Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь - натуралист»

Курс внеурочной деятельности по естественно-научным предметам (биология, география, химия) «Юный исследователь - натуралист» знакомит учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами. Он направлен на формирование у обучающихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того, подготавливает обучающихся к изучению ботаники в 6 классе.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









1.Пояснительная записка.

В каждом ребенке спит величайший гений, творец.

Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить его .

Человек живет в мире науки. Он постоянно учится, осуществляя свою связь с природой не только генетически, но и пользуясь полученными знаниями. Используя эти знания, анализируя их, он может видеть плоды своей деятельности. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у школьников. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни - вот одна из главных задач педагога на современном этапе. Решение данной задачи можно осуществить через внеурочную деятельность обучающихся.

Курс внеурочной деятельности по естественно-научным предметам (биология, география, химия) «Юный исследователь - натуралист» знакомит учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами. Он направлен на формирование у обучающихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того, подготавливает обучающихся к изучению ботаники в 6 классе.

Личность не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона. Поэтому важно формировать у обучающихся чувство любви к своей малой родине, знакомить с особенностями родного края.

Наш мир состоит из веществ. Вещество - это нечто, занимающее пространство, то, что мы можем почувствовать, с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса или осязания. Химия окружает нас всюду. Она представляет собой часть нашей повседневной жизни.

Цель программы: развитие мотивации личности к познанию природы как основы развития образовательных запросов.

Задачи:

Образовательные:

  • повысить мотивацию у детей к изучению наук о природе.

  • расширить и конкретизировать знания о растениях (разнообразии и основных жизненных процессах)

  • обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования окружающей среды;

  • расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и жизни человека;

  • сформировать у учащихся знания о родном крае, как о территории со своеобразной природой;

  • дать представление о прикладной химии

  • формировать основы научного мировоззрения, творческого воображения.

Воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к природе;

  • способствовать осознанию значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, умению сопереживать.

  • воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Развивающие:

  • развить основные приёмы мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия);

  • формировать умения и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности,

  • развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;

  • развитие творческих способностей ребенка.

В целом программа внеурочной деятельности позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний таких школьных предметов как биология, география, химия.

Особенности программы.

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь - натуралист» разработана по направлению «Общеинтеллектуальное». Теоретические и практические основы программы -:

- Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н. Пономапева и др. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана - Граф, 2005 - 72.

- Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: методическое пособие. - М. : Вентана - Граф, 2013. - 80 с.

- Б.Боннет. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения. - М. : АСТ: Астрель, 2008. - 127 с.

- С.У.Мойе. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 96 с.

Представленная программа разработана для обучающихся 5 класса с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 35 ч и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками ( 1 час в неделю).

Срок реализации: 2015 - 2016 учебный год.

Основные принципы содержания программы.

Содержание данной программы включает следующие принципы:

- принцип системности и целостности;

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип практической направленности;

- принцип целенаправленности и последовательности деятельности.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность: экскурсия, лабораторные работы, практические работы, викторины, создание экологических листовок.

Методы организации образовательного процесса:

  • словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);

  • наглядный (иллюстрации, демонстрации);

  • практический (практические работы);

  • аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов);

  • исследовательский (проектно-исследовательская деятельность).

Способы проверки результатов: тест, биологические викторины, выпуск экологической листовки, коллекция «Насекомое п.Чердаклы», гербарии «Листья деревьев п. Чердаклы», «Растение п. Чердаклы», анкетирование учащихся в конце учебного года.



2.Содержание курса.

Раздел

Количество

часов

1

Введение

1

2.

Биология

12

2.1.

Общее знакомство с растениями.

8

2.2.

Общее знакомство с животными.

4

3.

География.

8

3.1.

География Ульяновской области и Чердаклинского района.

8

4.

Химия.

12

4.1.

Увлекательные опыты по химии.

12

5.

Подведение итогов.

2

Итого:

35

1.Введение - 1 ч.

Правила работы в кабинете и во время выполнения практических работ. Цель и задачи курса.

2.Биология - 12 ч.

Растение - живой организм. Органы растения. Жизненные процессы в растении. Плоды и семена. Значение плодов и семян в жизни растений. Многообразие плодов и семян. Правила изготовления гербариев растений и их органов. Декоративные растения. Фенологические наблюдения за растениями. Животное - живой организм. Внешнее строение животного на примере насекомых. Правила изготовления коллекций. Причины исчезновения растений и животных. Охрана растений и животных.

Лабораторные работы:

1.Сухие и сочные плоды.

2.Внешнее строение насекомого.

3.Охраняемые растения и животные п. Чердаклы.

Практические работы:

1.Листья деревьев.

2.Гербарий растения.

3.Сухие плоды.

4.Посадка семян бархатцев.

5.Насекомое п.Чердаклы

6.Внимание: первоцветы.

Экскурсия 1. Растения п.Чердаклы.

3.География - 8 ч.

Географическая карта и правила работы с ней. Понятие плана местности. Основные методы ориентирования на местности. Компас . Природные объекты: муравейник, ветви деревьев, мох на стволах деревьев. Рельеф. Горные породы и их происхождение. Минералы. Моря. Океаны. Внутренние воды: озера, реки. Памятники природы. Памятники природы Чердаклинского района: о.Песчаное, б.Кочкарь, Орешник

Лабораторные работы:

4.Определение местонахождения п.Чердаклы.

5.Минералы и горные породы Ульяновской области.

Практическая работа 7. Построение плана школы.

Экскурсия 2. Многообразие организмов на территории Чердаклинского района.

4.Химия - 12 ч.

Химия - наука о веществах. Правила поведения во время проведения химического опыта. Лабораторные посуда и оборудование. Методика проведения опытов младшими школьниками.

Практические работы:

8.Добываем уголь.

9. Сила одной свечи.

10. Соус - чистильщик.

11. Лучшие пузыри.

12. Оставаясь на плову.

13. Тяжелый газ.

14. Можно все уладить.

15. Цветные комбинации.

16. В поисках сокровищ.

17. Плавающие и тонущие яйца.

18. Изящные кристаллы.

Лабораторная работа 6. Химическая посуда и оборудование.

3.Календарно - тематическое планирование.

Тема занятий.

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Описание занятий

Примечание

1.

Введение. Правила ТБ.

1

02.09

Беседа, рассказ, разгадывание чайнворда

Биология - 12 ч.


2.

Растение - живой организм. Экскурсия 1: «Растения п.Чердаклы»

1

09.09

Экскурсия, работа со справочником, сбор листьев деревьев, сбор однолетних растений, рассказ

3.

Практическая работа 1: «Листья деревьев».

1

16.09

Правила изготовления гербария, изготовление гербария «Листья деревьев»

4.

Практическая работа 2: «Гербарий растения»

1

23.09

Изготовление гербария однолетнего растения

5.

Плоды и семена. Лабораторная работа 1: «Сухие и сочные плоды»

1

30.09

Рассказ, обсуждение, отгадывание загадок, работа с коллекциями семян

6.

Практическая работа 3: «Сухие плоды».

1

07.10

Изготовление коллекции «Сухие семена».

7.

Фенологические наблюдения за декоративными растениями.

1

14.10

Рассказ, просмотр презентации, работа с дневником «Фенологические наблюдения»

8.

Практическая работа 4: «Посадка семян бархатцев»

1

21.10

Посадка семян бархатцев, работа с дневником «Фенологические наблюдения»

9.

Животное - живой организм. Лабораторная работа 2: «Внешнее строение насекомого»

1

28.10

Рассказ, викторина, работа с коллекциями насекомых

10.

Практическая работа 5: «Насекомое п.Чердаклы»

1

11.11

Изготовление коллекции насекомых

11

Практическая работа 5: «Насекомое п. Чердаклы»

1

18.11

Изготовление коллекции насекомых

12

Охрана растений и животных. Лабораторная работа 3: «Охраняемые растения и животные п.Чердаклы». Практическая работа 6: «Внимание: первоцветы»

1

25.11

Просмотр презентации, рассказ с элементами беседы, создание экологической листовки.

13

Викторина «Растительный и животный мир».

1

02.12

Отгадывание видео-викторины, игра

География - 8 ч.


14

Географическая карта Ульяновской области. Лабораторная работа 4: «Определение мнстонахождения п. Чердаклы»

1

09.12

Рассказ, работа с физической картой Ульяновской области

15

План местности. Ориентирование на местности.

1

16.12

Рассказ, обсуждение, беседа

16

Практическая работа 7: «Построение плана школы».

1

23.12

Работа на местности

17

Рельеф и горные породы Ульяновской области. Лабораторная работа 5: «Минералы и горные породы Ульяновской области»

1

13.01

Рассказ, работа с коллекциями «Горные породы и минералы»

18

Внутренние воды Чердаклинского района, п.Чердаклы.

1

20.01

Рассказ, работа с физической картой Чердаклинского района

19

Памятники природы Чердаклинского района.

1

27.01

Работа в музейной комнате школы, рассказ с элементами беседы

20

Экскурсия 2: «Многообразие организмов на территории Чердаклинского района»

1

03.02

Экскурсия в ЦДОд

21

Урок-игра «Знаете ли вы родной край?»

1

10.02

Интеллектуальная игра, выполнение тестов, решение головоломок

Химия - 12 ч.


22

Мир химии. Лабораторная работа 6: «Химическая посуда и оборудование».

1

17.02

Беседа о правилах работы с химической посудой, выполнение рисунков

23

Практическая работа 8: «Добываем уголь».

1

24.02

Проведение и обсуждение химического опыта

24

Практическая работа 9: «Сила одной свечи».

1

02.03

Проведение и обсуждение химического опыта

25

Практическая работа 10: «Соус - чистильщик».

1

09.03

Проведение и обсуждение химического опыта

26

Практическая работа 11: «Лучшие пузыри».

1

16.03

Проведение и обсуждение химического опыта

27

Практическая работа 12: «Оставаясь на плову».

1

23.03

Проведение и обсуждение химического опыта

28

Практическая работа 13: «Тяжелый газ».

1

06.04

Проведение и обсуждение химического опыта

29

Практическая работа 14: «Можно все уладить».

1

13.04

Проведение и обсуждение химического опыта

30

Практическая работа 15: «Цветные комбинации».

1

20.04

Проведение и обсуждение химического опыта

31

Практическая работа 16: «В поисках сокровищ».

1

27.04

Проведение и обсуждение химического опыта

32

Практическая работа 17: «Плавающие и тонущие яйца».

1

04.05

Проведение и обсуждение химического опыта

33

Практическая работа 18: «Изящные кристаллы».

1

11.05

Закладка опыта

34

Подведение итогов.

1

18.05

Обсуждение результатов опыта «Изящные кристаллы», работа с дневником «Фенолгические наблюдения»

35

Подведение итогов.

1

25.05

Анкетирование, просмотр фильма о природе

4.Личные и метапредметные результаты.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих

Личностных результатов:

• Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

• Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

• Умение работать с разными источниками информации;

• Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения органов и процессов жизнедеятельности растений;

• необходимости защиты растительного мира;

• роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

• различение органов цветкового растения;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений растений к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

-проведение химических опытов

-умение работать по карте

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете химии;

• соблюдение правил работы с лабораторной посудой.

-правила изготовления коллекций.

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



5.Информационно-методическое обеспечение.

  • Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н. Пономапева и др. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана - Граф, 2005 - 72.

  • - Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: методическое пособие. - М. : Вентана - Граф, 2013. - 80 с.

  • - Б.Боннет. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения. - М. : АСТ: Астрель, 2008. - 127 с.

  • - С.У.Мойе. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 96 с.

  • Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. - 234 с.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.

  • Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. - 213 с.

  • Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.

  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.

  • Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007.

  • Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.

  • Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

  • Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова. Правительство Ульяновской области. - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.

  • Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 класс - М.Просвещение, 2012г.

Интернет-ресурсы

  • school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  • fcior.edu.ru/

  • bio.1september.ru - газета «Биология»

  • bio.nature.ru - научные новости биологии

  • edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  • km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  • video.edu-lib.net - учебные фильмы







© 2010-2022