Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

На протяжении нескольких лет работы в школе я систематически применяю на своих уроках элементы проблемного обучения. Сущность данного метода заключается в том, что учитель, используя различные методы, создает проблемную ситуацию, а затем вместе с учащимися находит пути ее решения, тем самым учащиеся приобретают новые знания и овладевают новыми способами умственного действия.Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует...  Работа учителя биологии обязывает постоянно заниматься самообразованием, повышением квалификации. Посещение курсов, семинаров и лекций ведущих специалистов в области педагогики,  психологических тренингов позволяет мне быть в курсе актуальных педагогических проблем, искать новые современные способы и пути их решения, идти в ногу со временем.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Самоанализ

педагогической деятельности

Науменко Галины Геннадьевны,

учителя биологии и географии

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №5»,

имеющей первую квалификационную категорию.






В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в формировании их общей культуры, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.

Я считаю, что в обучении мы должны исходить из того, что биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии - жизнь, а сейчас остро стоят вопросы: как выжить, как обращаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу не только о себе, но и об окружающей среде.

С учётом изменения приоритетов в школьном образовании, а так же достижений биологической науки я ставлю перед собой следующую цель биологического образования:

• Создание условий для формирования и развития у учащихся ключевых образовательных компетенций на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  • формировать у школьников положительную мотивацию обучения к предмету;

  • активизировать познавательную деятельность с помощью привлечения интересной и занимательной информации, проведения различного рода игр, активных форм обучения;

  • организовать индивидуальную работу с учащимися на уроках и во внеурочное время с целью ликвидации пробелов в знаниях;

  • организовать процесс обучения с учётом особенностей личности учащегося;

  • способствовать созданию ситуации успеха для каждого ученика;

  • научить детей ставить перед собой цели, не бояться ошибок и неудач, идти вперед;

  • поддерживать постоянный интерес к деятельности ученика и его успехам;

  • учить детей самостоятельно делать научные открытия;

  • воспитывать свободную личность, имеющую право на свободный выбор.

При постановке целей обучения, воспитания и развития руководствуюсь тем, что выявляю наиболее действенные мотивы активной познавательной деятельности учащихся, которые способствуют вовлечению учащихся в активную познавательную деятельность. В качестве внешнего воздействия, обуславливающего возникновение такого рода мотивов, в своей работе я использую следующие средства:

  • увлекательное изложение нового материала с привлечением исторических знаний;

  • акцентирование внимания учащихся на важности данной темы в плане дальнейшего изучения раздела, курса и т.д.;

  • задания, выполнение которых требуют активной работы мысли учащихся;

  • выявление практической значимости изучаемого материала.

Особое значение в этом случае имеет создание на уроке атмосферы доброжелательности и веры в познавательные возможности каждого учащегося.

Я считаю, что для реализации поставленных на уроках задач обучения, воспитания и развития важную роль играет организация межличностного общения: «ученик-учитель», «учитель-ученик». Я заранее планирую свою коммутативную функцию на уроке: как начну урок, как буду поощрять деятельность, как организую взаимообмен знаниями. Моя задача так организовать общение, чтобы испытывать удовлетворенность от совместных действий с детьми, обеспечивать реализацию резервов партнера, создать ему психологическую безопасность, ситуацию комфорта и как итог, ситуацию успеха на уроке. Поэтому наряду с познавательными мотивами обучения широко использую социальные, особенно социального сотрудничества.

Отбор учебного материала веду в соответствии с уровнем сформированности знаний учащихся с учетом уровня обучаемости, при этом определяю границы обязательного уровня учебной информации, которую сообщаю всем учащимся для формирования соответствующей системы знаний по теме, и максимума, обеспечивающего более глубокое изучение этого материала учащимися с высоким уровнем обучаемости с целью структурирования.

Учебный материал темы делю на элементарные блоки, устанавливаю связи между ними по всей теме в целом, определяю тип уроков (провожу уроки - лекции, зачеты, консультации, практикумы). При построении и анализе содержания темы выделяю конкретные знания и умения учащихся, которые целесообразно актуализировать до начала или в процессе изучения данной темы. Так же провожу отбор знаний, подлежащих прочному усвоению всеми учащимися, при этом выделяю новые понятия и разграничиваю их по значимости, устанавливаю связи между ними, определяю методы изучения нового материала. Особое внимание уделяю самостоятельной работе (составлению таблиц, конспектов, опорных сигналов, блок- схем), затем рассматриваю систему уроков по теме и дидактические цели каждого урока, далее определяю оснащенность уроков (наглядные пособия, таблицы, карточки с дифференцированными заданиями, технические средства обучения).

На уроках стараюсь сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности учащихся, всё зависит от содержания изучаемого материала и поставленной дидактической цели. Коллективно-групповую форму организации познавательной деятельности применяю в основном на этапе первичного усвоения и закрепления материала (Приложение №1) , а на этапе совершенствования знаний, при различных видах вторичного закрепления учебного материала, использую индивидуальную форму организации учебной работы. Учащиеся с пониженной обучаемостью, самостоятельно применяя знания в различных ситуациях, вторично осмысливают и запоминают изученный материал, доводят до требуемого программой уровня совершенства свои умения и навыки.

Учащиеся с высокой обучаемостью при самостоятельном выполнении учебных заданий совершенствуют свои знания и умения, раскрывая новые стороны изучаемых явлений, процессов, понятий, т.е. при работе с учащимися постоянно осуществляю дифференцированный поход к обучению.

Приоритетными считаю уроки формирования практических умений и навыков, где основными способами являются: работа учащихся в малых группах, индивидуальная работа с учителем, применение средств обратной связи, работа с учебником. Данные способы управления применяю в различных сочетаниях по времени. При этом прогнозирую достижение алгоритмического уровня усвоения с выходом на эвристический в процессе самостоятельной работы.

С 2013 года наша школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Преподавание биологии в пятых классах осуществляю по учебникам полностью соответствующим требованиям ФГОС, которые содержатся в Федеральном перечне учебников для общеобразовательных учреждений:

Для преподавания биологии выбрана вся линия под редакцией Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, так как УМК имеет материал помогающий более качественно подготовить обучающихся к сдачи государственной итоговой аттестации. А так же имеет хорошую рабочую тетрадь с различными видами заданий.

Эта линия УМК обеспечивает преемственность с курсом «Окружающий мир» в начальной школе.

В 6-9 классах работаю по учебникам авторов В.В. Пасечника, В.М. Пакулова, В.В. Латюшина, рекомендованные Министерством образования, которые базируются на биоцентрическом мышлении, и соответствуют ФК ГОС.

Большое значение в углублении и систематизации знаний учащихся имеет правильно подобранный дидактический материал. В последнее время имеется большой выбор контрольных и самостоятельных работ, различных тестов, лабораторных и развивающих работ для учащихся, изучающих биологию - это дает учителю отличную возможность отбора необходимого материала для проведения уроков и для использования во внеклассной работе. При отборе дидактического материала пользуюсь рекомендациями Министерства Образования и обязательно учитываю возможности детей конкретного класса.

В 10-11 классах работаю по учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова и считаю, что материал, изложенный в нём, соответствует современным целям школьного образования. Данный учебник не только но и осуществляет обучение биологии, в процессе которого развиваются интеллектуальные возможности человека.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • технологию модульной системы обучения,

  • информационные технологии,

  • технологию проблемного обучения,

  • технологию проектной деятельности.

Для формирования у учащихся предметно-деятельной компетенции я использую элементы модульной системы обучения, применяя принцип сотрудничества и сотворчества: на уроке я стараюсь быть не «над учеником», а «рядом с ним».

Работу по апробации и постепенному введению модульного обучения в учебный процесс я начала 6 лет назад. Программы биологии 6-8 классов подходят для применения этой технологии. В своей работе опиралась на рекомендации Т.И. Шамовой. Модули разработаны к учебнику "Биология. Человек" (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев). При построении модулей учитывала принципы модульного обучения: принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей и принцип обратной связи: контроля, анализа, коррекции в сочетании с самоуправляемым учением со стороны школьников. Применение модульной технологии в течение ряда лет позволило мне сделать следующие выводы:

применение модульной технологии обеспечивает

  • формирование устойчивого интереса к предмету;

  • активизацию познавательной деятельности;

  • индивидуальный подход к учащимся;

  • гибкость предоставления информации;

  • развитие мышления;

  • возможность самоконтроля и самооценки;

  • формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.

В соответствии с этим общая схема организации процесса усвоения новых знаний и навыков с использованием элементов модульной технологии имеет следующий вид:

1. постановка учебной задачи,

2. базовый теоретический материал,

3. деятельность учащихся по расширению представлений о новых явлениях, понятиях, законах,

4. обобщение понятий, алгоритмов действия,

5. работа над ошибками,

6. анализ работы обучающимися, внесение корректив,

7. контроль знаний.

Всё это способствует возникновению мотивированного компонента учебно-познавательной и предметно-деятельной компетенции обучающихся на уроках биологии.

Посещая уроки своих коллег, я учусь у них тому, как средствами художественной литературы формировать у учащихся ценностно-смысловые компетенции.

«Раннее утро.…Стоит густой туман, воздух влажный и вдруг показалось солнце. Его первые лучи пронзили облако тумана, и стало сразу ясно. Трава, деревья, кусты покрылись капельками сверкающих бриллиантов - это роса…».

«Как прекрасен этот мир!»,- с этой мыслью должен выходить с урока биологии и ученик, осознавая, что он может не только видеть, но и понимать окружающий его мир. Готовясь к каждому уроку, я всегда продумываю его практическую направленность, значимость. При подборе заданий на закрепление больший акцент делаю на вопросы и задачи практического, технического, жизненного содержания, чтобы учащиеся могли себе и окружающим задать вопросы «почему?», «зачем?», «в чем причина?». А, ответив на эти вопросы, получили новые знания и могли их применить в конкретных жизненных ситуациях. Данную работу я провожу не только на уроках, но и на занятиях элективных курсов, а также на занятиях предметного кружка.

Как известно, сейчас идет информатизация образования, цель которой состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и коммуникационных

На уроках я формирую у учащихся информационные компетенции, используя информационные средства обучения, чему способствует наличие компьютера и мультимедийной установки в кабинете биологии, некоторые уроки я провожу в компьютерном классе. Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании - эффективный инструмент развития творческих способностей ученика. Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой, культурой представляет всемирная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ. Компьютерные технологии способствуют формированию умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей, умению принимать оптимальные решения.

Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании - эффективный инструмент развития творческих способностей ученика.

Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность как учителя, так и учащихся. Они сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах.

На протяжении нескольких лет работы в школе я систематически применяю на своих уроках элементы проблемного обучения. Сущность данного метода заключается в том, что учитель, используя различные методы, создает проблемную ситуацию, а затем вместе с учащимися находит пути ее решения, тем самым учащиеся приобретают новые знания и овладевают новыми способами умственного действия.

Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету. Все это способствует возникновению мотивированного компонента учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроках биологии.

Уровень мотивации и интереса учеников к обучению

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии Уровень мотивации и интереса учащихся к изучению предмета отслеживаю с помощью модифицированной методики - опросника Будасси, наглядное представление данных на диаграмме позволяет судить об успешности реализации поставленных педагогических задач.

Основной вклад школьной биологии и экологии в развитие личности непосредственно связан с развитием и формированием экологического мировоззрения учащихся, а вслед за ним экологической культуры. Программа содержания курса биологии и экологии углубляется и расширяется за счёт ведения элективного курса. Мною была составлена и реализована программа элективного курса по биологии и экологии для 10 и 11 классов на 2010-2011 и 2011-2012 учебные годы «Окружающая среда и здоровье человека». Основной целью данного курса является - формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

  • сформировать психологическую установку на здоровый образ жизни;

  • создать воспитательное пространство, предметную среду направленные на формирование привычки быть здоровым;

  • познакомить с теоретическим материалом о здоровом образе жизни в сочетании с "минутками здоровья" (упражнения для глаз, для осанки, дыхательные движения и т.д.);

  • использовать педагогические средства, направленные на ослабление влияния таких социальных факторов как: распространённость наркомании, токсикомании, алкоголизм, курение.

В связи с этим, мною была пересмотрена программа курса "Биология" с учётом валеологической направленности учебно-воспитательного процесса, которая призвана сформировать профилактическое мышление обучающихся на здоровый образ жизни.

Предложены конкретные рекомендации по каждому классу, примерное планирование тем, интегрирующий материал по вопросам здорового образа жизни, а также методические рекомендации по интеграции вопросов здорового образа жизни и репродуктивного здоровья в содержании предметов биологического цикла, сгруппированные на модульной основе.

Для формирования здорового образа жизни дети изучают и на практике применяют знания по следующим темам:

  • Гигиена тела;

  • Гигиена труда и отдыха;

  • Профилактика инфекционных заболеваний;

  • Питание и здоровье;

  • Наследственность и здоровье;

  • Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня;

  • Природная среда как фактор здоровья населения.

В ходе учебного процесса учащимися были разработаны следующие проекты:

  • "Факторы, формирующие здоровье";

  • "Факторы, разрушающие здоровье";

  • «Режим труда и отдыха, профилактика переутомления";

  • "Среда обитания и здоровья";

  • "Стресс, "болезни адаптации" и их предупреждение";

  • "Вредные привычки и их предупреждения".

Работа над проектами показала, что большинство людей воспринимает жизнь как величайшую личную ценность. В тоже время ценность здоровья как полноценной жизни многими людьми нередко только декларируются, а на деле они ничего не делают для того, чтобы сохранить, улучшить свое здоровье. Причинами этого выступают невежество, недостаток общей культуры, чаще - неумение правильно, в соответствии с имеющимися возможностями, организовать свою жизнь и неумение беречь собственное здоровье и здоровье окружающих людей. Вследствие этого учащимися были разработаны конкретные рекомендации по вопросам здорового образа жизни:

  • Чтобы быть здоровым, необходимо выработать особый стиль жизни, который позволял бы постоянно поддерживать здоровье, иными словами, необходимо сформировать ЗОЖ.

  • Выработать собственный оптимальный, здоровый образ жизни может только культурный человек. Отсутствие же понимания значимости здоровья для полноценной жизни характеризует низкие уровень общей культуры человека.

  • Культура и полезные сведения о жизни приобретаются через знания. А сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки ЗОЖ, можно дать и получить.

Таким образом, курс «Окружающая среда и здоровье человека» способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющемся мире. В этом и заключается творческая задача педагога по реализации интеграции тематики формирования здорового образа жизни в дисциплины биологического цикла.

Результатом усвоения данного курса стали исследовательские проекты учащихся: «Чистая вода-здоровье будущего», «Жевательная резинка полезная или вредная?», «Влияние никотина на работу головного мозга», «Антропогенные воздействия на окружающую среду», "Ожирение как следствие нерационального питания", "Исследование микрофлоры воздуха класса и её влияние на состояние здоровья учащихся". В завершении данного курса была проведена общешкольная конференция для среднего и старшего звена, где учащиеся выступили со своими проектами.

На 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы, на основе Сборника программ элективных курсов (Санкт - Петербург, СМИО Пресс. 2005г.) мною был разработан элективный курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике». Программа элективного курса была разработана для обучающихся 10-11 классов и рассчитана на 70 часов. Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» - наиболее интересные и сложные темы в курсе «Об­щая биология». Эти темы изучаются и в 9-х, и в 11-х классах, но времени на отработку умения решать за­дачи в программе явно недостаточно. Однако уме­ние решать задачи по генетике и молекулярной био­логии предусмотрено Стандартом биологического образования, кроме того такие задачи входят в со­став КИМ ЕГЭ.

Цель элективного курса:

  • Создание условий для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности.

Задачи:

  • Кратко повторить материал, изученный по темам «Молекулярная биология» и «Генетика»;

  • Выявить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по темам школьной программы, а также в умениях решать задачи;

  • Обучить учащихся решению задач по моле­кулярной биологии и генетике повышенной слож­ности.

На 2013-2014 учебный год для обучающихся 9 класса разработан элективный курс «Анатомия и физиология человека», который предусматривает:

  • развитие познавательного интереса учащих­ся к биологии, медицине;

  • развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека;

  • углубление тео­ретических знаний;

  • выработку навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабо­раторных работ, решения экспериментальных задач.

Для 10 класса разработан интегрированный элективный курс «Курс химии и биологии», основными целями которого является:

- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;

- развитие творческого потенциала учащихся, способности критически мыслить;

- закрепление и систематизация знаний учащихся по биологии и химии;

- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, биологии, нестандартному решению практических задач;

- систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии, биологии;

- подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии, биологии.

Позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешних экспертиз ЕГЭ, ГИА, ОКПД.

Главным показателем позитивной динамики общей успеваемости учащихся являются результаты итоговой аттестации.

Качество обученности в среднем по предмету составляет 68 %.

По результатам ОКПД в апреле 2013 года: при 100% обученности знания выше базового уровня показали 25 % учащихся 11 класса, и 52% учащихся 9 класса.

В 2010-2011 учебном году учащаяся 11 класса приняла участие в мониторинге по естествознанию который проводился инновационным институтом продуктивного обучения северо-западного отделения Российской академии образования, набрав - 52 балла, что составляет 58% от максимально возможного числа баллов.

В 2011-2012 учебном году максимальный балл на ЕГЭ по биологии составил - 67 баллов.

В 2012-2013 учебном году учащиеся 9 класса сдавали экзамен по биологии в форме единого муниципального экзамена. По результатам экзамена максимальный балл на государственной итоговой аттестации составил-72 балла, качество обученности на государственной итоговой аттестации по биологии в 9 классе - 75%.


Выбор экзамена по биологии в 9 классах

(в том числе традиционная форма)

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

Ежегодно выпускники школы успешно поступают в учебные заведения, предъявляя результаты ЕГЭ: НГАУ, НГПУ- факультет «Психология», Куйбышевский медицинский колледж. Поступление выпускников по профилю указывает на хороший багаж знаний по биологии и экологии, целенаправленную профориентационную работу. Большинство из них обучается на бюджетной основе.

Позитивная динамика сформированности социальных компетенций учащихся, поступающих в учебные заведения.

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии По диаграмме прослеживается позитивная динамика актуальности применения знаний по предмету биология, позволяющая судить о профессионализме преподавания.

В своей работе большое внимание уделяю развитию внутренней мотивации учащихся изучению предмета посредством целенаправленной организации внеурочной деятельности. Она дает возможность дополнить интересными сообщениями, новейшими открытиями, информацию полученную учениками на уроке.

Формы реализации внеурочной деятельности: проекты, презентации, исследовательская работа, конференции. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Реальную существующую проблемную ситуацию выбирают сами учащиеся, потому что им интересно и значимо найти пути ее решения. Такие проекты чаще всего имеют модифицированный тип, в котором имеются признаки исследовательского и практико - ориентированного проекта. Данный вид деятельности использую для того, чтобы научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению, умению логически мыслить, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы и принимать аргументированные решения.

Качественно вести учебный процесс, заниматься исследовательской работой можно только в созданных для этого условиях.

С 2011 года я веду кружок «Юные друзья природы». Под моим руководством в нашей школе организован Живой уголок, в котором дети не только ухаживают за живыми организмами, но и ведут наблюдения. (Приложение №2)

В марте 2012 года я приняла участие в конкурсе социально значимых проектов, выполняемых гражданами и общественными объединениями «Развитие живого уголка в образовательном учреждении». По итогам конкурса я получила грант в размере 60 000 руб. (Приложение 3). Целью данного проекта является - нравственное, экологическое воспитание детей и подростков, организация их внеурочной деятельности. Полученные средства были потрачены на организацию живого уголка в образовательном учреждении, где я работаю.

Мои ученики принимают участие в районных, областных конкурсах. научно-практических конференциях, занимаются проектной деятельностью.

2011 год: (Приложение №4)

  • Областной тур Всероссийского конкурса «Юннат» в номинации «Цветоводство» - Грамота за активное участие;

2012 год: (Приложение №5)

  • Всероссийском конкурсе-игре по естествознанию «Человек и природа» - Диплом «Золотая сотня» Новосибирской области ;

  • Победитель в районном этапе Областного тура всероссийского конкурса «Летопись добрых дел по сохранению природы» в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей»;

  • Призер в районном этапе Областного тура Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология позвоночных животных»;

  • Призер в районном этапе Областного тура Всероссийской научной эколого биологической олимпиады, в номинации «Ботаника»;

  • Призер муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по биологии

  • Участие в III муниципальном конкурсе экологических проектов «Моя планета» с проектом «Наш зеленый мир»;

2013 год: (Приложение №6)

  • Международный конкурс - игра по естествознанию «Человек и природа» - Диплом Российского призера

  • Международный конкурс - игра по естествознанию «Человек и природа»- Диплом «Золотая сотня» Новосибирской области

  • Областной смотр-конкурс творческого мастерства обучающихся эколого-биологических объединений «СозвездиЯ» - призеры в районном этапе;

  • Областной тур Всероссийского конкурса «Летопись добрых дел по сохранению природы» в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» - победитель в районном этапе;

  • муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады по биологии - победитель;

  • Районная научно-практическая конференция школьников Куйбышевского района «Школа успеха» секция «Биология, химия» -II место.

На протяжении 3 лет я являюсь школьным организатором международного конкурса - игры по естествознанию «Человек и природа» (Приложение №7) численность участников растет.

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

Показатели динамики роста на диаграмме говорят об увеличении количества учащихся школы заинтересованных в получении дополнительных и углубленных знаний по биологии.

Всё это способствует общей успеваемости -100% и росту качества обученности.

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

Мониторинг качественной успеваемости за три года указывает на стабильные положительные результаты обучения биологии и экологии. По результатам промежуточной аттестации показывает позитивную динамику 3-4%, в среднем качество обученности по предмету составляет 68 %.

В кабинете биология подобрана нужная методическая литература, собран и изготовлен большой дидактический материал, дополнительная литература по предмету. Кабинет оборудован современными техническими средствами обучения: телевизор, видеомагнитофон, компьютер и мультимедийная установка . Имеется видеотека.

Работа учителя биологии обязывает постоянно заниматься самообразованием, повышением квалификации. Посещение курсов, семинаров и лекций ведущих специалистов в области педагогики, психологических тренингов позволяет мне быть в курсе актуальных педагогических проблем, искать новые современные способы и пути их решения, идти в ногу со временем.

2011 год: (Приложение №8)

  • КФНГПУ - краткосрочные курсы повышения квалификации на базе «Управление введением ФГОС НОО в общеобразовательном учреждении» - 72 часа;

2012 год: (Приложение №9)

  • КФ ФРБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» - «Особенности реализации ФГОС основного общего образования в процессе преподавания естественно-научных предметов» - 108 часов;

  • КФ ФРБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» - мастер-класс по теме: «Формы представления педагогического опыта» - 6 часов; (Приложение)

Обобщение и распространение опыта

Опытом своей работы регулярно делюсь на РМО, методических советах, семинарах.

2011 год: (Приложение №10)

  • Участие в региональном семинаре по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях межведомственного взаимодействия при переходе образовательного учреждения на ФГОС НОО»;

2012 год: (Приложение №11)

  • Победитель Областного конкурса социально-значимых проектов, выполняемых гражданами и общественными объединениями;

  • Участие в вебинаре по теме «Реализация требований ФГОС для основного общего образования в линии УМК по биологии Н.И.Сонина, В.И.Сивоглазова и др.»;

  • Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выступила с докладом по теме «Формирование образовательных компетенций обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности»

  • Участие в районном конкурсе «Я выбираю УМК»;

  • Выступление - «УМК по химии, биологии реализующих требования стандартов второго поколения» - РМО учителей биологии и химии;

  • Выступление - «Развитие личности через формирование универсальных учебных действий» - РМО учителей биологии и химии;

2013 год: (Приложение №12)

  • Участие в вебинаре «Возможности УМК биологии «Линия жизни» в рамках перехода на ФГОС»;

  • Участник творческого отчета учителей естественных наук в рамках областного научно-практического фестиваля «Опыт формирования систем управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»;

  • Участие в семинаре «Изменение биологического образования в условиях перехода на ФГОС» - ОблЦИТ;

  • Участие в семинаре «Преподавание биологии по учебникам издательства «Дрофа» в условиях перехода на ФГОС нового поколения» - НИПКиПРО.

  • Участие в III Межрайонном педагогическом форуме «Модернизация воспитательного процесса: инновации и опыт». Классный час «Сохраним природу-сохраним мир»;

  • Выступление - «Новый базовый закон в сфере образования» - РМО учителей биологии и химии.

Публикации:

2011 год: (Приложение №13)

  • Сборник материалов заочной Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологи в образовании: опыт реализации и оценка эффективности», статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»;

  • Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школе», статья «Адаптивная система обучения с использованием ИКТ и элементы технологи модульного обучения»;

  • Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: целевые ориентиры развития, статья «Адаптивная система обучения с использованием ИКТ и элементы технологи модульного обучения»;

2013год:

  • Публикации материалов на сайте ProШколу.ru (naum-g50)

С 2011 года являюсь руководителем районного методического объединения учителей биологии, химии, работающих по теме «Совершенствование содержания образования; введение в практику государственных образовательных стандартов; внедрение новых программ, УМК, информационно-коммуникационных технологий; поддержка одаренных детей».

Третий год вхожу в состав районной творческой группы по разработке олимпиадных заданий по биологии для обучающихся 8-х классов.

На протяжении нескольких лет являюсь членом жюри городских олимпиад по биологии и экологии.

Являюсь председателем жюри районной научно-практической конференции на секции «Биология».

Так как я еще и учитель географии то с 2011-2012 учебного года являюсь председателем ТЭК Куйбышевского района по проведению ГИА по географии.

Как классный руководитель 5б класса стараюсь у детей развить толерантное отношение друг к другу и воспитать гуманистическое миропонимание посредством коллективных творческих дел. Я работаю в самом тесном контакте с родителями, включаю их в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию их детей, налаживаю контакт с семьей, добиваюсь сердечности, откровенности, взаимопонимания и чуткости.

Для достижения положительных результатов работы с детьми как классный руководитель взаимодействую с учителями предметниками, социально-психологической службой школы, педагогами дополнительного образования, родителями. Особое внимание уделяю работе с советом класса, как органом ученического самоуправления классного коллектива. При этом выступаю в роли советчика и старшего товарища.

Традиционными в классе являются семейные праздники, спортивные соревнования, экскурсии, поездки в театры, походы. В классе работает дружный родительский комитет, который помогает мне в организации учебного и воспитательного процесса. Девиз этой работы: «Дети и родители всегда вместе». (Приложение №14)

Моя педагогическая деятельность получила общественное признание. (Приложение №15)

  • 2010 год - объявлена благодарность департамента образования Новосибирской области за высокий профессионализм, творческое отношение к делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

  • 2012 год - объявлена благодарность управления образования администрации Куйбышевского района муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Информационный учебно-методический центр».

  • 2013 год - благодарственное письмо управления образования администрации Куйбышевского района, Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Информационный учебно-методический центр».

  • Благодарность управления образования администрации Куйбышевского района, Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Информационній учебно-методический центр».

Ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать работу по созданию условий для формирования и развития у учащихся ключевых образовательных компетенций на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

  2. Продолжить внедрение информационных технологий в обучение.

  3. Работать по формированию универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.



Приложение №1

Урок биологии в 5 классе по теме «Методы изучения биологии»


Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географииСамоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географииСамоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии


Приложение №2

Живой уголок


Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географииСамоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии


Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географииСамоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

Приложение №3

ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 01.03.2012 № 34

Об итогах конкурса социально значимых проектов,

выполняемых гражданами и общественными объединениями

В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 07.10.2011 № 258 «О проведении конкурса социально значимых проектов, выполняемых гражданами и общественными объединениями п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить решение конкурсной комиссии (протокол от 26.12.2011) о победителях конкурса социально значимых проектов, выполняемых гражданами и общественными объединениями (далее - конкурс) согласно прилагаемому перечню.

2. Управлению делами администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области (Золотухин Н.А.) до 01.05.2012 года произвести перечисление денежных средств победителям конкурса.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Горнина Л.В.


ПЕРЕЧЕНЬ

победителей конкурса социально значимых проектов,

выполняемых гражданами и общественными объединениями

п/п

Город (район)

Победитель

Название проекта

Сумма

(тыс. рублей)

II. Проекты, направленные на создание условий по развитию дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, краеведческой и экологической деятельности

\


Куйбышевский район

Науменко Галина Геннадьевна

«Живой уголок в образовательном учреждении»

70,00

Приложение №4


Участие учащихся в районных, областных конкурсах. научно-практических конференциях.

2011 год


  1. Областной тур Всероссийского конкурса «Юннат» в номинации «Цветоводство» - Грамота за активное участие;






Приложение №5

Участие учащихся в районных, областных конкурсах. научно-практических конференциях.

2012 год


  • Всероссийском конкурсе-игре по естествознанию «Человек и природа» - Диплом «Золотая сотня» Новосибирской области ;

  • Победитель в районном этапе Областного тура всероссийского конкурса «Летопись добрых дел по сохранению природы» в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей»;

  • Призер в районном этапе Областного тура Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология позвоночных животных»;

  • Призер в районном этапе Областного тура Всероссийской научной эколого биологической олимпиады, в номинации «Ботаника»;

  • Призер муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по биологии

  • Участие в III муниципальном конкурсе экологических проектов «Моя планета» с проектом «Наш зеленый мир»;



Приложение №6


Участие учащихся в районных, областных конкурсах. научно-практических конференциях.

2013 год



  • Международный конкурс - игра по естествознанию «Человек и природа» - Диплом Российского призера

  • Международный конкурс - игра по естествознанию «Человек и природа»- Диплом «Золотая сотня» Новосибирской области

  • Областной смотр-конкурс творческого мастерства обучающихся эколого-биологических объединений «СозвездиЯ» - призеры в районном этапе;

  • Областной тур Всероссийского конкурса «Летопись добрых дел по сохранению природы» в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» - победитель в районном этапе;

  • муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады по биологии - победитель;

  • Районная научно-практическая конференция школьников Куйбышевского района «Школа успеха» секция «Биология, химия» -II место.






Приложение №7





























Приложение №8


Повышение квалификации

2011 год



  • КФНГПУ - краткосрочные курсы повышения квалификации на базе «Управление введением ФГОС НОО в общеобразовательном учреждении» - 72 часа;





















Приложение №9

Повышение квалификации

2012 год



  • КФ ФРБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» - «Особенности реализации ФГОС основного общего образования в процессе преподавания естественно-научных предметов» - 108 часов;

  • КФ ФРБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» - мастер-класс по теме: «Формы представления педагогического опыта» - 6 часов; (Приложение)

















Приложение №10


Обобщение и распространение опыта

2011 год

  • Участие в региональном семинаре по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях межведомственного взаимодействия при переходе образовательного учреждения на ФГОС НОО»;






Приложение №11


Обобщение и распространение опыта

2012 год

  • Победитель Областного конкурса социально-значимых проектов, выполняемых гражданами и общественными объединениями;

  • Участие в вебинаре по теме «Реализация требований ФГОС для основного общего образования в линии УМК по биологии Н.И.Сонина, В.И.Сивоглазова и др.»;

  • Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выступила с докладом по теме «Формирование образовательных компетенций обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности»

  • Участие в районном конкурсе «Я выбираю УМК»;

  • Выступление - «УМК по химии, биологии реализующих требования стандартов второго поколения» - РМО учителей биологии и химии;

  • Выступление - «Развитие личности через формирование универсальных учебных действий» - РМО учителей биологии и химии.



Приложение №12


Обобщение и распространение опыта

2013 год


  • Участие в вебинаре «Возможности УМК биологии «Линия жизни» в рамках перехода на ФГОС»;

  • Участник творческого отчета учителей естественных наук в рамках областного научно-практического фестиваля «Опыт формирования систем управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»;

  • Участие в семинаре «Изменение биологического образования в условиях перехода на ФГОС» - ОблЦИТ;

  • Участие в семинаре «Преподавание биологии по учебникам издательства «Дрофа» в условиях перехода на ФГОС нового поколения» - НИПКиПРО.

  • Участие в III Межрайонном педагогическом форуме «Модернизация воспитательного процесса: инновации и опыт». Классный час «Сохраним природу-сохраним мир»;

  • Выступление - «Новый базовый закон в сфере образования» - РМО учителей биологии и химии.


Приложение №13

Публикации:


2011 - 2012 год

  • Сборник материалов заочной Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологи в образовании: опыт реализации и оценка эффективности», статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»;

  • Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школе», статья «Адаптивная система обучения с использованием ИКТ и элементы технологи модульного обучения»;

  • Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: целевые ориентиры развития, статья «Адаптивная система обучения с использованием ИКТ и элементы технологи модульного обучения»;













Приложение №14


Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географииСамоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

г.Новосибирск. 01.06.11г. День Знаний. 2013г.

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географииСамоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

Классный час «Сохраним природу-сохраним мир»

Самоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географииСамоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географииСамоанализ педагогической деятельности, учителя биологии и географии

Классный час, посвященный 70-летию Курской битвы


Приложение № 15

Общественное признание педагогической деятельности


  • 2010 год - объявлена благодарность департамента образования Новосибирской области за высокий профессионализм, творческое отношение к делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

  • 2012 год - объявлена благодарность управления образования администрации Куйбышевского района муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Информационный учебно-методический центр».

  • 2013 год - благодарственное письмо управления образования администрации Куйбышевского района, Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Информационный учебно-методический центр».

  • 2013 год - Благодарность управления образования администрации Куйбышевского района, Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Информационній учебно-методический центр».


40



© 2010-2022