Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС) линия В. В. Пасечник

  Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации. Принятие новог...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА-ПАНСИОН»


Рассмотрено:

руководитель МО

_________/_____________/

ФИО

Протокол №____

от «__»________20___г.

Согласовано:

зам. руководителя по УВР (УМР, НМР)

_________/______________/

ФИО

от «__»________20____г.

Утверждено:

Руководитель ОО

_________/______________/

ФИО

Приказ № ____

от «__»________20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «____Биологии________________________________________»

_______________________5 класс___________________________________________

уровень общего образования, класс

___35_ часов





Программу составил(а):


__Фирсова С.Ю__________

ФИО педагогического работника

____1 категория__________

квалификационная категория












ЧУЛКОВО,

2015_ год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи изучения биологии

Главная цель совершенствования российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5-9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования.

В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. Цель биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки.

Данные цели достигаются при решении следующих задач:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно - познавательными, информационными, ценностно - смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Курс продолжает изучение биологии, начатый в 5 классе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

Материал курса биологии в 5 классе разделен на 5 разделов.

Во введенииобучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Школьники получают представление о методах научного познания и приобретают навыки их использования. Материал введения позволяет углубить и расширить представление о свойствах живых организмов и их приспособленности к жизни в различных средах обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы.

Раздел 2 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единице живого. Школьники узнают также о тканях растительного организма и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание в каждом параграфе уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.

Раздел 3 посвящен изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы. Обучающиеся знакомятся с многообразием и распространением бактерий, а также узнают об их положительном и отрицательном значении в природе и жизни человека, учатся избегать заражения болезнетворными бактериями.

При изучении раздела 4 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представление об их многообразии. Особое внимание уделяется значению грибов в природе и жизни человека. Школьники учатся отличать ядовитые и съедобные грибы, а так же оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.

Раздел 5 посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания. Основные отделы царства Растения изучаются последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возможность проследить усложнение растительных олрганизмов в процессе эволюции. Последний параграф данного раздела «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира» позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденной теме.

Основными формами организации учебной деятельности являются: урок, домашняя работа, экскурсии и внеурочные занятия.

При изучении биологии в 5 классе используютс я следующие методы организации учебной деятельности:

  • Объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, лекция, работа с учебником, использование наглядных средств и др.,);

  • Репродуктивный ( ситема упражнений, кейсов, обеспечивающих обратную связь и самоконтроль);

  • Метод проблемного изложения (проблемная лекция, экспериментирование);

  • Исследовательский метод.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

В основу данного курса положен системно-деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы «Окружающий мир» и составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания.

1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Формы промежуточной итоговой аттестации:

- устные ответы,

- тематические сообщения,

- самостоятельные работы,

- контрольные работы,

- тесты,

- зачётно-обобщающие уроки.

1.4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

  1. Личностные результаты

учащиеся 5 класса должны

  • Знать основные принципы отношения к живой природе;

  • Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.

  1. Метапредметные результаты

учащиеся 5 класса должны

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

  • Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

  1. Предметные результаты

В познавательной сфере учащиеся 5 класса должны

  • Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.

  • Различать жизненные формы растений;

  • Знать строение и процесс деления клетки;

  • Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;

  • Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;

  • Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;

  • Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;

  • Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;

  • Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.

В ценностно-ориентационной сфере

  • Знать основные правила поведения в природе.

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности

  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.

  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности

  • Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.

  • Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

В эстетической сфере

  • Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.

  • Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

в результате изучения курса «Биология. 5 класс» ученики 5 класса научатся:

  • Характеризовать признаки растительных организмов

  • характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;

  • различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;

  • характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным организмам;

  • различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;

  • регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;

  • различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;

  • определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;

  • улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;

  • находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;

ученики получат возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения биологической литературы;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;

  • выдвигать гипотезы и организовывать исследования с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

  • правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;

  • используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;

  • выделять эстетические достоинства объектов растительного мира.

1.5. Характеристика контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных результатов.


  1. Контрольно-измерительные материалы. Биология 5 класс. Сост. Н.А. Богданов. М.: ВАКО, 2014.

Инструментарий для оценивания результатов

Критерии оценки учебной деятельности по биологии:

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка уровня знаний учащихся.

Оценка устного ответа:

«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 - 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.

«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.

Оценка лабораторной работы.

«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 15-20 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 24 вопросов.

Время выполнения работы: 20-30 мин.

Оценка «5» - 22-24 правильных ответов, «4»- 17-21, «3» - 13-16 , «2» - менее 12

2.Основное содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Биология - наука о живой природе

Методы исследования в биологии

Тема 1.2. Разнообразие живой природы.Многообразие организмов и их классификация.

Отличительные признаки живого от неживого

Тема 1.3. Среды обитания живых организмов

Тема 1.4. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Тема 1.5. Экскурсия

Тема 1.6. Обобщающий урок

Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.


6

Лабораторные работы

  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

  2. Ведение дневника наблюдений.



Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.



Раздел 2. Клеточное строение организмов

Тема 2.1. Устройство увеличительных приборов

Тема 2.2. Строение клетки

Тема 2.3. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Тема 2.4. Пластиды

Тема 2.5. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Тема 2.6. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Тема 2.7. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Тема 2.8. Деление клетки

Тема 2.9. Понятие «ткань»

Тема 2.10. Обобщающий урок

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».


10

Лабораторные работы

  1. Устройство увеличительных приборов.Правила работы с ними.

  2. Изучение клеток растения с помощью лупы.

  3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

  4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

  5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

  6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.



Раздел 3. Царство Бактерии

Тема 3.1. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Тема 3.2. Роль бактерий в природе и жизни человека

Тема 3.3. Вирусы - неклеточные формы.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

3

Раздел 4. Царство Грибы

Тема 4.1. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Тема 4.2. Шляпочные грибы

Тема 4.3. Плесневые грибы и дрожжи

Тема 4.4. Грибы-паразиты

Тема 4.5. Обобщающий урок

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами.Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.


5

Лабораторные работы

  1. Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.

  2. Изучение строение плесневого гриба мукора.

  3. Изучение строение дрожжей.



Раздел 5. Царство Растения

Тема 5.1. Ботаника - наука о растениях.Многообразие растительного мира.

Тема 5.2. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Тема 5.3. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Тема 5.4. Лишайники

Тема 5.5. Мхи, папоротники, хвощи, плауны

Тема 5.6. Семенные растения. Голосеменные растения

Тема 5.7. Покрытосеменные

растения

Тема 5.8. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Тема 5.9. Обобщающий урок

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.

Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.

Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Усложнение растений в процессе эволюции.

9

Лабораторные работы

  1. Изучение строение зелёных водорослей.

  2. Изучение строение мха (на местных видах).

  3. Изучение строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника.

  4. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

  5. Изучение строения голосеменных растений.

  6. Изучение строения покрытосеменных растений



Резервное время


2

Всего:

35



















3.Тематическое планирование

5 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД


Раздел 1. Введение

6

Учащиеся должны знать:

-о многообразии живой природы;

-царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

-основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

-признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

-экологические факторы;

-основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

-правила работы с микроскопом;

-правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

-отличать живые организмы от неживых;

-пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

-характеризовать среды обитания организмов;

-характеризовать экологические факторы;

-проводить фенологические наблюдения;

-соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Учащиеся должны уметь:

-составлять план текста;

-владеть таким видом изложения текста, как повествование;

-под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

-под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

-получать биологическую информацию из различных источников;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта.


-Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание правил поведения в природе;

-понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

-воспитание в учащихся любви к природе;

-признание права каждого на собственное мнение;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

-умение слушать и слышать другое мнение.



Тема 1.1. Биология - наука о живой природе.

Методы исследования в биологии.


Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни, объясняют роль биологии в практической деятельности людей.

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии и соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Тема 1.2. Разнообразие живой природы.Многообразие организмов и их классификация.

Отличительные признаки живого от неживого.


Выделяют существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.

Тема 1.3. Среды обитания живых организмов.


Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Тема 1.4. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.


Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Тема 1.5. Экскурсия.


Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Тема 1.6. Обобщающий урок.


Анализируют и сравнивают экологические факторы.

Раздел 2. Клеточное строение организмов

10

Учащиеся должны знать:

-строение клетки;

-химический состав клетки;

-основные процессы жизнедеятельности клетки;

-характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

-работать с лупой и микроскопом;

-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

-распознавать различные виды тканей.


Учащиеся должны уметь:

-анализировать объекты под микроскопом;

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

-оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

-работать с текстом и иллюстрациями учебника.


-Формирование позновательного интереса к предмету биологии;

-представления о лупе и микроскопе как о приборах, позволяющих изучить микроскопическое строение;

-понимание необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами;

-осознания взаимосвязи живой и неживой природы;

-умения применять полученные знания в практической деятельности.


Тема 2.1. Устройство увеличительных приборов.


Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп»,«тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Тема 2.2. Строение клетки.


Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Тема 2.3. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.


Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Тема 2.4. Пластиды.


Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Тема 2.5. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.


Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Тема 2.6. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Тема 2.7. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Тема 2.8. Деление клетки.


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Тема 2.9. Понятие «ткань».


Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Тема 2.10. Обобщающий урок.


Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Раздел 3. Царство Бактерии

3

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

-разнообразие и распространение бактерий;

-роль бактерий в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику бактерий;

-отличать бактерии от других живых организмов;

-объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.


Учащиеся должны уметь:

-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.


Формирование познавательного интереса к изучению биологии;

- представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра.

Тема 3.1. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.


Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.

Тема 3.2. Роль бактерий в природе и жизни человека.


Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Тема 3.3. Вирусы - неклеточные формы.


Определяют понятие «вирус».

Раздел 4. Царство Грибы

5

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

-разнообразие и распространение грибов;

-роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику грибов;

-отличать грибы от других живых организмов;

-отличать съедобные грибы от ядовитых;

-объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь:

-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.


Формирование познавательного интереса к изучению биологии;

- осознания необходимости экстренного оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при отравлении грибами;

-умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе


Тема 4.1. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.


Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Тема 4.2. Шляпочные грибы.


Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Тема 4.3. Плесневые грибы и дрожжи.


Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Тема 4.4. Грибы-паразиты.


Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Тема 4.5. Обобщающий урок.


Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Раздел 5. Царство Растения

9

Учащиеся должны знать:

-основные методы изучения растений;

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику растительного царства;

-объяснять роль растений в биосфере;

-давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


Учащиеся должны уметь:

-выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Формирование познавательного интереса к изучению биологии;

- представления о растениях как представителях самостоятельного царства живой природы;

- осознания уникальной роли растений в создании условий для жизни на Земле;

-умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе


Тема 5.1. Ботаника - наука о растениях.Многообразие растительного мира..


Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Тема 5.2. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.


Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Тема 5.3. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.


Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Тема 5.4. Лишайники.


Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Тема 5.5. Мхи, папоротники, хвощи, плауны.


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Тема 5.6. Семенные растения. Голосеменные растения.


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

Тема 5.7. Покрытосеменные

растения.


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений.Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространённые растеня, опасные для человека. Описывают

представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Тема 5.8. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.


Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Тема 5.9. Обобщающий урок.


Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Резервное время

2

















4.Календарно-тематическое планирование

5 класс

урока

Тема урока

Дата проведения

Формы контроля

Примечание

по плану

по факту

Введение. 6часов.


1

Биология - наука о живой природе

Методы исследования в биологии





2

Разнообразие живой природы.Многообразие организмов и их классификация.

Отличительные признаки живого от неживого



Фронтальный опрос.

Лабораторная работа.


3

Среды обитания живых организмов



Фронтальный опрос


4

Экологические факторы и их влияние на живые организмы



Фронтальный опрос


5

Экскурсия





6

Обобщающий урок





Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)



1

Устройство увеличительных приборов



Лабораторная работа


2

Строение клетки



Лабораторная работа


3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука



Фронтальный опрос.

Лабораторная работа


4

Пластиды



Фронтальный опрос


5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества



Фронтальный опрос


6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)



Фронтальный опрос


7

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие



Фронтальный опрос


8

Деление клетки



Фронтальный опрос


9

Понятие «ткань»



Фронтальный опрос


10

Обобщающий урок



Тематический тест


Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)


1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность



Фронтальный опрос


2

Роль бактерий в природе и жизни человека



Фронтальный опрос


3

Вирусы - неклеточные формы.



Тематический тест


Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)


1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека



Фронтальный опрос


2

Шляпочные грибы



Лабораторная работа


3

Плесневые грибы и дрожжи



Фронтальный опрос.

Лабораторная работа


4

Грибы-паразиты



Фронтальный опрос


5

Обобщающий урок



Тематический тест


Раздел 4. Царство Растения (9 ч)


1

Ботаника - наука о растениях.Многообразие растительного мира.



Фронтальный опрос


2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания



Фронтальный опрос.

Лабораторная работа


3

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей



Фронтальный опрос


4

Лишайники



Фронтальный опрос


5

Мхи, папоротники, хвощи, плауны



Фронтальный опрос.

Лабораторная работа.


6

Семенные растения. Голосеменные растения



Фронтальный опрос.

Лабораторная работа.


7

Покрытосеменные

растения



Фронтальный опрос.

Лабораторная работа.


8

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира



Фронтальный опрос


9

Обобщающий урок



Тематический тест


Резервное время (2ч)



Итоговое контрольное тестирование по курсу биологии за 5 класс.


















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Учебники

Автор, название

Год издания

Класс

Наличие электронного приложения


Основные учебники




Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа.

2014

5

есть

Дополнительные учебники

1.




Учебно-методические пособия

Автор, название

Год издания

Класс

Наличие электронного приложения


Основные учебно-методические пособия




Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа .

2012





Дополнительные учебно-методические пособия

1.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после.


2012 г

2.

Е. М. Бенуж. «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тесты по биологии. - М.: Издательство «Экзамен»,20с;

2010г

3.

Козлова Т. А., Кучменко В. С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа,

2002г

4.

И. С. Акимушкин Занимательная биология. Смоленск «Русич»

2007г.




Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)

Название ресурса (автор, ссылка на Интернет-ресурс)

Темы, в изучении которых применяется ресурс

Класс


Основные ресурсы



Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), , 2004

Используется в течении года


Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

Используется в течении года


Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

Используется в течении года

4.

Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

Используется в течении года

5.

Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004


Используется в течении года

6.

Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006


Используется в течении года

7.

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007


Используется в течении года

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование

Название учебного оборудования


Класс

Натуральные объекты

  • наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа; набор микропрепаратов по разделу «Животные»

  • живые комнатные растения;

  • гербарий «Основные отделы растений»;

  • гербарий «Морфология растений»;

  • гербарий «Классификация покрытосеменных»;

  • гербарий лишайников местных видов;

  • коллекция «Шишки голосеменных»;

  • коллекция «Плоды и семена»;

  • плодовые тела гриба- трутовика;

  • колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;

  • спилы деревьев

  • вредители важнейших сельскохозяйственных культур (коллекция раздаточная)

  • вредители леса (коллекция раздаточная)

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

2.

Приборы и лабораторное оборудование

  • лупы,световые микроскопы

  • иглы препаровальные

  • пинцет анатомический с насечкой

  • стекла предметные и покровные

  • фильтровальная бумага

  • пипетки

  • пробирки

  • зажим пробирочный

  • мензурки, лабораторные стаканы

  • спиртовки лабораторные

Ф.

Ф.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

3.

Средства на печатной основе

  • демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы», «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения», «Основные этапы развития растительного мира»; и другие;

  • дидактический материал:

  • динамическое пособие деление и рост клеток;

  • систематические категории;

Ф.


Ф.

Ф.

Ф

Ф

4.

Муляжи

  • плодовых тел шляпочных грибов

  • плодов покрытосеменых

Ф.

Ф.

Компьютерная техника и интерактивное оборудование

Название учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется оборудование

Класс

компьютер


мультимедийный проектор


Интерактивная доска





















Приложение 6


Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе


Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись






























8


© 2010-2022