабливания
Они выделяют
Умеющие распознавать запахи
Имеющие две половинки
Обладают реактивностью
Производится во время защиты